Проблемы уменьшения сроков возмещения ндс по экспортным операциям А. Е. Картошкин




Скачать 47.65 Kb.
Дата24.04.2016
Размер47.65 Kb.
Проблемы уменьшения сроков возмещения НДС по экспортным операциям
А.Е. Картошкин, начальник юридического отдела

ООО "АК "Атомик-Аудит",

член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

Важными для налогоплательщиков-экспортеров являются изменения, внесенные Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ. Они направлены на совершенствование налогового администрирования. Во-первых, согласно нового абз.8 ст. 165 п.1 п/п 3 НК РФ для подтверждения ставки 0% налогоплательщик может представить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ, вместо непосредственно таможенных деклараций (их копий), в порядке, определяемом Министерством финансов РФ по согласованию с Федеральной таможенной службой. Вторая поправка, внесенная в п. 3 ст. 176 НК РФ, позволяет налоговым органам принимать несколько решений по итогам камеральной проверки деклараций в части экспортного НДС. С 1 января 2009 г. в отношении одной декларации могут быть приняты два отдельных решения: в отношении частично подтвержденной налоговым органом суммы НДС и в части отказанной к возмещению. До этого времени в случае частичного неподтверждения суммы НДС, принималось только решение об отказе в возмещении в полной сумме.

Но остался нерешенным один из самых важных вопросов в процедуре возмещения экспортного НДС, а именно уменьшение сроков возврата. К сожалению, Федеральный закон 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ, введя некоторое упрощение документооборота и возможность возмещения частично подтвержденного НДС, не решает принципиально проблему по сокращению сроков возмещения НДС. Практика показывает, что в большинстве случаев срок возмещения суммы экспортного НДС затягивается на более продолжительное время: полгода на сбор документов, три месяца на камеральную проверку, две недели на возврат. А если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, то предприятие-экспортер вынуждено обжаловать решение об отказе в вышестоящий налоговый орган, а далее в суд. В связи с этим уместно сказать, что одними из самых распространенных в арбитражных судах являются налоговые споры, связанные с возмещением НДС. С каждым годом их количество растет. Налоговые органы, стремясь наполнить бюджет и ведя борьбу с недобросовестными налогоплательщиками-экспортерами, постоянно ищут все новые основания для отказа в возмещении НДС. Получается, что гарантированно экспортеры могут добиться возмещения НДС из бюджета только через суд. При положительном для экспортера судебном решении срок возврата, тем не менее, увеличивается еще на 9 месяцев – таковы сроки прохождения дела в трех судебных инстанциях – первой, апелляционной и кассационной. Таким образом, общий максимальный срок возврата экспортного НДС может составить до 1,5 года.

Позиция Минфина РФ и ФНС РФ в вопросе сокращения сроков возмещения экспортного НДС противоречива, т.к. НДС принято считать самым "коррупционным налогом". С одной стороны, нужно выполнять поручения Президента и Правительства РФ по неувеличению налогового бремени в условиях финансово-экономического кризиса, а с другой, необходимо не допускать необоснованного изъятия средств из федерального бюджета.



Статистика.

  • По данным ФНС РФ, в 1-м полугодии 2008 г. налоговые органы отказали в возмещении НДС на 78 млрд. руб. За это время арбитражные суды признали необоснованными решения налоговых органов об отказе в возмещении на 30 млрд. руб. Абсолютные суммы "спорного" НДС продолжают расти вместе со сборами налога.

  • Доля отказов и процент отсуживаемых налогоплательщиками сумм (по отношению к заявленным) остаются неизменными. Так, в 2007 г. при затребованных к возмещению 1262 млрд. руб. ФНС РФ отказала в возврате 117 млрд. руб., что составляет 9,3% от заявленной суммы. В 2006 г. доля отказов составляла 9,2%, в 2005г. — 9,1%.

Уменьшение сроков возмещения НДС и проведения контрольных мероприятий в отношении традиционных экспортеров должно ускорить поступление ресурсов на пополнение оборотных средств налогоплательщиков уже в течение 1,5 - 2 месяцев после отгрузки товара, а не в течение 6 – 9 месяцев (без учета судебных разбирательств), как это происходит сейчас.

Предлагаю рассмотреть следующие процедуры по упрощению порядка возмещения НДС для традиционных экспортеров.

Во-первых, ввести 2-этапный порядок принятия решения о возмещении НДС. Первоначально, в достаточно небольшой срок, до одного месяца со дня отгрузки товаров, в налоговый орган предоставляется сокращенный перечень документов. Это могут быть: реестр таможенных деклараций с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и копия контракта. На основе указанных документов, налоговый орган выносит предварительное решение об обоснованности/необоснованности применения ставки 0% и разрешении возмещения НДС из бюджета по экспортируемым товарам, обязательное к исполнению органами федерального казначейства. На втором этапе, в срок до 180 дней с даты отметки таможенного органа о помещении товаров под режим экспорта, предоставляются оставшиеся документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. На основании основной камеральной проверки налоговый орган выносит окончательное решение об обоснованности/необоснованности применения ставки 0% и возмещении НДС из бюджета.

Во-вторых, стоит вернуться к подаче отдельной ежемесячной декларации по экспортному НДС. По действующему порядку отражение оборотов по экспорту товаров - в общей декларации за трехмесячный налоговый период, соответственно, на этот же срок увеличивает срок возмещения экспортного НДС.

В-третьих, следует сформировать перечень традиционных экспортеров. Налоговые органы в 2000-2004г.г. по собственной инициативе составляли списки традиционных экспортеров на уровне территориальных управлений МНС РФ с последующим утверждением в центральном аппарате МНС РФ. В Налоговый Кодекс РФ может быть введено понятие - «перечень традиционных экспортеров». Предварительное формирование перечня избавит предприятия-экспортеры от излишних споров с налоговыми органами, по поводу применения к ним критериев отнесения налогоплательщика к традиционным экспортерам. В перечень должны попадать только добросовестные экспортеры, имеющие соответствующие средства, чтобы возместить потери бюджета, если не будет надлежащего подтверждения экспорта по упрощенному списку документов.

Критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к традиционным экспортерам, классифицируются по следующим признакам:

  1. Указывающие на стабильность деятельности предприятия-экспортера посредством длительности внешнеэкономических хозяйственных связей, постоянства номенклатуры поставляемых товаров, наличие постоянных иностранных партнеров и российских поставщиков товаров и комплектующих;

  2. Приближенность экспортера к непосредственному производству экспортируемой продукции;

  3. Суммарная величина суммы экспортных поставок, стоимость основных средств и имущества, находящихся в собственности экспортера;

  4. Экспорт наиболее значимых для экономической безопасности страны товаров.

Из них можно выделить основные признаки, указывающие на добросовестность налогоплательщика, применимые для подавляющего большинства предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. Это: приближенность экспортера к непосредственному производству экспортируемой продукции; история налоговых правонарушений; экспорт наиболее значимых для экономической безопасности страны товаров.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница