Повышение качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки




страница1/14
Дата26.04.2016
Размер2.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

на правах рукописи

Касатеев Павел Александрович

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. экономика труда)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Руководитель: доктор экономических наук,

профессор Мраморнова О.В.

Саратов 2014

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы повышения качества рабочей силы 12

в процессе внутрифирменной подготовки персонала 12

1.1. Качество рабочей силы как экономическая категория 12

1.2. Содержание и модель процесса организации и осуществления 32

внутрифирменной подготовки персонала 32

1.3. Институциональные основы формирования и реализации 78

нового качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки 78

Глава 2. Тенденции и проблемы повышения качества рабочей силы 89

на современных предприятиях 89

2.1. Тенденции развития внутрифирменной подготовки в условиях формирования экономики знаний 89

2.2. Проблемы разработки и реализации программ внутрифирменной 112

подготовки в российских компаниях 112

Заключение 204

Список литературы 208





Введение



Актуальность темы исследования. Экономика России на современном этапе развития переживает сложный период. Несмотря на осуществлённые в прошедшие годы государственные реформы в области экономики и промышленности, рыночные механизмы накопления капитала не смогли эффективно заработать. Стремительные темпы развития мирового сообщества, массовое применение последних достижений науки и техники в производстве и в сфере обслуживания, появление инноваций во всех аспектах деятельности человека обусловливают определённый тип поведения большинства компаний во всём мире, нацеленный на приспособление к происходящим изменениям. Это отражается не только в использовании современных технических средств в изготовлении товаров и предоставлении услуг, появлении новых видов продукции, росте наукоёмкости производства, но и переосмыслении управленческим составом стратегии развития собственных организаций, стоящих перед ними целей и приоритетов. В сложившейся ситуации мощный ресурс выживания кроется в использовании внутренних резервов производства, одним из которых является повышение качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки персонала.

На современном этапе развития экономической мысли человек на производстве рассматривается как важнейший фактор производства и как основной источник доходов компаний, а не только предмет статей расходов. В связи с этим, политика управления и развития персонала должна быть одним из приоритетных направлений стратегии развития любой компании, стремящейся добиться поставленных перед ней целей. Повышение конкурентоспособности российской экономики за счёт внедрения новых и модернизации устаревших технологий производства, рост качественной занятости обусловливают приоритет повышения качества рабочей силы как общенациональной задачи. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны особо подчёркнул, что «подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда» [147]. Решение существующих экономических проблем, реализация принятой правительством РФ «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [162] требуют осуществления деятельности правительства и представителей российского бизнеса в области повышения производительности существующих и создания новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест, что актуализирует задачу повышения качества рабочей силы в процессе профессионального образования и внутрифирменной подготовки персонала, что предусматривается также в предложенной Организацией «Деловая Россия» «Стратегия 25х25» [181].

В этой связи существует необходимость переосмысления подходов руководства компаний к вопросам формирования и развития качественных характеристик человека, определяющих его способности к выполнению профессиональных обязанностей, совершенствованию методов анализа и адекватной оценки уровня качества рабочей силы.

Степень разработанности проблемы. Впервые изучение способностей человека к труду было начато в трудах представителей классической школы английской политической экономии – У.Петти, А. Смита, Д.Рикардо. Наиболее полный и обстоятельный подход к изучению данного вопроса осуществил в своих трудах К.Маркс. В своих работах К.Маркс детально изучал способность человека к труду, ее отдельные структурные элементы. Также особого внимания заслуживает рассмотрение формирования способностей человека к труду, изложенные в трудах современных западных ученых - Г. Беккера, Т.Шульца, М.Фишера и др., руководствующихся в своих исследованиях «теорией человеческого капитала».

Глубокой разработкой и изучением вопроса качества рабочей силы, формирования и использования трудовых ресурсов занимались российские экономисты О.С. Виханский, Ю.А. Дмитриев, С.Г. Землянухина, Е.В. Калинникова, А.Э. Котляр, И.А. Кулькова, И.В. Краснопевцева, О.В. Мраморнова, Ю.Г. Одегов, А.И. Рофе, З.П. Румянцева, Л.В. Санкова, Г.А. Семёнова, В.Л. Сиднина, М.Я.Сонин, О.В. Стаканова, В.В. Суворова, Е.В. Янченко, и др. В своих трудах данные экономисты основное внимание уделяли изучению способностей работников к трудовой деятельности, их воздействию на эффективность общественного производства, разработке и решению проблем управления кадрами. Проблемы внутрифирменного обучения исследовались в работах таких российских и зарубежных ученых, как А.Я. Кибанов, Д. Киркпатрик, Т.Н. Матрусова, М.В. Симонова, Б.Э. Татулов, Д. Хинричс, и др. Однако необходимо отметить, что в отечественной экономической литературе мало работ, включающих определённые теоретические и методические обоснования и предложения повышения качества рабочей силы в отношении отечественных организаций.



Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по повышению качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

- ввести понятие «новое качество рабочей силы»;

- разработать модель процесса организации и осуществления внутрифирменной подготовки;

- разработать модель распределения и соблюдения прав собственности на новое качество рабочей силы;

- сформулировать основные тенденции развития внутрифирменной подготовки в условиях формирования экономики знаний;

- предложить направления повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки;

- предложить методику расчета показателя формирования нового качества рабочей силы.

Объект исследования - наёмные работники и работодатели отечественных и зарубежных компаний, участвующие в процессе внутрифирменной подготовки.

Предмет исследования - социально-трудовые отношения, возникающие по поводу повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки.

Теоретической и методологической основой исследования выступают фундаментальные достижения мировой науки в области экономики труда, работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и развития качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки, анализа результативности внутрифирменного обучения и оценки качества рабочей силы. В диссертационной работе использованы материалы средств массовой информации, научных конференций и семинаров. В ходе диссертационного исследования применялись системный, сравнительно-аналитический, институциональный подходы к изучению предмета исследования, методы экономико-математического анализа, теоретического обобщения и научной абстракции.

Информационно-эмпирической базой явились данные финансовой и статистической отчётности компаний, локальные нормативные акты компании «ООО М.видео менеджмент», материалы научных семинаров и конференций, финансово-экономических изданий, информационной сети интернет, публикации периодической печати, а также результаты анкетирования и аналитических исследований, выполненные лично автором (анкетирование сотрудников ООО «М.видео-Менеджмент» на территории Саратовской области с целью исследования их удовлетворенности обучением в компании (2012 г.).

Рабочая гипотеза исследования. Исходя из анализа роли обучения персонала в процессе внутрифирменной подготовки, необходимости повышения качества рабочей силы для обеспечения реализации целей деятельности компаний, можно с высокой достоверностью утверждать, что в условиях формирования экономики знаний, кардинально изменяющей требования к работникам, необходимо формирование нового качества рабочей силы, включающей такие его элементы, как креативность, инновационность, социальная квалификация и др., достижение чего возможно за счет развития институциональных основ внутрифирменной подготовки, ее гуманизации посредством индивидуализации и дифференциации обучения, внедрения электронных методов обучения, обеспечения экономической и социальной эффективности, справедливого распределения прав собственности на новое качество рабочей силы между работниками и работодателями. 

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Введено понятие «новое качество рабочей силы», отличающееся тем, что рассматривается как результат внутрифирменной подготовки, и основывающееся на теоретической базе исследования с позиций всеобщей системы управления качеством и маркетингового подхода к внутрифирменному обучению в условиях формирования экономики знаний; означающее определённый уровень развития профессиональных компетенций и психофизиологических качеств, приобретённых в процессе внутрифирменной подготовки, которые соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями к наемным работникам и способствуют реализации целей и миссии компании. Уточнена структура качества рабочей силы посредством включения в её состав таких элементов, как «коммуникабельность» и «креативность». Это позволяет подойти к организации внутрифирменной подготовки с позиций соответствия этого процесса инновационным направлениям развития общества в условиях возрастания роли знаний и человеческого капитала.

2. Разработана модель процесса организации и осуществления внутрифирменной подготовки, включающая этапы определения потребностей в обучении, определения целей и задач внутрифирменной подготовки, оценки имеющихся средств и возможностей, определения соответствующих форм и методов, промежуточного контроля и корректировки процесса внутрифирменной подготовки, оценки ее результативности; отличающаяся детальным раскрытием этапов формирования нового качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки, что позволяет проводить планирование и организацию внутрифирменной подготовки системно и эффективно.

3. Разработана модель распределения и соблюдения прав собственности на новое качество рабочей силы как результат внутрифирменной подготовки, основывающиеся на положениях, разработанных в общей теории прав собственности Р. Коузом и А. Оноре, и в теории собственности на рабочую силу К. Маркса, и включающая распределение пучка прав собственности на полученные работниками новые знания и навыки между наемными работниками (права владения, бессрочность и др.), работодателями (права пользования, на запрет вредного использования и др.), и находящиеся в их совместном ведении (права управления, на доход и др.), а также основные институты, призванные осуществлять контроль за соблюдением прав собственности, что позволяет субъектам трудовых отношений руководствоваться основными положениями данной модели в случае возникновения спорных ситуаций по поводу соблюдения прав собственности на новое качество рабочей силы и результат его применения в профессиональной деятельности.

4. Сформулированы тенденции развития внутрифирменной подготовки в условиях формирования экономики знаний, заключающиеся в повышении активности компаний в развитии и совершенствовании внутрифирменной подготовки, росте числа организаций, специализирующихся на подготовке персонала, развитии формальных и неформальных институтов внутрифирменной подготовки. Определены проблемные области в реализации внутрифирменной подготовки в российских компаниях, заключающиеся в отсутствии преемственности систем внутрифирменной подготовки с системами высшего и среднего профессионального образования, малой заинтересованности работников в обучении, отсутствии непрерывности и опережающего характера обучения, недостаточной ориентации внутрифирменной подготовки на развитие мотивации и лояльности сотрудников, их профессиональные и личностные потребности и предпочтения, что позволяет разработать основные направления повышения качества рабочей силы на российских предприятиях в условиях формирования инновационной экономики.

5. Предложены направления повышения качества рабочей силы, основанные на дифференциации и индивидуализации внутрифирменной подготовки; создании и совершенствовании формальных и неформальных институтов внутрифирменного обучения и повышения его результативности; применении электронного метода обучения, способствующего развитию ответственности и адаптируемости персонала; гуманизации процесса внутрифирменной подготовки, основанной на сочетании личных потребностей работников и реализации целей компании в процессе внутрифирменного обучения, что позволяет определить направления организации и совершенствования внутрифирменной подготовки в российских компаниях в рамках реализации Стратегии 25х25, концепции Достойного труда и социальной справедливости.



6. Предложена авторская методика расчета показателя степени формирования нового качества рабочей силы, разработанная в соответствии с критериями: 1) соответствие приобретенных качеств сотрудников целям внутрифирменной подготовки; 2) удовлетворённость сотрудников процессом обучения как социальный результат профессиональной подготовки; 3) результативность профессиональной деятельности сотрудников в соответствии с целями внутрифирменной подготовки; 4) результаты деятельности компании. Все это позволяет проводить оценку результативности внутрифирменной подготовки персонала с учетом данных критериев, формировать статистическую базу внутрифирменной подготовки организации, снижать возможность возникновения риска низкой результативности внутрифирменной подготовки и её малой практической значимости для компании.

Теоретическая и практическая значимость работы. Значение исследования для науки состоит в том, что теоретические положения, методические разработки и выводы автора могут быть использованы для дальнейших исследований, направленных на повышение качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных практических предложений и могут быть использованы для формирования кадровой политики на предприятиях, направленной на повышение качества рабочей силы. Основные положения работы могут быть применены для дальнейшего исследования, анализа результативности и совершенствования существующих систем внутрифирменной подготовки кадров в российских компаниях.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты и предложения диссертационного исследования были приняты для совершенствования внутрифирменной подготовки персонала в организациях ООО «Стройкомплекс», ООО «ДНС Саратов» и ГБУ «Саратовский центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 199 страницах машинописного текста, содержит 8 рисунков, 18 таблиц, 8 приложений. Список литературы включает 200 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень разработанности рассматриваемой проблемы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, сформулированы основные положения, характеризующие научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования.

В первой главе «Теоретические основы повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки персонала» рассмотрены основные подходы к выявлению сущности социально-экономической категории «качество рабочей силы». Уточнено определение понятия «повышение качества рабочей силы» и введено понятие «новое качество рабочей силы» как результат внутрифирменной подготовки. Раскрыты сущность и содержание внутрифирменного обучения и проанализированы методы и формы повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки персонала. Процесс внутрифирменной подготовки рассмотрен с позиции маркетингового подхода и менеджмента качества в условиях формирования экономики знаний. Разработана модель распределения и соблюдения прав собственности на новое качество рабочей силы как результат внутрифирменной подготовки.

Во второй главе «Тенденции и проблемы повышения качества рабочей силы на современных предприятиях» сформулированы тенденции развития внутрифирменной подготовки в условиях формирования экономики знаний. Выявлены существующие проблемы в системе внутрифирменной подготовки в российских компаниях.

В третьей главе «Направления повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки» предложены пути повышения качества рабочей силы, основанные на дифференциации и индивидуализации внутрифирменной подготовки персонала; создании и совершенствовании формальных и неформальных институтов внутрифирменного обучения, модели процесса внутрифирменной подготовки сотрудников с применением электронного метода обучения. Предложена программа обучения персонала «Перспективный сотрудник», формирующая институт наставничества, способствующая повышению уровня корпоративной культуры, развитию у работников лояльности и мотивации. Рассмотрены существующие методики определения эффективности обучения и качества рабочей силы, разработана система факторов и критериев формирования нового качества рабочей силы в процессе внутрифирменной подготовки, на основе чего разработана и предложена авторская методика расчёта показателя эффективности внутрифирменного обучения.

В заключении сформулированы основные выводы, предложения и рекомендации в соответствии с результатами проведённого в диссертационной работе исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница