Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главными распорядителями




Скачать 153.18 Kb.
Дата23.04.2016
Размер153.18 Kb.
Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главными распорядителями (администраторами)
В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета наделены бюджетными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Правила проведения такого контроля и аудита на федеральном уровне утверждены Постановлением Правительства РФ N 193*(1) (далее - Правила). Рассмотрим указанные правила в данной статье.
Внутренний финансовый контроль
Цели и субъекты финансового контроля. Проведение внутреннего финансового контроля направлено на:

- соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;

- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Согласно п. 2 Правил внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Должностные лица структурных подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета проводят внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

- составления и представления документов в Минфин, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

- составления и представления документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

- составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;

- составления, утверждения и ведения бюджетных смет и свода бюджетных смет;

- формирования и утверждения государственных заданий для подведомственных федеральных государственных учреждений;

- исполнения бюджетной сметы;

- принятия и исполнения бюджетных обязательств;

- ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

- составления и представления бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

- прочих внутренних бюджетных процедур.

Формы и способы финансового контроля. Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных действий:

- проверки оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

- авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

- сверки данных;

- сбора и анализа информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Указанные контрольные действия могут проводиться как в ходе самоконтроля, так и при контроле по уровню подчиненности (подведомственности) (п. 6 Правил).

В зависимости от методики проведения и технической оснащенности контрольные действия подразделяются на (п. 7 Правил):

а) визуальные (осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации);

б) автоматические (проводятся с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц);

в) смешанные (выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц).

По охвату проверяемых объектов различают сплошной контроль и выборочный контроль. При проведении контрольных действий сплошным способом проверки осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры). В ходе выборочного контроля проверке подвергаются отдельные проведенные операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (п. 8 Правил).

Карта финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля представляет собой документ, в котором по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о:

- должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), и периодичности выполнения операции;

- должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;

- методах контроля и периодичности контрольных действий.

Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, является подготовкой к проведению внутреннего финансового контроля (п. 9 Правил).

Согласно п. 15 Правил актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (п. 12, 13 Правил).
Обратите внимание! Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующие структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей (п. 16 Правил).
Виды финансового контроля. Существуют следующие виды внутреннего финансового контроля (п. 19-21 Правил):

1. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

2. Контроль по уровню подчиненности проводится сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

3. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета. Данный контроль производится путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о:

- своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;

- точности и обоснованности информации, отраженной в названных документах;

- законности совершения отдельных операций.

Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.



Результаты финансового контроля. В результате проведения финансового контроля могут быть выявлены недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур. Информация о результатах проведения контроля, а также сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению подлежат занесению в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (п. 22, 23 Правил).

Кроме того, все данные о результатах контроля направляются подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета с установленной периодичностью.

В соответствии с п. 25 Правил по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:

а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;

в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

д) изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.


Внутренний финансовый аудит
Цели, субъекты и объекты финансового аудита. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях (п. 29 Правил):

- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином. Напомним, что в настоящее время бюджетный учет в РФ осуществляется в соответствии с инструкциями N 157н *(2), 162н *(3);

- подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости (далее - субъекты аудита).

Внутренний финансовый аудит проводится в отношении финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также в отношении организации и осуществления внутреннего финансового контроля (далее - объекты аудита).



Формы и виды финансового аудита. В соответствии с п. 31 Правил внутренний финансовый аудит осуществляется путем проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Кроме того, все аудиторские проверки подразделяются на:

- камеральные проверки (проводятся по месту нахождения проверяющего органа на основании представленных по его запросу информации и материалов);

- выездные проверки (осуществляются по месту нахождения проверяемого объекта);

- комбинированные проверки (проводятся как по месту нахождения проверяющего органа, так и по месту нахождения проверяемого объекта).
Обратите внимание! Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (п. 36 Правил).
Планирование аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. При этом по каждой проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители (п. 31, 39 Правил).

План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

При составлении плана аудиторских проверок учитываются следующие факторы (п. 40 Правил):

- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств федерального бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;

- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

Назначение и проведение аудиторской проверки. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и проводится на основании утвержденной программы.

Согласно п. 47 Правил аудиторская проверка осуществляется путем выполнения:

а) инспектирования (изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) по материальным активам);

б) наблюдения (систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры);

в) запроса (обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки);

г) подтверждения (получения ответа на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета);

д) пересчета (проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита);

е) аналитических процедур (анализа соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур).

Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета (п. 50 Правил).

Результаты аудиторских проверок. По результатам аудиторской проверки оформляется акт, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита (п. 51 Правил).

На основании такого акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

После рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки и акта руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений о:

а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) направлении материалов в Росфиннадзор (его территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства РФ, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.


* * *
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют полномочия по проведению внутреннего финансового контроля и аудита в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 193. Указанными правилами установлены, в частности, цели осуществления внутреннего финансового контроля и аудита, субъекты и объекты контроля и аудита, формы и способы контрольных действий и аудиторских проверок, а также порядок оформления результатов проводимых проверок и принятия решений на основании выявленных результатов.
Л. Ларцева,

эксперт журнала "Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2014 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".



*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница