Принципы права социального обеспечения




Скачать 211.91 Kb.
Дата28.04.2016
Размер211.91 Kb.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ




Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых – К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой, Л.Я. Сыроватской – определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».



Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что:

  • принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат вcex элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);

  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;

  • правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства;

  • в соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам. Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, так, например, статьей 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (с изменениями от 05.03.2004 г.) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:



  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застра-хованных лиц реализации своих социальных гарантий;

  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования
    в органах управления системы обязательного социального страхования;

  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

  • обеспечение надзора и общественного контроля;

  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые, свойственные всем отраслям права. К ним относятся – признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.;

  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права. Таковыми являются обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.;

  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

  • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В основном они закрепляются непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 22.08.2004 г.) указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:



  • связь обеспечения, как правило, с трудом;

  • обеспечение не только граждан, но и их семей;

  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

  • всеобщность;

  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом.

Нам представляются наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств;

  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

  • гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней
    в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми;

  • многообразие видов социального обеспечения;

  • всеобщность социального обеспечения;

  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.


Содержание принципов права социального обеспечения

Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР


22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступле-нии конкретных социально-значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.). В России 38 млн пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (с изменениями от 22.08.2004 г.) предусмотрел право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым гражданином РФ, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст.ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. В продолжение этой нормы был принят 19 мая 1995 г. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»


(с изменениями от 22.12.2005 г.), согласно которому устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Каждая семья в РФ независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий:



  • пособие по беременности и родам;

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

  • ежемесячное пособие на ребенка.

Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (с изменениями от 07.03.2005 г.), ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Государственная система социального страхования включает:

– пенсионное страхование;

– медицинское страхование;

– социальное страхование (страхование по болезни);

– страхование занятости (страхование по безработице).

Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный


и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального страхования.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, это выражается в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности и реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством.

Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. Размеры страховых взносов ежегодно устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования.

Средства государственного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существует и вид социального обеспечения, который непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально-значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально-значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время этот принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с мини-мальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1999 г. № 1920-1, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.



Гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально-значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным и со временем трансформируется, и, соответственно, расширяется перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите.

Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.



Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение
в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным, а также пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения.

Компенсационные выплаты предоставляются:



  • работникам за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 22.12.2005 г.);

  • студентам, аспирантам за время академического отпуска, а также женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел – Указ Президента РФ от
    30.05.1994 г. «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»
    (с изменениями от 17.04.2003 г.);

  • трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом до 18 лет – Указ Президента РФ от 17.03.1994 г. «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с изменениями от 26.06.2001 г.);

  • на детей, находящихся под опекой и попечительством – Приказ Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»;

  • вынужденным переселенцам и беженцам – Федеральный закон РФ от 19.02.1993 г.
    «О беженцах» (с изменениями от 22.08.2004 г.);

  • инвалидам на санаторно-курортное лечение и обслуживание транспортных средств – Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 г. «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание»
    (с изменениями от 08.08.2003 г.).

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных, услуг предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это – медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение транспортным средством или средством передвижения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическая помощь.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 29.12.2004 г.), предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов.

Задание
Установите соответствие между представленными понятиями и определениями:


п/п


Понятие

Определение

1

Льготы

конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения

2

Несчастный случай на производстве

ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других в размере и порядке, установленных законодательством

3

Потребительская корзина

конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена определенная юридическая связь субъектов

4

Пенсионные правоотношения

урегулированные нормами гражданско-процессуального или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами о рассмотрении его спора с органом социального обеспечения по вопросу социального обеспечения

5

Страховой стаж

форма организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими гражданами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов

6

Социальное обеспечение

минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности

7

Юридические факты в социальном обеспечении

урегулированные нормами права социального обеспечения отношения гражданина (семьи) с органом социальной защиты населения, возникающие на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которым гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган социальной защиты, соответственно обязан ее выплачивать

8

Государственное (обязательное) социальное страхование

социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях

9

Страховой взнос

стратегия государственной помощи по поддержке и защите наиболее незащищенных слоев населения; система гарантированных государством экономических, организа-ционных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации

10

Государственная социальная помощь

совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих в связи с денежной формой обеспечения граждан; с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг; по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения

11

Социальный риск

основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества в случаях утраты заработка или другого источника средств существования

12

Правоотношения по социальному обеспечению

суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности

13

Пособие

форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества

14

Отрасль права социального обеспечения

событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть

15

Социальная защита

вероятностное событие, порождаемое объективными социально-значимыми причинами и влекущее утрату заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других социальных услугах

16

Система права социального обеспечения

обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику

17

Объект правоотношения по социальному обеспечению

объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты

18

Обеспечение по страхованию

руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов




19

Правовые принципы

основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития




20

Принципы права социального обеспечения

страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница