Пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование




страница1/12
Дата27.04.2016
Размер3.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
См. обзор важнейших нововведений

КонсультантПлюс, 24.12.2009
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
С 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 г. отменен.

Основой для уплаты новых страховых взносов являются Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи (п. 2 ст. 8, пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации", ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 1.4, п. 1 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ст. 1, абз. 1 ст. 12 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

С введением новых взносов у организаций и предпринимателей появились новые обязанности по перечислению таких платежей. Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Подробно эти и другие вопросы мы рассмотрим в настоящей главе.
1.1. ВИДЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Основное изменение

В связи с отменой ЕСН с 2010 г. уплачиваются три вида страховых взносов:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3) страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Новые страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).

Итак, к ним относятся:

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы).

Отметим, что этот вид взносов существовал и до 2010 г., однако Законом N 212-ФЗ установлен новый порядок их уплаты. При этом значительные изменения были внесены в Закон N 167-ФЗ, который с 2010 г. продолжает регулировать отношения по обязательному пенсионному страхованию, но уже не предусматривает порядок исчисления и уплаты взносов на ОПС.

Как и прежде, пенсионные взносы перечисляются в Пенсионный фонд РФ (ч. 8 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ).

Их нужно уплачивать в Фонд социального страхования РФ (ч. 8 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС).

Эти взносы зачисляются в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ФФОМС и ТФОМС (ч. 8 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Наряду с перечисленными сохраняются и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). Однако они уплачиваются в ФСС РФ на основании специального Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Этот Закон, в свою очередь, не применяется к отношениям по исчислению и уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ.
Примечание

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассмотрен в отдельном Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В настоящем Практическом пособии данный вид взносов не рассматривается.
Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами. То есть если вы относитесь к числу страхователей, то вашей главной обязанностью является их своевременная и полная уплата (пп. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ, ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

Если же вы эту обязанность не исполните, контролирующие органы могут принудительно взыскать недоимку по взносам и привлечь вас к ответственности (ч. 2 ст. 18, п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
Примечание

Подробнее о том, кто является страхователем и, соответственно, плательщиком страховых взносов, вы можете узнать в гл. 2 "Кто является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование (страхователем)".

О контроле за уплатой страховых взносов и ответственности за их неуплату рассказано в разд. 1.4 "Органы, которые осуществляют контроль за уплатой страховых взносов" и разд. 7.7 "Пени и штрафы за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование".
Добавим, что страховые взносы не входят в налоговую систему России (ст. ст. 13 - 15 НК РФ). В отношении них используется специальная "страховая" терминология (ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Наконец, у страховых взносов своя законодательная база, о которой мы подробнее расскажем в следующем разделе.
1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Основное изменение

Отношения по уплате страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а Налоговый кодекс РФ к ним не применяется.
Основным правовым актом, который регулирует порядок исчисления и уплаты новых страховых взносов, является Закон N 212-ФЗ. Данный Закон устанавливает:

- круг плательщиков, облагаемый объект и базу, тарифы страховых взносов и т.п.;

- порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;

- ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах, а также процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Напомним также, что Закон N 212-ФЗ (кроме некоторых его статей) вступил в силу с 1 января 2010 г. (ст. 62).

Страховые взносы не являются налоговыми платежами, поэтому в отношении их исчисления и уплаты нормы Налогового кодекса РФ не применяются. Однако есть и некоторые исключения.

Так, понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях применения в 2010 - 2014 гг. пониженных тарифов страховых взносов определяется по критериям, которые указаны в ст. 346.2 НК РФ (п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, отдельные нормы НК РФ затрагивают уплату страховых взносов в случаях, когда налоговый орган приостановил операции по банковскому счету налогоплательщика. В частности, блокировка счета не препятствует списанию с него денежных средств в счет оплаты страховых взносов (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ). Иными словами, взносы можно уплатить, даже если расходные операции по счету прекращены.

Помимо Закона N 212-ФЗ в сфере обязательного социального страхования действуют и иные федеральные законы. Каждый из них может затрагивать определенный аспект работы бухгалтера, связанный со страховыми взносами. Поэтому иногда необходимо в совокупности применять их нормы по одному и тому же вопросу.

Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" закрепляет основные права и обязанности страхователей (плательщиков взносов) и страховщиков (внебюджетных фондов) (см., например, ст. ст. 11 и 12). А в Законе N 212-ФЗ уже более детально прописано то, как эти положения реализовать в конкретных ситуациях по уплате страховых взносов. Убедиться в этом можно, например, при сравнении пп. 4 п. 1 ст. 11 и пп. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ и ст. ст. 18 - 21 Закона N 212-ФЗ.

"Взаимодействуют" с Законом N 212-ФЗ и федеральные законы об отдельных видах обязательного социального страхования:

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - по пенсионному страхованию;

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" - по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" - по медицинскому страхованию.

В них дополнительно к Закону N 212-ФЗ вы найдете более подробные положения о постановке на учет во внебюджетных фондах в качестве страхователя, условиях добровольного участия в отношениях по социальному страхованию и требованиях по уплате добровольных страховых взносов (ст. ст. 27, 29 Закона N 167-ФЗ, ст. ст. 2.3, 4.5, 4.8 Закона N 255-ФЗ, ст. 9.1 Закона N 1499-1), порядке контроля за вашими расходами на выплату страхового обеспечения (ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).

Кроме того, Закон N 255-ФЗ необходим при выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, так как он определяет условия, размеры и порядок назначения данных видов страхового обеспечения (ст. ст. 5 - 16).

Правила оплаты труда, компенсации и гарантии работникам устанавливает и Трудовой кодекс РФ. Поэтому при начислении страховых взносов на ту или иную выплату в рамках трудовых отношений необходимо учитывать его положения.

Выделим также федеральные законы, которые устанавливают обязанности страхователей, связанные с дополнительными гарантиями прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Он устанавливает обязанность плательщиков пенсионных взносов представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах, определяет состав таких данных, сроки и порядок их подачи.
Примечание

Подробнее об обязанностях страхователей по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета вы узнаете в гл. 9 "Обязанности плательщиков пенсионных взносов (страхователей) в сфере персонифицированного учета";
- Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно этому Закону граждане вправе добровольно участвовать в пенсионном страховании: из своих собственных средств уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Причем они имеют возможность перечислять их через работодателя. Если работник обратился к вам с такой просьбой, то вы должны исчислять и удерживать дополнительные страховые взносы в соответствии со ст. 7 Закона N 56-ФЗ. Вместе с тем работодатель может и сам уплачивать такие взносы в пользу застрахованного, руководствуясь ст. 8 Закона N 56-ФЗ.

Помимо федеральных законов вопросы уплаты страховых взносов могут регулироваться и подзаконными актами Правительства РФ, Минздравсоцразвития России, Минфина России, государственных внебюджетных фондов, изданными в пределах их компетенции.

Особое место среди них занимают акты Минздравсоцразвития России. Это ведомство выполняет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (далее - Положение о Минздравсоцразвития России)).

В частности, Минздравсоцразвития России разрабатывает и утверждает:

- формы отчетности по страховым взносам и порядок их заполнения (ч. 9 ст. 15, ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ);

- формы заявления о зачете переплаты страховых взносов в счет будущих платежей и решения о зачете таких сумм (ч. 6, 7 ст. 26 Закона N 212-ФЗ);

- формы решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, а также требования об их уплате (ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ) и др.

Помимо этого Минздравсоцразвития России получило полномочия давать письменные разъяснения по применению законодательства о страховых взносах (ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).

Остановимся на этом вопросе более подробно.
1.3. КАКИЕ ОРГАНЫ ВПРАВЕ ДАВАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ,

ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВЗНОСОВ
Основное изменение

С 1 января 2010 г. вопросы по применению законодательства о страховых взносах разъясняет Минздравсоцразвития России. Вопросы о порядке исчисления и уплаты взносов - органы ПФР и ФСС РФ.

При выполнении письменных разъяснений Минздравсоцразвития России, органов ПФР и ФСС РФ плательщики освобождаются от уплаты пеней и штрафов в случае выявления контролирующими органами нарушений законодательства о страховых взносах.
С 2010 г. Минздравсоцразвития России вправе разъяснять порядок применения законодательства о страховых взносах. Что относится к его компетенции?

Во-первых, это официальные разъяснения норм Закона N 212-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731). Они могут быть в форме писем, которые адресованы широкому кругу плательщиков страховых взносов и в которых толкуются отдельные положения Закона N 212-ФЗ.

Во-вторых, это письменные ответы на частные запросы плательщиков по применению законодательства о страховых взносах (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ). Поэтому с вопросом о порядке применения Закона N 212-ФЗ в той или иной ситуации вам следует обратиться письменно в Минздравсоцразвития России, а не в Минфин России (см., например, Письмо Минфина России от 04.08.2009 N 03-05-06-02/73). А Минздравсоцразвития России, в свою очередь, обязано дать вам письменный ответ на запрос.

Разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов также обязаны органы ПФР и ФСС РФ, если вы обратились к ним с письменным запросом (п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Причем эти внебюджетные фонды могут давать разъяснения только в отношении тех страховых взносов, которые контролируют:

- органы ПФР - пенсионных взносов и взносов на ОМС;

- органы ФСС РФ - взносов по нетрудоспособности и материнству.

Итак, если у вас возник вопрос по порядку исчисления и уплаты взносов, то в зависимости от вида взносов вы можете обратиться либо в территориальное отделение ПФР, либо в отделение ФСС РФ.

Заметим, что эти органы рассматривают только порядок исчисления и уплаты взносов, а Минздравсоцразвития России толкует положения Закона N 212-ФЗ в целом.

Обратиться в указанные ведомства вы можете и для того, чтобы заранее получить разъяснения в отношении своих планируемых действий.

Важным является то обстоятельство, что, если вы выполните разъяснения Минздравсоцразвития России, органов ПФР или ФСС РФ, а при проверке органы контроля доначислят вам страховые взносы по данной ситуации, вы освобождаетесь от пеней и штрафов за нарушение законодательства о страховых взносах. Однако для этого необходимо иметь на руках письменный документ Минздравсоцразвития России или указанных внебюджетных фондов, изданный в пределах их компетенции. При этом содержание таких разъяснений должно относиться к расчетным (отчетным) периодам начисления недоимки, а дата их издания значения не имеет (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание!

В рассматриваемой ситуации выполнение разъяснений Минздравсоцразвития России, органов ПФР или ФСС РФ не освобождает вас от уплаты недоимки, выявленной органами контроля при проверке.
1.4. ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ

ЗА УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Основное изменение

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют два государственных внебюджетных фонда - Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Итак, с 1 января 2010 г. только органы ПФР и ФСС РФ вправе контролировать уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование. У налоговых органов теперь таких полномочий нет <1>.

--------------------------------

<1> У налоговых органов сохранилось право контролировать ЕСН за периоды до 2010 г. Подробнее об этом читайте в разд. 1.4.1 "Какие органы осуществляют контроль за ЕСН и пенсионными взносами, которые уплачивались до 1 января 2010 г.".
Причем каждому из названных фондов предоставлен контроль строго за взносами определенного вида (ст. 3 Закона N 212-ФЗ):

- Пенсионному фонду РФ и его органам - за взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на обязательное медицинское страхование;

- Фонду социального страхования РФ и его территориальным подразделениям - за взносами по нетрудоспособности и материнству.

Напомним, что органы ФСС РФ также контролируют уплату страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако действуют они на основании другого нормативного акта - Закона N 125-ФЗ.
Примечание

В настоящем Практическом пособии указанные страховые взносы не рассматриваются. О контрольных полномочиях органов ФСС РФ в сфере производственного травматизма вы можете узнать в разд. 1.5 "Кто осуществляет контроль за страховыми взносами" Практического пособия по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Из ст. 3 Закона N 212-ФЗ также следует, что не обладают контрольными полномочиями за исчислением и уплатой страховых взносов фонды обязательного медицинского страхования - ни ФФОМС, ни ТФОМС.

Далее рассмотрим наиболее значимые для плательщиков функции ПФР и ФСС РФ.

1. Учет плательщиков страховых взносов (ст. 6, п. 2 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Органы ПФР и ФСС РФ ведут его сами на основании сведений об учете страхователей в соответствующем внебюджетном фонде (ч. 1 ст. 6 Закона N 212-ФЗ). Если на 1 января 2010 г. вы уже состояли на учете во внебюджетных фондах в качестве страхователя, заново проходить перерегистрацию вам не нужно.

Кроме того, территориальные отделения ПФР самостоятельно ставят на учет в качестве плательщиков страховых взносов на ОМС предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов, которые платят только страховые взносы за себя. Для этого они проводят сверку с территориальным фондом медицинского страхования (ч. 2 ст. 6 Закона N 212-ФЗ). Ваше участие при этом не нужно.

Не требуется каких-либо действий от организации, если она впервые регистрируется в качестве страхователя во внебюджетных фондах. В данном случае налоговый орган обязан направить в подразделения ПФР, ФСС РФ и ТФОМС сведения о вас, занесенные в Единый государственный реестр юридических лиц. А внебюджетные фонды в свою очередь зарегистрируют вашу организацию в качестве страхователя. Такой порядок следует из абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ, абз. 2 ч. 1 ст. 9.1 Закона N 1499-1.

В аналогичном порядке регистрируются в качестве страхователей по ОПС и ОМС индивидуальные предприниматели (абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, абз. 2 ч. 1 ст. 9.1 Закона N 1499-1).

На основании сведений о новых страхователях органы ПФР и ФСС РФ, как уже было сказано, поставят их на учет уже как плательщиков страховых взносов.
Примечание

Подробнее с порядком учета плательщиков страховых взносов вы можете ознакомиться в разд. 2.5 "Постановка на учет плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование".
2. Камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в бюджет соответствующего фонда (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Камеральные проверки проводятся на территории органа контроля на основе представленных страхователями расчетов и иных документов (п. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

Выездная проверка, как правило, происходит на территории самого плательщика страховых взносов (ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Причем проводят такие проверки органы ПФР и ФСС РФ совместно. Для этого они ежегодно утверждают план совместных выездных проверок (ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

При проведении выездных проверок органы контроля одновременно проверяют также документы, которые связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения: органы ПФР - пенсий; органы ФСС РФ - пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет и др. Также органы ПФР проверяют порядок представления сведений персонифицированного учета (ч. 7, 8 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Отметим, что формы документов, которые органы ПФР и ФСС РФ составляют при проведении и по завершении проверок, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н. Например, это форма акта камеральной проверки, форма решения о проведении выездной проверки, форма решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности и др.

3. Взыскание недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам (п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. ст. 19 - 22 Закона N 212-ФЗ).

Предварительно органы контроля должны направить вам требование об уплате недоимки, пеней и штрафа с указанием, в частности, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы. Если добровольно вы их не уплатите, органы ПФР и ФСС РФ могут взыскать их в принудительном порядке с вашего счета в банке или за счет иного имущества.
Основное изменение

ПФР и ФСС РФ не обладают полномочиями по приостановлению операций по банковским счетам плательщиков страховых взносов и аресту их имущества.
По общему правилу с организаций и предпринимателей недоимка, пени и штрафы по страховым взносам взыскиваются органами ПФР и ФСС РФ в бесспорном порядке, т.е. без обращения в суд. При этом размер задолженности значения не имеет.

Формы документов, которые органы контроля принимают при взыскании недоимки, пеней и штрафов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н. Например, это форма решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов и др.

Исключением являются четыре случая, когда органам контроля необходимо обратиться в суд для взыскания. Они предусмотрены ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. Например, в судебном порядке взыскиваются эти суммы при переквалификации сделки органами контроля.

Кроме того, только через суд органы контроля могут взыскать недоимку, пени и штрафы с физического лица, который индивидуальным предпринимателем не является.

4. Зачет и возврат переплаты по страховым взносам, а также страховых взносов, которые были излишне взысканы с плательщика (п. 5 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов установлен ст. 26 Закона N 212-ФЗ. А процедура возврата взносов, которые излишне были взысканы контролирующими органами, - ст. 27 Закона N 212-ФЗ.

Для зачета переплаты по страховым взносам в счет будущих платежей или ее возврата вам необходимо подать письменное заявление в соответствующий орган контроля (ч. 6, 11 ст. 26, ч. 5, 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ). Срок для его рассмотрения и принятия решения о зачете - 10 дней со дня получения заявления (ч. 7, 14 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ).

Причем если у вас числится задолженность по пеням и штрафам, то органы контроля вправе самостоятельно зачесть переплату в счет погашения этой задолженности (ч. 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27 Закона N 212-ФЗ).

Решение о зачете или возврате принимают (ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ):

- органы ПФР - по пенсионным взносам и страховым взносам на ОМС;

- органы ФСС РФ - по взносам по нетрудоспособности и материнству.

Зачет страховых взносов возможен строго в рамках того бюджета, в который они зачисляются (ч. 1, 21 ст. 26, ч. 2 ст. 27 Закона N 212-ФЗ).


Переплата
страховых взносов
по виду бюджета


Платежи, по которым возможен зачет

Пенсионные взносы
в бюджет ПФР


1. В счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в
бюджет ПФР <*>.
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ПФР


Взносы по
нетрудоспособности
и материнству в
бюджет ФСС РФ


1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам по
ВНиМ в бюджет ФСС РФ <*>.
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ФСС РФ


Страховые взносы
на ОМС в бюджет
ФФОМС


1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на
ОМС в бюджет ФФОМС <*>.
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ФФОМС


Страховые взносы
на ОМС в бюджет
ТФОМС


1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на
ОМС в бюджет ТФОМС <*>.
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ТФОМС



--------------------------------

<*> В счет предстоящих платежей по страховым взносам зачитываются только суммы излишне уплаченных (но не взысканных) страховых взносов. Это следует из ч. 1 ст. 26, ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, получается, что переплату по пенсионным взносам нельзя зачесть в счет взносов по нетрудоспособности и материнству. Или же переплата по страховым взносам на ОМС в бюджет ФФОМС не может быть зачтена в счет недоимки по страховым взносам на ОМС в бюджет ТФОМС.

Возврат излишне уплаченных или взысканных страховых взносов при принятии положительного решения производится органами контроля в течение одного месяца со дня получения заявления от плательщика взносов (ч. 11 ст. 26, ч. 9 ст. 27 Закона N 212-ФЗ).

Отметим еще один нюанс по возврату переплаты пенсионных взносов. Если вы указали излишнюю сумму пенсионных взносов в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и на основании ваших данных органы ПФР разнесли ее на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, то вернуть такую переплату невозможно. Это прямо указано в ч. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ.

5. Контроль за открытием (закрытием) счетов в банке, созданием (закрытием) обособленных подразделений организаций, ликвидацией (реорганизацией) компаний и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.

С этой целью на организации и предпринимателей возложена обязанность сообщать в органы контроля об указанных событиях. Информацию об этом нужно направить в письменной форме в органы ПФР и ФСС РФ по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя. Причем уведомить органы контроля нужно в установленные сроки (ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).


Кто сообщает
сведения


Какая информация
направляется


Сроки для направления
информации


Организация,
индивидуальный
предприниматель
<*>


Об открытии (закрытии)
счетов в банке


В течение 7 дней со дня
открытия (закрытия) таких
счетов


Организация

О создании (закрытии) своего
обособленного подразделения


В течение одного месяца со
дня создания (закрытия)
подразделения


Организация

О своей реорганизации или
ликвидации


В течение 3 дней со дня
принятия решения о
реорганизации или ликвидации


Индивидуальный
предприниматель


О прекращении своей
предпринимательской
деятельности


В течение 3 дней со дня
принятия указанного решения



--------------------------------

<*> Предприниматель сообщает об открытии (закрытии) только тех счетов, которые связаны с предпринимательской деятельностью (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
Отметим, что ответственность за несвоевременное представление указанных сведений Законом N 212-ФЗ не предусмотрена. Однако ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение срока сообщения об открытии (закрытии) счетов в банке. Размер штрафа может составить от 1000 до 2000 руб.

6. Разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов, а также прав и обязанностей плательщиков страховых взносов, полномочий органов контроля и их должностных лиц (п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что полномочиями по разъяснению вопросов применения Закона N 212-ФЗ наделено Минздравсоцразвития России (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731). При этом оно может издавать разъяснения и независимо от того, обратились вы к нему с такой просьбой или нет.

А вот органы ПФР и ФСС РФ обязаны дать разъяснения только в случае обращения плательщика страховых взносов с запросом. Полномочия по рассмотрению запросов распределены между ПФР и ФСС РФ в зависимости от видов страховых взносов, которые они контролируют:

- органы ПФР дают разъяснения по пенсионным взносам и страховым взносам на ОМС;

- органы ФСС РФ разъясняют вопросы о порядке исчисления и уплаты взносов по нетрудоспособности и материнству.
Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.3 "Какие органы вправе давать разъяснения о применении законодательства о страховых взносах, порядке исчисления и уплаты взносов".
Территориальные органы ПФР и ФСС РФ также должны по просьбе плательщиков взносов предоставлять им формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения (п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
1.4.1. КАКИЕ ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ

ЗА ЕСН И ПЕНСИОННЫМИ ВЗНОСАМИ,

КОТОРЫЕ УПЛАЧИВАЛИСЬ ДО 1 ЯНВАРЯ 2010 Г.
Как мы говорили выше, в связи с переходом от ЕСН к страховым взносам контрольные полномочия получили органы ПФР и ФСС РФ (ст. 3 Закона N 212-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: а какие органы контролируют ЕСН и пенсионные взносы, которые уплачивались до 1 января 2010 г.? В частности, какое ведомство вправе проводить проверки ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды?

Разберемся сначала с ЕСН.

Напомним, что ЕСН до его отмены входил в систему налогов и сборов, поэтому его уплату контролировали налоговые органы (ст. ст. 13, 30, 31 НК РФ). С отменой этого налога контрольные полномочия в отношении него органам ПФР и ФСС РФ не переданы. Более того, ст. 38 Закона N 213-ФЗ предусматривает, что правоотношения по уплате ЕСН за предыдущие периоды регулируются в порядке, который был установлен Налоговым кодексом РФ до 2010 г.

Это означает следующее.

1. По итогам 2009 г. вы, как и раньше, должны подать декларацию по ЕСН в свою налоговую инспекцию (п. 7 ст. 243, п. 7 ст. 244 НК РФ).

Это же отмечает и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

2. Камеральную проверку сданных деклараций по ЕСН за 2009 г. также будут осуществлять налоговые органы.

3. Налоговые органы вправе в течение трех лет (до 2013 г.) проводить выездные проверки по ЕСН (п. 4 ст. 89 НК РФ).

4. Кроме того, у налоговых органов сохраняется право по результатам проверок взыскать выявленную недоимку по ЕСН, а также пени и штрафы в порядке ст. ст. 46 - 48 НК РФ.

Иначе обстоит дело с контролем по уплате пенсионных взносов за периоды до 1 января 2010 г. В отношении взносов в ПФР установлены специальные переходные положения (ст. ст. 59, 60 Закона N 212-ФЗ). Вот их суть.

1. Декларацию по пенсионным взносам за 2009 г. вам надо подавать в налоговый орган (ч. 1 ст. 59 Закона N 212-ФЗ, Письмо ФНС России от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@). Далее налоговые органы проводят ее камеральную проверку и передают результаты в ПФР (ч. 2 ст. 59 Закона N 212-ФЗ).

2. Если на 31 декабря 2009 г. у вас образовались недоимка по пенсионным взносам и (или) задолженность по пеням и штрафам, то их будут взыскивать органы ПФР по новым правилам ст. ст. 19 - 22 Закона N 212-ФЗ. Так предусмотрено в ч. 2 ст. 60 Закона N 212-ФЗ.

3. Выездные проверки по пенсионным взносам за периоды, предшествующие 2010 г., проводят органы ПФР. Это объясняется следующим.

Пенсионные взносы начали взиматься с 2002 г., а с 1 января 2010 г. поменялся порядок их уплаты. При этом органам ПФР переданы полномочия по контролю за уплатой пенсионных взносов (ст. 5, п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ, пп. "а" п. 12 ст. 27 Закона N 213-ФЗ). Налоговые органы полномочия по контролю за пенсионными взносами утратили. Ведь с 1 января 2010 г. ст. 25 Закона N 167-ФЗ утратила силу, а специальных переходных положений не предусмотрено.

Таким образом, сейчас только органы ПФР вправе выполнять контрольные функции в отношении пенсионных взносов. Поэтому в ходе выездных проверок они имеют право проверять правильность исчисления и уплаты пенсионных взносов за периоды, истекшие до 1 января 2010 г. <2>.

--------------------------------

<2> Нужно учитывать, что выездная проверка может охватывать только трехлетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В связи с приведенной выше информацией рекомендуем вам после завершения расчетов по пенсионным взносам за 2009 г. провести с налоговыми органами сверку по платежам в бюджет ПФР. Отказать вам в этой просьбе налоговые органы не вправе (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@).

Такая сверка позволит подвести итоги ваших расчетов с ПФР: выявить сумму переплаты по пенсионным взносам или, наоборот, определить размер вашей задолженности. Акт сверки может пригодиться вам в дальнейшем, например, при обращении в органы ПФР с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов на ОПС.
1.4.2. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ПЕРЕПЛАТЫ

ПО ЕСН И ПЕНСИОННЫМ ВЗНОСАМ,

КОТОРАЯ ОБРАЗОВАЛАСЬ НА КОНЕЦ 2009 Г.
Если на конец 2009 г. у вас имеется переплата по пенсионным взносам, то начиная с 1 января 2010 г. ее можно:

- зачесть в счет предстоящих платежей по пенсионным взносам;

- зачесть в счет задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, если такой зачет органы ПФР не сделали самостоятельно (ст. 26, ч. 3 ст. 60 Закона N 212-ФЗ);

- вернуть.

Для этого с заявлением обращаться нужно в территориальное отделение ПФР по месту вашего учета как плательщика страховых взносов (ч. 2 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм пенсионных взносов закреплен в ст. ст. 26, 27 Закона N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 60 Закона N 212-ФЗ).

Что касается переплаты по ЕСН, то ее зачет или возврат производят, как и раньше, налоговые органы (ст. ст. 78, 79 НК РФ, ст. 38 Закона N 213-ФЗ). Причем, поскольку с 1 января 2010 г. ЕСН отменяется, возможны следующие варианты зачета:

- в счет платежей по ЕСН по итогам 2009 г.

Напомним, что до 15 января 2010 г. вам необходимо заплатить авансовый платеж за декабрь 2009 г. А не позднее 14 апреля 2010 г. - доплатить сумму налога за истекший 2009 г., если выявлена положительная разница между ЕСН и авансовыми платежами за этот период <3>.

--------------------------------

<3> Такая разница подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации по ЕСН (абз. 2, 6 п. 3 ст. 243 НК РФ). То есть отсчитывать этот срок надо с 31 марта 2010 г. (п. 2 ст. 6.1, п. 7 ст. 243 НК РФ);
- в счет будущих платежей по иным федеральным налогам (ст. 13, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Обращаем ваше внимание, что зачесть переплату по ЕСН в счет новых страховых взносов нельзя, так как к налогам они не относятся.

Кроме того, у вас может возникнуть переплата по той части ЕСН, которая уплачивается в бюджет ФСС РФ, в следующем случае:

- вы произвели расходы на цели обязательного социального страхования;

- расходы превышают сумму ЕСН к уплате за налоговый период (по бюджету ФСС РФ);

- данные расходы ранее не зачтены в счет предстоящих платежей по налогу.

Если при расчетах по ЕСН в бюджет ФСС РФ по итогам 2009 г. у вас сложилась такая ситуация, то сумму превышения расходов на соцстрах вы можете возместить из ФСС РФ. Для этого надо подать в территориальный орган Фонда заявление о возмещении произведенных расходов на соцстрах (п. п. 2.5, 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22).

Если Фонд примет эти расходы, деньги перечислят на ваш расчетный счет.

Отметим, что наиболее сложный путь - это возврат переплаты, которая образовалась по ЕСН из-за расходов на соцстрах, через налоговые органы в порядке ст. 78 НК РФ. Так, налоговики считают, что ст. 78 НК РФ на такую "неденежную" переплату не распространяется, поэтому они ее возвратом не занимаются (Письмо ФНС России от 10.12.2007 N 05-2-05/481@).

Между тем некоторые суды требования налогоплательщиков о возврате такой переплаты по ЕСН признавали правомерными (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2009 N А58-5206/08-Ф02-2949/09).

Полагаем, что если вы решили воспользоваться данным вариантом, то, скорее всего, свое право на возврат переплаты по ЕСН, образовавшейся из-за расходов на соцстрах, вам придется отстаивать в суде.

Кроме того, возникает и такой вопрос: можно ли переплату по ЕСН в части расходов на цели социального страхования зачесть в счет уплаты новых страховых взносов? Полагаем, что пока это невозможно, поскольку порядок такого зачета законодательством не предусмотрен.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница