Пояснительная записка Аэробика и шейпинг имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение и наиболее актуальны в северных условиях, так как укрепляют иммунную систему в целом и повышают общий тонус организма




Скачать 230.94 Kb.
Дата09.05.2016
Размер230.94 Kb.
c:\users\user\desktop\титульные к программам\аэробика и шейпинг.jpg


Пояснительная записка

Аэробика и шейпинг имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение и наиболее актуальны в северных условиях, так как укрепляют иммунную систему в целом и повышают общий тонус организма. Занятия аэробикой широко востребованы: родители стремятся к гармоническому воспитанию детей, укреплению их здоровья, а дети стремятся к эстетическому развитию, к творческому раскрытию своих способностей, и для этого как нельзя лучше подходят занятия аэробикой.

Данная программа составлена на основе типовой программы «Ритмическая гимнастика», (сборник авторских образовательных программ лауреатов III Всероссийского конкурса. Москва. 1999г).

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующей является сокращение временных затрат на изучение общей физической подготовки. Кроме этого, в специальную физическую подготовку введен новый элемент - работа с отягощениями. Выполнение упражнений с гантелями укрепляет мышцы рук и ног, способствует развитию силы и выносливости.

Новизна программы заключается в том, что программа психо-эмоционального здоровья, включенная как раздел в основную программу объединения, предусматривает несколько этапов развития и может оказать реальную помощь в снятии эмоциональных нагрузок у детей, устранить комплексы, мешающие развитию. В данную программу включены различные психотренинги, ролевые игры, которые способствуют созданию благоприятного микроклимата, развитию воображения и эмоционального восприятия и улучшают психо-эмоциональное здоровье детей.

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы заключается в том, что аэробика является одним из перспективных и развивающихся видов деятельности в дополнительном образовании.

Цель программы: создание условий для развития определенных двигательных способностей, укрепления здоровья, формирование ЗОЖ.

Задачи, обеспечивающие реализацию цели:


  1. Освоение техники выполнения комплексов аэробики.

  2. Развитие двигательных умений и навыков, чувства ритма.

  3. Воспитание волевых, моральных, эстетических качеств.

Программа рассчитана на девочек, не имеющих противопоказаний для занятий спортом. Возраст занимающихся 10-16 лет, продолжительность образовательного процесса – 3 года, 228 часов для средней возрастной категории, 342 часа для старшей возрастной категории.

Программа отвечает индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся и предусматривает оптимальный и плавный переход с 1-го года обучения на 2-й, со 2-го года обучения на 3-й.

Программа предполагает использование в работе следующих форм занятий: традиционное занятие, соревнование, показательное выступление, занятие-игра, занятие-импровизация. Занятия проводятся по 1,5-3 часа в неделю. Для регулярного контроля за уровнем физических качеств обучающихся используются контрольные занятия (тесты) по физической подготовке, зачеты. Тестирование выявляет как общую физическую подготовку, так и уровень специальной подготовки. Знания, умения, навыки обучающихся оцениваются на соревнованиях и показательных выступлениях.

Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются зачеты, а также соревнования между группами, проведение спортивных праздников.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Правила безопасности на занятиях аэробикой

- Гигиенические основы занятий

- Терминологию элементов базовой аэробики

- Терминологию акробатических упражнений


Должны уметь:
- Выполнять элементы базовой аэробики

- Выполнять элементы акробатики



К концу второго года обучения дети должны знать:
- Правила безопасности при работе с гантелями, при работе на степ - платформах

- Основы дыхания при физических нагрузках

- Методы самоконтроля

- Общее представление о строении человека, о работе определенных групп мышц


Должны уметь:
- Выполнять элементы степ -аэробики

- Выполнять связки базовой аэробики

- Выполнять упражнения на восстановление дыхания

К концу третьего года обучения дети должны знать:
- Методы регистрации физиологических показателей деятельности организма

- Методы самоконтроля и аутотренинга.


Должны уметь:
- Выполнять связки базовой и степ – аэробики

- Выполнять упражнения на восстановление и расслабление


Учебно-тематический план

1-й год обучения





№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

Теор.

Практич.

Раздел 1

Аэробика – один из видов спорта

8

8




Тема 1

Аэробика как вид спорта

4

4




Тема 2

Гигиенические основы занятий

4

4




Раздел 2


Общая физическая подготовка

90

10

80

Тема 1

Бег, прыжки

10

2

8

Тема 2

Подвижные игры, конкурсы

10

2

8

Тема 3

Упражнения для мышц всего тела


70

6

64

Раздел 3

Специальная физическая подготовка


224

30

194

Тема 1

Комплекс аэробики

92

12

80

Тема 2

Акробатика

40

6

34

Тема 3

Танцевальный комплекс

92

12


80

Раздел 4

Программа психо-эмоционального здоровья

20

20




Тема 1

Решение личных задач.

10

10




Тема 2

Решение групповых задач.

10

10




Итого:




342

68

274


Содержание программы

Первый год обучения


Раздел 1: «Аэробика – один из видов спорта»
Тема 1. Аэробика как вид спорта

Теория: Сущность и польза аэробики. Виды аэробики.

Краткая характеристика гимнастического инвентаря.


Тема 2. Гигиенические основы занятий

Теория: гигиена занятий, одежда, обувь и прическа
Форма занятий: традиционное занятие.

Форма подведенияитогов: устный опрос обучающихся
Раздел 2: «Общая физическая подготовка»
Тема 1. Бег, прыжки

Теория: дыхание при беге и прыжках. Темп бега. Подсчет пульса как метод самоконтроля. Виды прыжков. Техника прыжка.

Практика: интервальный метод бега, челночный бег, бег с высоким поднятием колен. Прыжки с подскоком и без него, с поворотом таза.
Тема 2. Подвижные игры, конкурсы

Теория: возникновение первых игр. Игры народов мира. Виды игр.

Практика: игры: «Перетяни за черту», «Тяни-толкай», «Слушай, исполняй».

Конкурсы: «Кто быстрее?», «Кто за кем?», «То жара, то холод».


Тема 3. Упражнения для мышц всего тела

Теория: типы телосложений, дыхание при выполнении упражнений.

Практика: упражнения без предметов, для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног; упражнения с предметами.
Формы занятий: практические, комбинированные.

Формы подведения итогов: тестирование, зачеты.

Дидактический материал: схемы, рисунки, наглядные пособия; техническое оснащение: диски, музыкальный центр, мячи, обручи.

Раздел 3: «Специальная физическая подготовка»

Тема 1. Комплекс аэробики

Теория: знакомство с терминологией упражнений, базовых шагов.

Практика: разучивание базовых шагов аэробики, составление связок из базовых шагов.

Тема 2. Акробатика

Теория: знакомство с терминологией акробатических упражнений.

Практика: кувырок вперед, стойка на лопатках, полумост. Акробатические упражнения «Колечко», «Корзиночка», «Ласточка».
Тема 3. Танцевальный комплекс

Теория: коррекция танцем, позиции ног, джаз-гимнастика.

Практика: уметь выполнять позиции ног, элементы джаз-гимнастики.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие-импровизация,тренировочные занятия.

Форма подведения итогов: показ танцевальной композиции, зачет.

Дидактический материал: рисунки с позициями ног, схемы танцевальных элементов, диски, музыкальный центр.
Раздел 4: «Программа психо-эмоционального здоровья»

Тема 1. Решение личных задач

Теория: цель программы, тестирование.

Практика: проведение тестов: «Какой я?», «Экстраверт или интроверт?», «Умеешь ли ты управлять своими эмоциями?».
Тема 2. Решение групповых задач

Теория: что такое тренинг? Цель его применения.

Практика: проведение тренингов: «Я в коллективе», «Учимся управлять

собой».
Формы занятий:тренинги.



Формы подведения итогов: контрольное занятие.

Дидактический материал: тренинги.


Учебно-тематический план



II-й год обучения


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

Теор.

Прак.

Раздел 1

Общая физическая подготовка

98

7

91

Тема 1

Упражнения с обручем

18

1

17

Тема 2

Бег

18

1

17

Тема 3

Прыжки

18

1

17

Тема 4

Упражнения на восстановление дыхания

22

2

20

Тема 5

Общеразвивающие упражнения

22

2

20

Раздел 2

Специальная физическая подготовка


224

36

188

Тема 1

Комплекс аэробики

60

10

50

Тема 2

Стретчинг

40

6

34

Тема 3

Акробатика

36

6

30

Тема 4

Упражнения с отягощениями

48

8

40

Тема 5

Хореография

40

6

34

Раздел 3

Программа

психо- эмоционального развития

20

20




Тема 1

Ролевые игры

10

10




Тема 2

Групповой психотренинг

10

10




Итого:




342

63

279


Содержание программы

Второй год обучения



Раздел 1: «Общая физическая подготовка»

Тема 1. Упражнения с обручем

Теория: первое применение обруча. Виды обручей. Использование обруча при выполнении упражнений.

Практика: повороты, вращение, броски и ловля, прыжки в обруч и через него,

маховые движения, перекаты обруча.


Тема 2. Бег

Теория: какие мышцы работают при беге? Виды бега. Разминка и заминка.

Практика: бег на месте, бег с поднятием колен, бег трусцой, бег на время.
Тема 3. Прыжки

Теория: влияние прыжков на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Виды прыжков: с перемещением, с подскоком, с поворотом.



Практика. Выполнение прыжков с перемещением, с подскоком, с поворотом.
Тема 4.Упражнения на восстановление дыхания

Теория: дыхание при физических нагрузках.

Практика: упражнения на восстановление дыхания.
Тема 5. Общеразвивающие упражнения

Теория: правильная осанка - залог здоровой фигуры. Значение разминки и растяжки при физических нагрузках.

Практика: упражнения для формирования правильной осанки.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие-игра.

Формы подведения итогов: зачет

Дидактический материал: рисунки, диски, музыкальный центр, обручи.

Раздел 2 «Специальная физическая подготовка»
Тема 1. Аэробика

Теория: виды аэробики. Возникновение спортивной аэробики. Степ-аэробика.

Практика: выполнение упражнений степ-аэробики.
Тема 2.Стретчинг

Теория: тестовые задания для оценки суставной подвижности. Дыхание при растяжках.

Практика: растяжка без изменения исходного положения и отрыва от опоры; с отрывом от опоры и выходом в исходное горизонтальное положение.

Тема 3. Акробатика

Теория: акробатика как вид спорта.

Практика: выполнение акробатических упражнений: кувырок вперед и назад, «мост», стойка на руках.
Тема 4. Упражнения с отягощениями

Теория: зарождение атлетической гимнастики в России.

Практика: выполнение комплекса силовых упражнений.
Тема 5. Хореография

Теория: понятие ритма музыки и средств музыкальной выразительности

Практика: выполнение танцевальных движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие-импровизация

Формы подведения итогов: контрольные занятия (тесты)

Дидактический материал: карточки с танцевальными позициями,рисунки упражнений на степ-платформах, диски, музыкальный центр.гимнастические коврики, гантели.


Раздел 3 «Программа психо - эмоционального развития»
Тема 1. Ролевые игры

Теория: игра как средство развития личности.

Практика: ролевые игры «Обыграй ситуацию», «Поставь себя на место другого», «Решай проблему».
Тема 2. Групповой психотренинг

Теория: теория застенчивости и методы ее преодоления.

Практика: проведение психотренинга «Долой застенчивость!».
Формы занятий: лекция, занятие-тренинг, ролевые игры, занятие-диспут, лекция.

Формы подведения итогов: занятие-игра «Я все смогу!»

Дидактический материал: лекционный материал, описание тренингов.


Учебно-тематический план

III-й год обучения



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

Теор.

Прак.

Раздел 1

Общая физическая подготовка

96

16

80

Тема 1

Бег

9

1

8


Тема 2

Прыжки

12

2

10

Тема 3


Упражнения с предметами

18

3

15

Тема 4

Комплекс общеразвивающих упражнений

36

6

30

Тема 5

Подвижные игры

9

2

7

Тема 6

Конкурсы и эстафеты

12

2

10

Раздел 2

Специальная физическая подготовка


210

29

181

Тема 1

Аэробика

72

9

63

Тема 2

Стретчинг

36

6

30

Тема 3

Акробатика

39

4

35

Тема 4

Силовые упражнения

36

6

30

Тема 5

Хореография

27

4

23

Раздел 3

Программа

психо - эмоционального развития

36

36




Тема 1

Типы темперамента

9

9




Тема 2

Правила общения

9

9




Тема 3

Аутотренинг

9

9




Тема 4

Релаксация

9

9




Итого:




342

81

261

Содержание программы

Третий год обучения
Раздел 1 «Общая физическая подготовка»

Тема 1. Бег

Теория: работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Практика: бег змейкой, бег из разных исходных положений.
Тема 2. Прыжки

Теория: работа мышц при прыжках. Группировка.

Практика: подпрыгивание, перепрыгивание, подскоки по переменной на правой, левой ноге, прыжки вполоборота, с продвижением вперед, прыжки через большую скакалку.
Тема 3. Упражнения с предметами

Теория: развитие физических качеств с помощью упражнений с предметами.

Практика: упражнения со скакалкой, упражнения с обручем, упражнения с мячом.
Тема 4. Комплекс общеразвивающих упражнений

Теория: основы ЗОЖ. Значение физических нагрузок. Режим дня. Питание при занятиях аэробикой. Профилактика травматизма.

Практика: общеразвивающие упражнения для мышц всего тела.
Тема 5. Подвижные игры

Теория: виды игр. Связь игры и движения.

Практика: игры «Рыбаки и рыбки», «Лягушата». Игры с обручами, игры со скакалками. Музыкально-ритмические игры.
Тема 6. Конкурсы и эстафеты

Теория. Правила конкурсов и эстафет.

Практика. Эстафеты «Скакалка под ногами», «Хоккеисты», «Кто быстрее и точнее?», комбинированные эстафеты.
Формы занятий: конкурсы, эстафеты.

Формы подведенияитогов: занятие-конкурс.

Дидактический материал:скакалки, мячи, обручи, карточки с описанием игр.
Раздел 2.«Специальная физическая подготовка»

Тема 1. Аэробика

Теория: влияние занятий аэробикой на организм человека. Аэробная нагрузка. Комплекс аэробики.

Практика: выполнение комплекса аэробики
Тема 2.Стретчинг

Теория: понятие о стретчинге. История возникновения стретчинга. Правила выполнения упражнений стретчинга.

Практика: комплекс растягивающих упражнений для основных групп мышц.
Тема 3. Акробатика

Теория: техника безопасности при выполнении акробатических упражнений

Практика: акробатические упражнения «колесо», «стойка на руках» с выходом на мост, кувырки назад с выходом на полушпагат.
Тема 4. Силовые упражнения

Теория: понятие о силе и силовых упражнениях. Техника выполнения упражнений. Техника безопасности при работе с гантелями.

Практика: упражнения для развития силы рук и плечевого пояса. Упражнение для развития мышц ног. Тесты на силу рук и ног.
Тема 5. Хореография

Теория: «Учись владеть своим телом»

Практика: элементы современных танцев. Основные танцевальные движения.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие-импровизация.

Формы подведения итогов: занятие-зачет, показ танцевальной композиции

Дидактический материал: диски, музыкальный центр,гимнастические коврики, карточки, рисунки, гантели.
Раздел 3. Программа психо-эмоционального здоровья.
Тема 1. Типы темперамента

Теория. Типы темперамента

Практика. Тесты: «кто я?», «Как мы себя ценим?». «Упражнения для повышения самооценки».
Тема 2. Правила общения

Теория. Правила общения

Практика. Тестирование «Общительный ли ты человек?».
Тема 3. Аутотренинг

Теория. Что такое аутотренинг и что он дает?

Практика. Проведение аутотренинга «Я все могу!».
Тема 4. Релаксация

Теория. Техника релаксации.

Практика. Антистрессовая релаксация.
Формы занятия: традиционное занятие, тренинг, тестирование.

Формы подведения итогов: собеседование

Дидактическийматериал:тесты.

Информационное обеспечение



  1. Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М., «Просвещение», 1986.

  2. Ваганова А.Я. Упражнения классического танца. М., 1988.

  3. Варшавская Р.А., Л.Н. Кудряшова. Игры под музыку. М., 1993.

  4. Журнал «Физкультура в школе» №1-12 - 1997.

  5. Колесникова С.В. Детская аэробика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

  6. Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., 1971.

  7. Пасютинская В.Н. Волшебный мир танца. М.,«Просвещение», 1985.

  8. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11классов». М., «Просвещение», 1996.

  9. Программа «Художественная гимнастика» для внешкольных учреждений и образовательных школ. М., «Просвещение», 1986.

  10. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмические упражнения. Учебное пособие для педагогических училищ. М., «Просвещение»,1989.

  11. Сабиров Ю.А. Спортивная гимнастика. М., «Просвещение», 1996.

  12. Хореографическая работа со школьниками. Под ред. В.П. Ирвинг, Ленинград,1958.

  13. Художественная гимнастика. Под ред. Л.П. Орлова. М., 1994.

CD- диски


  1. «Aras». «Русский стандарт». Москва.

  2. CRAZY FROG. Сборник зарубежной эстрады. «Мега лайнер». Москва.

  3. Бальные танцы. «Квадр о – диск». Москва.

  4. Детская дискотека «Настроение детям». Москва.

  5. Классическая музыка детям. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Времена года», «Игрушки». Москва.

  6. Классическая музыка для детей. Изд. Москва. Россия. ООО «CD- клуб».

  7. Новая клубная музыка. ЗАО «Инновационные технологии». Москва.

  8. Сборник «Танцевальный». «Русский стандарт». Москва.

  9. Сборник зарубежной эстрадной музыки «Хиты 90-х». Москва.

  10. Сборник зарубежной эстрадной музыки. «ThebestHitsof». Москва.

  11. Сборник Российской эстрадной музыки «Танцевальный». ООО «Монолит – рекорд с». Москва.

  12. Танцевальные ритмы. Мелодия. 2006 – Москва.

  13. Танцевальный рай. ЗАО «Лицензионные носители». Москва.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница