Планирование и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузе




Скачать 193.54 Kb.
Дата10.05.2016
Размер193.54 Kb.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный технический университет

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ,

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ –

УНИК
Методические рекомендации

Саратов 2009

Введение
Значительная роль в управлении научно-исследовательской работой вузов принадлежит планированию: разработке ежегодных тематических планов фундаментальных НИР для финансирования по заданию Министерства образования и науки РФ, грантам. Планирование прикладных, поисковых, опытно-конструкторских работ проводится на основе научно-технических программ Минобрнауки РФ. Научные работы, выполняемые за счет второй половины рабочего дня преподавателей, в большинстве вузов не планируются.

Однако существующий уровень планирования в вузах носит фрагментарный характер, не вполне адекватен сложности управляемого объекта и поэтому недостаточно эффективен. Во многом это объясняется несовершенством прогнозирования развития вузовской науки, определением основных направлений исследования по отраслям, недостаточным применением методов системного и комплексного подходов. Решение этих и других проблем, оказывающих влияние на качество планирования, создаст основу для повышения эффективности управления научно-исследовательскими работами в вузах.

Сложность регулирования и координации научной деятельности вуза обусловлена сложностью ее организации. В вузах и системе высшего образования в целом постоянно апробируются различные способы совершенствования этих видов деятельности. Поэтому задачи советов по отраслям науки Минобрнауки РФ, по грантам в системе Минобрнауки РФ, по научно-техническим программам Минобрнауки РФ, ученых советов вузов Минобрнауки РФ различаются.

Развитие исследований постоянно выдвигает требование дальнейшего совершенствования координации, мотивации и контроля на всех уровнях управления.

Не меньшую значимость имеет функция организации, что обусловлено прежде всего сложностью научно-исследовательской деятельности и разветвленной системой связей различных уровней: между научными подразделениями вуза и вузом, между вузами и системой высшей школы, между вузом и организациями, заинтересованными в результатах научных исследований и завершающих логистическую инновационную цепочку, т.е. производящих продукцию и реализующих ее на рынке.

Основными задачами организаторов научно-исследовательской деятельности в вузах в условиях нестабильного финансирования научных исследований высшей школы являются поиск и создание механизма концентрации ограниченных средств государственного бюджета на важнейших направлениях развития фундаментальных и прикладных исследований: активном участии в системе конкурсов программ, проектов, грантов, дальнейшем развитии инновационной деятельности.

В вузе при большом разнообразии инженерных и гуманитарных специальностей, учебных дисциплин, многообразии научных направлений и школ для решения крупных научно-технических проблем традиционные методы планирования и управления имеют ряд недостатков. В этих условиях необходимы планирование инноваций и создание специальных целевых программ для их реализации, благодаря чему можно консолидировать силы ученых на важнейших направлениях инновационной деятельности.

Переход к новому типу механизма управления научно-техническим развитием возможен лишь при условии коренных преобразований, формирующих новую организационно-экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятия производством и рынком.

Одной из эффективных форм организации инновационного процесса во всем мире являются технопарковые структуры, сложившиеся в развитых странах, при активном участии вузов, федеральной и муниципальной ветвей власти.

Какой-либо стандартной, общепринятой структуры технопарка нет. Все определяется в значительной степени имеющейся экономической инфраструктурой конкретного региона (научные и производственные предприятия, доминирующие отрасли производства и сферы услуг и др.).

Так, при организации технопарка "Волга-техника" СГТУ было признано целесообразным включить его в состав университета в качестве одного из структурных подразделений в составе единого учебно-научно-производственного комплекса. При таком подходе инновационные процессы неразрывно проходят в рамках вуза, протекая от начала до конца в форме единого научно-производственного процесса, от фундаментальных научных исследований до продажи инновационных продуктов пользователям.

В университете моделирование инновационной деятельности осуществляется через управление научными исследованиями и инновационной деятельностью, в структуру которых входят соответственно научная часть и технопарк.

В научной части выполняются фундаментальные и прикладные исследования (научно-исследовательская деятельность) и научно-техничес-кие, технологические, проектно-изыскательские, опытно-конструкторские работы (научно-техническая деятельность), а подготовка производства, производство и реализация инновационной продукции (инновационная деятельность) выполняются в технопарке "Волга-техника".

При осуществлении в научной части университета научно-исследовательской и научно-технической деятельности технопарк получает готовый научный задел и возможность преобразования научных результатов в инновационные продукты. В качестве обратной связи технопарк может подсказывать ученым вуза, в чем нуждается инновационный процесс, и тем самым способствовать развитию фундаментальных и прикладных НИР.

Средства, получаемые технопарком от реализации инновационной продукции, инвестируются в вуз и могут быть направлены на финансирование фундаментальных и прикладных исследований, необходимость и целесообразность которых выявляется в процессе осуществления инновационного процесса.

При анализе сложившейся системы управления наукой и научным обслуживанием в университете определилась необходимость в стратегическом планировании инновационной деятельности, направленной на реализацию инноваций, полученных в результате фундаментальных и прикладных НИР и научно-технической деятельности.


1. Стратегическое планирование инноваций
Среди факторов, способствующих решению этих задач, важную роль играет стратегическое планирование инноваций.

Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному – как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организаций до тех пор, пока намеченные цели задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

При этом реализуется программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей. Это не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающий приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций. Стратегический менеджмент находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильной среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.

Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а следовательно, необходимо прогнозировать, к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды необходим мониторинг внешней среды, чтобы определять пути развития в будущем.

Таким образом, стратегический менеджмент – комплексная система управления, основанная на прогнозировании окружающей среды и выработке способов адаптации организации к ее изменениям.

Стратегическое планирование - это определение основных путей развития организации на длительный период времени, оно ориентировано на долгосрочную перспективу, ее цели отражают общие задачи организации, оно мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижение поставленных целей.

Стратегическое планирование включает в себя управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации и его потенциальными возможностями. Оно опирается на маркетинговые исследования и инновационную деятельность.

Применяя стратегическое планирование, можно выработать программу действий по достижению поставленных целей, определить приоритеты, средства и методы их достижения.
2. Разработка внутривузовских комплексных программ
Эффективной формой стратегического планирования инновационной деятельности в вузе, как показал опыт Саратовского государственного технического университета, являются внутривузовские комплексные научно-технические программы, разрабатываемые по каждому основному направлению развития науки и техники в вузе.

Основные научные направления (ОНН) вуза утверждаются ученым советом вуза в соответствии с профилем подготовки специалистов, с учетом развития научной деятельности, научно-технической деятельности, инновационной деятельности в рамках научно-педагогических школ вуза.

Внутривузовские комплексные программы формируются для создания инновационной продукции по логистической цепочке от фундаментальных и прикладных исследований до производства востребованной на рынке продукции.

Планирование инновационного процесса по видам деятельности, входящим в его состав – научной, научно-технической и инновационной (рис. 1) протекает при поддержке соответствующей инфраструктуры учебно-научно-инновационного комплекса.

Реализация формирования системы единых планов создания инновационной продукции на основе внутривузовских научно-технических программ базируется на использовании программно-целевого метода управления.

При целевом управлении руководитель работ обязан заблаговременно определить конечные результаты своих действий и разработать программы их достижения. В этом случае при возникновении проблем всегда имеется



план, позволяющий определить порядок действия и методы, наилучшим образом решающие эту проблему. Целевое управление - это профессиональный подход к управлению. Оно ориентировано на конечный результат. Цели и результат в этом подходе неразделимы. Управляя работами по достижению цели, следует постоянно учитывать достигнутые результаты.

Планирование, организация работ, подбор и расстановка кадров, координация и контроль за выполнением работ являются важными функциями целевого управления, обеспечивающими достижение поставленных целей.

Формирование системы единых планов создания инновационной продукции на основе внутривузовских комплексных программ базируется на использовании программно-целевого метода планирования с привлечением научно-исследовательских, инновационно-производственных подразделений вуза.

Процесс разработки внутривузовских комплексных программ по основным научным направлениям высшего учебного заведения включает в себя 4 основных этапа (рис. 2):


  1. формирование общей концепции программы;

  2. разработка структурной схемы программы;

  3. составление сводных графиков работ по программе;

  4. разработка системы управления программой.



2.1. Порядок формирования общей концепции программы

Для формирования основных научных направлений приказом ректора в университете создается экспертная комиссия из ведущих ученых, представляющих разные научные школы вуза. Экспертная комиссия определяет ОНН университета, которые выносятся на рассмотрение комиссии по научно-инновационной деятельности и информатизации при ученом совете. Ученый совет рассматривает и утверждает перечень ОНН, результаты решения оформляются в виде приказа по университету.

Процесс формирования концепции программ начинается с определения основных научных направлений университета, утвержденных ученым советом университета. Факультеты представляют в экспертную комиссию перечень проблем в соответствующее научное направление с указанием научных руководителей проблем, кафедр, ответственных за их исполнение.

Экспертная комиссия проводит экспертизу представленных проблем на предмет соответствия по тому или иному ОНН и их научную или техническую значимость.

Для оперативного руководства ОНН создается Совет ОНН, состоящий из научных руководителей проблем, который избирает председателя Совета – руководителя ОНН. Далее Совет ОНН может быть пополнен ведущими специалистами и техническими работниками.


Окончательные составы советов ОНН с руководителями ОНН утверждаются приказом ректора.

Совет ОНН готовит пакет документов, который начинается с оформления концепции программы (приложение 1).

Вся работа по достижению целей программы должна быть тесным образом увязана с учебным процессом, тематика научно-исследовательс-кой деятельности должна соответствовать профилю выпускаемых вузом специалистов и способствовать повышению качества их подготовки.

Концепция программы подписывается научным руководителем программы и утверждается директором департамента науки и инноваций.

2.2. Разработка структурной схемы программы

На этапе разработки структурной схемы программы (дерева целей) производится программирование целей. Рассматривается постановка целей и конкретных задач для выполнения генеральной цели и всех проблем программы, с помощью метода структурирования проводится классификация и разделение работ по элементам, удобным для управления.

При построении дерева целей (ДЦ) необходимо определить: а) принципы детализации заданий на каждом уровне; б) глубину детализации; в) взаимосвязи между заданиями разных уровней.

Возможны различные принципы детализации элементов ДЦ (т.е. членения задания более высокого уровня на задания более низкого уровня), в частности:

по признаку конструктивного членения технической системы;

по этапам производственного процесса;

по функциям управления (применяется для заданий, связанных с совершенствованием хозяйственного руководства).

Равным образом могут быть использованы и другие принципы детализации. Однако на одном уровне может быть применен только один принцип членения.

Глубина детализации заданий определяется целями исследования, масштабом решаемой проблемы. Обычно детализацию проводят до тех пор, пока не появится возможность определить для каждого задания полный комплекс работ, необходимых для его выполнения, и требуемые ресурсы.

При построении ДЦ необходимо соблюдать следующие условия: а) соподчиненность, т.е. задания более низкого уровня подчиняются заданиям более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию; б) сопоставимость, т.е. задания одного уровня должны быть сопоставимы между собой по масштабам и значимости и получены в результате детализации по одному принципу; в) полнота, т.е. на каждом уровне должны рассчитываться все элементы без пропусков; г) определенность, т.е. формулировка заданий каждого уровня должна обеспечить возможность оценки их выполнения.

Генеральной целью дерева целей является разработка программы, цели первого уровня формируются исходя из поставленных научных проблем. Цели 1 уровня должны быть сформулированы таким образом, чтобы они охватывали весь комплекс условий и последствий достижения цели программы. На данном этапе решаются вопросы планирования, т.е. определяется характер и спектр работ на перспективу, производятся прогнозирование, оценка перспектив, постановка целей, определение желаемого результата работ. Дальнейшая разработка структурной схемы программы производится путем поэтапного членения каждой цели 1 уровня на цели (задания) 2-го уровня, являющиеся ее завершенными частями и предусматривающие решение самостоятельных вопросов. Из задания второго уровня могут при необходимости быть выделены задания 3-го уровня и т.д. до заданий нижнего уровня. Задания нижнего уровня (темы) являются конкретной задачей для решения генеральной цели программы. В заданиях нижнего уровня просматриваются все звенья логистической цепочки инновационного процесса - от фундаментальных исследований до производства инновационных продуктов. Определяются источники финансирования. На этом уровне планируют темы, выполняемые за счет средств госбюджета (гранты, в рамках темплана НИР, проводимых по заданию Рособразования РФ, в соответствии с НТП Минобрнауки РФ); темы, финансируемые за счет средств заказчиков (хозяйственные договора, договора с фондами); темы, выполняемые в счет второй половины рабочего дня преподавателей.

Формулировку заданий (целей) программы следует начать с глагола неопределенной формы повелительного наклонения, характеризующего выполняемые действия. Например, "Разработать", "Исследовать" и т.п.

Каждой внутривузовской программе, заданиям всех уровней, этапам их разработки присваиваются буквенно-цифровые шифры. Шифр программы состоит из трех знаков - двух цифровых по порядку и одного буквенного (например: 01В, 02В, и т.д., буква "В" означает внутривузовские, где номера - порядковый номер научного направления).

Задания (цели) первого уровня (проблемы) записываются в виде порядкового номера из двух цифр (01, 02 и т.д.), после точки за номером программы.

Цели второго уровня записываются аналогичным образом после точки за целью первого уровня и т.д.

Шифр задания (цели) любого уровня записывается в структурной схеме программы (рис. 3) перед наименованием задания.

Заданиям нижнего уровня присваиваются индексы Н1, Н2 и т.д. После шифра задания нижнего уровня (темы) в скобках указывается индекс госбюджетной или хоздоговорной работы в виде букв (г/б или х/д).

На нижнем уровне структурной схемы темы, финансируемые из госбюджетных источников, соответственно обозначаются буквами:

Г - гранты;

Б - темы, выполняемые согласно тематическому плану НИР, проводимых по заданию Рособразования Российской Федерации;

П - темы, выполняемые в рамках научных и научно-технических программ Минобрнауки Российской Федерации, федеральных, межотраслевых, региональных и др.;

Ф - темы, выполняемые за счет средств фондов.

Примерная структурная схема программы приведена на рис. 4.

2.3. Составление сводных графиков работ по программе

С целью конкретизации работ по выполнению заданий программы составляется сводный график работ по проблемам, входящим в программу (приложение 2). На этом этапе решаются следующие функции целевого управления: формирование плана действий по достижению целей и временной последовательности работ (планирование, прогнозирование, разработка графика); подбор и расстановка кадров (определение требований к исполнителям работ и обеспечение наличия подготовленных кадров). Назначение руководителей тем, определение исполнителей тем; координация работ (создание условий для выполнения исполнителями действий, необходимых для достижения целей программы). Руководителями тем согласовываются действия исполнителей, распределение заданий (этапов работ) исполнителям, чем закрепляется ответственность за выполнение конкретной работы.

При формировании графика предусматривается поэтапное выполнение всего комплекса работ, необходимого для выполнения заданий в определенной последовательности. В этом графике определяются наименования этапов (а при необходимости и подэтапов) работ по выполнению заданий нижнего уровня структурной схемы программы.

Задания нижнего уровня (темы) вносят в график соответствующими шифрами (графа 1), которые переносятся из структурной схемы программы.

В сводном графике работ по проблемам записываются в графе 3 этапы работ лишь тем, выполняемых за счет второй половины рабочего дня преподавателей. Учитывая, что на все финансируемые темы есть технические задания и календарные планы, где в соответствующих разделах этапы работ отражены, переписывать их в сводный график нецелесообразно, поэтому, например, в графе 3 против тем, финансируемых за счет средств госбюджета (г/б) и средств заказчика (х/д), отмечается "Этапы согласно календарному плану СГТУ-260", "Этапы согласно календарному плану х/д № 987". Этапам тем, выполняющимся за счет второй половины рабочего дня преподавателей,


в графе 2 присваиваются соответствующие шифры, а после шифра темы ставится номер этапа. В соответствующие графы вписываются фамилии научных руководителей тем и исполнителей этапов, сроки выполнения тем и этапов, результаты работы.

Ежегодно каждый преподаватель отчитывается за выполнение работы за счет второй половины рабочего дня по заказ-наряду № 2 (форма 2 графа 8) перед заведующим кафедрой путем представления в письменной форме материалов по результатам своих исследований (работ), которые используются для составления технической информации и заключительных отчетов.

2.4. Организация работ по выполнению программы

Стратегическое планирование инноваций на основе целевого управления включает в себя строго логический и четко обоснованный подход к управлению, позволяющий интегрировать в целостную систему плановых заданий все направления научно-инновационной деятельности университета.

Для выполнения госбюджетных работ за счет второй половины рабочего дня преподавателя в соответствии со сводным графиком (приложение 2) оформляется заказ-наряд № 1 (форма 1). Он оформляется на срок разработки проблемы, отдельно на каждую проблему кафедрой, ответственной за ее решение; согласовывается и утверждается лицами, указанными в форме 1.

На основании приказа Министерства науки и технологий РФ № 125 от 17.11.97 г. "Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" и Положения о государственной регистрации открытых научно-исследовательских работ, выполняемых в СГТУ, руководствуясь приказом СГТУ № 118-П от 05.03.2003 г. “О государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” все проблемы, входящие в основные научные направления вуза, должны проходить госрегистрацию во ВНТИЦентре. По окончании работы готовится заключительный отчет и отправляется на микрофильмирование.

По проблеме, включенной в заказ-наряд 1 (форма 1), в утвержденные сроки представляется техническая информация (справка), по завершении сроков выполнения темы – заключительный отчет по ГОСТ 7.32-91.

Для оперативного планирования и контроля работы профессорско-преподавательского состава кафедр ежегодно кафедрами оформляется заказ-наряд № 2 (форма 2), где каждому преподавателю кафедры определяется индивидуальный перечень работ, выполняемых в текущем году, сроки их выполнения и вид отчетности. Заказ-наряд по форме 2 составляется кафедрами на календарный год в соответствии со сводным графиком работ по проблеме.

В индивидуальные планы преподавателей (вторая половина рабочего дня) в раздел научно-исследовательской работы включаются работы согласно заказ-наряду № 2.

2.5. Управление научной, научно-технической и инновационной


деятельностью УНИК
Управление научной, научно-технической и инновационной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В целях развития и повышения эффективности научных исследований, ускорения использования полученных результатов в учебном процессе и экономике страны, обеспечения дальнейшего развития единства научно-инновационной деятельности и учебно-воспитательного процесса в вузе все научно-исследовательские, инновационно-производственные подразделения вуза, факультеты, отделения и входящие в них кафедры, а также межфакультетские (общевузовские) научно-исследовательские центры, отделы, лаборатории и другие объединяются в учебно-научно-инновацион-ный комплекс вуза (УНИК).

УНИК осуществляет свою деятельность, исходя из основных научных направлений вуза и на основании утвержденных внутривузовских комплексных программ, и объединяет все научные исследования и инновационную деятельность.

Управление научной, научно-технической и инновационной деятельностью УНИК вуза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, руководящими и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов управления, Уставом вуза и "Положением об учебно-научно-инновационном комплексе вуза", а также на основе внутривузовских комплексных программ. По каждой программе приказом ректора создается совет, председателем которого является руководитель программы, в состав совета входят научные руководители проблем программы и специалисты в данной области. Совет по программе рассматривает и рекомендует к утверждению Ученому совету вуза сформированные внутривузовские комплексные программы; рассматривает промежуточные и конечные результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности по программам, разрабатывает рекомендации по их практическому использованию.

Основная задача руководителя программы - осуществлять текущее и оперативное руководство программой. Руководитель программы обеспечивает подготовку общей концепции и структурной схемы программы; дает рекомендации по утверждению состава совета программы, научных руководителей проблем программы, руководителей тем; осуществляет оперативный контроль за ходом выполнения работ по программе; регулирует сроки выполнения заданий и определяет масштабы взаимодействия исполнителей программы (рис. 5).

Руководитель проблемы несет ответственность за достижение поставленной цели. Руководитель проблемы организует работу по составлению сводного графика работ по проблеме и представляет его на утверждение руководителю программы; организует работу подчиненных руководителей тем и свою собственную таким образом, чтобы обеспечить выполнение указанных в графике заданий; представляет отчетность о ходе выполнения работ по установленной форме.

Руководители тем подбирают исполнителей тем, организуют работу подчиненных исполнителей и свою собственную таким образом, чтобы обеспечить выполнение указанных в графике работ, представляют отчетную документацию по установленной форме в утвержденные сроки.

Исполнителями программы являются профессорско-преподавательский состав, штатные сотрудники научно-исследовательских лабораторий, сотрудники инновационно-производственных подразделений вуза, сотрудники и студенты университета, аспиранты. Часть этапов программы преподаватели выполняют за счет второй половины рабочего дня.

Как уже было сказано выше, по каждой проблеме, включенной в заказ-наряд №1, в утвержденные сроки представляется техническая информация, и в конце темы - заключительный отчет.

Техническая информация по завершенным этапам рассматривается руководителем проблемы и выносится для утверждения на совет программы.

Заключительные отчеты по госбюджетным НИР после согласования с руководителями проблемы и программы заслушиваются на совете по программе, где принимаются соответствующие решения.

По истечении срока действия сводных научно-технических программ по основным научным направлениям СГТУ по каждой программе руководителем программы готовится заключительный аннотированный отчет сводной научно-технической программы (приложение 5).

Для приемки завершенных работ по программе приказом ректора назначаются комиссии из числа специалистов в соответствующих областях знаний, которые подводят итоги выполнения программы - мотивированные заключения в виде акта о приемке научно-технической программы (приложение 6).

Кроме того, формулируются предложения по инновационной привлекательности результатов выполненной работы.

Материалы в виде заключительных аннотированных отчетов и актов приемки-сдачи работ по программам передаются на рассмотрение комиссии по научно-инновационной деятельности и информатизации при ученом совете СГТУ, где результаты исследований докладываются руководителями программ (председателями научно-технических советов по программам). Комиссия по научно-инновационной деятельности и информатизации на основании материалов, представленных руководителями программ, и их докладов, осуществляет приемку работ по сводным научно-техническим программам и докладывает результаты работ на ученом совете университета.
Список использованной литературы
1. Моррисей Дж. Целевое управление организацией. - М.: Советское радио, 1979. – 143 с.

2. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - № 4. – С. 104-108.

3. Атоян В.Р., Коваль А.А., Тюрина В.Ю. Координация научных исследований с использованием внутривузовских научно-технических программ. Программно-целевое планирование научно-технических работ в техническом университете: Метод. указания // Сб. норм. док., изданных высш. уч. завед. (“Опыт вузов”): Спец. вып. – Тверь: Изд-во Тверского Инноцентра, 1995. – С. 24-41.

4. Тюрина В.Ю. Стратегическое планирование инновационной деятельности // Логистические стратегии товародвижения. – Саратов: СГТУ, 1997. – С. 137-142.



5. Тюрина В.Ю. Планирование и управление научными исследованиями в вузе // Логистические системы: Межвуз. науч. сб. Саратов: СГТУ, 1999. – С. 123-128.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница