Практика списания муниципального имущества, органами муниципального самоуправления




Скачать 90.69 Kb.
Дата30.04.2016
Размер90.69 Kb.
Практика списания муниципального имущества, органами муниципального самоуправления

(исполнитель Сухорукова О.Н.)
Под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Чтобы списать имущество, необходимо руководствоваться целым рядом нормативных документов и соблюдать определенные правила, а также своевременно и правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете.

В целях осуществления контроля за эффективностью использования имущества порядок его списания устанавливает собственник.

На федеральном уровне действует Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 № 96/30н.

Во многих регионах России на областном и муниципальном уровне приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств муниципальных (государственных) учреждений. Все они основываются на документах, названных выше, а также Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Проведя анализ нормативно-правовых актов ряда муниципальных образований, регламентирующих списание муниципального имущества, хотим выделить акты, принятые следующими муниципальными образованиями:

- постановление Администрации города Пензы от 21.07.2011 № 864 «Об утверждении положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося на балансе в оперативном управлении муниципального бюджетного, муниципального казенного и муниципального автономного учреждений»;

- решение собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области от 18.11.2010 г. № 135 «Об утверждении Положения об особенностях списания муниципального имущества Коркинского муниципального района»;

- решение муниципального совета муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области от 29.11.2012 г. № 6 «Об особенностях списания имущества, находящегося в муниципальной собственности района»;

- решение собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 29.08.2013 № 106 «Об утверждении положения о порядке списании муниципального имущества города Троицка»;

- постановление мэра города Томска от 28 ноября 2005 г. № 633 «Об утверждении положения о порядке исключения из реестра муниципальной собственности движимого и недвижимого муниципального имущества в связи с его списанием».

Во всех этих документах есть много общего, они достаточно конкретно описывают процедуру списания муниципального имущества.

Анализ данных нормативных актов, регламентирующих списание муниципального имущества, позволил выделить общие признаки:


  1. Решение о списании имущества принимается в отношении:

- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением собственником либо приобретенного муниципальным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение муниципального имущества, – учреждением самостоятельно;

- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением собственником либо приобретенного муниципальным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение муниципального имущества, – учреждением по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом, при наличии согласования отраслевого органа, в ведении которого учреждение находится.

2. Решение о списании имущества принимается в случаях:

1) непригодности имущества для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, а также экономической нецелесообразности или невозможности его восстановления, ремонта, при этом начисленная амортизация в размере 100% на имущество, которое пригодно для дальнейшего использования, не может служить безусловным основанием для списания его по причине износа;

2) выбытия имущества из владения, пользования, распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

3. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя Учреждения.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться:

-главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

- материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

- специалисты учреждения, имеющие соответствующую квалификацию.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение, которое принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании муниципального имущества.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

Комиссия наделяется следующими полномочиями:

- производит осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

- принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;

- устанавливает причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания данного имущества;

- осуществляет контроль за изъятием из состава списываемого имущества узлов, деталей, материалов, пригодных для дальнейшего использования, цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес и контролирует оприходование в установленном порядке;

- выявляет виновных лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта из эксплуатации, вносить предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

- подготавливает акт о списании в зависимости от вида списываемого имущества по формам первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

4. В целях согласования решения о списании муниципального имущества руководитель учреждения направляет в орган по управлению муниципальным имуществом, следующие документы:

- письменное обращение о необходимости списания с баланса имущества с указанием причины списания;

- перечень объектов муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, с указанием суммы начисленной амортизации и остаточной стоимости имущества на дату обращения;

- копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества;

- копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества;

- акты о списании имущества;

- копию инвентарной карточки учета объекта основных средств;

- фотографии списываемых объектов основных средств;

- заключение специализированной организации о техническом состоянии подлежащего списанию объекта основных средств, подтверждающее его непригодность к дальнейшему использованию, невозможность или нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции).

При списании транспортных средств дополнительно представляются копии паспортов и свидетельств о регистрации транспортных средств.

При списании недвижимого имущества дополнительно представляется техническая документация, а также копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимое имущество (при наличии) и сведения о наличии или об отсутствии обременении и иных обязательств, связанных со списываемым объектом.

При списании имущества в результате утраты в связи с кражей, аварией, пожаром, стихийным бедствием дополнительно прилагаются соответствующие акты уполномоченных органов.

Здесь также хотелось бы обратить внимание на документы, представляемые при списании основных средств, в случае если причиной списания является недостача. Так в постановлении мэра города Томска от 28 ноября 2005 г. № 633 «Об утверждении положения о порядке исключения из реестра муниципальной собственности движимого и недвижимого муниципального имущества в связи с его списанием» определен перечень таких документов:

- для учреждений: акт инвентаризации (сличительная ведомость) нефинансовых активов, акт о результатах инвентаризации;

- для предприятий: инвентаризационная опись основных средств по ф. № ИНВ-1, сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств по ф. № ИНВ-18, ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по ф. № ИНВ-26;

- соответствующая выписка из журнала операций, бухгалтерская справка или иной документ, содержащий данные о зачислении суммы недостачи на материально ответственное лицо либо организацию (в связи с невозможностью установления виновных лиц);

- объяснительная записка материально ответственного лица, результаты служебного расследования;

- заявление от учреждения в правоохранительные органы;

- акты (решения) следственных и судебных органов (справка следователя о движении уголовного дела, постановления следственных органов, обвинительное заключение, решение суда и т.д.).

5. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов уполномоченный орган в области управления имуществом подготавливает решение о согласовании либо об отказе в согласовании списания.

6. После получения соответствующего разрешения на списание основных средств учреждением осуществляется ликвидация, разборка или демонтаж имущества. Реализация данных мероприятий по списанию имущества осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

Доходы от реализации металлолома, полученного после разборки списанного имущества, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений, за исключением казенных, доходы которых, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

7. Выбытие муниципального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции № 162н, п. 12 Инструкции № 174н, п. 12 Инструкции № 183н.



С учетом изложенного, в целях установления единого подхода при регулировании процедуры списания муниципального имущества муниципальных образований в Республике Бурятия рекомендуем главам муниципальных образований в Республике Бурятия, в которых не установлен порядок по списанию муниципального имущества, принять нормативный документ, регламентирующий порядок списания с учетом норм федерального законодательства, регулирующего списание федерального имущества (Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 № 96/30н). Главам муниципальных образований в Республике Бурятия, в которых установлена процедура списания, осуществить ее анализ на предмет соответствия вышеуказанным федеральным нормативным правовым актам, при необходимости внести в них соответствующие изменения.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница