Пояснительная записка Программа данного курса разработана на основе регионального базисного учебного плана, Примерной программы основного (общего) образования по географии «География России»




Скачать 175.73 Kb.
Дата11.05.2016
Размер175.73 Kb.

Пояснительная записка

Программа данного курса разработана на основе регионального базисного учебного плана, Примерной программы основного (общего) образования по географии «География России» (9 класс) и авторской программы: И.И. Бариновой, В.П. Дронова «География России» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: «Дрофа», 2008) и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 9 классах.


Курс «География России» в 8-9 классах занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

В Региональном базисном учебном плане на изучение курса «География России: население и хозяйство» отводится 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 9 классе.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:


  • сформировать целостный географический образ своей Родины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Спецификой этой программы является включение в региональный раздел тем, посвященных географии Республики Башкортостан. Эти темы изучаются в качестве подтем при изучении основных отраслей хозяйства России и при изучении Уральского экономического района. Учащиеся рассматривают 11 тем по изучению Башкортостана и выполняют 4 практические работы.

В конце 8 класса начинается изучение экономической географии: основные понятия, связанные с темой народное хозяйство и первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу. Поэтому 9 класс начинается с повторения отраслевой структуры хозяйства и первого сектора экономики. Затем подробно изучаются вторичный сектор экономики — отрасли, перерабатывающие сырье и третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. Дается характеристика каждой отрасли: определение, состав, факторы размещения, география размещения. Вторая часть изучения хозяйства – это характеристика районов по плану. И заканчивается курс экономической географии России с рассмотрения её места в мире.



Методы обучения:

1)по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

  • беседа;

  • рассказ;

  • инструктаж;

  • демонстрация;

  • решение задач;

  • работа с книгой

2) по источнику получения знаний:

- словесные;

- наглядные:


  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

  • использование ИКТ;

  • просмотр кино- и телепрограмм;

- практические:

    • практические задания;

3)по степени активности познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительный;

  • иллюстративный;

  • проблемный;

  • частично-поисковый.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • практическая работа;

  • зачет.


Содержание учебного предмета

Хозяйство России(21 час)

Введение(1 час)

Что такое народное хозяйство. Цикличность развития экономики. Основные формы организации производства.



Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (6 часов)

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы. Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. АПК Башкортостана. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения. Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство.



Вторичный сектор экономики — отрасли, перерабатывающие сырье (11 часов)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. ТЭК и охрана окружающей среды. Топливная промышленность. Роль топливной промышленности в хозяйстве России. Основные современные и перспективные районы добычи нефти, газа, главные угольные бассейны, проблемы их освоения. Системы нефте и газопроводов. Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Нетрадиционные источники энергии. Формирование энергосистем. Электроэнергетика и окружающая среда. ТЭК Башкортостана.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Развитие металлургии в Башкортостане.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс. Машиностроение в РБ.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы. Химико–лесной комплекс Башкортостана. Пищевая и легкая промышленность.



Основные понятия: ТЭК, топливно-энергетический баланс, комбинат, комбинирование, металлургическая база, специализация, кооперирование.

Практические работы. 1. . Характеристика одного из нефтяных (угольных) бассейнов. 2. Составление характеристики одной из металлургических баз. 3. География размещения трудоемкого, металлоемкого машиностроения. 4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности.

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. (3часа)

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Классификация услуг. Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Транспорт в РБ.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство.

Основные понятия: инфраструктура, услуга, инфраструктурный комплекс, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, транспортная система, технополисы.

Районы России (45 ч)

Европейская Россия (29 часов)

Общая характеристика Европейской России. Особенности природы, истории и географии хозяйства.

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль

промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.

Калининградская область - самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. ЭГП Башкортостана. Административно-территориальное деление. Природные особенности РБ. Население РБ. Комплексная характеристика РБ. Хозяйство РБ. Территориальная организация хозяйства.(Предуральский, Уральский экономические районы. Башкирское Зауралье. Уфимский ТПК.)



Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы: 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. 3. Определение факторов развития и сравнения специализации пищевой промышленности европейского Юга и Поволжья. Экологические и водные проблемы Волги, пути их решения. 4. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (результат работы представить в виде картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

Практические работы по географии РБ : 1. Характеристика географического положения Башкортостана. Нанесение на карту пограничных областей, республик. 2. Определение по тектонической карте основных геологических структур, по физической карте основных форм рельефа. Выявление причинно-следственных связей. Нанесение их на карту. 3. Составление экономико – географической характеристики Башкортостана. 4. Выделение на контурной карте главных топливных баз, газо-нефтеперерабатывающих заводов, ТЭС, ГЭС. Нанесение на карту ТПК РБ.

Азиатская Россия (16 часов)

Азиатская Россия. Географическое положение. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность и транспортная обеспеченность. Концентрация основной части населения на юге. Очаговый характер размещения производства. Место и роль региона в жизни страны.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно - энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса. Кузнецко-Алтайский подрайон.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Север Восточной Сибири. Южная Сибирь. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия:

Практические работы: 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района (или Кузнецко-Алтайского ПТК) для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. Разработка по карте туристического маршрута для показа наиболее интересных природных и хозяйствен ных объектов региона. 3.Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 4. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составление прогноза развития транспорта этих территорий 5. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы их развития.

Россия в современном мире (2 часа)

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторический, экономических, этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):


  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

  • крупнейшие ТПК страны;

  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению.

2. Уметь:

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

3. Показывать географическую номенклатуру:

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

 Политико–административное деление:



Республики: Адыгея, Башкортостан, Кабардино_-Балкария, Алтай, Дагестан, Карачаево- Черкесия, Саверная Осетия, Калмыкия, Чеченская, Ингушетия, Мари Эл, Чувашская, Мордовия, Коми, Карелия, Хакасия, Бурятия, Тыва, Якутия, Удмуртия, Татарстан;

Автономные округа: Ненецкий, Ямало- Ненецкий, Ханты- Мансийский, Чукотский;

Края: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Пермский, Забайкальский, Хабаровский, Приморский, Камчатский;

Города: Москва, Санкт-Петербург, НижнийНовгород, Ростов на Дону, Самара, Казань, Уфа, Челябинск, Пермь, Волгоград, Челябинск, Омск, Новосибирск, Воронеж, Красноярск;

Порты: Мурманск, Диксон, Тикси, Новороссийск, Санкт – Петербург, Калининград, Владивосток, Находка, Архангельск;

ЖД магистрали: Транссиб, БАМ.

Учебно-тематический план



Наименование раздела, темы


Количество часов

Планируемые результаты деятельности учащихся

1

Хозяйство России.

21

  • Понимать: термины «национальная экономика», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства», «предприятие».

  • Называть отрасли первичного, вторичного и третичного секторов народного хозяйства.

  • Называть и приводить примеры: факторов размещения производства; наукоёмкости производства.

  • Знать: отраслевой состав ТЭК, районы добычи нефти и газа; особенности отрасли и способы добычи угля; основные типы электростанций; факторы размещения и значение отрасли в хозяйстве страны; факторы размещения и географию медной, алюминиевой, свинцово-цинковой и золотодобывающей промышленности; отраслевой состав и географию машиностроения, предприятий горной и основной химии; состав агропромышленного комплекса; отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности; отрасли нематериальной сферы.

  • Называть и показывать: важнейшие магистральные нефте- и газопроводы; важнейшие угольные бассейны России; самые мощные из электростанций; Уральскую, Центральную и Сибирскую металлургические базы; города науки и технополисы России; крупнейшие предприятия отрасли.

  • Объяснять: факторы размещения крупнейших предприятий отрасли; направленность скотоводства в разных районах страны; почему нехватка дорог сдерживает развитие экономики страны.

  • Находить информацию для характеристики отрасли.

  • Оценивать и объяснять: степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; агроклиматические условия для развития растениеводства.

  • Показывать районы добычи и месторождения горнохимического сырья.

  • Определять: факторы размещения предприятий; роль зерновых культур в развитии отрасли; отрасли, ориентированные на источники сырья и потребителя; роль транспорта в развитии хозяйства страны.

  • Понимать и оценивать: роль отраслей лесной промышленности в хозяйстве страны, проблемы, связанные с потерей древесины.

  • Прогнозировать перспективы развития промышленных комплексов.

  • Характеризовать разные виды транспорта по грузо - и пассажирообороту.

2

Экономические районы России.


45


  • Называть и показывать области, входящие в состав района.

  • Выделять и объяснять роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства.

  • Характеризовать: особенности ЭГП, отрасли специализации; особенности этнического состава, природные ресурсы, уровень урбанизации.

  • Приводить примеры: центров производства важнейших видов продукции, объектов мирового природного и культурного наследия в России; использования ПР, специализации района, влияния окружающей среды на формирование культуры народов.

  • Анализировать: информацию, необходимую для изучения географических особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

  • Оценивать ЭГП района.

  • Объяснять различия в хозяйственном освоении разных территорий.

  • Определять связи между ГП, ПУ и отраслями специализации.

13

Россия в современном мире.

2

  • Характеризовать: особенности ЭГП, природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав, отрасли специализации; экономический потенциал России.

  • Определять связь между географическим положением, ПУ, ПР и отраслями специализации.

  • Называть и показывать страны и их столицы.

  • Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей.

14

География республики Башкортостан (в течение всего года - как подтема основной темы урока)

11 тем

  • Характеризовать: географическое положение РБ, климат, водные ресурсы, агроклиматические ресурсы, факторы размещения промышленности.

  • Оценивать: преимущества ГП и его недостатки, комфортность климата для жизни и деятельности населения, ПИ и степень их использования, агроклиматические ресурсы.

  • Описывать: рельефообразующие процессы, формы рельефа, особенности почв; особенности культуры народов, быта и религий.

  • Называть: полезные ископаемые; меры по сохранению плодородия почв; народы и религии; важнейшие промышленные объекты; виды транспорта.

  • Объяснять: зависимость ПИ от строения земной коры; различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации, направлениях миграции; факторы размещения важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

  • Прогнозировать: последствия антропогенного воздействия на видовой состав флоры и фауны; изменение численности и соотношения городского и сельского населения; развитие отраслей.

  • Знать месторождения ПИ.

  • Определять: экологические проблемы, собственное отношение к явлениям современной жизни; направления и характер грузопотоков.

  • Находить в тематических картах и других источниках нужную информацию.




Итого:

68









База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница