Подходы к формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях в России и за рубежом




страница1/11
Дата09.05.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет: Государственного и муниципального управления
Кафедра: Экономики города и муниципального управления


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Подходы к формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях в России и за рубежом.

Студент группы №59УУК

Слесарева Оксана Владимировна


Руководитель ВКР

Попов Роман Аркадиевич, Доцент

Москва, 2013

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Место и роль стратегического видения при планировании развития муниципального образования 4

1.1 Стратегическое планирование 4

1.2 Стратегия и ее структура 8

1.3Стратегическое видение 14

Глава 2. Подходы к формулированию стратегического видения 16

2.1 Зарубежный опыт 18

2.1.1 Лондон (London, Великобритания) 18

2.1.2 Саскатун (Saskatoon, Канада) 22

2.1.3 Сидней (Sydney, Австралия) 27

2.1.4 Стокгольм (Stokholm, Швеция) 30

2.1.5 Сиэтл (Seattle, США) 31

2.1.6 Берлин (Berlin, Германия) 34

2.1.7 Киев (Kiev, Украина) 36

2.1.8 Краков (Krakow, Польша) 39

2.1.9 Анализ структурных и содержательных аспектов стратегического видения зарубежных городов 41

2.2 Российский опыт 43

2.2.1 Екатеринбург 43

2.2.4 Казань 50

2.2.5 Волгоград 52

2.2.6 Анализ структурных и содержательных аспектов стратегического видения российских городов 56

Глава 3. Предложения по формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях 58

Заключение 60

Библиографический список 61

Введение


Тема дипломной работы «Подходы к формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях в России и за рубежом». Данная тема является актуальной, поскольку стратегическое видение играет очень важную роль при планировании развития муниципального образования, позволяя выделить приоритетные направления, определить будущий образ города.

Целью работы является анализ и оценка различных подходов к формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях.

Задачи:

1. Проанализировать роль и место стратегического видения при планировании развития муниципального образования;

2. Оценить российский и зарубежный опыт при формулировании стратегического видения в муниципальных стратегиях;

3. Дать предложения по формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях.



Предмет исследования - подходы к формулированию стратегического видения в муниципальных образованиях.

Объект исследования - стратегии российских и зарубежных муниципальных образований.

Работа состоит из трех глав: место и роль стратегического видения при планировании развития муниципального образования, подходы к формулированию стратегического видения и предложения по формулированию стратегического видения в муниципальных стратегиях. При этом рассматриваются процесс стратегического видения, зарубежный и российский опыт, а также выявляется ряд предложений по формулированию стратегического видения в стратегиях российских муниципальных образований.



Глава 1. Место и роль стратегического видения при планировании развития муниципального образования

1.1 Стратегическое планирование


Стратегическое управление - это управление развитием. «Развитие - это движение вперед, формирование новых черт и становление новых структурных характеристик рассматриваемого объекта» [37, с.34]. Система стратегического управления муниципального образования включает в себя несколько частей, а именно: «анализ и оценку необходимой информации, выработку и принятие решений, и организацию их выполнения; анализ полученных результатов и внесение корректировок в ход дальнейшей работы» [31, с.1].

Планирование представляет собой один из методов принятия стратегических решений, которое занимает одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического развития муниципального образования. «Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения» [35, с.81]. Планирование можно подразделять на текущее и стратегическое. Текущее планирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам, что позволяет осуществлять программные мероприятия, срок реализации которых превышает год. Стратегическое планирование, в отличие от текущего, предполагает учет влияния внешней среды на муниципальное образование, а также учет его сильных и слабых сторон. Эта информация помогает определить необходимую стратегию развития данного муниципального образования.

Процесс планирования должен отвечать следующим принципам: непрерывности, субсидиарности, комплексности, а также высокой адаптивности к изменениям и эффективности функционирования. Этим признакам отвечает комплексное территориальное индикативное планирование. Под этим подразумевается система предплановых, плановых, а также постплановых работ, которая позволяет сформулировать обоснованную территориальную политику, стратегические приоритеты, согласованные органами власти, бизнес-сообществом и гражданским сообществом, а также комплекс планов и программ сбалансированного и устойчивого развития муниципального образования.

Поскольку город зачастую сталкивается с проблемой неопределенности ориентиров его будущего развития, органом муниципальной власти следует своевременно учитывать изменяющиеся экономические условия, для того, чтобы выдерживать конкурентную борьбу за рынки, и инвестиционные ресурсы. При планировании социально-экономического развития муниципального образования представляется необходимым проведение анализа существующей социально-экономической обстановки. Перспективы развития города определяются внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы – это количество и качество ресурсов, которыми располагает муниципальное образование, а также финансовое положение города, условия развития предпринимательства, состояние городской экологии и коммунальных служб, уровень развития инфраструктуры. Анализ внутренних ресурсов муниципального образования позволяет делать выводы о состоянии ресурсов, его сильных и слабых сторонах. Внешние факторы – это, прежде всего, географическое положение муниципального образования, а также те факторы, которые могут оказывать влияние на муниципальное образование извне. Их анализ позволяет диагностировать проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов развития муниципального образования.

При оценке социально-экономического развития города в качестве основного документа выступает концепция и стратегия1 социально-экономического развития муниципального образования. Эти документы могут быть объединены в единый документ. В зависимости от задач, которые стоят перед муниципальным образованием, стратегические планы и концепции могут быть среднесрочными (3-5 лет) или же долгосрочными (10-15 лет). При отсутствии концепции развития муниципального образования, стратегия интегрирует в некое согласованное целое, где указаны главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, а также основные организационные действия. «Наличие стратегии у муниципалитета значительно увеличивает его шансы на успешную реализацию намеченных действий» [8, с.6].

«Существует несколько специфических черт, характерных для стратегического планирования» [10, с.8]. Прежде всего, муниципальная стратегия должна представлять собой реалистичную и, в то же время, осуществимую систему, которая бы строилась на основе постоянного улучшения. Именно стратегия, в этой связи играет очень важную роль. Она может помочь муниципалитету выполнять свою работу более эффективно в условиях ограниченного финансирования. Также, муниципалитет должен обладать гибкой, но, вместе с этим, и прочной основой, для того чтобы быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней средах. Вместе с этим, поскольку разные муниципалитеты имеют разного рода потребности, стратегия должна учитывать специфические особенности и параметры, которые характерны для каждого отдельного муниципалитета.

Одной из главных задач муниципальных органов является необходимость управления в сфере планового регулирования развития территории. Для этого представляется необходимым разрабатывать и реализовывать местную социально-экономическую политику, которая должна учитывать особенности и специфику конкретного муниципального образования. Так, объектом муниципального планирования является «вся социально-экономическая сфера муниципального образования» [20, с.12].

При составлении среднесрочных планов и программ муниципальные органы используют постановления и методические рекомендации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Существуют различия в подходах к определению задач территориального планирования и прогнозирования муниципальных образований. Они объясняются следующими факторами:

-В России муниципальное планирование зачастую затруднительно из-за того, что экономика страны является экономикой быстрых и неравномерных изменений;

-Отсутствует нормативно-правовая база по этому направлению деятельности муниципальных органов. Так, Федеральный закон №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года распространил обязательность разработки прогнозов и программ, а также определил порядок их разработки только до уровня субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» от 6 октября 2003г. определил необходимость всем муниципальным районам, городским округам и поселениям разрабатывать и составлять план социально-экономического развития.

-Отсутствует государственное финансирование в области территориального планирования начиная от научных исследований, заканчивая практическим применением научных разработок.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой систематический процесс реализации программ. Эти программы основываются на слабых и сильных сторонах муниципалитета, учитывая при этом, что существуют внешние факторы, которые могут оказывать позитивное или негативное влияние на муниципальное образование.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница