Пояснительная записка Рабочая программа курса истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и Примерной программы основного общего образования по




страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3

Пояснительная записка

Рабочая программа курса истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и Примерной программы основного общего образования по истории.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 9 классов:



классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

История России ХХ –начала ХХI в, история Татарстана и татарского народа ХХ –начала ХХI в

Всеобщая история ХХ –нач.XXIв.

9 класс

70часов

46 часов (в том числе 10 часов по истории Татарстана и татарского народа)

24 часа

Контрольных работ по истории России и Татарстана : 4

Контрольные работы по всеобщей истории: 2

Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России в контексте мировой истории , важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной так и всебщей истории.

Изучение истории в 9 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

5 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний не только по истории своей Родины, но и своего города, республики.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам.

Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом Новая история, Новейшая история, история Татарстана; межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.

В процессе изучения курса планируется достижение следующих результатов:

Учащиеся могут:

-определять и объяснять понятия;

-уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, документе;

-рассматривать общественные явления в развитии;

-анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;

-определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;

-обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;

-определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

-осуществлять самоконтроль и самооценку

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся

Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы



Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

В результате изучения истории России ученик должен знать и понимать:

- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до начала XXI вв.

-Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

- Показывать на ист. карте : территории, присоединенные к империи в XX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

-Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты ист.процессов, явлений и событий, группировать ист. явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных ист.понятий и терминов, выявлять сущность и различия сравниваемых ист.событий и явлений, определять на основе учеб.материала причины и следствия важ.ист.событий

- Называть характерные, существенные черты: соц.-эк. развития и полит, строя России н. ХХв.; положения разных слоев населения; внутр. и внеш. политики самодержавия; идеологии и практики обществен.движений (консервативных, либеральных, радикальных)

- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепост.право, феод.пережитки, модернизация, индустриализация, коллективизация, нэп, «холодная война»

-Объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности гос. и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры

-Приводить изложенные в учебнике оценки ист.деятелей, характера и значения соц.реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн, революци


й-Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебнопознавательной и профессионально-трудовой.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы :

1)История России, XX- нач.ХХ1 века. 9класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд-М.: Просвещение,2012 .

2)История Татарстана. ХХ- начало XXI века :учебное пособиедля 9 класса основной школы.-Казаньь:Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2006.

3) История Росси. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной в 2 ч./ Е.Н. Сорокина-Волгоград.:Учитель-Аст, 2004.

4)История России XX век:поурочные разработки к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XX век» 9 класс: кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1999.

5) История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: справочное пособие-М.:Дрофа, 2000.

6)История России: учеб.пособие/В.В.Кириллов.-М.:ИД Юрайт, 2010.

7) Данилов А.А. Справочник школьника: История России. ХХ век.-М.:Дрофа, 1998.

8) А.В. Якушев История России (конспект лекций).-М.:А-Приор,2007.

9)Всеобщая история, ХХ-начало ХХI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений/ Л.Н.Алексашкина.-М.:Мнемозина, 2011.

10)Мир в ХХ веке: Доп.материалы и практикум к учебникам по новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразоват. Учеб. Заведений.9-11 классы.-М.:Дрофа, 1999.

11) Поурочные разработки к учебнику ««Всеобщая история» 9кл. JI.H. Алексашкина-М.: Мнемозина,2008..

12)«Материалы ЕГЭ»- 2003-2014гг.

13) Карты изучаемого периода

14)Электронные средства обучения



Календарно-тематическое планирование по курсу « История России и Татарстана XX-XXI века» ( 9 класс)



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дом.задание

план

факт

Россия в 1900-1917гг ( 9 часов)

1

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.

Экономическое развитие России в начале ХХвека



1

Урок изучения нового материала

Особенности промышленного и аграрного развития. Россия на рубеже XIX- XX вв. Экономическое развитие страны в н.ХХ века. Политика модернизации сверху. Гос. капитализм.

Формирование монополий.

Иностранный капиталл в России. С.Ю. Витте

Проблема достоверности и фальсификации ист. знаний



Показывать на карте территорию рос. империи, называть особенности процесса модернизации; сравнивать темпы и характер модернизации в России и др. странах; называть характерные черты эк. развития в начале века, показывать на карте пром. центры.

Участие в беседе, аргументированность ответов

Параграф №2







2

Политическое развитие: новые веяния и старые подходы

1

комбинированный

Политическое развитие страны в н. ХХ в. Рабочее движение. «Полицейский социализм» рев. партии и их программы

Называть характерные черты самодержавия

Устный опрос

Параграф № 3

Запись в тетради, задания словарь









3

Внешняя политика. Русско-японская война. Первая рос. революция

1

Урок изучения нового материала

Россия в международных отношениях н. ХХ в. Русско-японская война и ее влияние на рос общество. Революция 1905- 1907 гг. Причины, характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов.

Восстания в армии и на флоте. Всерос. полит. стачка. Вооруженное восстание в Москве.



Называть основные направления внешней политики, хрон.рамки войны, причины и характер войны, поражение и его последствия, полководцев, называть и показывать на карте основные сражения. Излагать причины и последствия революции, систематизировать причины и итоги революции в виде таблицы

Алгоритм военных действий и рев. событий

Параграф 4-5 вопросы задания словарь







4

Реформы Столыпина: «тихая революция»

1

комбинированный

Аграр. реформа, пром подъем. Отруба, хутора, кооперация

Называть альтернативы общественного развития в 1906г., сост. «Аграр. революция и ее результаты»

Составление таблицы

Параграф 6 вопросы задания словарь документы даты







5

Изменения в политической системе Рос. империи

1

комбинированный

Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Гос. Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархические и черносотенные движения

Объяснять значение понятия парламентаризм, сравнивать программные установки либеральных партий, сос. Схему « Система центрального управления в российской империи в 1906-1917гг», соотносить названия партий и имена лидеров. Конституционная монархия

Составление таблицы, схемы, работа с источником, работа в группах

Пар. 5 с 35-36, пар. 7 вопросы, задания, словарь ,документы, даты







6

Россия в первой мировой войне

1

Интегрированный (с всеобщей историей)

Россия в первой мировой войне

Называть основные направления внешней политики, хрон. Рамки войны, причины и характер войны, поражение и его последствия, работа с картой, составлять алгоритм военных действий

Алгоритм военных действий, работа с картой

№9 вопросы, задания, словарь, документы, даты







7

На пути к 1917 г. Наш край в 1917г.

1

Комбинир.

Контроль знаний



Кризис режима, нарастание соц-эконом.и полит. противоречий. Угроза нац. катастрофы

Излагать суждения о последствиях войны для рос общества, описывать условия жизни людей в период войны

Проект

Конт.работа



№10 вопросы, задания, словарь, документы, даты







8

«Серебряный век» русской культуры

1

Комбинир.

Культура России в н. ХХ в.

Называть выдающихся представителей и достижения рос. культуры

проекты

№8 вопросы, задания, словарь, документы, даты







9

Россия в 1900-1917гг

1

Урок повторения и обобщения материала







Семинар «Итоги развития России в н. ХХ века

повторение







Россия в 1917-1927гг(9часов)

10

Россия революционная

1

Комб.

Продолжение революции в России. Сходство и отличия всех рев. событий, итоги революций для исторического развития

Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные рев события. Уметь спрогнозировать последующие события в России

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации и возможные альтернативы развития . В.И. Ленин




Работа в группах

№12







11

Начало гражданской войны

1


Комб.

Причины гражданской войны, этапы войны, интервенцияпротиводействующие силы, планы программы

Знать понятия, работа с картой, уметь сравнивать войну с другими граждан.войнами в истории

Работа в группах

№14







12

Гражданская война: основные события. Наш край в годы граждан.войны

1

Изучение нового материала

Этапы войны и их особенности ,перестройка на воен.лад

Знать этапы и ключевые события. Колчак, Деникин, Врангель, Юденич

Выборочная проверка таблицы

№15 таблица







13

Экономическая политика в годы войны

1

лекция

Политика «военного коммунизма», аграрные и др.программы Деникина, Юденича , Врангеля

Усвоить сущность политики «военного коммунизма», проводить сравнение эконом.политики, их влияние на итоги войны

Информация о личностях войны

№16, запись в тетради







14

Социально-политический и экономический кризис 1920-1921гг. Переход к Нэпу

1

Беседа

Причины перехода к Нэпу, решения Х съезда РКП(Б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия Нэпа

Ознакомиться и усвоить «язык Нэпа». Знать сущность нэпа ( экономические, политические социальные). Уметь сравнивать нэп с др.эконом. политиками

Экспресс-опрос

№18, запись в тетради







15

Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование ТАССР

1

Комб.

Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы

Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государств. Знать исходящие документы образования СССР. Конституция 1924г.

Работа с документом

№19, запись в тетради







16

Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков

1

Комб.

Проекты построения социализма и борьба вокруг них

Усвоить понятие «социализм», Сталин, Троцкий, Зиновьев, Бухарин

Работа с учебником, понятия

№21, запись в тетради







17

Коренные изменения в духовной жизни. Культура края 1900-1920-е гг.

1

Комб.

Борьба с неграмотностью, творцы «серебряного века в советской России, эмиграция, начало «нового искусства»

Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменении в психологии людей. Сменовеховство.

Работа в группах, вопросы к параграфу

№22, повторение







18

Итоги развития России в 1917-1927гг

1

Контрольный урок










Повторение понятий







Сталинская модернизация России (6 часов)

19

Индустриализация в СССР




Комб.

Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники индустриализации и ее методы

Делать сравнительный анализ этапов индустриализации, знать хронологию и содержание этапов. «Великий перелом», стахановцы, большой скачок

опрос

№23 документы, вопросы к параграфу







20

Коллективизация сельского хозяйства

1

беседа

Цели, задачи, методы, результаты коллективизации

Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне, уметь дать оценку раскулачиванию. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса

Проект

Решение проблемных задач



№24, документы, вопросы к параграфу







21

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности Сталина

1

комбинированный

Структурные звенья советской тоталитарной системы. ВКП(б)- ядро модели

Уметь соотносить события по данной проблеме с 20-ми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели. Карательная система. Массовые репрессии, культ личности

Работа в группах

Решение проблемных задач



№25, вопросы к параграфу







22

Итоги экономического. Социального, политического развития страны к концу 1930-х началу 1940-хгг. Конституция 1936г. Наш край в 1930г

1

комбинированный

Плюсы и минусы «большого скачка», «великого перелома» в культуре. Принципы построения и содержания Конституции 1936г.

Знать важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе «большого скачка». Уметь дать оценку свершениям. Объяснить свое отношение к проблеме.

тест

№ 23-25, вопросы







23

Коренные изменения в духовной жизни общества

1

дискуссия

Достижения науки и техники. Метод соц.реализма. Утверждение марксистско- ленинской идеологии

Знать достижения культуры данного периода. Использовать знания для формирования собственных суждений о произошедших переменах

сообщения

№26 вопросы







24

СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг.

1

Комб.

Внешнеполитический курс в 20-30-е гг. Вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германский пакт 1939-1941гг

Владеть понятиями: полоса непризнания и процесс признания СССР. Коминтерн и антифашистский фронт. Мюнхен 1938г. Советская внешнеполитическая доктрина 30-хгг.

Работа в группах

Решение проблемных задач



№27 вопросы






  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница