Проблемы определения эффективности таможенного дела




Скачать 64.55 Kb.
Дата24.04.2016
Размер64.55 Kb.
Карпун Дарья Павловна

студентка 3 курса экономического факультета

Ростовского Филиала Российской Таможенной Академии
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В данной статье рассмотрены основные проблемы, стоящие при выборе критериев определения эффективности таможенного дела. Понятие эффективности таможенного дела исследуется как с позиций таможенных органов, так и с позиции участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенная деятельность, эффективность таможенного дела.

This article examines the key issues in selecting the criteria for determining the efficiency of customs. The concept of the effectiveness of Customs examined from the standpoint of both customs authorities and with the positions of the participants of foreign economic activity.

Keywords: customs operations, efficiency of customs
Определение эффективности таможенного дела в условиях модернизации таможенной службы, интеграции России в международное экономическое пространство, унификации таможенных процедур является одним из наиболее значимых моментов.

В экономической науке вопросам эффективности посвящено немало исследований. В классическом понимании эффективность – это отношение результатов к затратам. При этом эффективность таможенного дела является наименее изученным экономическим явлением. Это обусловлено целым рядом трудностей.

Одним из наиболее значимых моментов является отсутствие однозначных подходов к критериям эффективности таможенного дела.

Научный поиск оптимального решения в области оценки эффективности деятельности таможенных органов затрудняется рядом объективных факторов и условий[1].

Во-первых, это связано с процессами формирование в стране рыночной экономики и интегрирования России в мировое хозяйство. По существу формируется новая экономическая система.

Во-вторых, создаются новые таможенные пространства на базе территорий государств-участников СНГ, таможенного Союза, свободных экономических зон и т. д. У таможенных органов, которые действуют на этих

территориях, появляются новые цели, задачи и функции.

В-третьих, ускоренная организация структур управления, создание многоуровневого управления, «перестраивание» зон таможенного влияния в таможенной системе в течение 1992 – 2002 гг. опережала прогресс разграничения полномочий таможенный органов, а следовательно, их целей, задач и функций. Отсюда многие методики по оценке деятельности таможенных органов делались заранее морально устаревшими и

неэффективными.

В-четвертых, вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО) поставили перед таможенным делом РФ серьезную проблему пересмотра соотношений фискальной и правовой функций. Одним из рекомендательных требований этих организаций является тот факт, что страна-участник ВТО не может брать таможенных налогов больше, чем таможенная служба расходует на свое содержание.

Есть и концептуальные проблемы отнесения таможенной деятельности к той или иной сфере[2].

Первый подход – это управленческая деятельность (ФТС – орган испонительной власти, таможня для государства) – эффективность в сфере управления, второй подход – это производственная сфера – экономическая эффективность, третий подход – сфера услуг (Таможня для участника ВЭД) – маркетинг таможенных услуг государственная таможенная услуга (ГТУ) − общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узкой формулировке таможенная услуга − действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников ВЭД.

Таможня является связующим звеном между государством и бизнес-сообществом. Если рассматривать эффективность таможенного дела с позиций участника внешнеэкономической деятельности, то необходимо обратить внимание на такой показатель как скорость выпуска таможенной декларации. В этом случае возникает вопрос что понимать под затратами. С количественной стороны это[3]:

- стоимость работы таможенного инспектора по оформлению 1 ТД;

- стоимость услуг таможенного брокера;

- стоимость по хранению груза.

При определении эффективности таможенного дела с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эфффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности.

В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Поскольку цели могут быть разными – экономическими, организационными, правовыми, финансовыми или психологическими, существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов.

Для одних исследователей подход основывается на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария.

Другие специалисты считают, что необходимо применить наиболее синтезированные показатели, например, объем задач или потенциал таможенных органов на базе таможенной среднерасчетной задачи.

Третьи считают, что из всех возможных единых критериев оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительней является средний «доход» в единицу времени, взимаемый таможенными органами с клиента.

Существует также мнение о дифференцированном подходе к оценке эффективности деятельности разных уровней управления и типов ТО.

Есть и другие мнения, увязывающие таможенную деятельность и ее оценку с наукой об управлении информационными, материальными и др. потоками в больших системах или теорией массового обслуживания.

Наконец, существует также точка зрения о том, что для таможенной деятельности нельзя планировать отдельные показатели, поэтому трудно говорить о полноте оценки ее эффективности.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции[4]:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными

договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических

средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других

товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными

органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

В связи с этим мы считаем, что оценку эффективности таможенного дела необходимо проводить с использованием интегрального показателя, учитывающего показатели по каждому из перечисленных направлений.

Реализация данной цели требует пересмотра организационно-методических инструментов в научных исследованиях, что предполагает проведение модернизации всей научной деятельности в таможенной системе.


Литература

  1. www.garant.ru// Справочно-информационная система «Гарант».

  2. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2009. –768с.

  3. www.customs.ru// Сайт таможенного законодательства и таможенных новостей

  4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница