Практикум для практических занятий Прогнозирование и планирование экономики (новая программа) Барановичи




страница1/6
Дата05.05.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6
учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Кафедра «Экономика и организация производства»

ПРАКТИКУМ

для практических занятий

Прогнозирование и планирование экономики


(новая программа)


Барановичи

РИО БарГУ

2013

Практикум предназначен для проведения практических занятий по дисциплине «Прогнозирование и планирование экономики».

Подготовлен в соответствии с типовой программой для высших учебных заведений.

Данное издание рекомендуется студентам и преподавателям высших учебных заведений по специальности 1–27 01 01 «Экономика и организация производства», 1–27 01 07 «Экономика и управление на предприятии промышленности», 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии АПК», 1–26 02 03 «Маркетинг», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».


Введение

Тематический план проведения занятий

Тестовые задания для контроля знаний по дисциплине

Вопросы к экзамену

Структура билета

Литература




Введение
Предметом учебного курса является изучение студентами методологии и организации разработки и осуществления прогнозов развития экономики, программ и планов на уровне национальной экономики. Изучение дисциплины позволит:

— глубже понять значение и специфику важнейших проблем прогнозирования и планирования, его роль и место в системе государственного регулирования национальной экономики;

— подробнее изучить инструментарий прогнозирования и планирования, то есть принципы, методы и показатели, используемые при разработке программ и планов экономического развития страны;

— усвоить особенности прогнозирования и планирования в различных отраслях и сферах национальной экономики.

1.Цели и задачи дисциплины «Прогнозирование и планирование экономики»

1.1 Цель преподавания дисциплины.

Целью изучения курса «Прогнозирование и планирование экономики» является приобретение теоретических знаний и практических навыков в области прогнозирования и планирования экономических явлений и процессов.

1.2 Задачи изучения дисциплины.

Основной задачей дисциплины является формирование у студентов необходимой системы знаний и умений прогнозирования и планирования. Студент должен уметь анализировать эффективность макроэкономической политики, находить резервы увеличения основных показателей национальной экономики, иметь навыки прогнозирования и планирования экономики.

1.3 Связь с другими дисциплинами.


Для изучения дисциплины «Прогнозирование и планирование экономики» требуются знания общих основ экономической теории, дисциплин «Макроэкономика», «Мировая экономика», «Экономико-математические методы и модели в экономике», «Экономика предприятия», «Статистика», и др.

1.4 Рекомендации по изучению дисциплины.

При изучении дисциплин необходимо обращать внимание на умение применять полученные знания по дисциплине «Экономико-математические методы и модели в экономике». Студент должен уметь выбрать оптимальный вариант развития экономики, макроэкономической политики в зависимости от особенностей экономических ситуаций в жизни общества.

Модуль 1. Теоретические основы и этапы прогнозирования и планировання

Тема 1.1 Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики.

1.1.1. Сущность прогнозирования и планирования

.1.1.2 .Формы планирования и прогнозирования
Глоссарий

Сущность прогнозирования и планирования заключается в разработке экономических и социальных прогнозов, основанных на научных методах познания с использованием средств и методов прогнозирования.

Объектом экономического прогнозирования является процесс конкретного расширенного производства во всём его разнообразии и на всех уровнях:

— на макроуровне — национальная экономика;

— на мезоуровне — экономика отраслей и регионов;

— на микроуровне — экономика предприятий, организаций и фирм.



Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний и решений проблем будущего.

Предуказание означает решение проблем с помощью целенаправленной деятельности

Гипотеза — научное предвидение, исходя из общей теории и открытых на её основе закономерностей и причинно — следственных связей функционирования и исследования объектов экономики.

Прогноз — система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем. Основывается на качественных и количественных показателях, носит вероятностный и многовариантный характер.

Прогнозирование — процесс разработки прогноза.

План — документ, отражающий систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально–экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, их источники, порядок и сроки выполнения поставленных задач.

Планирование — процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. Отличается конкретностью показателей, их определённостью во времени и количественно.
Вопросы для самоподготовки:


  1. В чём заключается сущность прогнозирования и планирования?

  2. Каковы основные формы прогнозирования и планирования?

  3. Какие формы планирования и прогнозирования целесообразно применять в рыночных условиях и почему?

  4. Дайте определения понятиям: гипотеза, прогноз, план, мероприятие, программа, концепция.

  5. Какова последовательность Ваших действий при разработке долгосрочного плана, среднесрочного и текущего?

  6. Какую форму планирования целесообразно выбрать в условиях военных действий?


Тема 1.2. Исторический аспект прогнозирования и планирования

1.2.1. Возникновение прогнозирования и планирования.

Прогнозирование и планирование в бывшем СССР.

1.2.2. Прогнозирование и планирование в развитых зарубежных странах.
Глоссарий

План ГОЭЛРО предусматривал увязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии и охватывал основные отрасли экономики.

«Контрольные цифры» - показатели, не имеющего обязательного характера выполнения для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей



Вопросы для самоподготовки

1. Когда был разработан первый перспективный план в бывшем СССР, в чём его сущность и значение?

2. На протяжении какого периода в бывшем СССР разрабатывались директивные планы и в чём их сущность?

3. Каковы особенности планирования и прогнозирования в США?

4. Что является объектами прогнозирования в США?

5. Какие планы и прогнозы разрабатываются в Японии и в чём их сущность?

6. Какое планирование характерно для экономики Франции?

7. Какое планирование характерно для стран с переходной экономикой?

8. Какая страна является родиной теории оптимального планирования?
Литература
1. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития РБ».

2. Постановление Совета Министров РБ «О мерах по реализации закона РБ «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития РБ», 1999.

3. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под общей ред. В. И. Борисевич, Г. А. Кандауровой. — Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2004—380 с.

4. Экономика региона: Учеб. пособие / Под ред. В И. Борисевич — Минск: БГЭУ, 2002. — 432 с.

5. Прогнозирование и планирование экономики под ред. Г. А. Кандауровой, — Минск, ООО «Книжный дом», 2005 — 480 с.

6. Прогнозирование и планирование экономики под ред. В.И. Борисевич — Минск, ООО «Интерпрессервис», 2003 — 380 с.

7. Прогнозирование и планирование экономики. В. П. Герасенко, Минск, ООО «Новое знание», 2003 — 148 с.

8. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Л. Е. Басовский, Высшее образование, учебное пособие — М. ИНФРА–М, 2004 — 260 с.

9. Карпенко, Е. М., Драгун, Н. П. Учебное пособие по курсу «Технико— экономическое планирование». — Гомель: ПТУ, 1999.

10. Комков, В. Н. Финансовое программирование в переходной экономике. — Минск: БГУ, 1999.

11. Иванов, Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист, № 9,1993.

12. Ивуть, Р.Б. Бизнес–план предприятия. — Минск: Вышэйшая школа, 2000.

13. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.

14. Ильин А.И. Внутрифирменное планирование. — Минск: Экоперспектива, 2001

15. Инвестиции, проблемы регулирования инвестиционной деятельности. Раз—раб Володько О.В. — Пинск: Банк, колледж, 2000.

16. Программа социально — экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 г.г., Мн, Беларусь, 2006.—175 с.


Текущий контрольный тест по модулю


1. Выберите правильные ответы.

Какие планы во временном аспекте разрабатывались в бывшем СССР:

а) годовые;

б) долгосрочные;

в) годовые и пятилетние;

г) годовые и семилетние;




8. Выберите правильный ответ.

В условиях ведения военных действий какая форма планирования

предпочтительна:

а) индикативное планирование;

б) директивное планирование;

в) долгосрочное планирование.




2. Выберите правильные ответы.

Какие методы прогнозирования получили широкое распространение в США:

а) модель «затраты – выпуск»;

б) эконометрические модели;

в) методы экспертных оценок;

г) модели динамических рядов;




9. Выберите правильный ответ.

Руководящая идея для достижения поставленных целей – это:

а) мероприятие;

б) программа;

в) концепция.


3. Выберите правильный ответ.

Что находится под контролем государства в Южной Корее:

а) внутрифирменные издержки;

б) качество продукции;

в) экспорт и импорт;

г) финансы предприятий и фирм;




10. Выберите правильные ответы.

Что определяет план:

а) поставленные цели;

б) приоритеты развития экономики;

в) ресурсы и источники обеспечения;

г) исполнители и сроки исполнения поставленных целей.





4. Выберите правильный ответ.

Чему уделяется внимание для достижения целей прогнозирования во Франции:

а) развитию конкуренции;

б) поддержке малого бизнеса;

в) совершенствованию налоговой системы;

г) регулированию цен.




11. Выберите правильные ответы.

Программа – это документ, содержащий:

а) цели и мероприятия для их достижения;

б) ресурсы и их источники;

в) исполнители и сроки исполнения мероприятий.

.

12. Выберите правильный ответ.



Расположите в порядке очерёдности разработок:

а) программа, концепция, план, мероприятие;

б) концепция, программа, план, мероприятие;

в) план, программа, концепция, мероприятие;

г) мероприятие, план, программа, концепция;

д) концепция, мероприятие, план, программа.




5. Выберите правильные ответы.

Какой характер носят прогнозы:

а) вероятностный;

б) многовариантный;

в) однозначный;

г альтернативный.

.


13. Выберите правильный ответ.

Какая страна является родиной теории оптимального планирования:

а) США;

б) Франция;



в) Япония;

г) СССР.




6. Выберите правильные ответы.

Директивное планирование применяется в:

а) условиях административно – командной системы;

б) экстремальных условиях;

в) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики;

г) рыночных условиях.




14. Выберите правильные ответы.

Что является объектом экономического прогнозирования:

а) национальная экономика;

б) экономика регионов;

в) экономика отраслей народного хозяйства;

г) экономика предприятий, организаций, фирм.




7. Выберите правильный ответ.

Стратегическое планирование применяется в сочетании с:а) директивным;

б) индикативным;

в) как самостоятельная форма планирования.




15. Выберите правильные ответы.

Какие стороны конкретизации определяет прогнозирование и

планирование:

а) предсказательную;

б) предуказательную;

в) регулирующую.






Модуль 11. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования.

Тема 2.1 Методология прогнозирования и планирования.

2.1.1.Научные основы методологии прогнозирования и планирования

2.1.2 Принципы прогнозирования и планирования

2.1.3. Система показателей планов-прогнозов, система планов-прогнозов
Тема 2.2. Методы прогнозирования и планирования

2.2.1 Система методов прогнозирования и планирования
Глоссарий
Методология планирования и прогнозирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчётов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов и их осуществления.

Принципы это основополагающие правила планирования и прогнозирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации их разработки, или основные требования, которые должны выполнятся при разработке прогнозов и планов.

Методы это способы, приёмы, используемые при разработке планов, прогнозов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчётов и обосновании плановых решений.

Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приёмов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчётов.

Альтернативность предполагает проведение многовариантных прогнозных расчётов и обеспечивает возможность развития экономики и её звеньев по разным траекториям.

Системность — расчленение экономической системы на подсистемы и исследование закономерностей их развития.

Непрерывность планирования — преемственность планов — прогнозов по срочности.

Целенаправленность и приоритетность требует, чтобы каждый план — прогноз носил целевой характер, что даёт возможность сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики.

Комплексность определяет взаимосвязь показателей планов – прогнозов с другими процессами и явлениями.

Социальная ориентация обеспечивает приоритетное направление в решении социальных проблем.

Оптимальность — из всех возможных вариантов развития экономики выбирается оптимальный (наилучший).

Адекватность — отражение реальных процессов.

Сбалансированность и пропорциональность — балансовая увязка показателей развития экономики по всем направлениям.

Сочетание отраслевого и регионального аспектов предопределяет соблюдение территориальных интересов при разработке отраслевых планов — прогнозов.

Генетический подход состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития экономики, опираясь на оценку исходного уровня и выявленные исследованием закономерности развития, учесть инерционные моменты, возникающие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При этом связь и последовательность явлений рассматриваются от прошлого и настоящего к будущему.

Целевой подход определяется цель и возможные пути её достижения, он исходит от определённого результата, который должен быть достигнут в будущем, при этом связь явлений рассматривается от будущего к настоящему

Интуитивные методы базируются на интуитивно—логическом мышлении человека. Среди них широкое распространение получили методы экспертных оценок.

Формализованные методы — методы экстраполяции и методы моделирования, базируются на математической теории.

Методы экстраполяции — сущность методов заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов.

Методы моделирования предполагают конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков.

Экономико—математические методы — представляют собой формализованное описание экономического процесса. Модель состоит из целевой функции и системы ограничений.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что понимается под методологией прогнозирования и планирования?

2. Охарактеризуйте основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

3. Для каких целей разрабатывается система прогнозов и какие виды прогнозов она включает?

4. Какие методы включает система методов прогнозирования и планирования?

5. В чём сущность метода экспертных оценок?

6. Охарактеризуйте методы индивидуальных экспертных оценок.

7. Какова сущность и в чём отличия методов коллективной генерации идей и «Дельфи»?

8. В чём заключается сущность методов экстраполяции?

9. Какой вид имеют многофакторные модели и для каких целей они используются?

10. В чём сущность модели оптимального планирования?

11. Какова роль экономического анализа в процессе прогнозирования развития экономики?

Тема 2.3. Организация прогнозирования и планирования

2.3.1. Основные органы в государстве, занимающиеся прогнозированием и планированием и их задачи.

2.3.2. Порядок разработки государственных планов-прогнозов

2.3.3. Прогнозирование и планирование на микроуровне
Глоссарий
Показатель — количественное выражение экономической категории, процесса или явления.

Норматив — показатель экономической категории в относительном выражении.

Лимиты — ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса.

Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства.

Стоимостные показатели определяют экономическую категорию в денежном выражении.

Утверждаемые (директивные) показатели — показатели, утверждаемые вышестоящими органами и подлежащие обязательному выполнению.

Индикативные показатели — показатели, носящие информационный, рекомендательный характер.

Расчётные показатели — показатели, носящие вспомогательный характер.

Государственный заказ — регулятор развития экономики.

Бизнес-план разрабатывается для определения стратегии развития предприятия, потребностей в инвестициях, для оценки эффективности финансовых вложений, для привлечения финансовых ресурсов и потенциальных партнёров.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что понимается под методологией прогнозирования и планирования?

2. В чём заключается сущность целевого подхода в прогнозировании и планировании?

3. Поясните сущность кейсианской, монетарной и марксистской теорий.

4. Охарактеризуйте основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

5. Для каких целей разрабатывается система прогнозов и какие виды прогнозов она включает?

6.Что является объектом прогнозирования на макроуровне и мезоуровне?

7. Какие показатели прогнозируются на макро- и мезоуровне?

8. Что представляет собой бизнес-план и для каких целей он разрабатывается?

9. Чему придаётся особое внимание при экспертизе бизнес-планов инвестиционных проектов?

10. Какие методы включает методология прогнозирования и планирования и на чём она базируется?

11. В чём заключается сущность методов экспертных оценок?

12. Охарактеризуйте методы индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок?

13. В чём сущность методов экстраполяции?

14. В чём сущность моделей оптимального планирования и что характеризует целевая функция и система ограничений?

15. Для каких целей в прогнозировании и планировании используются многофакторные модели?

16. Какова цель и сущность экономического анализа в прогнозировании и планировании?

17. Назовите научные основы организации прогнозирования и планирования экономики?

18. Назовите важнейшие функции министерств и ведомств, участвующих в разработке планов и прогнозов.

19. Назовите этапы разработки планов-прогнозов.

20. Какие функции выполняют и какие проблемы решают отраслевые органы планирования?

Литература

1. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития РБ».

2. Постановление Совета Министров РБ «О мерах по реализации закона РБ «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития РБ», 1999.

3. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под общей ред. В. И. Борисевич, Г. А. Кандауровой. — Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2004—380 с.

4. Экономика региона: Учеб. пособие / Под ред. В И. Борисевич — Минск: БГЭУ, 2002. — 432 с.

5. Прогнозирование и планирование экономики под ред. Г. А. Кандауровой, — Минск, ООО «Книжный дом», 2005 — 480 с.

6. Прогнозирование и планирование экономики под ред. В.И. Борисевич — Минск, ООО «Интерпрессервис», 2003 — 380 с.

7. Прогнозирование и планирование экономики. В. П. Герасенко, Минск, ООО «Новое знание», 2003 — 148 с.

8. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Л. Е. Басовский ,Высшее образование, учебное пособие — М ИНФРА–М, 2004 — 260 с.

9. Карпенко, Е. М., Драгун, Н. П. Учебное пособие по курсу «Технико— экономическое планирование». — Гомель: ПТУ, 1999.

10. Комков, В. Н. Финансовое программирование в переходной экономике. — Минск: БГУ, 1999.

11. Иванов, Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист, № 9,1993.

12. Ивуть, Р.Б. Бизнес–план предприятия. — Минск: Вышэйшая школа, 2000.

13. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.

14. Ильин А.И. Внутрифирменное планирование. — Минск: Экоперспектива, 2001

15. Инвестиции, проблемы регулирования инвестиционной деятельности. Володько О.В. — Пинск: Банк, колледж, 2000.

16. Программа социально — экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 г.г., Мн., Беларусь, 2006.—175 с.

Текущий контрольный тест по модулю II

Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования


1 Выберите правильные ответы

Каковы принципы формирования госзаказа:

а) размещение госзаказа на конкурсной основе;

б) стимулирование выполнения госзаказа;

в) взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика;


9. Выберите правильные ответы.

Какие показатели являются директивными в условиях применения единой методологии прогнозирования и планирования:

а) объём производства продукции и услуг;

б) госзаказ;

в) лимиты и нормативы;

г) фонд оплаты труда;

д) прибыль.


2. Выберите правильные ответы.

Что включает госзаказ:

а) заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд;

б) объём производства продукции;

в) объём поставок продукции по заключённым договорам между предприятиями;


10. Выберите правильные ответы.

Какие виды прогнозов включает система прогнозов:

а) макроэкономические;

б) отраслевые;

в) региональные;

г) частные;




3.Выберите правильные ответы.

Какие модели широко применяются в мировой практике прогнозирования и планирования:

а) матричные модели;

б) модели оптимального планирования;

в) факторные модели;


11. Выберите правильные ответы.

Что включает методология прогнозирования и планирования:

а) подходы;

б) принципы;

в) методы;

г) логику;




4. Выберите правильные ответы.

Какие балансы разрабатываются при использовании балансового метода:

а) материальные;

б) трудовые;

в) финансовые;


12. Выберите правильные ответы.

Какие подходы применяются при разработке прогнозов:

а) исторический;

б) комплексный;

в) системный;

г) целевой;




5.Выберите правильные ответы.

Что определяется с помощью норм и нормативов:

а) система показателей;

б) потребности в ресурсах;

в) источники ресурсов;


13. Выберите правильный ответ.

Какой из принципов определяет преемственность планов – прогнозов:

а) социальной ориентации;

б) системности;

в) непрерывности планирования;

г) оптимальности;




6. Выберите правильный ответ.

Какое министерство является координирующим при разработке планов- прогнозов:

а) Министерство труда и социальной защиты;

б) Министерство экономики;

в) Министерство финансов;

г) Министерство статистики и анализа.




14. Выберите правильный ответ.

Что определяет принцип адекватности:

а) отражение реальных процессов;

б) максимальную эффективность при минимальных затратах;

в) балансовую увязку и установление пропорций развития экономики;

г) обеспечение развития экономики по разным направлениям.




7. Выберите правильные ответы.

Какие факторы оказывают определяющее влияние на темпы роста ВВП:

а) рост издержек производства;

б) спрос на товары народного потребления;

в) рост инвестиций;

г) снижение уровня налогообложения;

д) доходы населения.


15. Выберите правильный ответ.

Что характеризует развитие экономики:

а) общеэкономические пропорции;

б) система показателей;

в) концепция;

8. Выберите правильные ответы.

На положениях каких экономических теорий базируется единая методология прогнозирования и планирования:

а) на кейсианской;

б на марксистской;

в) на монетарной;









Модуль III. Прогнозирование и планирование на микроуровне.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница