Положение о системе управления рисками в государственной корпорации – Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства




Скачать 175.21 Kb.
Дата29.04.2016
Размер175.21 Kb.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО

наблюдательным советом

государственной корпорации –

Фонда содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства

30 ноября 2015 года, протокол № 52




ПОЛОЖЕНИЕ

о системе управления рисками

в государственной корпорации – Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления рисками в государственной корпорации – Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Положение, Фонд) является внутренним нормативным документом, определяющим отношение в Фонде к рискам, устанавливающим общие принципы построения системы управления рисками, её цели и задачи, общие подходы к организации, распределение ответственности между участниками системы управления рисками и характер их взаимодействия.

1.2. Положение рассматривается правлением Фонда и утверждается наблюдательным советом Фонда.

1.3. Разработка и подготовка предложений по внесению изменений в Положение возлагается на Управление рисками и внутреннего контроля. Утверждение изменений производится в соответствии с пунктом 1.2.

1.4. При подготовке Положения руководствовались следующими документами:

Методическими указаниями по подготовке Положения о системе управления рисками, разработанными во исполнение подпункта «г» пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу повышения эффективности деятельности госкомпаний от 9 декабря 2014 года № Пр-3013, а также поручения Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 года № ИШ-П13-1818;

Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ);

Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

Кодексом корпоративного управления Российской Федерации (письмо Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления»);

Рекомендациями Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Минфина России от 26 декабря 2013 года № 07-04-15/57289);

Документом (концепцией) COSO «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» (2004 г.);

Международным стандартом ГОСТ Р ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»;

Международным стандартом ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от21декабря 2010года№ 883-ст);

Международным стандарт ГОСТ Р ИСО 31010:2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 года № 680-ст);

Стандартами управления рисками Федерации Европейских Ассоциаций Риск Менеджеров (FERMA);

Документом (концепцией) COSO «Руководство по мониторингу системы внутреннего контроля» (2009);

Документом концепцией и приложениями COSO «Внутренний контроль. Интегрированная модель» (2013 г.);

Международными основами профессиональной практики внутренних аудиторов, принятых международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита).
2. Основные понятия, используемые для характеристики рисков.

Риск – вероятное событие или действие, способное воспрепятствовать достижению целей Фонда и влекущее за собой негативные последствия. Риск характеризуется вероятностью и существенностью последствий.

Владелец риска – структурное подразделение Фонда, имеющее ответственность и полномочия по управлению риском.

Влияние – это отклонение от того, что ожидается (положительное и/или отрицательное).

Заинтересованная сторона – лицо или организация, которая может воздействовать или на которые могут воздействовать или которые считают, что на них влияет какое-либо решение или деятельность.

Оценка риска – деятельность структурных подразделений и Управления рисками и внутреннего контроля по идентификации риска, его анализа и сравнительной оценки.

Источники риска – это факторы (явления, процессы), которые могут вызвать наступление риска.

Идентификация рисков – выявление вероятной ситуации, которая может угрожать достижению целей деятельности или текущим интересам в деятельности Фонда.

Процесс управления риском – систематическое применение методик, процедур и практик по обмену информацией, консультированию, установлению ситуации и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска.

Анализ риска – процесс понимания природы риска и определения уровня риска в структурных подразделениях Фонда.

Критерии риска – совокупность источников риска, по сопоставлению с которыми оценивают значимость риска.

Уровень риска – величина риска или комбинация рисков, выраженная как комбинация последствий и их вероятности и возможности.

Оценивание риска – процесс сравнения результатов анализа риска с установленными критериями риска для определения, является ли риск и/или его величина приемлемыми и допустимыми.

Остаточный риск – риск, сохраняющийся после воздействия на него.

Мониторинг – постоянная проверка, надзор, критическое наблюдение или определение состояния с целью идентифицировать изменения относительно требуемого или ожидаемого уровня.

Матрица рисков и контрольных процедур – инструмент классификации рисков и определения выбранных методов их анализа и проведения контрольных процедур.

Допустимый риск – риск, который готовы сохранить (на который готовы пойти) структурные подразделения Фонда.

Описание риска – структурированное заключение о риске, содержащее описание четырех элементов: источников риска, событий, причин и последствий, представленное в виде описания.


3. Система управления рисками

3.1. Система управления рисками в Фонде представляет собой процесс выявления, оценки и анализа возникновения рисков, осуществляемый участниками данного процесса.

3.2. Целями системы управления рисками являются:

содействие эффективному управлению и достижению целей деятельности Фонда, установленных Федеральным законом № 185-ФЗ и Долгосрочной программы деятельности и развития Фонда, утвержденной наблюдательным советом Фонда 29 апреля 2014 года, протокол № 42 (далее – Долгосрочная программа);

содействие соблюдению требований законодательства, локальных нормативных актов Фонда и внутренних документов Фонда;

создание условий для своевременной подготовки и предоставления достоверной финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности Фонда;

содействие обеспечению эффективного и рационального использования средств Фонда.

3.3. Задачами системы оценки и управления рисками являются:

мониторинг мероприятий по контролю за рисками;

информирование руководства о наличии возможных рисков;

обеспечение непрерывного согласованного процесса управления рисками, основанного на своевременной идентификации рисков, их анализе возникновения, разработка мер по их предотвращению или снижению;

создание механизмов внутреннего контроля по реализации выбранных мер предотвращения или снижения рисков;

методическое сопровождение, стандартизация и регламентация контрольных процедур по управлению рисками;

осуществление оценки возникновения рисков и их степени опасности, а также предупреждение об их возникновении при осуществлении деятельности структурными подразделениями Фонда;

оценка эффективности выбранных мер по предотвращению или снижению рисков, а также их постоянное совершенствование.

3.4. В целях эффективного управления рисками Фонд руководствуется следующими принципами функционирования системы управления рисками:

a) система управления рисками создает и защищает ресурсы Фонда, наглядно способствует достижению целей и улучшению деятельности, результативности функций, руководства и репутации;

б) система управления рисками – это неотъемлемая часть всех организационных процессов в Фонде, часть обязательств руководства, а также неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления;

в) система управления рисками – часть процесса принятия решений в Фонде, помогает работникам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий;

г) система управления рисками является систематической, структурированной, своевременной и способствует повышению эффективности деятельности в Фонде, а также получению устойчивых, сравнимых и надежных результатов;

д) система управления рисками основывается на наилучшей доступной информации. Входные данные системы управления рисками основываются на опыте, обратной связи заинтересованных сторон, наблюдениях, прогнозах и экспертных оценках;

е) система управления рисками является адаптируемой и должна соответствовать внешней и внутренней ситуации (контексту);

ж) система управления рисками учитывает человеческие и культурные факторы, признает возможности, восприятия и намерения людей за пределами и внутри Фонда, которые могут способствовать или затруднять достижение целей;

з) система управления рисками является прозрачной и учитывает интересы заинтересованных сторон. Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон и, в частности, лиц, принимающих решения, на всех уровнях организации деятельности Фонда гарантирует, что система управления рисками остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет заинтересованным сторонам быть должным образом представленным и уверенным в том, что их мнение принимается в процессе установления критериев риска;

и) система управления рисками является динамичной, итеративной и реагирующей на изменения. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания изменяются, осуществляется мониторинг и пересмотр рисков, новые риски появляются, некоторые изменяются, другие исчезают;

к) система управления рисками способствует постоянному улучшению функционирования Фонда.

3.5. Участники процесса управления рисками и их функции

3.5.1. Владельцы рисков, Управление рисками и внутреннего контроля, Комитет по аудиту наблюдательного совета Фонда (далее Комитет по аудиту), генеральный директор, которые организуют функционирование системы контрольных процедур по управлению рисками, включая эффективность процесса управления рисками, а также обеспечение порядка взаимодействия участников процесса по управлению рисками, контроля исполнения их функций и последовательность выполняемых ими действий;

Управление рисками и внутреннего контроля в части своих полномочий обеспечивает организацию и поддержку эффективного функционирования процесса по управлению рисками в Фонде (в том числе методологию организации и осуществления контрольных процедур по управлению рисками; организует проведение процедур внутреннего контроля в соответствии с установленным порядком; организует мониторинг эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками);

руководители структурных подразделений (владельцы риска), которые в рамках своей компетенции обеспечивают объективность оценок в процессе оперативного управления рисками, должный уровень контроля результатов управления рисками и координацию деятельности всех работников, вовлеченных в процесс управления рисками, а также участвуют в оценке рисков и разработке мер их предотвращения или снижения;

работники структурных подразделений Фонда, которые участвуют в идентификации рисков в рамках своих функциональных обязанностей; выполняют мероприятия, предусмотренные мерами, направленными на предотвращение или снижение рисков.

3.5.2. Функции Управления рисками и внутреннего контроля в части управления рисками относятся:

общая координация процессов управления рисками;

разработка методологических документов в области обеспечения процесса управления рисками;

организация обучения работников в области функционирования системы управления рисками;

анализ рисков и выработка предложений по стратегии реагирования и перераспределения ресурсов в отношении управления соответствующими рисками;

формирование и актуализация матрицы рисков и контрольных процедур;

осуществление мониторинга процесса управления рисками структурными подразделениями Фонда;

представление руководству Фонда объективной информации о рисках, причинах их возникновения и о мерах по их минимизации.



Управление рисками и внутреннего контроля подотчетно генеральному директору Фонда.

3.5.3. В основу системы управления рисками заложена разработка и применение единообразных и последовательных подходов к выявлению, оценке и управлению рисками в Фонде при определении ключевых процессов деятельности (бизнес-процессов) в структурных подразделениях, упрощение процедур обмена информацией о рисках по вертикали (управление) и по горизонтали (обмен опытом), взаимосвязь системы управления рисками со всеми структурными подразделениями, в том числе с процессом стратегического и операционного планирования.

3.5.4. При выявлении рисков в Фонде принимаются соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем описания ключевых процессов деятельности, выявления при их реализации рисков, организации процедур внутреннего контроля по их минимизации (выявление потенциальных рисков и информирование о вновь выявленных рисках, а также первичная оценка рисков и предложения по внесению выявленных рисков в матрицу рисков и контрольных процедур.


4. Взаимодействие в рамках системы управления рисками

В рамках реализации системы управления рисками осуществляется:

вертикальное взаимодействие – между участниками системы управления рисками на различных уровнях иерархии организационной структуры Фонда (взаимодействие Управления рисками и внутреннего контроля с генеральным директором, правлением Фонда, Комитетом по аудиту);

горизонтальное взаимодействие – это взаимодействие между структурными подразделениями (владельцами и совладельцами рисков) и Управлением рисками и внутреннего контроля, Комитетом по аудиту (в рамках обмена информацией о выявленных рисках и эффективности мероприятий по их управлению на уровне бизнес-процессов);

взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами –государственными надзорными органами, внешними аудиторами и внешними контрольными органами обеспечивается начальником Управления рисками и внутреннего контроля.
5. Предпочтительный риск

Предпочтительный риск – это предельно допустимый уровень рисков, который Фонд стремится поддержать.

Уровень предпочтительного риска определяется правлением Фонда и утверждается наблюдательным советом Фонда. Периодичность пересмотра уровня предпочтительного риска определятся с учетом особенностей деятельности Фонда.
6. Этапы процесса управления рисками

6.1. Оценка рисков в Фонде направлена на их идентификацию, описание и анализ с целью определения мер их предупреждения или минимизации.

Процесс описания риска состоит в исследовании и фиксации:

ключевых процессов деятельности в структурных подразделениях Фонда;

факторов, которые могут повлечь возникновение опасной ситуации, увеличить или снизить вероятность ее возникновения;

последствий, к которым может привести опасная ситуация;

контрольных процедур, необходимых для минимизации и предотвращения рисков.

Результатом оценки рисков является включение рисков в Матрицу рисков и контрольных процедур Фонда (макет прилагается).

6.2. Работа по идентификации рисков в Фонде осуществляется в разрезе структурных подразделений Фонда, которые являются объектами контроля с участием руководителей структурных подразделений. Методическое сопровождение данной работы осуществляется Управлением рисками и внутреннего контроля.

Каждый выявленный риск должен быть описан и включен в Матрицу рисков и контрольных процедур Фонда. По каждому риску должно быть принято решение о его принятии или должны быть определены соответствующие меры его предотвращения или минимизации.

По каждому риску должны быть разработаны контрольные процедуры по управлению риском.

Описание риска в рамках описания бизнес-процессов, меры по его предупреждению или снижению, владелец риска и контрольные процедуры по управлению рисками должны быть внесены в Матрицу рисков и контрольных процедур Фонда соответствующими структурными подразделениями.

В целях проведения оценки управления рисками и разработки соответствующих контрольных процедур разработана Матрица рисков и контрольных процедур Фонда, которая подлежит адаптации в структурных подразделениях Фонда и требует регулярной актуализации в процессе осуществления функциональных обязанностей структурными подразделениями Фонда, а также при внесении изменений в положения об их деятельности.

6.3. По результатам оценки рисков в Фонде принимаются решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

Матрица рисков и контрольных процедур Фонда содержит:

наименование области или процесса, который подвержен риску;

описание риска, на предотвращение или минимизацию которого направлена деятельность структурных подразделений;

меры по предупреждению и минимизации риска;

исполнителя – наименование структурного подразделения Фонда, ответственного за данный риск;

вид контроля (превентивный или детективный), осуществляемый структурными подразделениями Фонда по предотвращению или минимизации риска;

классификацию видов контроля в части осуществления структурными подразделениями Фонда процедуры внутреннего контроля (ручной или автоматизированный);

наименование и краткое описание процедуры (процедур) Управления рисками и внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска с указанием исполнителя процедуры внутреннего контроля;

частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля.

6.4. Существуют сложно поддающиеся управлению риски, когда риск находятся за рамками влияния Фонда. В таком случае единственным доступным способом обработки риска является его принятие, а единственной целью контрольных процедур по управлению такими рисками –


проверка и подтверждение факта наличия риска, а также его возможные последствия.

6.5. При разработке методов предотвращения или снижения рисков, а также контрольных процедур по управлению рисками следует принимать во внимание следующие факторы, оказывающие влияние на эффективность управления рисками в Фонде:

субъективность суждений, которая может привести к принятию ошибочных решений в отношении методов предотвращения или минимизации рисков и в отношении контрольных процедур по управлению рисками;

отсутствие или искажение данных для оценки рисков с требуемой точностью;

непреднамеренные действия или бездействие сотрудников структурных подразделений Фонда (халатность, низкая исполнительская дисциплина, недостаток квалификации и так далее), влекущие прерывание функционирования контрольных процедур в системе управления рисками или снижения их эффективности;

намеренные недобросовестные действия одного или нескольких сотрудников структурных подразделений Фонда, направленные на прерывание функционирования системы управления рисками или на снижение её эффективности.




7. Источники и критерии риска

7.1. Деятельность структурных подразделений Фонда подвержена воздействию рисков из внешних и внутренних источников. При идентификации и оценке таких рисков, при выборе методов их предотвращения и снижения необходимо отталкиваться от основных целей деятельности Фонда, установленных Федеральным законом № 185-ФЗ и Долгосрочной программы.

7.2. Источниками рисков в Фонде в рамках деятельности структурных подразделений Фонда с учетом их функциональных обязанностей по реализации Федерального закона № 185-ФЗ являются следующие процессы:

соблюдение установленных процедур рассмотрения представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

принятие решений о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

соблюдение установленных процедур принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

соблюдение установленных правил по осуществлению методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

соблюдение установленных процедур по осуществлению мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию которых осуществляется до 31 декабря 2013 года, региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонд;

соблюдение установленных процедур по фиксации фактов хозяйственной жизни Фонда во исполнение статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

обеспечение установленных требований по инвестированию временно свободных средств Фонда;

достоверность ведения бухгалтерского учета, а также полнота, точность и своевременность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

7.3. Критериями рисков в Фонде с учетом целей его деятельности и источников являются:

степень угрозы достижению целей деятельности Фонда;

степень угрозы привлечения к ответственности за нарушение норм действующего законодательства;

степень угрозы репутации Фонда.
8. Оценка эффективности системы управления рисками

8.1. Оценка эффективности системы управления рисками осуществляется на ежегодной основе и предполагает:

определение источников риска, вероятности возникновения опасной ситуации и значимости опасных последствий. Значимость опасных последствий должна определяться в соответствии с приведенными в настоящем Положении критериями риска;

разработку или совершенствование мер предотвращения или минимизации риска и соответствующих контрольных процедур по управлению рисками, которые направлены на изменение имеющихся правил и процедур в деятельности Фонда таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что такие правила и процедуры позволят предотвратить риски или снизить их вероятность до приемлемого уровня, а также что выбранные меры по предотвращению или снижению риска, во-первых, исполняются ответственными работниками; во-вторых, действительно позволяют предотвратить или минимизировать соответствующий риск.

8.2. Ответственность за разработку или совершенствование мер предотвращения или минимизации риска несут руководители структурных подразделений, в зону ответственности которых включены данные функциональные обязанности.

8.3. По результатам работы по разработке или совершенствованию мер предотвращения или минимизации риска и соответствующих контрольных процедур в системе управления рисками руководители структурных подразделений, в зону ответственности которых включены соответствующие функциональные направления, согласуют с начальником Управления рисками и внутреннего контроля включение в Матрицу рисков и контрольных процедур Фонда соответствующих мер предотвращения или снижения рисков.



Приложение

Матрица рисков и контрольных процедур государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд).

Область риска (процесс)

п/п

Риск

Меры предупреждения и минимизации риска

Исполнитель

Вид контроля Превентивный/Детективный

Вид контроля Ручной/ Автоматизированный

Контрольные процедуры, осуществляемые Управлением рисками и внутреннего контроля

Периодичность


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница