Примерная программа дисциплины «человек и его потребности»




Скачать 232.75 Kb.
Дата05.05.2016
Размер232.75 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

(УМО по образованию в области сервиса и туризма)
Утверждено
Руководитель

учреждения – разработчика

Ректор ФГОУВПО «РГУТиС»,

Председатель совета УМО

по образованию в области

сервиса и туризма

_____________ А.А. Федулин

«___» ________ 2010 г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
Рекомендуется для направления подготовки

100400 Туризм
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Человек и его потребности» является создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей на основе феномена и инновационных процессов и явлений, методах удовлетворения потребностей в туристском продукте.

Задачами дисциплины «Человек и его потребности» являются изучение системы потребностей, их генезис, влияния психофизиологических возможностей индивида на систему стимулов и формирование высших потребностей, способов и средств удовлетворения потребностей в туристском продукте.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Человек и его потребности» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОВПО по направлению подготовки 100400 Туризм.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины «Человек и его потребности» студент должен:



знать:

содержание ключевых понятий о потребностях человека, основные подходы понимания и описания поведения человека в потребностном поле в процессе формирования и удовлетворения потребностей в туристском продукте;

теоретические и эмпирические законы, способы и средства удовлетворения потребностей человека в туристском продукте;

основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека, структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов, разновидности услуг и их характеристику, теорию обслуживания; особенности безопасности жизнеобеспечения человека;



    уметь:

понимать социальное и культурное значение и роль потребностей в жизнедеятельности человека;

определить значение удовлетворения потребностей в жизнедеятельности человека;

обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания потребителей туристского продукта с учетом природных и социальных факторов;


    владеть:

навыками анализа различных социальных феноменов, прогнозирования спроса туристского продукта для удовлетворения потребностей человека;

навыками оценки удовлетворения потребителей туристским продуктом, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации;

способами практического применения знаний в области удовлетворения потребностей человека в туристском продукте.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Человек и его потребности» составляет 3 зачетные единицы.



Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

54







*




В том числе:
















Лекции

36







*




Практические занятия (ПЗ)

18







*




Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

54







*




В том числе:
















Курсовой проект (работа)

курсовая работа







*




Расчетно-графические работы
















Реферат
















Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зачет







*




Общая трудоемкость, час

108







*





5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов учебной дисциплины д

Раздел 1. Человекознание – система наук о человеке

Тема 1.1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании

Потребности и условия жизни человека. Сложность человека и его потребностей. Философское осмысление потребности в ракурсе бытия и сущность человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь.



Тема 1.2. О природе и сущности человека

Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Человек между Богом и зверем. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Человек как существо разумное. Человек как политическое животное. Человек как " плененный дух ". Происхождение человека. Естественное и сверхъестественное. Религиозные интерпретации антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Связь человека с животным в концепциях В.Ф. Поршнева: сверхживотное и человек; З. Фрейда: "животное испытывающие раскаяние"; Э. Кассирера: "человек - символическое животное". Человек как тело, как животное, как машина. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки.



Тема 1.3. Развитие представлений о человеке в философии

Философская антропология, ее истоки. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм.

Философская антропология и философия человека.

Тема 1.4. Представление о человеке как социально-природном существе

Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Человек как социально - природное существо. Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Содержание понятия. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни. Любовь. Потребности человека в любви. Искусство жизни. Вера как потребность человека и как состояние души. Потребность человека в личном общении. Эрос как страсть. Эрос и любовь. Классификация любви. Проблема идеальной любви и потребность человека в ней. Смерть как тайна человеческого бытия. Смысл жизни и проблема смерти: потребности и культы.


Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей

Тема 2.1. Развитие представлений о потребностях в истории философии

Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Демокрит, Ксенофонт, Аристотель, Платон, Сократ, Протагор, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сеннеки).

Средневековые философы - теологи Августин, Фома Аквинский.

Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф. Бэккон, Т. Гоббс, этическое учение Д. Локка). Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П. Гольбах).

Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А. Смит, Д. Рикардо).

Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И. Кант, идеалистическая философия Гегеля, Людвиг Фейербах: содержание и функции

потребностей).

Русские мыслители о потребностях человека (М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский и др.).



Тема 2.2. Содержание понятия «потребность»

Определение понятия потребности через анализ мира человека с помощью философских категорий: явление и сущность, форма и содержание, жизнь и смерть. Биологические и социальные потребности. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Потребности социальных групп, классов, общества. Динамический характер потребностей. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей человека.



Тема 2.3. Структура и классификация потребностей человека

Понятия «потребность», «классификация потребностей», «структура потребностей», «динамика потребностей», «способы и средства удовлетворения потребностей», «интерес», «стимул», «мотив», «индивидуальные и коллективные потребности», «процесс удовлетворения потребностей»).

Потребности в структуре личности и ее образе жизни. Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии.

Основные потребности человека. Теории мотивации личности по З. Фрейду и А. Маслоу. Структура потребностей по У. Маслоу. “Общепринятая” классификация.

Философская классификация потребностей:

Естественные (витальные) потребности. Потребности в пище, жилище, жизненно важные потребности организма, сексуальные потребности.

Материальные потребности. Материальные потребности как основа мотивации. Потребности, доходы и уровень жизни. Планирование материальных потребностей. Качество жизни.

Духовные потребности. Специфика духовных потребностей. Духовность как стремление подняться выше повседневного бытия, преодолеть себя, подняться на новую ступень свободы. Потребность в созерцании природы. Потребность в преодолении границ земного бытия, религиозная духовность и светская духовность. Способы удовлетворения духовных потребностей.

Социальные потребности. Потребность в общении, самоутверждение в коллективе, в обществе. Потребность в обретении власти. Оптимальная модель совокупных потребностей.

Разумные потребности. Возвышенные потребности. Извращенные потребности.

Информационные потребности. Рекреационные потребности человека. Представление о рекреационных потребностях. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей.

Потребности в туристском продукте.



Тема 2.4. Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности

Понятие "интерес". Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей - объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности - способность - труд - самореализация.



Тема 2.5. Потребности человека и теория ценностей

Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности индивидуального субъекта. Два уровня нравственных ценностей – межличностный и личностно-коллективный. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения индивида.



Тема 2.6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей

Потребность человека в деятельности. Содержание деятельности. Строение человеческой деятельности. Отношение человека к действительности и к самому себе в историческом процессе антропо-социо-культурогенеза.

Культурация и социализация человека. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека. Внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. Строение деятельности, через возможности и потребности человека на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом удовлетворения потребностей. Деятельность материальная и идеальная. Управление потребностями через управление деятельностью субъекта.

Удовлетворение потребностей в туристическом продукте.



Тема 2.7. Труд как средство удовлетворения потребностей человека

Труд - определяющая составная образа жизни. Гуманистический идеал образа жизни: превращение труда в свободную деятельность. Взаимодействие человека с природой через труд. Решающая роль труда в формировании человека. Потребность и труд. Существует ли потребность человека в труде? Труд как частное проявление туристической индустрии. Труд есть средство удовлетворения потребностей человека.



Тема 2.8. Динамика потребностей человека

Потребление и проблема развития потребностей человека. Влияние спроса на динамику потребностей, современные подходы, взгляды. Социальный способ рождения новой потребности. Становление творческих потребностей человека в жизненном процессе.

Потенциал развития потребностей в туристском продукте.

Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека

Тема 3.1. Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека

Потребность - стимул развития. Роль взаимоотношения процесса производства и процесса потребления при формировании потребностей человека. Единство производства и человеческих потребностей. Удовлетворение потребностей как процесс потребления. Формирование новых потребностей. Принцип социализации человеческих потребностей.



Тема 3.2. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей

Сервис как система услуг. Выявление потребностей человека. Комплексный характер принятия решений потребителем. Анатомия процесса принятия решения. Личностные факторы влияния на поведение потребителя: роль внутреннего «Я». Потребности и мотивы. Индивидуальность восприятия. Самопредставление и роли. Манипуляция подсознанием: факт или фантазия? Внешние факторы влияния на поведение потребителя. Семья. Общество: социальные группы, контрольные группы (друзья, коллеги). Авторитеты. Культура.



Тема 3.3. Потребности человека и системы обслуживания

Инфраструктура обслуживания. Учет природных и социальных факторов в структуре обслуживания человека. Социальная и экономическая зависимость различных видов обслуживания. Жизненно-стилевые группы. Ожидание от обслуживания. «Любители» с высокими запросами. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Основные методы обслуживания населения.



Тема 3.4. Потребность в образовании и совершенствовании

Социализация как результат реализации потребностей через деятельность. Исторические формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нем. Постановка цели как необходимое условие для формирования жизненных стратегий человека. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерывном образовании. Специфика формирования и функционирования потребности в непрерывном образовании.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Организация туристической деятельности

2.3

2.8

3.2



















2.

Туристско-рекреационное проектирование

2.3

2.4

2.5

3.3
















3.

Психология делового общения

1.4

2.4

2.6

3.2


















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1

Человекознание – система наук о человеке

8

4







12

24

1.1.

Проблема потребностей и ее значение в человекознании

2

1







3

6

1.2.

О природе и сущности человека

2

1







3

6

1.3.

Развитие представлений о человеке в философии

2

1







3

6

1.4.

Представление о человеке как социально-природном существе

2

1







3

6

2

Основные аспекты теории потребностей

20

10







30

60

2.1.

Развитие представлений о потребностях в истории философии

2

1







3

6

2.2.

Содержание понятия «потребность»

2

1







3

6

2.3.

Структура и классификация потребностей человека

4

2







6

12

2.4.

Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности

2

1







3

6

2.5.

Потребности человека и теория ценностей

2

1







3

6

2.6.

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей

2

1







3

6

2.7.

Труд как средство удовлетворения потребностей человека

2

1







3

6

2.8.

Динамика потребностей человека

4

2







6

12

3.

Способы и средства удовлетворения потребностей человека

8

4







12

24

3.1.

Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека

2

1







3

6

3.2.

Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей

2

1







3

6

3.3.

Потребности человека и системы обслуживания

2

1







3

6

3.4.

Потребность в образовании и совершенствовании

2

1







3

6

Общая трудоемкость (час.)

36

18







54

108



6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторный практикум не предусмотрен.


7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

7.1 Примерная тематика курсовых работ:

  1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании;

  2. О природе и сущности человека;

  3. Развитие представлений о человеке в философии;

  4. Развитие представлений о потребностях в истории философии;

  5. Структура и классификация потребностей человека;

  6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей;

  7. Труд как средство удовлетворения потребностей человека;

  8. Потребности человека и системы обслуживания;

  9. Потребность в образовании и совершенствовании.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

  1. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. Учебное пособие. – («Сервис и туризм») гриф: Инфра-М, Альфа-М, 2009.

  2. Орлов С.В. Человек и его потребности. Учебное пособие.-Питер, 2006.

  3. Бережной В.М. Человек и его потребности. – М.: МГУ сервиса, 2002.

б) дополнительная литература:

  1. Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: Логос, 1997.

  2. Человек и его потребности. Учебное пособие под ред. проф. Оганяна К.М. – СПб.: Изд-во СПбТИС, 1997.

  3. Ершов П.М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1998.

  1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1997.

  2. Фромм Э. Человеческая ситуация: пер. с англ. – М.: Смысл, 1995.

  3. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.

  4. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.

  5. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. – М.: Высшая школа, 1987.

  6. Нельга А.В. Формирование потребности в труде. – Киев: Выща школа, 1999.

  7. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в Западной философии. – М., 1983.

  8. Мялкин А.В. Способности и потребности личности: диалектика формирования. – М.: Мысль, 1983.

  9. Человек: иллюстрированный общественно-политический и научно-популярный журнал. – М.: Наука, 1990-2001.

  10. Туев В.А. Человеческие потребности. - Иркутск: ИГЭА, 1997.

в) программное обеспечение:

Microsoft Office Word, WinRAR, WordPad, Power Point, Adobe Reader, Paint.



г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет, Консультант +.


9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.


10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздаточный материал, ситуационные задачи, наглядная информация по темам учебной дисциплины.


11. РАЗРАБОТЧИКИ И ЭКСПЕРТЫ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

Разработчики:

ФГОУВПО «Российский

государственный

университет туризма

и сервиса»



Проректор-заместитель

председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма



Т.Н. Ананьева



ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма

и сервиса»



Декан факультета туризма и гостеприимства, заместитель председателя НМК по направлению подготовки 100400 Туризм

Е.С. Сахарчук

Институт туризма

и гостеприимства

(г. Москва) (филиал)

ФГОУВПО «РГУТиС»



Заместитель директора по учебной работе


Е.В. Субботина



ФГОУВПО «Российский

государственный

университет туризма

и сервиса»



Заведующий кафедрой

истории и политологии

В.Э. Багдасарян



ФГОУВПО «Российский

государственный

университет туризма

и сервиса»


Начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма


Г.И. Илюхина



ФГОУВПО «Российский

государственный

университет туризма

и сервиса»



Главный специалист ректората


Т.Н. Князева



ФГОУВПО «Российский

государственный

университет туризма

и сервиса»



Специалист первой категории УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма

И.В. Овчинникова



Туристская компания «Путешественник-Traveller»

Президент компании



Е.М. Николаев




Эксперты:

Департамент по формированию государственной политики

и организации туристической деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации



Директор

департамента


Н.А. Назина



ГОУВПО «Российский государственный гуманитарный университет»

Проректор



В.В. Минаев






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница