Применение контрольно- кассовой техники




Скачать 117.38 Kb.
Дата06.05.2016
Размер117.38 Kb.

Применение контрольно- кассовой техники

Анализируются возможности, предоставляемые законодательством для отказа от применения при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт контрольно-кассовой техники. Показано, какие документы могут заменять кассовый чек.


Развитие малого предпринимательства играет большую роль в насыщении рынка необходимыми товарами, создании дополнительных рабочих мест в посткризисных условиях развития экономики, решает другие социально-экономические задачи.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.09 г.) приоритетными государственными задачами являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении на рынок производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности.

Производя наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт при реализации товаров, работ, услуг, все организации и предприниматели согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязаны были применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ). Исключение составляли два случая.

1. Организации и предприниматели, которые оказывают услуги населению и выдают покупателям бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

2. При осуществлении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. К таким видам деятельности относятся, в частности:

продажа ценных бумаг, лотерейных билетов, газет и журналов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ во время учебных занятий;

продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;

продажа в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи;

торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

Учитывая, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не связана с объемами продаж, законодатели освободили малый бизнес от обязанностей по приобретению, регистрации и обслуживанию ККТ.

Таким образом, с 21 июля 2009 г. могут не применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД в соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Указанное положение касается тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды предпринимательской деятельности, приведенные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ:

оказание бытовых услуг;

оказание ветеринарных услуг;

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

размещение рекламы на транспортных средствах;

оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м;

оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

С 1 января 2010 г. положения пп. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (изменения внесены Федеральным законом от 3.06.09 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами") (в ред. от 28.11.09 г.).

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ от применения ККТ освобождены организации и предприниматели, которые осуществляют:

разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Согласно п. 2.1 новой редакции ст. 2 Закона N 54-ФЗ от применения ККТ освобождаются организации и предприниматели, которые уплачивают ЕНВД и осуществляют:

розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;

розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Если организация осуществляет розничную торговлю на территории, где ЕНВД в отношении розничной торговли не применяется, то отказаться от ККТ она может только в двух случаях: при разносной торговле и при ведении торговли через крытые рынки, ярмарки, торговые комплексы.

Внесение изменений в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ поставило организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, перед непростым выбором: применять ККТ в прежнем порядке или отказаться от этого в соответствии с указанными изменениями. В последнем случае покупателю выдается другой документ только по его требованию. Организации, принявшие решение применять ККТ, должны пробивать чеки и выдавать их каждому покупателю, а не только по их просьбе. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Изменения, внесенные в Закон N 54-ФЗ, не обязывают продавцов снимать с учета в налоговом органе кассовые аппараты. На практике большинство налоговых инспекций считают, что в случае отказа от применения ККТ ее следует снимать с учета. Если ККТ не снята с учета, то налоговый орган может сделать вывод о применении продавцом ККТ и штрафовать за невыдачу чеков покупателям. Таким образом, у организации или предпринимателя должны быть доказательства того, что кассовый аппарат не использовался, поэтому были выданы товарные чеки.

Например, приказом (распоряжением) организации или предпринимателя устанавливается отказ от применения ККТ. В бухгалтерском учете неиспользуемые кассовые аппараты организация может числить на специальном субсчете. Некоторые авторы советуют официально уведомить налоговый орган заявлением о выводе кассового аппарата из эксплуатации, тем более что законодательство не содержит запретов по поводу обратного перехода на их применение.

Как показывает опыт аудиторских проверок, организации не спешат отказываться от ККТ, считая, что их применение способствует усилению внутреннего контроля над полнотой сбора выручки, несмотря на увеличение документооборота. Официального разъяснения по поводу возможности применения кассовых аппаратов только для целей внутреннего учета нет, поэтому, по нашему мнению, использование техники в этом случае даже при наличии приказа или распоряжения по организации может привести к спорам с налоговым органом.

Многие организации и предприниматели совмещают налоговые режимы, а именно упрощенную систему налогообложения с ЕНВД, общий режим с ЕНВД. Официального разъяснения о возможности неприменения ККТ в таких случаях пока нет, в связи с чем появилось много различных комментариев специалистов.

Нерешенным является и вопрос о применении бланков строгой отчетности организациями и предпринимателями, предоставляющими бытовые услуги населению. Анализируя п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, можно сделать вывод, что от бланков строгой отчетности налогоплательщики не освобождены. При невыдаче вместо кассового чека бланка строгой отчетности ответственность ст. 14.5 КоАП РФ не предусмотрена. Однако за неприменение бланков строгой отчетности организации и предпринимателей могут оштрафовать как за нарушение порядка использования ККТ (см. п. 4 постановления пленума ВАС РФ от 31.07.03 г. N 16).

Главные бухгалтеры и собственники организаций уже ощутили проблему контроля за полнотой сдачи выручки при неприменении ККТ. Организации, применяющие ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.11.09 г.) и соблюдать кассовую дисциплину в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40.

Возникают вопросы у главных бухгалтеров и к подотчетным лицам, приобретающим товарно-материальные ценности без чека ККТ, особенно во время нахождения их в командировках. Некоторые организации издали приказы о недопустимости приобретения товарно-материальных ценностей без чеков ККТ, а в случаях невозможности предоставления чеков просят продавца о выдаче справки, подтверждающей, что он является плательщиком ЕНВД и не применяет ККТ.

Таким образом, взаимоотношения продавец-покупатель по поводу выдаваемых продавцом первичных документов усложняются.

Организация-продавец самостоятельно может выбрать форму и способ изготовления документа, выдаваемого покупателю. Такой документ должен содержать все необходимые обязательные реквизиты, указанные в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ:

наименование, порядковый номер и дата выдачи документа;

наименование и идентификационный номер организации;

наименование и количество оплачиваемых товаров, работ, услуг;

стоимость покупки;

должность, фамилия, имя и отчество и личная подпись продавца, выдавшего документ.

Требования, предъявляемые к выдаваемым документам, отличаются от соответствующих требований к бланкам строгой отчетности. Среди требований к таким документам отсутствуют: указание на шестизначный номер и серию; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности); печать организации (индивидуального предпринимателя); указание на организационно-правовую форму (для организаций).

Документ, выдаваемый покупателю (товарный чек) можно изготовить на предприятии, заказать в типографии или приобрести чекопечатающую машину.

Например, товарный чек может иметь приведенную ниже форму.




Товарный чек N ______ от "__" ________ 2010 г.
Наименование организации ________________________________________________

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя __________________________________

Название магазина _______________________________________________________

ИНН/КПП _________________________________________________________________

Содержание хозяйственной операции _______________________________________
┌─────────┬───────────────────────────┬──────────────┬───────────────────┬──────────────┬─────────┐

│ N п/п │ Наименование товаров │Ед. измерения │ Цена за 1 ед. │ Кол-во │ Сумма │

│ │ (работ, услуг) │ │ измерения │ │ │

├─────────┼───────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────┤

│ 1 │ │ │ │ │ │

├─────────┼───────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────┤

│ 2 │ │ │ │ │ │

├─────────┼───────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────┤

│ │ Итого │ Х │ Х │ Х │ │

└─────────┴───────────────────────────┴──────────────┴───────────────────┴──────────────┴─────────┘


Всего отпущено и оплачено наличными денежными средствами (с использованием

платежной карты) товаров (работ, услуг) на сумму ________________________

(сумма цифрами)

(_______________________________________________________________) рублей.

(сумма прописью)

Уполномоченное лицо _____________________________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись)
Заметим, что право на отказ от ККТ не применяется при реализации алкогольной продукции. При рассмотрении вопроса о применении ККТ организациями, являющимися плательщиками ЕНВД и осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, следует иметь в виду, что порядок розничной продажи алкогольной продукции регулируется ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Пунктом 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрен ряд требований к организациям, осуществляющим в городах розничную торговлю алкоголем с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, одним из которых является наличие ККТ.

Если в магазине, реализующем алкогольную продукцию, продаются и другие товары, то следует пробивать кассовые чеки и при их продаже. За нарушение этого порядка возможны штрафы (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ):

для организации - 30-40 тыс. руб.;

для руководителя - 3-4 тыс. руб.

Практика свидетельствует о том, что требования некоторых покупателей о выдаче чека приводит к задержкам в обслуживании клиентов, образованию очередей, поэтому покупатели отказываются от получения подтверждающих документов.

Таким образом, вопрос об отказе от применения ККТ или о дальнейшем ее использовании по сложившейся практике должен быть решен каждым предпринимателем или организацией самостоятельно с учетом следующих моментов:

как будет осуществляться контроль за полнотой оприходования выручки и своевременностью ее сдачи при отказе от ККТ;

каков будет документооборот по движению денежных средств, поступающих от подразделений в центральную кассу;

как будут изготавливаться товарные чеки, выдаваемые вместо чека ККТ по просьбе покупателя и как это отразится на качестве обслуживания;

не будет ли потерян контингент клиентов, покупающих товары за наличный расчет для нужд своих организаций, в связи с отсутствием чека ККТ;

если предприниматель или организация осуществляет деятельность в нескольких субъектах Федерации и ЕНВД введен не во всех из них, то как будет организован контроль в целом по организации при отказе некоторых ее структур (филиалов) от применения ККТ;



при отказе от ККТ необходимо ли их снимать с учета и реализовывать;

какие изменения следует внести в трудовые договоры, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, исполнявших ранее обязанности кассира, а также в связи с уменьшением обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница