Почему налоговые расходы больше бухгалтерских? Объяснитесь с инспектором без лишних слов




Скачать 85.61 Kb.
Дата29.04.2016
Размер85.61 Kb.
Почему налоговые расходы больше бухгалтерских?
Объяснитесь с инспектором без лишних слов

В некоторых случаях проще не портить отношения с инспекторами, а заранее подготовить аргументированные доводы. Чтобы вы потратили на это минимум времени, мы дарим вам специально разработанную программу-составитель пояснительных записок.

Когда бухгалтера выручит пояснительная записка

Налоговики считают нормой только одну ситуацию: когда бухгалтерские расходы больше налоговых. Однако в отдельных периодах налоговые расходы могут существенно превышать бухгалтерские. По мнению инспекторов, это верный признак того, что компания занижает налог на прибыль.

Обнаружив подозрительные расхождения, инспекторы сразу объявляют, что декларация или расчет содержат ошибки и противоречия. А потому требуют, чтобы бухгалтер представил дополнительные документы и пояснения. Хотя такие требования не основаны на законе, за отказ компании грозит выездная проверка «с пристрастием». В самом лучшем случае бухгалтеру придется отправиться в налоговую и лично объясняться с чиновниками.

Чтобы вы, наши дорогие читатели, не тратили на это свое время, «Главбух» делает вам подарок. Это программа-составитель исчерпывающих пояснительных записок. Она автоматически предложит вам на выбор причины расхождений в учете, подскажет ссылки на законодательство и составит перечень необходимых документов. Вы предотвратите возможные доначисления без лишних слов.



1 шаг. Заполните форму пояснительной.

Начало формы

Руководителю налоговой инспекции ФНС России


От главного бухгалтера






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расхождения между показателем прибыли, отраженном в Отчете о прибылях и убытках, и показателем прибыли согласно декларации по налогу на прибыль за возникли по объективным причинам.

2 шаг. Выберите главные причины расхождений.

Отметьте объект учета, по которому возникли расхождения. А затем выберите из списка возможных причин расхождений, который появится на этой странице, те, которые соответствуют вашей ситуации. В некоторых случаях Вам нужно будет еще ответить на ряд уточняющих вопросов: выбрать нужный ответ из списка или написать значение.

После того, как Вы отметите все причины расхождений, которые соответствуют Вашей ситуации, нажмите на кпопку «сформировать текст пояснительной», которая размещена внизу страницы. Вам загрузится страница с текстом пояснительной. Ее можно распечатать или скопировать в Word.

 Основные средства

 Нематериальные активы

 Материалы

 Товары

 Отражение в учете отдельных операций

Образец пояснительной записки прилагается

О б р а з е ц

Руководителю налоговой инспекции ФНС России


название и номер ИФНС
ФИО руководителя инспекции
От главного бухгалтера
Название организации
ФИО главного бухгалтер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расхождения между показателем прибыли, отраженном в Отчете о прибылях и убытках, и показателем прибыли согласно декларации по налогу на прибыль за период возникли по объективным причинам.

Главные причины расхождений:

Организация применяет в налоговом учете амортизационную премию.

На основании статьи 258 и пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса РФ, 10 процентов, а по объектам, которые относятся к третьей - седьмой амортизационной группам, 30 процентов стоимости имущества организация включила в расходы того периода, когда объект начали амортизировать.

В бухучете подобных правил нет. Здесь основные средства всегда списываются в общем порядке (ПБУ 6/01). Таким образом, налоговые расходы неизбежно оказываются выше бухгалтерских.

Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:


  • учетная политика для целей бухгалтерского учета,

  • учетная политика для целей налогообложения,

  • налоговые регистры расходов на списание основных средств.


Организация применяет различные способы начисления амортизации по основным средствам в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском учете организация применяет способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В налоговом учете организация применяет 

Таким образом, из-за применения различных методов амортизации налоговые расходы в отчетном периоде оказались выше бухгалтерских.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • учетная политика для целей бухгалтерского учета;

  • учетная политика для целей налогообложения;

  • формы № ОС-1 и № ОС-6;

  • налоговый регистр начисления амортизации.

Документы, подтверждающие применение коэффициента ускорения в налоговом учете:

- распоряжение руководителя о работе основных средств в режиме повышенной сменности;

- документы, подтверждающие, что оборудование работает в агрессивной среде;

- договоры лизинга.



Для справки.

В бухгалтерском учете существует четыре способа начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01):

– линейный способ;

– способ уменьшаемого остатка. При использовании этого способа можно применять коэффициент ускорения – в размере не выше 3;

– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В налоговом учете амортизация может начисляться одним из двух способов ((ст. 259 Налогового кодекса РФ):

– линейным;

– нелинейным.

Кроме того, в налоговом учете могут применяться коэффициенты ускорения по основным средствам (п. 7, 8 ст. 259 Налогового кодекса РФ), которые:

– работают в условиях агрессивной среды или повышенной сменности – в размере не более 2;

– являются предметом лизинга – в размере не более не более 3 (не применяется к основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам).


Организация в бухгалтерском учете на конец года провела переоценку своих основных средств. При этом стоимость основных средств уменьшилась.

По итогам переоценки некоторые группы основных средств подверглись уценке (основание – пункт 15 ПБУ 6/01). После этого в бухучете амортизация начала начисляться в меньших суммах, исходя из уцененной стоимости объектов.

В налоговом учете результаты бухгалтерской переоценки при расчете налога на прибыль не учитываются, на суммы амортизации не влияют (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Из-за этого возникла разница в учетах.

Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:


  • учетная политика для целей бухгалтерского учета и распоряжение руководителя о проведении переоценки;

  • документы, подтверждающие проведенную переоценку (восстановительную стоимость) основных средств;

  • бухгалтерская справка с расчетом восстановительной стоимости и пересчетом амортизации;

  • налоговый регистр начисления амортизации.


У организации есть расходы на приобретение права на земельные участки.

В налоговом учете расходы на покупку прав на землю при расчете налога на прибыль учитываются компанией 

В бухгалтерском учете земельные участки не относятся к амортизируемому имуществу (п. 17 ПБУ 6/01) и потому их стоимость в расходы не включается.

Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:


  • бухгалтерская и налоговая учетная политика,

  • налоговые регистры по учету расходов по покупку прав на земельные участки.

Для справки.

В налоговом учете расходы на покупку прав на землю при расчете налога на прибыль учитываются компанией одним из двух вариантов (пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ):

– равномерно в течение выбранного организаций срока (не меньше пяти лет);

– постепенно, в каждом отчетном (налоговом) периоде в сумме, не превышающей 30 процентов от налоговой базы предыдущего года.

Выбранный способ списания расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

В бухгалтерском и налоговом учете организации ведется различный учет расходов, связанных с покупкой импортного основного средства.

В бухгалтерском учете организация включает перечисленную на счет таможни пошлину и сбор в стоимость основных средств (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

В налоговом учете сумму таможенных сборов, а также ввозных пошлин организация единовременно списывает на расходы (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 и пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ).

В результате, в периоде списания таможенных пошлин и сборов сумма налоговых расходов превысила сумму затрат, отраженных в Отчете о прибылях и убытках.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • учетная политика для целей бухгалтерского учета,

  • учетная политика для целей налогообложения,

  • формы № ОС-1 и № ОС-6; налоговый регистр учета таможенных платежей.


На балансе компании числятся нематериальные активы, определить срок службы которых невозможно.

К числу нематериальных активов организации, определить срок службы которых невозможно, относятся:  

В бухгалтерском учете стоимость таких активов организации не амортизируется (ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). А в налоговом амортизируется в течение 10 лет (пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ).

Следствие такой ситуации: налоговые расходы превысили бухгалтерские.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • распоряжение руководителя о том, что установить срок службы НМА не представляется возможным;

  • карточки учета № НМА-1 и налоговые регистры амортизации.

Организация в бухгалтерском учете амортизирует все основные средства, а в налоговом учете - только те, которые стоят больше 20 000 руб.

В налоговом учете организация включает в состав материалов имущество, которое стоит не больше 20 000 руб. При расчете налога на прибыль стоимость такого имущества учитывается в расходах в момент ввода в эксплуатацию (пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ).

В бухгалтерском учете организация амортизирует все основные средства. Пунктом 5 ПБУ 6/01 организации предоставлен выбор – амортизировать основные средства не дороже 20 000 руб. или учесть как материалы.

Следствие такой ситуации: налоговые расходы превысили бухгалтерские.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • учетная политика для целей бухгалтерского учета;

  • регистр начисления амортизации в бухгалтерском учете;

  • налоговый регистр формирования материальных расходов.


В бухгалтерском и налоговом учете организации ведется различный учет расходов, связанных с покупкой импортных товаров.

Перечисленную на счет таможни пошлину и сбор компания включает в стоимость товаров (пункт 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

В налоговом учете сумму таможенных сборов, а также ввозных пошлин компания единовременно списывает на расходы. Основание – подпункт 1 пункта 1 статьи 264 и пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

В результате, в периоде списания таможенных пошлин и сборов сумма налоговых расходов превысила сумму затрат, отраженных в Отчете о прибылях и убытках.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • учетная политика для целей бухгалтерского учета;

  • учетная политика для целей налогового учета;

  • налоговый регистр учета прочих расходов.

Организация применяет различные способы списания общехозяйственных расходов в налоговом и бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете общехозяйственные расходы организация не списывает непосредственно на счет продаж, а распределяет между себестоимостью отдельных видов продукции. Основание – пункт 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В налоговом учете такие затраты компания списывает единовременно. Основание –пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

По этой причине, бухгалтерские расходы в отчетном периоде оказались ниже налоговых.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • учетная политика для целей бухгалтерского учета;

  • учетная политика для целей налогообложения;

  • налоговые регистры по соответствующим расходам.


Организация получила безвозмездные средства

В бухгалтерском учете такие денежные средства учитываются в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Эта сумма признается на дату поступления денежных средств.

В налоговом учете полученные таким образом денежные средства не учитываются при определении налоговой базы. Основание – подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В результате налог на прибыль за текущий отчетный период оказался меньше того показателя, который отражен в Отчете о прибылях и убытках за этот же период.



Документы, подтверждающие правомерность этой ситуации:

  • Копии учредительных документов,

  • оборотная ведомость за текущий отчетный период по счету 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления»,

  • бухгалтерская справка-расчет постоянного налогового актива.


Конец формы


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница