Порядок проведения инвентаризации




Скачать 61.14 Kb.
Дата26.04.2016
Размер61.14 Kb.
Порядок проведения инвентаризации
К основным целям инвентаризации относятся: выявление фактического наличия имущества и обязательств, сопоставление их фактического наличия с данными бухгалтерского учета, документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, определение их состояния и оценка. Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются приказом об учетной политике предприятия. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 5 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Обязанность и порядок проведения инвентаризации определены ст. 12 Закона N 129-ФЗ. Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При коллективной материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива, выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

На практике часто кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному графику, встречаются внеплановые инвентаризации, сроки и порядок проведения которых устанавливаются руководителем. Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по форме N ИНВ-22.

В приказе об учетной политике (или в специальном приказе о порядке проведения инвентаризации) необходимо указать внутренний нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, разработанные организацией формы для учета и обработки результатов инвентаризации, периодичность проведения инвентаризации основных средств. В приказе могут устанавливаться также количество инициативных инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации, как правило, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В связи с тем что унифицированной формы приказа об учетной политике не существует, приводим выдержку из приказа, касающуюся проведения инвентаризации, в качестве одного из возможных вариантов.

Выдержка из приказа об учетной политике организации:


┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Общество с ограниченной ответственностью "Романтика" │

│ │

│ (ООО "Романтика") │



│ │

│ 603000 г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д. 45 │

│ │

│ Об учетной политике 25.12.2005 г. │



│ │

│ Приказ │

│ │

│ ... │


│ │

│ 35. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и │

│ отчетности инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в │

│ соответствии с приложением 5 <1> с применением унифицированных форм │

│ первичной документации │

│ │


│ 36. Инвентаризацию основных средств проводить 1 раз в 2 года, начиная │

с года создания организации, остального имущества - 1 раз в год. │

│ Инвентаризацию расчетов проводить не реже 1 раза в квартал по состоянию │

│ на 1 число квартала, не позднее 20 числа первого месяца каждого │

│ квартала. │

│ │


│ 37. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию в │

│ составе 5 человек: │

│ │

│ Председатель: │



│ │

│ Ф.И.О., заместитель руководителя организации │

│ │

│ Члены комиссии: │



│ │

│ Ф.И.О., главный бухгалтер │

│ │

│ Ф.И.О., главный инженер │



│ │

│ Ф.И.О., бухгалтер │

│ │

│ Ф.И.О., менеджер │



│ │

│ 38. Для проведения внезапной ревизии кассы. Установить периодичность │

│ проведения ревизии кассы не реже 1 раза в месяц. │

│ │


│ Создать комиссию в составе 3 человек: │

│ │


│ Ф.И.О., заместитель главного бухгалтера │

│ │


│ Ф.И.О., бухгалтер │

│ │


│ Ф.И.О., менеджер │

│ │


│ │

│ ... │


└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------

<1> Содержит перечень форм первичных документов по учету результатов инвентаризации, конкретные сроки проведения разных этапов инвентаризации.
На принятие решений при формировании учетной политики в части разработки порядка инвентаризации могут влиять масштабы деятельности организации, количество видов деятельности, разветвленность организационной структуры, общий объем имущества и обязательств организации, объемы и специфика складского хозяйства, географическое размещение организации и ее подразделений, особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению материально ответственным лицом.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.



Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно Приложениям 6 - 18 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница