Пояснительная записка к основным показателям




Скачать 367.15 Kb.
Дата26.04.2016
Размер367.15 Kb.
Пояснительная записка к основным показателям

прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 09.06.2010 г. № 410-п «О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской области на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившим силу постановления Правительства области от 21.01.2009 № 23-п».

Прогноз основных показателей социально-экономического развития Ярославской области разработан в двух основных вариантах.

Первый вариант является консервативным. Он построен исходя из менее благоприятного сценария внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы области. Этот вариант разработан на основе сценария более медленных темпов экономического роста в области на фоне аналогичных процессов в экономике Российской Федерации. После замедления в 2013 году роста экономики, данный вариант предполагает в дальнейшем сравнительно невысокий, но устойчивый рост основных социально-экономических показателей.

Второй вариант является благоприятным (базовым), исходит из более благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики области и ее социальной сферы. Этот вариант (после снижения темпов прироста в 2013 году) предполагает в дальнейшем устойчивый рост экономики области и постепенное улучшение основных социально-экономических показателей на фоне аналогичного развития социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

При подготовке основных параметров прогноза были использованы: данные государственной и ведомственной статистики; данные структурных подразделений Правительства Ярославской области и органов исполнительной власти Ярославской области.

В прогнозных расчетах показателей учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.

В текущем году разработка прогноза социально-экономического развития Ярославской области проходит в условиях условиях многовариантности развития мировой экономики.

Предшествующий шестилетний период характеризовался мировым финансово-экономическим кризисом (2008–2009 годы) и последующим восстановлением. За 2011-2012 годы экономический рост восстановился, составив 11,9% увеличения валового регионального продукта. В то же время, за данный период не произошло существенного изменения структуры экономики региона, в сторону увеличения доли конкурентоспособных отраслей, создающих потенциал для её дальнейшего роста.

Кроме того, предстоящий период по внешним и внутренним условиям социально-экономического развития страны будет кардинально отличаться от завершившегося периода посткризисного восстановления.



Внешние условия:

- нестабильность и (или) низкие темпы развития мировой экономики;

- замедление темпов роста инвестиций, ведущее к снижению инвестиционного спроса;

- адаптация экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО);

- сохраняющийся отток капитала;

- нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках;

- снижение спроса на продукцию промышленных предприятий.
Внутренние условия:

- замедление темпов роста валового регионального продукта;

- снижение численности населения трудоспособного возраста;

- снижение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов;

- замедление роста потребительского спроса населения;

- обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств и выполнение майских указов Президента РФ,

- угроза снижения долгосрочного рейтинга Ярославской области агентством Fitch Ratings-Лондон/Москва.

В прогнозном периоде будут реализовываться два этапа Стратегии СЭР Ярославской области: «Разработка и запуск механизмов развития» (2013-2015 года) и «Ликвидация критических отставаний» (2016-2020 года).

Поэтому необходимо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста, который начиная с 2016 года должен превысить среднероссийский показатель прироста ВВП.
ВРП

Период 2011-2012 годов характеризовался для Ярославской области высокими темпами прироста экономики, обусловленными потребительским бумом (прим. отчасти стимулированным нарастающим потребительским кредитованием) и высоким спросом на промышленную продукцию области со стороны рынка Российской Федерации, частично вызванного после кризисным восстановлением экономики России. В 2011 году ВРП области увеличился в реальном выражении на 7%, а в 2012 году на 4,6%.

В силу, тенденции снижения темпа роста экономики Российской Федерации, наблюдавшейся в 2012-2013 годах и начале 2014 года, ВРП Ярославской области, сильно зависящий от направления конъюнктуры в Российской экономике, тоже продемонстрировал постепенно снижающиеся темы прироста. Они согласно прогнозной оценке за 2013 году составили не более 1% (главным образом, в результате снижения промышленного производства).

В настоящее время основными факторами сохранения невысоких темпов прироста экономики области, остаются медленный темп прироста в промышленном производстве, который объясняется высокой зависимостью экономики области от общероссийского рынка. Соответственно, текущее сокращение спроса на наши промышленные товары на рынках Российской Федерации и ряда зарубежных стран, а также недостаточный уровень инвестиционной активности, как в области, так и в России не позволяет достигнуть интенсивного прироста в большинстве видов промышленных производств области. Сейчас главным направлением повышения темпа прироста в промышленности является создание новых предприятий, выпускающих востребованную, прогрессивную продукцию, имеющую стабильный рынок сбыта и гарантированный платёжеспособный спрос.

По мере изменения в сторону улучшения экономической ситуации в стране, прогноз основных показателей социально-экономического развития на период до 2017 года предполагает стабилизацию и постепенное ускорение с достижением умеренных темпов прироста экономики области. Согласно прогнозной оценке на территории области минимальные темпы прироста ВРП ожидаются в 2013 году - 1% (статистический отчет по этому показателю подводится весной 2015 года). В плановый период согласно благоприятному сценарию предполагается плавное ускорение темпа прироста ВРП области до 1,3% в 2014 году, 2% в 2015 году, до 2,5% в 2016 году и 3% в 2017 году. Согласно благоприятному варианту прогноза наибольший вклад в прирост ВРП за период 2014 - 2017 годов по-прежнему будет вносить промышленное производство и сфера торговой деятельности. В 2014-2017 годах будет сохраняться тенденции к росту доли строительного сектора экономики

Согласно консервативному сценарию развития экономики области также прогнозируется сохранение положительного прироста ВРП, который будет сдерживаться неблагоприятной конъюнктурой в целом по Российской Федерации. Он составит - 1% в 2015 году, 1,5% в 2016 году и 1,8% в 2017 году. Согласно консервативному варианту прогноза наибольший вклад в прирост ВРП за период 2014 - 2017 годов также будет вносить промышленность и торговля, при этом ее доля в приросте по этому варианту развития будет превышать прирост от промышленного производства. Строительная сфера будет прирастать более медленными темпами, чем в благоприятном варианте развития.


Промышленное производство

В решении экономических и социальных задач развития экономики Ярославской области промышленный сектор играет важную роль. На его долю в среднем приходится более 30% процентов валового регионального продукта области и около 30% численности, лиц занятых в экономике области. Всего в регионе (по состоянию на 01.01.2014 года) насчитывается 2365 крупных и средних организаций, из них 366 - промышленные предприятия.

Организации промышленных видов деятельности дают около 70% от объема товаров и услуг, отгружаемых всеми крупными и средними предприятиями области. В структуре отгруженной продукции преобладает доля обрабатывающих производств (составившая 87,1% в 2013 году). В свою очередь, в структуре самих обрабатывающих производств по объему отгруженных товаров доминируют два традиционно крупнейших для нашей области вида экономической деятельности в сфере промышленного производства - «производство транспортных средств и оборудования» (21,4% в 2013 году), «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (15,9% в 2013 году).

Предпосылки развития спада в промышленном производстве области наметились уже к концу 2012 года - они были обусловлены замедлением темпов экономического роста в стране, опережающим снижением спроса на промышленную продукцию, производимую в области (значительная ее часть имеет инвестиционный характер, а так же требует наличия большого растущего рынка).

Анализ ситуации в промышленности области за 2013 год, показал, что в Ярославской области по итогам прошлого года имела место рецессия в промышленном производстве. За прошлый год снижение производства составило 2,4% (главным образом ввиду значительного понижения спроса на продукцию обрабатывающих производств). Таким образом, зависимость промышленного производства области от двух - трех видов промышленной деятельности в обрабатывающих производствах делает экономику области уязвимой для колебаний спроса на рынке РФ и ряда зарубежных стран потребителей этой продукции.

Повышение прироста в промышленном производстве является одним из важных направлений развития экономики. С этой целью ведется создание ряда предприятий, выпускающих новую продукцию, что открывает для промышленности области новые рынки, и обеспечивает дополнительный спрос. В частности, уже в 2014 году в области начнут работу два новых завода - «Русские газовые турбины» по производству газотурбинных установок 6FA в промышленной зоне Рыбинска и «Тева» - предприятие по производству лекарственных средств по международным стандартам GMP в индустриальном парке «Новоселки» Ярославля.

Другим таким направлением является повышение эффективности существующих производств, в частности путем реконструкции и освоения новых, востребованных видов продукции. К перспективным проектам развития промышленности Ярославской области относятся:

-масштабная реконструкция установок в ОАО «Славнефть-ЯНОС», направленная на увеличение производства бензина марки 95;

- инвестиционный проект «Техническое перевооружение и реконструкция предприятия» ОАО «ЯНПЗ им. Менделеева» с целью достижения проектной мощности по переработке нефтяного сырья до 600 000 тонн в год;

- проект по созданию газовых двигателей экологического класса Евро-4 и Евро-5 на базе ЯМЗ-530 в рамках подписанного соглашения ОАО «Автодизель» с итальянской компанией Westport, и ряд других проектов.

Мероприятия, проводимые с целью повышения эффективности и поддержанию конкурентоспособности в промышленном комплексе области, утверждены в областной целевой программе «Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности на 2014 - 2016 годы» постановлением Правительства области от 30.12.2013 г № 1774-п.

В текущем году данный спад прекратился - начался рост производства. Индекс промышленного производства за январь - апрель 2014 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 101,6%, что на 0,2 процентного пункта выше, чем в целом по Российской Федерации (101,4%). При этом в обрабатывающих производствах индекс производства достиг 103,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 87,1% процента. В добыче полезных ископаемых индекс производства увеличился в 2,5 раза. Наблюдающийся сейчас подъем промышленного производства имеет сравнительно узкую базу. Он в значительной мере зависит от важнейшего среди растущих производств, вида - производства транспортных средств и оборудования, которое за четыре месяца показало прирост на 7,4%.

Положительная динамика производства по итогам четырех месяцев также наблюдалась: в химическом производстве, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, обработке древесины и производстве изделий из дерева и целлюлозно-бумажном производстве, а также издательской и полиграфической деятельности.

Снижение объемов промышленного производства за этот период произошло: в производстве резиновых и пластмассовых изделий, текстильном и швейном производстве, производстве машин и оборудования, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, а также в производстве нефтепродуктов.

Ввиду этого, а также ожидаемого невысокого роста экономики Российской Федерации в 2014 году ожидается минимальный прирост промышленного производства в области, которое по итогам текущего года составит 1%.

Восстановление умеренного прироста (в частности за счет ввода или начала полномасштабной работы ряда новых производств) ожидается в 2015-2017 годах. По мере стабилизации, и возобновлению активного роста спроса на продукцию обрабатывающих производств (вносящих основной вклад в промышленное производство области и выхода на проектную мощность ряда новых промышленных производств), прогноз социально-экономического развития области на период до 2017 года предполагает возобновление средних темпов роста промышленного производства.

В прогнозный период согласно благоприятному сценарию основных показателей прогноза социально-экономического развития предполагается прирост промышленного производства на 2,1% в 2015 году, до 2,3% в 2016 году и 2,8% в 2017 году. Согласно консервативному варианту прирост промышленного производства будет существенно ниже, составив - 1,3% в 2015 году, 1,1% в 2016 году и 1,5% в 2017 году.

В заключение следует отметить, что органами государственной статистики были уточнены значения показателя индекса промышленного производства по итогам ретроспективного пересчета, осуществленного в связи с переходом с 1 января 2014 года в расчетах индексов производства на новый 2010 базисный год. До конца 2013 года органами государственной статистики использовался для расчетов 2008 базовый год - т.е. для всех расчетов использовалась структура производства  по установленному набору («корзине») профильных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, зафиксированная как база для расчетов по состоянию на этот год.


Сельское хозяйство

После периода интенсивного роста в 2011-12 годах, вызванного подъемом спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию, в результате воздействия ряда объективных причин в 2013 году индекс производства продукции в сельском хозяйстве снизился на 0,4% в реальном выражении. Одним из факторов, обусловивших снижение производства продукции сельского хозяйства, стала возросшая конкуренция на рынке продовольствия и другой сельхозпродукции, вызванной вступлением Российской Федерации в ВТО и «Таможенный союз». Другим фактором являлась стали растущие ресурсные ограничения (финансирование лизинга, кредит), исчерпание кадрового потенциала и др. Кроме того, за предыдущие годы в результате существенного прироста сформировалась высокая статистическая база, от которой осуществляются расчет последующего года.

В силу влияния объективных факторов в прогнозный период прирост производства продукции сельского хозяйства предусматривается достигнуть за счёт увеличения эффективности и производительности труда в крупных хозяйствах. Для достижения данного результата запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению в производство прогрессивных технологий в сфере сельскохозяйственной продукции.

Мероприятия, проводимые в агропромышленном комплексе области, утверждены в областной целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области на 2010-2014 годы» постановлением Правительства области от 05.04.2010 г № 187-п. С 2015 года они будут регламентироваться следующей региональной программой -«Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 17.03.2014 г № 221-п.

В среднем по всем категориям хозяйств ежегодные темпы прироста производства в прогнозный период 2014 - 2017 годов предусматриваются в размере 2% по благоприятному варианту и 1% по консервативному варианту прогноза. Согласно благоприятному варианту прогноза развитие сельского хозяйства будет характеризоваться стабильным ростом внутреннего спроса, устойчивой тенденцией прироста производства в животноводстве и птицеводстве, достигнутой как за счет ввода новых мощностей, так и прироста производства существующих сельскохозяйственных организаций благодаря мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей. Достижение этих показателей также обусловлено более благоприятными погодными условиями, что будут способствовать росту производства и в хозяйствах населения, а также крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В консервативном варианте прогноза существенное влияние будут оказывать погодные факторы, которые по этому варианту подразумеваются как неблагоприятные, а также снижение спроса на ряд видов сельхоз продукции под влиянием замедленного роста в экономике России.


Транспорт и связь

Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 2014 год и прогнозный период 2015-2017 годов осуществлялась на основе данных, предоставленных Департаментом дорожного хозяйства и Ярославльстатом.

Существенное увеличение данного показателя в 2012 году произошло в связи с изменением методики учета, а именно Ярославсльстат, начиная с отчета за 2012 год, стал учитывать в своих расчетах протяженность улично-дорожной сети населенных пунктов.

В 2013 году Ярославльстат совместно с Департаментом дорожного хозяйства привели в соответствие учет автомобильных дорог муниципальных образований, что повлекло за собой увеличение данного показателя за отчетный год более чем на 200 км.

Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 2014 год произведена с учетом планируемого ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области» на 2010-2015 годы:

- 4,262 км автомобильной дороги Дмитриевское - Телицыно - Манжаково в Даниловском муниципальном районе Ярославской области;

- 4,086 км строительство и реконструкция улично-дорожной сети города Ярославля за счет субсидии на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и реконструкции дорожного хозяйства муниципальной собственности;

- 2,400 км автомобильной дороги Телицино – Голодяево в Даниловском муниципальном районе Ярославской области;

- 1,907 км автомобильной дороги Крюково – Харинское – Митинское (обход реки Сутки) в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области;

- 1,530 км автомобильной дороги Кормилицино – Курба в Ярославском муниципальном районе Ярославской области;

- 0,880 км строительство улично-дорожной сети города Рыбинска за счет субсидии на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и реконструкции дорожного хозяйства муниципальной собственности;

- 0,613 км автомобильной дороги Остапково – Заозерье – Юрьево – Колокорево – Старое Волино в Переславском муниципальном районе Ярославской области;

- 0,516 км реконструкция улично-дорожной сети города Переславль-Залесский за счет субсидии на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и реконструкции дорожного хозяйства муниципальной собственности.

Первый вариант (пессимистичный) прогнозируется на последующий год по уровню предыдущего без строительства новых дорог и реконструкции.

Второй вариант прогноза (благоприятный) основан на предположении о том, что строительство и реконструкция автомобильных дорог будет осуществляться в соответствии с государственной программой «Развития дорожного транспорта Ярославской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 23.07.2008. № 367-п.

Прирост дорог с твердым покрытием по программе составит в 2015 году - 26,500 км, 2016 году - 20,000 км, 2017 году - 20,000 км.

В прогнозном периоде федеральными целевыми программами не планируется увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения на территории Ярославской области.

В 2011-2013 годах (за 2013 год приведены оценочные значения) темпы роста автомобилизации жителей области и организаций, находящихся на территории области, сильно замедлились по сравнению с докризисными годами, что, возможно, обусловлено следующими причинами:

1) удовлетворением потребностей платежеспособной части населения и организаций в автотранспорте;

2) ухудшающимся состоянием дорог области, что приводит к удорожанию содержания автомобиля.

В 2014 году и в прогнозный период 2015-2017 годов также ожидаются невысокие темпы прироста автопарка области, в среднем, на 1,3% по благоприятному варианту прогноза и на 0,8% по неблагоприятному варианту прогноза.
Основные фонды

Согласно проведенной оценке в 2013 году ввод в действие основных фондов составил 53,7 млрд. рублей, что на 10% ниже уровня 2012 года. Утверждённые данные Ярославльстата будут опубликованы в сентябре 2014 года.

Для экономики области 2013-2014 годов значительные объёмы ввода в действие основных фондов характерны для обрабатывающих производств, транспорта и связи, оптовой и розничной торговли. В совокупности на эти виды деятельности приходится около 62% от общего объема введенных в действие основных фондов. Также заметное обновление основных фондов характерно для сельского и лесного хозяйства, операций с недвижимым имуществом, а также для видов деятельности, имеющих социальную направленность (государственное управление, образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг).

Согласно оценке на 2014 год, ввод в действие основных фондов составит 59 млрд. рублей, что на 11% выше уровня прошлого года. Увеличение ввода в действие основных фондов ожидается в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве.

В 2015 году ожидается существенный рост ввода в действие основных фондов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (объем ввода основных фондов в 2015 году более чем в 5 раз превышает аналогичное значение в 2014 году). Данный скачек обусловлен планируемым вводом в эксплуатацию в 2015 году Хуадянь-Тенинской ТЭЦ, Ростовской и Переславль-Залесской ПГУ, ЗАО «Фармославль», дальнейшим развитием СПК «Вощажниково» и т.д.

На период 2015-2017 годов по первому варианту прогнозируется увеличение объемов вводимых основных фондов в среднем до 62,5 млрд. рублей в год. По второму варианту прогнозируется увеличение ввода в действие основных фондов на 4-8% в год до 67,6 млрд. рублей в 2017 году.


Строительство

По итогам 2013 года на территории Ярославской области введено в эксплуатацию 487,1 тыс. кв.м. жилья, в том числе

- ввод индивидуальных жилых домов составил 223,1 тыс.кв.м.;

- ввод многоквартирных жилых домов составил 264,0 тыс.кв.м.

Плановый показатель ввода жилья в 2013 году, установленный для Ярославской области выполнен на 101%. По отношению к уровню 2012 года рост объемов построенного жилья составил 105 %.

В 2013 году, произошло увеличение доли малоэтажного жилья, которое составило 271,874 тыс.кв.м. (при плановом показателе 206,4 тыс.кв.м.), также увеличилось жилье экономкласса, которое составило 242,581 тыс.кв.м (при плановом показателе 227,1 тыс.кв.м).

Ввод жилой площади на одного жителя в среднем по области в 2013 году составил 0,383 кв.м.

Стратегическими направлениями в жилищном строительстве на ближайшие годы являются в том числе:

- увеличение ввода жилья экономкласса и малоэтажного жилья;

- развитие системы ипотечного жилищного кредитования;

- развитие института арендного жилья.

Министерством регионального развития РФ для Ярославской области на 2014 год установлен показатель в размере 559 тыс. кв. м, а к 2020 году он должен достичь 1310,0 тыс.кв.м.

Факторами, существенно влияющими на развитие жилищного строительства в регионе являются:

- полностью сформированная система градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки и проекты планировки отдельных территорий;

- планомерное обеспечение площадок под жилищное строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;

- реализация воздействующих на спрос жилищных программ с привлечением ресурса федерального, областного, и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;

- развитие в регионе промышленности строительных материалов.

Для выполнения целевых показателей и решения стратегических задач по развитию жилищного строительства в регионе разработан комплекс мер, реализуемых в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 2014 – 2020 годы, в том числе, в рамках региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2015 годы, включающей в себя комплекс задач и мероприятий, являющихся отдельными механизмами реализации общей политики стимулирования жилищного строительства, вектор которой задан на федеральном уровне.



Среднее и малое предпринимательство

Развитие малого и среднего предпринимательства в Ярославской области осуществляется в рамках «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 7 декабря 2012 года № 1387-п (далее - Программа).

Мероприятия Программы направлены на организацию конкурентоспособных малых и средних предприятий в производственном секторе и инновационной сфере, активизацию предпринимательства на селе, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения.

По данным Ярославльстата на 01.01.2014 года на территории Ярославской области осуществляли хозяйственную деятельность:

- 23 088 микропредприятий;

- 2 547 малых предприятий;

- 191 среднее предприятие.

В целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” (ст.4, п.5; ст.9 п.1) в разрезе средних предприятий данные не публикуются по следующим видам деятельности: «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «научные исследования и разработки».

В 2013 году количество малых предприятий (включая микропредприятия) в области сократилось на 4,7% по сравнению с 2012 годом. При этом наибольшее уменьшение было отмечено в следующих видах экономической деятельности:

- «оптовая и розничная торговля ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - на 658 предприятий;

- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - на 339 предприятий.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий (включая микропредприятия) за год сократилась на 4,5%. Максимальное снижение численности работников малых предприятий в 2013 году отмечено в строительстве (около 10%) и транспорте и связи (около 5%).

Объем оборота малых предприятий за 2013 год снизился более чем на 42 млрд. рублей, или на 16% относительно предыдущего года. Максимальное снижение, более 20%, отмечалось в организациях таких видов деятельности как: «строительство» и «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Динамика показателей средних предприятий в 2013 году в целом также показала отрицательные значения. В отчетном году деятельность осуществляли 179 средних предприятий (в 2012 году – 182 организации).

В соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», часть средних предприятий перешла в крупные предприятия, часть – в малый бизнес, часть – прекратили свою деятельность.

Наибольшее снижение средних предприятий относительно 2012 года отмечено:

- в оптовой и розничной торговле, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 5 единиц;

- в обрабатывающих производствах – на 3 единицы;

- в организациях по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – на 2 единицы.

Среднесписочная численность работников средних предприятий уменьшилась на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, составив 20,4 тыс. человек.

Наибольшее снижение среднесписочной численности работников средних предприятий отмечено в организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (-42,9%), оптовой и розничной торговле, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (-25,0%).

Объем оборота средних предприятий области в 2013 году относительно 2012 года сократился почти на четверть и составил 42,3 млрд. рублей. При этом максимальное сокращение объемов оборота, более 40%, отмечалось в торговле и организациях, занимающихся операциями с недвижимостью.

Отрицательная динамика показателей малого бизнеса на территории региона отражает общие тенденции в целом в Российской Федерации и в значительной степени связана с внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», увеличивших с 1 января 2013 года сумму платежей в Пенсионный Фонд РФ и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Однако, не смотря на отрицательную динамику, малые и средние предприятия области продолжают поддерживать оживление инвестиционного процесса в регионе. Темп роста инвестиций в основной капитал к уровню 2012 года составил 181,5% (6721,9 млн. рублей). Налоговые поступления от предприятий малого бизнеса в консолидированный бюджет области за 2013 год составили 2346,8 млн. рублей, или 109,6% к уровню 2012 года.

В рамках областной целевой программы в 2013 году фактический объем финансирования мероприятий составил 291,5 млн. рублей, в том числе 164,0 млн. рублей из федерального бюджета. В отчетном году государственную поддержку получили 5711 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1375 человек прошли обучение и повышение квалификации на льготной основе и 3540 субъектов получили поддержку по развитию молодежного предпринимательства. Сохранено более 4044 рабочих мест, вновь создано 149 субъектов малого и среднего бизнеса и 536 рабочих мест.

В 2014-2017 годах планируется предпринять дополнительные меры по увеличению объемов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства: продолжится предоставление грантов, целевых займов, поддержка лизинговой и внешнеэкономической деятельности.

Первый вариант прогноза (консервативный) в 2015-2017 годах предполагает снижение значений показателей сферы малого и среднего предпринимательства, на что в большей степени окажет воздействие ужесточение налоговой нагрузки со стороны федерального законодательства.

Так, согласно первого варианта прогноза, число средних и малых предприятий области к концу 2017 года сократится на 129 организаций относительно 2014 года и составит 25784 предприятия. Среднесписочная численность работников малого и среднего бизнеса по этому варианту прогноза ежегодно также будет сокращаться на 600 человек. Соответственно и динамика объема оборота малых и средних предприятий области будет отрицательной, и за три года сокращение может составить порядка 4-5%.

По второму варианту прогноза (благоприятному) в течение 2015-2017 годов прогнозируется сохранение положительной динамики значений показателей развития малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе. В большей степени это будет связано с дальнейшей реализацией мер поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Так к 2017 году число предприятий малого и среднего бизнеса при благоприятном развитии может достигнуть 26,3 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников (без учета внешних совместителей) малого и среднего бизнеса к 2017 году относительно 2014 года вырастет на 2,3 тысячи и составит около 122 тыс. человек. Объем оборота также будет увеличиваться. И за три года объем оборота малых и средних предприятий вырастет примерно на 7% и составит 292,6 млрд. рублей.

Помимо программных мероприятий на развитие бизнеса и предпринимательской активности окажут влияние меры налогового стимулирования. В частности, на основании Федерального закона от 23.07.2013 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2014 года снизилась в 2 раза.

Потребительский и оптовый рынок

По итогам 2013 года прирост оборота розничной торговли составил в сопоставимых ценах 7,6% к уровню 2012 года и достиг 167 млрд. руб. Рост оборота розничной торговли в области в 2013 г. был на 4,2 п.п. выше темпа роста оборота розничной торговли в Центральном федеральном округе и на 3,7 п.п. - в Российской Федерации.

В 2013 году рост объема оборота розничной торговли наблюдался на фоне увеличения реальных располагаемых доходов населения, которые выросли на 6,1% по сравнению с 2012 годом.

По темпу динамики оборота розничной торговли в 2013 году по сравнению с 2012 годом Ярославская область занимала 1 место среди 18 субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

С начала 2014 года наблюдается замедление помесячной динамики оборота розничной торговли по сравнению с показателями прошлого года. В январе - апреле 2014 года по сравнению с январем - апрелем 2013 года прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 2,2%, это на 2,8 п.п. ниже, чем в 2013 году.

Этот процесс связан с коррективами в потребительской модели домашних хозяйств от сбережения к потреблению: сбережения населения, представленные во вкладах, расходах на приобретение недвижимости, валюты и т.д., сократились за январь-март 2014 года в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Ослабление обменного курса рубля привело к росту ожиданий ускорения инфляции и увеличению спроса на импортируемые товары, а повышение общей неуверенности привело к изъятию части сбережений и ускорению роста покупок товаров длительного пользования.

В январе - апреле 2014 года темп роста оборота розничной торговли непродовольственными товарами опережает темп роста оборота пищевыми продуктами: объем оборота непродовольственных товаров возрос по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 4,2%, а оборот розничной торговли пищевыми продуктами возрос на 0,1%.

В структуре оборота розничной торговли сохраняется тенденция роста доли продажи непродовольственных товаров: в апреле 2014 года удельный вес непродовольственных товаров составил 51,5%, а продовольственных – 48,5%.

К середине 2014 года прогнозируется возобновление роста сберегательной активности населения. Кроме того, меры, направленные на сдерживание необеспеченного кредита и общий рост экономических рисков, приведут к дальнейшему снижению розничного кредитования. Таким образом, в целом за 2014 год темп роста розничной торговли замедлится до 102%.

В среднесрочной перспективе основными факторами позитивных перемен в розничной торговле станут рост доходов населения, некоторое снижение склонности населения к сбережению, сохранение кредитования банками покупки населением товаров длительного пользования.

В результате розничный товарооборот в прогнозный период будет демонстрировать позитивную динамику по всем вариантам прогноза (102,4-104,1% по благоприятному варианту прогноза).

В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие сферы торговли будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли и дальнейшее совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания. Развитие крупных и средних предприятий торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. Торговые сети будут продолжать осваивать муниципальные районы. Торговые сети демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков.

В 2012 году началась тенденция восстановления спроса населения в потреблении услуг общественного питания. Оборот общественного питания в 2012г. составил 106,9% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года. В 2013 году наблюдалось замедление темпов роста оборота общественного питания по сравнению с 2012 годом: на уровне 101,9% в сопоставимых ценах.

С начала 2014 года в значительной степени под влиянием сокращения реальных располагаемых доходов населения области наблюдается снижение объема оборота общественного питания: в январе-апреле 2014 года объем оборота общественного питания составил 94,1% к уровню января-апреля 2013 года.

Сегодня средняя по области обеспеченность посадочными местами по общедоступной сети предприятий сферы общественного питания составляет 36 посадочных мест на 1 тыс. жителей, что на 2,8% выше уровня 2013 года.

В настоящее время рынок услуг общественного питания в области представляют 1,8 тысяч предприятий общественного питания на 104 тысячи посадочных мест: свыше 100 ресторанов на 9,7 тысяч посадочных мест; 540 кафе на 23 тысяч посадочных мест; свыше130 баров на 3 тысячи посадочных мест, свыше 70-ти общедоступных столовых на 7 тысяч посадочных мест; 350 закусочных почти на 5 тысяч посадочных мест и свыше 400 столовых при образовательных учреждениях на 43 тыс. посадочных мест. В 2013 году по области открыто свыше 60-ти новых объектов общественного питания.

По итогам 2014 года ожидается положительная динамика оборота общественного питания в сопоставимых ценах на уровне 100,1%.

Основными направлениями развития общественного питания в области являются дальнейшее развитие общедоступной сети организаций общественного питания; восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, учащихся учебных заведений, пациентов лечебных учреждений; стимулирование развития сети организаций общественного питания, применяющих индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей; развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, на вокзалах, заправочных станциях и т.д.

В 2015-2017 годах прогнозируется положительная тенденция изменения оборота общественного питания. Темп роста составит 101,7-102,2% по благоприятному варианту прогноза.

В целом продолжение положительного тренда в сфере торговли и общественного питания будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и роста доходов населения.

Объем платных услуг населению области в 2013 году составил 92,5% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года.

Данная ситуация возникла, главным образом, из-за снижения объема транспортных услуг (на 22,1%) и коммунальных услуг (на 8,2%). Снижение объема транспортных услуг произошло из-за значительного роста цен на билеты и продолжающейся автомобилизации населения. Снижение объемов жилищных услуг произошло вследствие продолжающегося процесса установки счетчиков на жилищно-коммунальные услуги и сравнительно теплой зимы.

По итогам 2014 года ожидается положительная динамика объема платных услуг населению на уровне 100,2%.

В 2015-2017 годах прогнозируется положительная тенденция изменения объема платных услуг населению. Темп роста составит 101,8-103,2% по благоприятному варианту прогноза.

В 2013 году оборот оптовой торговли организаций всех отраслей экономики составил свыше 261 млрд. рублей или 102,5% к уровню 2012 года.

За 4 месяца 2014 года наблюдаем существенный рост оборота оптовой торговли в реальном выражении - на 27,8% к уровню аналогичного периода 2013 года.

По итогам 2014 года прогнозируется прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении на уровне 10,3%. В среднесрочной перспективе оборот оптовой торговли будет расти на 2,6 – 4,0% в год (в зависимости от варианта прогноза). Росту оптовой торговли будет способствовать создание на территории области крупных транспортно - логистических комплексов, ориентированных на межрегиональные поставки товаров производственного и потребительского назначения, на расширение потребительского сектора региона.


Индексы цен

В 2014 году на фоне начавшейся девальвации рубля население повысило спрос. Сохранение превышения динамики торговли над динамикой реальных доходов населения свидетельствует о снижении склонности населения к сбережениям. Потребительская модель смещается от накопления к потреблению. Вместе с тем к концу года рост потребительского спроса будет замедляться в связи с замедлением роста доходов населения. В отличие от 2008 года, население гораздо больше закредитовано, что не позволит наращивать потребление в долг при угасающей динамике доходов.

При этом инфляция в 2014 году, по мнению Министерства экономического развития РФ составит порядка 5,5-6,5%.

На территории области в плановый период по благоприятному сценарию предполагается замедление инфляционного давления относительно уровня прошлого года, в связи с введением на 2014 год тарифного правила на энергоресурсы (0,7 от ИПЦ) и замедления темпов роста доходов населения, инфляция составит ориентировочно 7% (декабрь к декабрю). В плановом периоде 2015-2017 годов инфляция предполагается в размере 6,8%-6,4%-6,1% соответственно.

По консервативному сценарию прогнозируется усиление инфляционного давления в значительной степени связанное как со снижением предложения, отменой ограничения роста тарифов, валютными колебаниями (увеличение цены на импортные товары), так и с плохими погодными условиями (увеличение цены на продовольствие): 2015 год – 7,4%; 2016 год - 7,6% и 2017 год - 7,8%. Инфляция будет иметь незначительный тренд на увеличение, сдерживать рост которой будет общероссийская тенденция замедление роста доходов населения, на фоне дальнейшего сокращения занятого населения.

Индексы тарифов естественных монополий

Отчетные данные тарифов на электроэнергию за 2011-2013 годы определены на основании формы статистической отчетности № 46-ЭЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей» предоставляемые гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности), энергосбытовыми и энергоснабжающими организациями.

Оценка тарифом на электроэнергию на текущий год произведена исходя из объемов и структуры полезного отпуска по группам потребителей по Ярославской области на 2014 год в соответствии с параметрами утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2013 г. № 220-э/1 «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Ярославской области на 2014 год», информации о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию (мощность) на 2014 год по Ярославской области (по состоянию на 25.04.2014), опубликованной на сайте Некоммерческого партнерства «Совет Рынка» (http://www.np-sr.ru/partnership/), в соответствии принятыми тарифными решениями по регулируемым тарифам на 2014 год. В расчет региональных тарифов на электроэнергию на текущий год включены объемы потребителей «последней мили».

Рост средних тарифов на электроэнергию, отпущенную бюджетным потребителям спрогнозирован с учетом факта за 4 месяца 2014 года и прогнозного роста изменения цен (тарифов) на электроэнергию на розничном рынке для потребителей, исключая население, определенного сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов (далее – Сценарные условия). Прогноз цен на 2015-2017 годы произведен с учетом следующих параметров:

Рост средних тарифов на электроэнергию, отпущенную бюджетным потребителям, прочим потребителям за исключением населения определен в соответствии со Сценарными условиями.

Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей определены исходя из условий введения с 1 июля 2016 года социальной нормы потребления электрической энергии населением, при этом величина тарифа на электроэнергию, потребляемую сверх социальной нормы больше величины тарифа на электроэнергию, потребляемую в пределах социальной нормы в 1,4 раза. Доля объема электроэнергии, потребляемая населением сверх социальной нормы определена в размере 0,15, в пределах социальной нормы – 0,85.

Данный фактор оказал влияние на опережающий рост тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категория потребителей над показателями, определенными Сценарными условиями.

Для сопоставимости данных расчеты по плановым показателям 2015-2017 годов произведены в объемах и структуре полезного отпуска по группам потребителей по Ярославской области на 2014 год.

С 2012 года тарифы на тепловую энергию устанавливаются с календарной разбивкой по периодам: с 01 января по 30 июня – на уровне ранее установленных, с 01 июля – повышаются. Средний тариф на тепловую энергию на год не устанавливается. В таблице представлен средневзвешенный тариф, рассчитанный на календарный год.

В целом прогноз роста тарифов на тепловую энергию, природный газ, водоснабжение и водоотведение, утилизацию бытовых отходов предусмотрен в пределах, установленных Российской Федерацией, Сценарных условий.


Финансовые результаты предприятий

За январь-апрель 2014 года сальдированный финансовый результат организаций Ярославской области (без субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций) составлял 1276,3 млн. рублей, что на 74,5 % меньше соответствующего периода 2013 года. Более того в январе, феврале 2014 года сальдо оставалось отрицательным, такая ситуация наблюдалась в экономике области лишь в кризисном 2009 году.

За 4 месяца 2014 года с убытками в сумме 6695,9 млн. рублей завершили 43,5 % всех организаций области. Из 282 убыточных организаций 77, или 27,3 процента, относятся к виду деятельности «Обрабатывающие производства», на их долю приходилось 65,7 % всей суммы убытков.

Если сравнивать убыток, полученный за 4 месяца 2014 года, с суммой убытка за аналогичный период 2009 (кризисного) года, то следует отметить его превышение на 12,2 процента.

По итогам текущего 2014 года ожидается увеличение убытков почти на 30 процентов относительно 2013 года, увеличение на 5,3 процента прибыли прибыльных предприятий. Вместе с тем по итогам 2014 года ожидается положительное сальдо, однако на 10,5 процентов меньше суммы предыдущего 2013 года.

В прогнозируемый период по благоприятному варианту, за счет активизации работы предприятий фармацевтического кластера области, судостроения и машиностроения ожидается рост прибыли прибыльных предприятий (2015 год – на 4,5%, 2016 год – 6,3%, 2017 год – 11%), снижение убытков полученных предприятиями области.

По консервативному варианту сумма полученной прибыли будет расти более медленными темпами, а максимальный рост убытка предполагается в 2015 году, как следствие стагнации предшествующего периода.
Население

На протяжении всего прогнозного периода численность населения области, стабилизировавшаяся в последние годы в результате тенденций к снижению смертности и росту уровня рождаемости, а также возросшему миграционному приросту останется вблизи достигнутой к началу текущего года средней величины - около 1271,7 тыс. человек. Этот прирост численности населения получен за счет очень высокого притока населения из-за пределов области, при сохранении отрицательных показателей естественного прироста.

В 2014 году численность населения области за счет сохраняющегося отрицательного естественного прироста понизится до уровня в 1271,2 тыс. человек. Причиной снижения средней численности населения на 0,5 тыс. человек послужит некоторое снижение, достигнутых в прошлом высоких показателей миграционного прироста (за счет небольшого сокращения потока миграции из других областей РФ).

В плановый период по благоприятному сценарию предполагается сохранение прироста этой численности населения и в 2015 году, когда оно останется вблизи среднего значения в 1271,2 тыс. человек, начиная с 2016 года возобновиться его плавное снижение до 1271 тыс. человек и до 1270,5 тыс. человек в 2017 году. Согласно консервативному сценарию развития экономики области прогнозируется стабилизация численности населения на уровне 1271 тыс. человек в 2015 году, снижения до 1270,6 тыс. человек в 2016 году и снижением до 1270 тыс. человек в 2017 году.

Слабовыраженная отрицательная динамика численности населения области будет фактически обусловлена демографическими показателями предыдущих десятилетий (влияние снижения женщин детородного возраста). При этом показатели рождаемости на одну женщину несколько повысятся за счет ведения активной демографической политики стимулирования второго и последующих рождений. Однако к концу прогнозного периода вместе со вступлением в репродуктивный возраст малочисленных поколений женщин несколько снизится общее число рождений. Это объективное явление, будет компенсироваться не только миграционным приростом населения, но и за счет продолжения тенденции к дальнейшему снижению смертности населения области.
Денежные доходы и расходы населения

По предварительным данным, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в 2013 году составила 23000,3 рублей, увеличившись по отношению к 2012 году на 12,8% (в 2012 году по сравнению с 2011 годом рост составил 112,6%).

Динамика роста зарплат в бюджетном и внебюджетном секторах экономики была разной. Темп роста зарплаты во внебюджетном секторе составил 110,5%, а в бюджетном секторе –119,0%, в частности, в частности, за счет выполнения майских указов Президента РФ федеральными, региональными и местными органами власти (Справочно: доля работников бюджетной сферы в общей численности работников организаций составила 30,1%).

За первый квартал текущего года средняя заработная плата по полному кругу организаций увеличилась на 10,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в том числе на 9,8% во внебюджетном секторе и на 13,8% в бюджетном секторе.

Отметим, что на сегодняшний день практически выполнены обязательства по доведению заработной платы до уровня 100% перед такой крупной категорией наблюдаемых работников, как педагогические работники дошкольных и общеобразовательных учреждений, поэтому до 2018 года заработная плата для этой категории работников будет индексироваться только на темп роста средней заработной платы по полному кругу организаций области.

В то же время предстоит значительное увеличение заработной платы других категорий бюджетных работников, главным образом медицинским работникам, однако в 2014 году оно будет сравнительно небольшим – основное повышение зарплат пройдет в 2016-2018 годах.

Таким образом, в 2014 году ожидается замедление роста зарплат в организациях региона до 109,6%, связанное как с замедлением роста в бюджетном секторе, так и в частном секторе в связи с нестабильной ситуацией на рынках продукции, производимой ярославскими предприятиями.

В 2015 году рост также средней зарплаты также будет сдержанным и не превысит 108,3% по благоприятному варианту прогноза.

В 2016-2017 гг. будет наблюдаться более высокие темпы роста средней заработной платы по полному кругу организаций региона, главным образом за счет ускорения роста заработной платы в бюджетном секторе.

Реальные располагаемые доходы населения в 2013 году увеличились на 6,1% процента за счет роста зарплат, пенсий и пособий. За первый квартал текущего года вследствие высокой базы прошлого года реальные располагаемые доходы снизились на 8,5%, при этом в апреле текущего года наблюдался прирост в размере 4,6%, таким образом снижение доходов за январь-апрель текущего года составило 4,9%.

Прогнозируется, что в 2014 году темп роста реальных располагаемых доходов населения составит 100,3%, в 2015-2017 гг. он увеличится до 102,1-104% по благоприятному варианту прогноза. На протяжении всего прогнозного периода рост располагаемых доходов будет сдерживаться увеличением объемов платежей, связанных с обязательствами по обслуживанию кредитов.

В 2013 году произошел переход на новый метод расчета потребительской корзины, вследствие чего величина среднегодового прожиточного минимума возросла на 11,5% и составила 6571 руб. на душу населения в месяц. Начиная с 2014 года, в прогнозе предусматривается темпы роста прожиточного минимума сравнимые с темпами роста потребительских цен.


Труд и занятость

В предстоящие три года в Ярославской области будет продолжаться процесс глубокой трансформации структуры рынка труда, обусловленный объективными тенденциями относительного «старения» населения области. В частности эти тенденции (выход на пенсию многочисленных поколений) обусловят снижение «экономической активности» населения. Продолжение данной тенденции предполагается независимо от темпов роста экономики области (они могут только ускорить или замедлить процесс за счет более раннего, либо более позднего выхода на пенсию работников, а также их фактического ухода из сферы трудовой деятельности).

Это обусловлено особенностями смены поколений - так численность экономически активного населения (от 15 до 72 лет) к началу 2008 году была максимальной за счет высокой доли в ней старших возрастных групп. Численность трудоспособных жителей области (16-54 лет для женщин и 16-59 лет для мужчин) сейчас сокращается. При этом вновь вышедшие на пенсию «молодые пенсионеры», многие из которых пока еще работают, в предстоящие годы уйдут из трудовой сферы, а входящие сейчас на рынок молодые поколения рождения 90-х годов крайне малочисленны.

Кроме того, сейчас многие «молодые пенсионеры» и люди старше 65 лет менее охотно выходят на рынок труда - возможно, из-за быстрого роста пенсий. За счет предложения на рынке труда этих возрастных групп (в зависимости от состояния экономики области) и будут регулироваться процессе снижения численности занятых. Структура рынка в области будет способствовать сохранению достигнутого низкого уровня безработицы.

В результате развития этих тенденций продолжит снижение занятость по экономике области в целом, а также в промышленности и ряде других секторов экономики (сельское хозяйство, строительство). Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций, сильно зависящая от занятости в вышеназванных видах экономической деятельности тоже будет понижаться. В 2013 году общая численность лиц занятых в экономике области согласно последней прогнозной оценке (отчетные статистические данные будут подведены осенью текущего года) составила 638,4 тыс. человек.

За прогнозный период, согласно благоприятному сценарию прогноза, численность лиц занятых в экономике области снизится с 2014 по 2017 годы на 5,6 тыс. человек. По консервативному сценарию прогноза, численность лиц занятых в экономике области снизится за период с 2014 по 2017 годы на 8,7 тыс. человек. При этом среднесписочная численность работников по полному кругу организаций, достигавшая в среднем по 2013 году 437,9 тыс. человек, к 2017 году снизиться согласно благоприятному сценарию прогноза на 6,5 тыс. человек, а по консервативному сценарию прогноза на 8,4 тыс. человек.



Таким образом, в прогнозном периоде 2014-2017 годов практически весь прирост производства ВРП области будет достигаться только за счет процесса повышения эффективности производств по всем видам экономической деятельности, и роста производительности труда в экономике. Ввиду ожидаемого дефицита трудовых ресурсов сохраниться тенденция к снижению всех видов безработицы (что не исключает в отдельные годы такого временного явления, как возможный незначительный сезонный - «зимний» прирост безработицы - по консервативному варианту прогноза).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница