Проблемы и перспективы развития российского законодательства об опционах в условиях нестабильности рынка производных финансовых инструментов




Скачать 284.76 Kb.
Дата06.05.2016
Размер284.76 Kb.




Л.А. КОПЕИНА,

аспирантка Российской академии адвокатуры и нотариата


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЦИОНАХ

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ РЫНКА ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Не вызывает сомнений, что российской экономике остро требуется эффективно функционирующий срочный рынок. К настоящему моменту уже сложились важные предпосылки для его развития. Несмотря на общее осознание важности срочного рынка для эффективного управления рисками и его положительного влияния на экономику страны, существует целый ряд объективных причин, сдерживающих его развитие.
Ключевые слова: ценовая конкуренция, финансовые ресурсы, угроза инфляции, срочные товарные рынки, опционное свидетельство.
L.A. KOPEINA,

post-graduate student of the Russian academy of advocacy and notariat
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE RUSSIAN LEGISLATION ON OPTIONS IN THE CONDITIONS OF INSTABILITY OF THE MARKET FOR DERIVATIVE FINANCIAL INSTRUMENTS
There is no doubt that the Russian economy urgently needs a fully functioning derivatives market. By this time already developed important preconditions for its development. Despite a general awareness of the importance of the derivatives market for effective risk management and its positive impact on the economy of the country, there are a number of objective reasons, hindering its development.
Key words: price competition, financial resources, the threat of inflation, term commodity markets, the optional certificate.
Перспективы и макроэкономические последствия развития срочного рынка в России очевидны: у российских предприятий и инвесторов появляется новое средство для более эффективного управления риском1. Наличие развитого срочного рынка позволит повысить прозрачность механизма ценообразования на товарных и финансовых рынках, вследствие чего появится возможность для свободной ценовой конкуренции2. С появлением нового финансового сектора повысится комплексность развития финансового рынка, что будет способствовать повышению его устойчивости. Возникнет новый сектор финансовых инструментов, оборот которых способен отвлечь свободные финансовые ресурсы и тем самым снизить угрозу инфляции.

С созданием в России срочных товарных рынков будет обеспечена основа для перетока срочных операций с нефтью, цветными металлами и другими биржевыми товарами на территорию Российской Федерации, что повысит роль нашей страны в ценообразовании на мировом рынке стратегических товаров3. Наконец, возникнет необходимый набор макроэкономических прогнозных индикаторов, что позволит повысить качество макроэкономических прогнозов4.

Как уже было сказано, на рынке производных финансовых инструментов посредством заключения срочных сделок продаются и покупаются не реальные товары, а права и обязанности в отношении стандартных контрактов: форвардов, фьючерсов, опционов, свопов и др. Согласно российскому законодательству ни один из перечисленных производных финансовых ин­струментов не является имуществом или ценной бумагой (ст. 128, 142 и 143 Гражданского кодекса РФ). До недавнего времени в России существовала только од­на производная ценная бумага – опционное свидетельство, введенное постановлени­ем ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. № 1 «Об опционном свидетельстве, его применении и ут­верждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссий»5. Из содержания этого нормативного акта следовало, что опционное свидетельство, являясь эмиссионной ценной бумагой, выпускалось исключительно на ценные бумаги, об­ращавшиеся на вторичном рынке. В этом опционные свидетельства, безусловно, были схожи с опцион­ными договорами, однако по всем остальным экономическим критериям эти инструменты не имели ничего общего6.

Ввиду быстрого развития срочный рынок является слабо регулируемым и в России, и за рубежом, представляя собой уникальный пример заведомой не­действительности подавляющего большинства сделок, заключаемых в весьма значи­мой сфере экономики. Самым проблемным является рынок опционных контрактов.

Десять лет назад Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» было включено понятие опциона и установлены особенности эмиссии опционов. Согласно ч. 4 ст. 2 этого Закона, опцион эмитента – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Оценить совокупный оборот российского срочного рынка достаточно сложно. Статистические данные, позволяющие проводить достоверный мониторинг происходящих на нем процессов, большей частью отсутствуют. Публикуемая информация отражает или состояние биржевого сегмента рынка, или выборочно срочные операции кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако данные свидетельствуют о начале бурного развития срочного рынка в России; уже выделились оба сегмента рынка – биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок представлен банками и инвестиционными компаниями, которые заключают между собой в основном форвардные сделки с ценными бумагами по прямым договорам без централизованного клиринга. В этом сегменте можно выделить и внутренний рынок опционов на фондовые активы, которые крупные банки котируют для своих клиентов. Некоторые из участников выставляют котировки и для внешнего рынка.

Российский биржевой рынок производных инструментов большей частью сосредоточен на двух торговых площадках – Фондовой бирже РТС (торговая система FORTS) и ММВБ. Пожалуй, РТС является единственной торговой площадкой в стране, поддерживающей сформированный и вполне ликвидный «фондовый» срочный рынок. Оборот региональных бирж, организующих торги фьючерсами и опционами, остается крайне незначительным.

Бум срочного рынка в России имел место в 1997–1998 гг. Основные объемы операций со срочными контрактами в этот период проходили на пяти крупнейших биржевых площадках. После финансового кризиса 1998 г. восстановление срочной торговли началось только в конце 2001 г., причиной чему стало переключение в 2000 г. интереса участников рынка ценных бумаг на маржинальную торговлю. Итак, в сентябре 2001 г. Фондовая биржа РТС запустила проект FORTS (Futures and Options on RTS). Через два года (в конце 2003 г.) участники системы проводили операции с 15 фьючерсными контрактами на акции РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», НК «ЛУКойл», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сургутнефтегаз» и инвестиционный индекс S&P/RUIX, а также на курс безналичного доллара США и на облигации Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. Опционы были представлены тремя парами колл и пут на фьючерсные контракты на акции РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и НК «ЛУКойл». За 2003 г. объем операций с фьючерсами увеличился вдвое – с 264 до 544 миллионов долларов, а объем торгов опционами вырос в 6,5 раз – с 5 до 45 миллионов долларов. Тенденция очевидная, ведь данный вид контрактов позволяет довольно просто хеджировать риски, связанные с рыночным изменением котировок акций.

Следующим качественным скачком послужило внедрение в конце 2003 г. фьючерса на облигации Городского облигационного (внутреннего) займа г. Москвы, заново открывшее сегмент процентных производных инструментов в России. Несмотря на сильный рост, объем торгов остается на достаточно низком уровне. Доля производных ценных бумаг в совокупном объеме торговли составляет лишь 5%, по сравнению с 50% для западных рынков7.

Не вызывает сомнений, что российской экономике остро требуется эффективно функционирующий срочный рынок. К настоящему моменту уже сложились важные предпосылки для его развития. Несмотря на общее осознание важности срочного рынка для эффективного управления рисками и его положительного влияния на экономику страны, существует целый ряд объективных причин, сдерживающих его развитие. В первую очередь к ним нужно отнести отсутствие должного правового регулирования и связанный с ним высокий юридический риск. Требуется законодательное описание основных понятий и технологий срочного рынка, определение порядка функционирования участников рынка и системы государственного регулирования. Участники срочного рынка должны получить возможность защищать свои требования по производным финансовым инструментам в суде. Необходимо зафиксировать отличительные особенности срочных сделок, отделив их тем самым от сделок пари, которые, согласно Гражданскому кодексу РФ, не являются сделками, оспаривание или востребование обязательств по которым возможно в судебном порядке. Требуется законодательное определение основополагающих понятий и терминов срочного рынка, без которых юридическая защищенность срочных сделок остается невысокой.

Государственным контрольным и надзорным органам должно быть предоставлено достаточное количество полномочий, чтобы они могли надежно обеспечить устойчивость различных сегментов срочного рынка. Вместе с тем, создавая новую правовую среду для срочных сделок, нельзя допустить избыточно жесткого регулирования. Чрезмерное регулирование этого динамичного сегмента финансового рынка неизбежно станет сдерживающим фактором в его развитии. В условиях интеграции мировых финансовых рынков это может привести к обратному результату: срочный рынок станет иностранным по отношению к России.

Из-за несовершенства законодательного оформления срочных сделок в России широкое распространение получило несколько форм ухода торговой активности за рубеж. Цены на экспортные товары России формируются на зарубежных товарных биржах – Лондонской международной нефтяной бирже (IPE), Бирже металлов (LME) и др. Европейские биржи (EUREX) организуют торговлю фьючерсными и опционными контрактами на российские акции. Современные технологии удаленного доступа и законодательные изменения позволяют трейдерам самостоятельно либо с использованием посредников участвовать в торгах на европейских и американских биржах. Дальнейшее укрепление российского срочного рынка, помимо законодательных решений, предполагает комплекс мер, направленных на создание механизмов по защите прав инвесторов и повышение информационной прозрачности рынка. В первую очередь к ним нужно отнести внедрение института неттинга (netting), представляющего собой процедуру проведения зачета встречных однородных требований и определение обязательств участников сделок.

Кроме того, существует ряд законопроектов, направленных на совершенствование текущего российского законодательства в сфере регулирования порядка совершения срочных сделок. Рассмотрим эти проекты.

Проект федерального закона № 385142-3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о деривативах) (по вопросу установления порядка совершения срочных сделок)» разработан на ос­нове Концепции законодательного регулирования срочного рынка, подготовленной рабочей группой Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции при поддержке компании «Бейкер и Макензи» (Baker & McKenzie), Немецкого общества содействия развитию бирж и финансовых ин­ститутов Группы немецкой биржи (FBF), компании «Дрезднер Кляйн-ворт Вассерштайн» (Dresdner Kleinwort Wasserstein), Ганноверской срочной товарной биржи (Hannover Warentermintwse). Проект по­зволяет заложить основы правового регулирования производных финансовых инструментов и включает поправки одновременно в семь нормативных правовых актов:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»8;

3) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»9;

4) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»10;

5) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»11;

6) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»12;

7) Налоговый кодекс Российской Федерации.

Внесение поправок в вышеуказанные законы вызвано необходимостью обеспечить надлежащее правовое регулиро­вание отношений, возникающих при заключении, изменении и рас­торжении срочных сделок, в том числе форвардных, фьючерсных и опци­онных контрактов. Итак, приведем наиболее существенные изменения, которые пред­полагалось внести в действующие законодательные акты данным законопроектом.

Гражданский кодекс РФ. Часть первую ГК РФ предлагалось дополнить ст. 424.1 «Дерива­тив», где под деривативом предполагался договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное представление за исполнение своих обязательств по истечении установленного догово­ром срока (срочная сделка) и (или) в порядке, предусмотренном пра­вилами биржи, и цена, по которой оплачивается исполнение договора, может изменяться на предусмотренных договором условиях в зависи­мости от изменения цен на иностранную валюту, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, а также изменения процент­ных ставок, стоимости кредитных ресурсов, индексов цен или про­центных ставок (базисный актив).

Кроме того, предполагалось изложить в новой редакции ст. 1062 «Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них»:



«1. Требования граждан и юридических лиц, связанные с организа­цией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в п. 5 ст. 1063 настоящего Кодекса.

2. Требования по деривативам, заключенным финансовыми организациями, действующими на основании соответствующих лицензий, подлежат судебной защите на общих основаниях».

Налоговый кодекс РФ. Предполагалось изложить в новой редакции ст. 301 части первой Налогового кодекса РФ. Для большей наглядности приведем дейст­вующую редакцию этой статьи, после чего представим ее с внесенны­ми проектом изменениями и дополнениями. Итак, в действующем Налоговом кодексе РФ формулировка статьи выглядит сле­дующим образом.

«Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения

1. В целях настоящей главы под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

Под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок). Под участниками срочных сделок понимаются организации, совершающие операции с финансовыми инструментами срочных сделок.

2. Исполнением прав и обязанностей по операции с финансовыми инструментами срочных сделок является исполнение финансового инструмента срочных сделок либо путем поставки базисного актива, либо путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок, либо путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с финансовым инструментом срочных сделок. Для операций с финансовыми инструментами срочных сделок, направленных на покупку базисного актива, операцией противоположной направленности признается операция, направленная на продажу базисного актива, а для операции, направленной на продажу базисного актива, – операция, направленная на покупку базисного актива. При этом налогообложение операций по поставке базисного актива осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 301–305 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Датой окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок является дата исполнения прав и обязанностей по операции с финансовым инструментом срочных сделок.

3. В целях настоящей главы финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке, и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке. При этом финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий:

1) порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранных государств;

2) информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

Для целей настоящей главы под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли правилами.

Для целей настоящей главы под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

Для подтверждения обоснованности отнесения операций с финансовыми инструментами срочных сделок к операциям хеджирования налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом хеджирования.

Порядок учета операций хеджирования для целей налогообложения определяется настоящей главой.

6. При проведении налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса».

Теперь представим эту статью в редакции рассматриваемого проекта.



«Статья 301. Деривативы. Особенности налогообложения

1. В целях настоящей главы под деривативом (срочной сделкой) понимаются соглашения, определяющие права и обязанности сторон сделки в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения сторон, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки. Под базисным активом дериватива понимается предмет сделки, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие деривативы.

Под участниками срочных сделок понимаются организации, заключающие деривативы.

2. Исполнением прав и обязанностей по операции с финансовыми инструментами срочных сделок (деривативов) является исполнение финансового инструмента срочных сделок либо путем поставки базисного актива, либо путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок, либо путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с финансовым инструментом срочных сделок (деривативов). Для операций с финансовыми инструментами срочных сделок (деривативов), направленных на покупку базисного актива, операцией противоположной направленности признается операция, направленная на продажу базисного актива, а для операции, направленной на продажу базисного актива, - операция, направленная на покупку базисного актива. При этом налогообложение операций по поставке базисного актива осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 301-305 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Датой окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок (деривативов) является дата исполнения прав и обязанностей по операции с финансовым инструментом срочных сделок.

В целях настоящей главы финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке, и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке. При этом финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий:

1) порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;

2) информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки (деривативы).

Для целей настоящей главы под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли правилами.

Для целей настоящей главы под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

Для подтверждения обоснованности отнесения операций с финансовыми инструментами срочных сделок (деривативов) к операциям хеджирования налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом хеджирования.

Порядок учета операций хеджирования для целей налогообложения определяется настоящей главой.

При проведении налогоплательщиками – участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса».

Таким образом, рассматриваемый проект мог бы ввести единый терминологический аппарат для разных отраслей права. Однако 16 февраля 2005 г.он был снят с рассмотрения Государственной Думой.

Фонд рыночных исследований и Инфраструктурный институт по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ подготовили концепцию совершенствования регулирования финансового рынка в России. В концепции ставятся проблема унификации законодательства, регулирующего рынок капитала, а также вопрос о повышении роли саморегулирования и саморегулируемых организаций, что позволит участникам рынка, избавившись от чрезмерного ведомственного давления, начать динамично развиваться13.

Тема о том, в каком состоянии в России находятся финансовые рынки, поднимается с начала 1990-х годов; именно с этого времени в оборот вошли такие словосочетания, как «банковская реформа», «рынок капитала», «пенсионное страхование». В то время механизмы регулирования финансовых рынков только выстраивались.

По утверждению председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности В. Плескачевского, «мы пытались предложить принцип универсального регулирования, так называемого мегарегулирования, которое есть в мире, но этого тогда сделать не удалось. У нас развитие рынка стало осуществляться на основе узковедомственного регулирования»14. Так, Центробанк России отвечает за банковскую сферу, ФСФР (ранее – ФКЦБ) – за фондовый рынок. За страховой рынок взялся отвечать Минфин России, а за пенсионный – Минтруд России. Вследствие этого возникло ошибочное представление о том, что пенсионные фонды – это социальный, а не финансовый институт. В результате такого разделения функций регулирования финансовых рынков между различными ведомствами к сегодняшнему дню можно констатировать наличие абсолютно противоречивого законодательства, оборачиваемого огромными трансакционными издержками для участников рынка. Поэтому российские рынки сегодня имеют очень серьезный системный порок развития. «И если в период становления – первые десять лет – такое ведомственное распределение регулирования было в какой-то степени оправданным, – отмечает В.С. Плескачевский, – то сегодня мы должны взяться за решение этого вопроса»15. Почему проблема развития финансовых рынков осознается только сейчас? Еще 7–8 лет назад доходность работы на них доходила до 100–150% годовых в валюте, поэтому трансакционные издержки в 20% никого не смущали, их просто не замечали16. В России финансовые рынки находятся в депрессивном состоянии. Это объясняется тем, что они имеют очень плохое правовое регулирование и очень нелогичное и плохое налогообложение, вследствие этих недостатков рынки не могут развиваться на своей основе и по своим естественным механизмам.

Теперь рассмотрим существующий механизм лицензирования в сфере рынка ценных бумах в целом и опционного рынка в частности. Итак, согласно п. 5.3 этого Положения, Федеральная служба по финансовым рынкам, помимо прочего, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов.

В соответствии с п. 6 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»17 федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах.

Ранее, до издания Приказа ФСФР РФ от 16 марта 2005 г. № 05-3/пз-н18, действовало письмо ФКЦБ от 6 февраля 2003 г. № 03-ИК-02/4178 «О подготовке отдельных документов, представляемых кредитными организациями для получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг»19.

Итак, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. № 05-3/пз-н в соответствии с п. 6 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» был утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг20, который регулирует отношения, возникающие между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Согласно п. 1.2 этого Порядка, осуществляется лицензирование следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерская деятельность;

2) дилерская деятельность;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) депозитарная деятельность;

5) клиринговая деятельность;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи.

На осуществление брокерской, дилерской, клиринговой, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, а также деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг. На осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в качестве фондовой биржи выдается лицензия фондовой биржи. На осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг выдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.

Лицензиат вправе совмещать профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, подлежащими лицензированию и не подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством России. Согласно п. 1.6 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, при первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия со сроком действия три года21.

Лицензия утрачивает юридическую силу в следующих случаях: истечение срока действия лицензии, ликвидация лицензиата или прекращение его деятельности в случае реорганизации (за исключением преобразования), аннулирование лицензии. Лицензия со сроком действия три года утрачивает юридическую силу с момента принятия лицензирующим органом решения о выдаче соответствующей лицензии без ограничения срока действия. В соответствии с п. 3.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицензионными требованиями и условиями являются:

1) соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок;

2) исполнение вступивших в законную силу судебных решений по вопросам осуществления лицензируемого вида деятельности на рынке ценных бумаг;

3) соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

5) наличие у лицензиата не менее одного контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;

6) наличие у единоличного исполнительного органа лицензиата опыта руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее одного года;

7) отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролера лицензиата;

8) обеспечение лицензиатом условий для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий, включая проведение им проверок.

Помимо соблюдения этих лицензионных требований и условий, лицензиат, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг или фондовой бирже, обязан соответствовать следующим лицензионным требованиям и условиям:

- наличие программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления деятельности организатора торговли на рынке ценных бумаг или фондовой биржи и соответствующего требованиям законодательства РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также требованиям документов, представленных в лицензирующий орган организатором торговли на рынке ценных бумаг или фондовой биржи;

- наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за обеспечение надлежащего режима работы с коммерческой, служебной и иной информацией;

- наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за листинг/делистинг ценных бумаг;

- наличие биржевого совета (советов секций);

- наличие у лицензиата – фондовой биржи, совмещающей свою деятельность с деятельностью валютной или товарной биржи (деятельностью по организации биржевой торговли) или клиринговой деятельностью, самостоятельного структурного подразделения для осуществления каждого из указанных видов деятельности;

- наличие самостоятельного структурного подразделения для оказания услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами с оказанием услуг, способствующих заключению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов;

- наличие у лицензиата – фондовой биржи по истечении шести месяцев с момента получения лицензии не менее 75 профессиональных участников рынка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.

Помимо лицензионных требований и условий, предусмотренных в п. 3.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензионными требованиями и условиями также являются:

1) наличие у лицензиата, осуществляющего депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, а также не менее двух работников (один из которых является руководителем структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг), в обязанности которых входит осуществление депозитарного учета, соответствующих квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР);

2) наличие у лицензиата, осуществляющего клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг, самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг, а также не менее двух работников, в обязанности которых входит осуществление клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующих квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

3) наличие у лицензиата, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оценочной деятельностью или оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление оценочной деятельности или оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг.

Согласно п. 4.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирующий орган рассматривает документы и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их получения лицензирующим органом22.

В соответствии с п. 6.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг приостановление действия лицензии (на срок до полугода) осуществляется лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Как представляется, необходимо не ужесточать «вход» на рынок производных финансовых инструментов (как это, по сути, предусматривается приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. № 05-3/пз-н, утвердившим Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг23), а вводить понятные правила игры и единообразный механизм юридической ответственности недобросовестных участников рынка.

Именно на это направлена, в частности, норма ст. 38 Законопроекта № 309366-3 «О производных финансовых инструментах»:

«1. Деятельность на рынке производных финансовых инструментов, соответствующая требованиям настоящего федерального закона, не лицензируется и для нее не требуется отдельных разрешений (лицензий), за исключением случаев установленных настоящей статьей.

2. Биржа, осуществляющая деятельность на рынке производных финансовых инструментов, должна иметь лицензию на осуществление деятельности товарной или фондовой биржи (организатора торговли на рынке ценных бумаг).

3. Клиринговая организация, за исключением биржи, обязана иметь лицензию на осуществление банковских операций. Центральный банк РФ вправе установить к бирже, осуществляющей клиринговую деятельность, требования по величине и порядку расчета собственного капитала биржи и иные требования, обеспечивающие исполнение обязательств клиринговых членов такой биржи и самой биржи».

Иными словами, вышеуказанным законопроектом предлагается отменить лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, в качестве исключения оставив лицензирование бирж, осуществляющих свою деятельность на рынке производных финансовых инструментов, и клиринговых организаций. Оговоримся: подобное лицензирование в законопроекте считается исключительным случаем, строго оговариваемым законом.

Свидетельством либерализации «входа» участников на рынок производных финансовых инструментов и долгожданного введения государственных гарантий и юридической ответственности участников этого рынка являются предложенные в ч. 1 ст. 35 названного выше законопроекта компенсационные механизмы: «В случаях, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, профессиональные участники должны создавать компенсационные фонды или быть участниками иных компенсационных соглашений, обеспечивающих возмещение убытков клиентов, возникших в результате присвоения (растраты) клиентских средств, мошенничества или применения недобросовестной практики со стороны профессиональных участников рынка или членов таких профессиональных участников».

Из средств данных фондов должно осуществляться возмещение клиентам убытков, возникающих вследствие неправомерного присвоения и/или использования клиентских активов (имущества), независимо от того, платежеспособным или неплатежеспособным является профессиональный участник, по вине которого возникли убытки клиента. Такие фонды и соглашения должны покрывать все имущество клиентов, в том числе внесенное в обеспечение обязательств клиента. Средства таких фондов (соглашений) не могут использоваться для возврата займов, которые клиенты предоставляют профессиональным участникам рынка, или иных средств, которыми брокер распоряжается от своего имени, а не от имени клиента, или внебиржевых производных финансовых инструментов, совершаемых данными профессиональными участниками для клиента.


Библиографический список:


  1. Антонов П.Ю. Экономическая эффективность методов несовершенного хеджирования финансовых опционов: Дисс. … канд. экон. наук. М., 2004. С. 121.

  2. Финансовый рынок в России еще только предстоит создать: Интернет-интервью с председателем комитета Государственной Думы РФ по собственности В.С. Плескачевским // http://www.rbcdaily.ru/news/person/index.shtml?2003/10/28/47474.




1 Хеджирование позволяет не только более эффективно распределять риски, но и согласовывать планы хозяйственной деятельности на будущее.

2 Тем самым будут снижены возможности злоупотребления доминирующим положением для монополистов, что способствует либерализации рынков нефти, газа, электроэнергии и др.

3 Кроме того, концентрация срочных операций в России будет содействовать развитию финансовой инфраструктуры.

4 Информация, порождаемая срочным рынком, активно используется при разработке макроэкономических прогнозов, стратегии экономического развития, стратегии поведения отдельных экономических агентов. Как для Правительства РФ, так и для российских предприятий появится новый мощный источник экономической информации прогнозного характера.

5 Утратил силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 13 августа 2003 г. № 03-35/пс, вступившего в силу с даты вступления в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

6 См.: Антонов П.Ю. Экономическая эффективность методов несовершенного хеджирования финансовых опционов: Дисс. … канд. экон. наук. М., 2004. С. 121.

7 Это свидетельствует о том, что срочный рынок в России находится на начальном этапе своего развития и указывает на огромные возможности роста.

8 См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

9 См.: СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

10 См.: 1999. № 10. Ст. 1163.

11 См.: СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

12 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.

13 См.: Финансовый рынок в России еще только предстоит создать: Интернет-интервью с председателем комитета Государственной Думы РФ по собственности В.С. Плескачевским // http://www.rbcdaily.ru/news/person/index.shtml?2003/10/28/47474.

14 Там же.

15 Там же.

16 Например, банковская маржа: сегодня в России 5% – это мало, тогда как на Западе 1,5% – это очень много.

17 См.: СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; 1999. № 28. Ст. 3472; 2001. № 33. Ст. 3424; 2002. № 52. Ст. 5141; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225.

18 Этим документом было отменено постановление ФКЦБ РФ от 15 августа 2000 г. № 10 и утвержден новый Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

19 См.: Вестник ФКЦБ России. 2003. № 2.

20 В ред. Приказа ФСФР РФ от 28 июля 2005 г. № 05-26/пз-н.

21 Лицензия без ограничения срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя лицензии имеется лицензия сроком действия три года на момент принятия решения лицензирующим органом о выдаче лицензии без ограничения срока действия.

22 Лицензирующий орган вправе проводить проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для выдачи лицензии. В течение срока рассмотрения документов, представленных для выдачи лицензии на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе лицензии фондовой биржи), лицензирующий орган вправе осуществлять проверку программно-технического обеспечения, предназначенного для организации и проведения торгов, в том числе по месту предполагаемого проведения торгов, на предмет соответствия его требованиям, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, и документами, представленными соискателем лицензии в лицензирующий орган.

23 В ред. Приказа ФСФР РФ от 28 июля 2005 г. № 05-26/пз-н.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница