«Припадаю, Россия, к твоей красоте»




Скачать 109.51 Kb.
Дата09.05.2016
Размер109.51 Kb.
Патриотический час.
Тема: «Припадаю, Россия, к твоей красоте».
Класс: 5
Цели занятия.

  1. Воспитание любви и уважения к стране, в которой живешь.

  2. Воспитание любви к природе России, любви к русскому языку.

  3. Воспитание духовности через постижение искусства: музыки, живописи, поэзии и прозы.

  4. Развитие кругозора.

  5. Обогащение словарного запаса учащихся.


Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Листы бумаги, ручки и цветные карандаши.

  3. 4 ватмана с изображением карты России.

  4. Приставка к презентации - музыка.

  5. Выставка работ учащихся: фотографии города, рисунки с изображением города Протвино, поделки, картины.

  6. Книги о России: стихотворения А. Курбаковой, стихотворения русских поэтов о родине, энциклопедии «Самые красивые места России», «Русские усадьбы», «100 мест, где надо побывать».


Ход занятия:
1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя «Россия – родина моя». Сопровождается показом презентации.

- Сегодня мы проводим занятия на тему «Припадаю, Россия, к твоей красоте».



Звучит песня «Красно солнышко»Стихи И. Шаферана, музыка Аедоницкого

- Мы живем в огромной и великой стране, название которой – Россия. Россия – единственная страна в мире, которая находится и в Европе и в Азии. Она впитала в себя и прагматичность запада, и духовность востока.

Мало того, что

Россия – Европа и Азия,

Россия – земля без границ,

Великое разнообразие

Наречий, характеров, лиц.

М.Львов


- Россия еще и громадная северная страна. Она тянется вдоль Северного Ледовитого океана на 23 тысячи километров!

- В характере русского человека совмещаются совершенно противоположные черты: доброта и жестокость, душевная тонкость и грубость, самоуничижение и гордыня, терпение и свобода мысли, поэтому о русском человеке говорят, что у него загадочная душа. Мы – россияне, России дети – уж так назначено нам судьбой.

- Чем для вас, ребята, является Россия?

Возможные ответы:

Россия – это моя родина

Россия – это мой любимый город.

Россия – это мой дом и моя семья.

Россия – это моя школа, мой класс и мои друзья.

Россия – это Российская Федерация, моя страна, гражданином которой я являюсь.

Россия – это русская природа: снежные зимы и рыжая осень, красное лето и шумная весна.

Россия – это наш родной русский язык.

Для вас великая Россия начинается с родного дома, родного города. Мы с вами живем в прекрасном городе Протвино, мы – протвинцы. Наш город уникальный. Он построен в лесу. Он молод, красив, современен.

- Хорошо ли вы знаете свой город?


3. «Моя малая Родина».
3.1.Викторина «Мой родной город» с показом слайдов презентации (рисунки и фотография учащихся).

1.Что вы знаете об истории создания нашего города?

Возможные ответы:

Название Протвино — от реки Протвы. Было основано как рабочий посёлок одновременно с началом строительства протонного ускорителя в 1960 году. Этот огромный научный прибор до 1972 года являлся крупнейшим в мире.

Первоначально новый населённый пункт получил название по почтовому индексу — Серпухов-7 и являлся секретным объектом, не обозначенным на карте и дорожных указателях, доступ в который был возможен только по пропуску. 22 января 1965 г. получен статус посёлка городского типа и новое название (образованное от названия реки Протвы) — Протвино[2].

В 1963 году для проведения исследований был организован Институт физики высоких энергий (директор академик Логунов, Анатолий Алексеевич), являющийся сегодня одним из крупнейших физических научных центров в России и фактически градообразующим предприятием Протвино.

В Протвино были созданы тепличные условия для проживания и работы советских и иностранных ученых-физиков: строилось жилье улучшенных серий, в магазины поставлялись продукты и вещи, недоступные в большинстве прочих регионов СССР, работал дом учёных, выступить в котором приезжали звезды советской эстрады, театра и кино.

В 1989 году посёлок городского типа Протвино был преобразован в город областного подчинения.

В 1990-е годы в связи с резким снижением государственного финансирования научные программы ИФВЭ были свёрнуты, работа заводов, обслуживающих институт и оборонный заказ, парализована. Многие ученые эмигрировали. Научный потенциал города был утрачен.

18 августа 2008 г. постановлением Правительства РФ № 624 городу Протвино присвоен статус наукограда Российской Федерации.


2.Как называется храм, построенный в нашем городе?

а) Храм Всех Святых в земле Российской просиявших;

б) Церковь Покрова Богородицы;

в) Покровская Церковь.


3.На какой улице находится наша школа?

а) Фестивальный проезд;

б) улица Дружбы;

в) улица Ленина.


4.Названия какой улицы нет в нашем городе?

а) Академика Сахарова;

б) Степана Разина.
5.Как называется детский городок в нашем городе?

а) «Сказка»;

б) «Лукоморье».
6. Какие достопримечательности есть в нашем городе?

Возможные ответы:

«Карьер» — бывший песчаный карьер, в настоящее время фактически искусственное озеро глубиной до 15 м.

Остов разрушенной во время Великой Отечественной войны в 1941 г. и при пожаре в 1960-х годах водяной мельницы купца Боброва в д. Юрятино (1872) на правом берегу р. Протвы.

Монумент «Рубеж обороны» в память о месте остановки наступления немецких войск в октябре 1941 года.

Висячий мост через р. Протву.

Устье Протвы. Здесь можно перейти реку вброд.

«Дома-пилы», «муравейники», «пентагон» — многоквартирные дома особой формы и планировки на ул. Ленина (1980-е).

Поршень пузырьковой камеры «Мирабель» — памятник перед гостиницей «Протва»

памятный знак — самолет МиГ-3 в д. Дракино в 5 км от города (1967). В 1941 году самолеты МиГ-3 сражались с немецкой авиацией в битве за Москву. Здесь в октябре 1941 года войска 49-й Армии остановили немецкие части, рвавшиеся к Москве. 17 декабря 1941 года с этих рубежей они перешли в решительное наступление во взаимодействии с войсками 43-й Армии и разгромили врага.

Спортивно-развлекательный комплекс «Дракино» в д. Дракино.


7.Какие фильмы были сняты в нашем городе?

Возможные ответы:

«Кыш и Двапортфеля», «Завтрак на траве», «4:0 в пользу Танечки», «Дальнобойщики», «Бумер. Фильм 2-й», «Идеальная пара», «Тайный знак», «Парни из стали», «Апостол».


3.2.Поэтическая страничка Протвино.

- Протвинские поэты и поэтессы написали много стихотворений о нашем городе.



Учащиеся читают стихотворения Александры Курбаковой «Протвино – вальс» и «Песня о Протвино». Музыкальное сопровождение – песня «Протвино и Москва».
3.3.Родной город в жизни нашего класса.

- В нашем городе очень много талантливых людей. Это не только взрослые, но и дети, юные протвинцы. В том числе и ученики нашего класса. Они принесли на выставку поделки и рисунки , выполненные своими руками. Работы Голенкиной Насти и Богачевой Тани можно увидеть в Выставочном центре. А работы Чернецовой Насти были отобраны на фестиваль «Протвинская капель».


Презентация на тему: «Наш самый дружный класс».
- После такой замечательной презентации давайте возьмемся за руки, посмотрим в глаза друг другу с любовью и радостью и скажем: «Мы самый дружный класс».
4. Русская красота – русская природа. Литературные зарисовки.
- Велика наша Россия, разнообразна ее природа. Мы с вами живем в средней полосе России. Ее природа застенчива, робка, неярка, но в ней столько прелести!

Чтение стихотворения Н.Рыленкова «Все в тающей дымке». Показ слайда. Картина русского художника И.И.Левитан «Весна. Большая вода». (Читают учащиеся)

- Прелесть природы средней полосы России еще и в том, что каждый год мы можем видеть, как падают листья с деревьев, тихо ложится снег на дорожки, расцветает в лесу первый ландыш, буйствует сирень, поют соловьи, колосятся хлеба на полях, покрывается желтым ковром земля в пору осеннего листопада.



Чтение стихотворений (Читают учащиеся):

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»

И.Бунин «Лес, точно терем расписной»

И.Никитин «Утро»

Воспоминания художника и Э.Грабаря о картине «Февральская лазурь». (Читают учащиеся).



Показ слайдов картин А.И. Куинджи «Солнечные пятна на инее»,

И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,

Ф.И.Тютчева «Весенние воды»,

А.Н.Плещеева «Весна».

Показ слайдов картин Остроухова «Первая зелень»,

И.Левитана «Март»,

Остроухова «Золотая осень».

- Дали дальние, неоглядные, степи безбрежные, как море, разливы рек, подобные морям, зеленое море тайги – все это настраивает русского человека на философские размышления, раздумья. По натуре русский человек – поэт. Он любит природу, боготворит ее. Даже названия цветам луговым дает нежные: любка, касатик, баранчики, горицвет, петрушка, ладаница, павлиний глаз, майник, таволга, золотая розга, кашка, василек и т.д.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не всякому художнику видна.

Н. Заболоцкий.

- А упоительные вечера! Они в отличие от южных стран необыкновенно длинные, с закатным солнцем и самыми невообразимыми переливами красок.



Чтение отрывка из книги К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». (Читают учащиеся)

- Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Такие места действуют и на сердце с неотразимой силой. Эти места благостно упоительны, священны.

«Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России. Она завладела мной сразу и навсегда…

Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки.



Показ слайда. Картина И.Левитана «Сумерки».
5.«Символы и особенности России» - занимательный калейдоскоп.
- Много стихов написано о русской природе, о России, о родине. А сколько пословиц!

Давайте поиграем!

- На ваших столах в конвертах лежат слова. Соберите из них пословицы.
Без корней и полынь не растет.

Главное в жизни – служить Отчизне.

Знает весь свет – тверже русских нет.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины что соловей без песни.
- Продолжаем нашу игру. Давайте отгадаем загадки, но не просто отгадаем, а по отгадкам вспомним символы России.
1.Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете… (белом)


2.Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы, как вечер зимний,

И благородны и просторны небосводы,

Художник их раскрасил в … (синий)


3.Россия много войн пережила,

И наши деды умирали не напрасно,

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко … (красным)


4.На свете много песен разных,

Но это нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (гимн)


5.Стоит Таня

В белом сарафане.

На стройной ножке,

В ушах сережки. (береза)


6.Кукла - символ материнства

И семейного единства.

Сарафан - ее одежка,

Вся из дерева. (матрешка)


7.На столе стоит пузатый.

Носик – кран его горбатый.

Рядом пряники, конфеты…

Загудит друг, как ракета,

Запыхтит, из носа – пар!

Тульский это … (самовар)


8.Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну. (блины)


9.Как хлеба и калачи

Мы тебя пекли в печи.

Вот теперь гостей встречай,

Пышный русский … (каравай)


10.В озорные три струны

Все в России влюблены (балалайка)


11.Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь –

Запоет легко … (гармонь)


12.Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (масленица)


6.Россия православная.
- Неотъемлемым элементом русского пейзажа всегда были церкви. Церкви ставили на высоком, открытом месте, чтобы были отовсюду видны. Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей слушать, за сколько верст его слышно.

Звучит песня «Малиновый звон». Музыка Морозова, стихи Поперечного. (В исполнении Ярослава Евдокимова).

- Россия много терпела: нашествия, войны, погромы, пожары, болезни, страдания – и выходила из этих испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала, ее и называют многострадальной «Святой» и «Священной».



Чтение стихотворения Н.Рубцова «Россия – Русь». (Читают учащиеся).
7.Рефлексия.

7.1. Беседа с учащимися.

- Вы прослушали, ребята, много произведений русских писателей и поэтов, увидели репродукции известных картин, слушали песни.

- Чему (какой теме) посвящены все эти произведения? (Все эти произведения посвящены России).

- Какие чувства пробуждают в нас эти произведения? (Они пробуждают в нас чувства любви к родине, восхищение красотой русской земли, учат нас беречь и любить Россию, ценить русский язык, воспитывают в нас патриотизм).
Чтение отрывка из книги Паустовского «Мещерская сторона». Глава «Бескорыстие». (Читают учащиеся).
7.2.Выполнение мини-проекта.

На столах разложены карты России.

Все мы живём в России и хотим видеть её нарядной, цветущей, счастливой. Давайте и мы приложим к этому руку, украсим Россию. Возьмите карандаши, подойдите к карте и нарисуйте на ней всё, чем прекрасна наша страна.
8.Заключение.

- Мы – россияне. Мы живем в великой стране. Кто-то из вас, ребята, всю жизнь проживет в своем родном городе, пустит здесь свои корни, прирастет всем сердцем к родному уголку земли. А кто-то улетит из родного гнезда и будет жить далеко от дома, в далеких российских городах или селах, а может быть, и в других странах, на другом конце света. Но всегда помните, что вы дети одной страны, любите и уважайте Россию, берегите ее язык, ее прошлое. Вы – будущее России.



Звучит песня «Гляжу в озера синие». Музыка И.Шаферана, слова Афанасьева.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница