Планы семинарских занятий по философии техники (базовый курс). Под ред. Ершова В. В




страница1/4
Дата10.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________


МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________



ПРОГРАММА И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

(базовый курс)

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________


ПРОГРАММА И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

(базовый курс)

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2006

Утверждено учебным управлением МЭИ в качестве учебно-методического пособия для студентов.

Подготовлено на кафедре философии, политологии и социологии МЭИ.

Рецензенты: Л.И. Краснова, Г.А. Ключарев.

Программа и планы семинарских занятий по философии техники (базовый курс) /Под ред. В.В. Ершова. − М.: Издательство МЭИ. 2006 г. - с.

Авторы: Ершов В.В., Ключарев Г.А., Ивашов Е.Н., Филиппов В.М.
Рассматривают вопросы основного курса по философии техники, представлена вопросы и литература к семинарским занятиям, темы для рефератов и докладов.

Предназначено для студентов, магистров и аспирантов технического университета.

_____________________________


Программа и планы семинарских занятий по философии техники

(базовый курс). Под ред. Ершова В.В.

Кафедра философии, политологии и социологии МЭИ.

Редактор издательства

_______________________________________________________
Темплан издания МЭИ 2006(I), метод.

Подписано к печати

Формат 60х84х16.

Печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 1000. Изд. N Заказ

________________________________________________________

Ротапринт. Типография издательства МЭИ.

Красноказарменная, 13.
© Московский энергетический институт, 2006 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Вы приступаете к изучению философии техники. Техника - одна из самых сложных и многогранных форм проявления человеческого Разума. Для Вас, магистров и аспирантов технического университета, знание основ этой дисциплины является необходимым компонентом полноценного высшего образования. Знание философских проблем техники поможет Вам не только решать профессиональные вопросы, но и ориентироваться в сложнейших процессах общественного развития, выработать собственное отношение к вечным вопросам человеческого бытия, осознать смысл и значение основных философских категорий, подойти к пониманию ценностям современной цивилизации и собственной профессии, найти свое уникальное место в окружающем мире.

Философия техники познакомит Вас с всеобщими законами развития природы и общества, научит строгому логическому мышлению, критическому осмыслению действительности, одним словом - позволит Вам почувствовать свою принадлежность к технической интеллигенции. Но это возможно лишь при условии, что Вы не будете пассивными потребителями знания, а проявите усилие, волю, настойчивость в самостоятельном осмыслении феномена техники, проблем науки и накопленной за века человеческой мудрости, воплощенной в философии.

Предлагаемые темы семинарских занятий и реферативных работ не являются догмой. Вы сами можете сформулировать тему реферата или доклада, необходимо только согласовать ее с лектором потока.

Желаем Вам успехов на трудном и тернистом пути познания!

ПРОГРАММА

базового курса "Философия техники" (68 часов).
I. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.
1.1. ТЕХНИКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕХНИКА И НАУКА.

Философия как мировоззрение и методология. Наука как форма общественного сознания, как социальный институт и элемент культуры. Традиции в науке. История науки. Техника как артефакт. Наука, техника и технология как объект философского анализа. Логика и методология науки, философия науки, философия техники, их неразрывная связь. Философия техники в системе философского знания.

Современные представления о научной картине мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Антропный принцип. Логика развития науки. Смена научных парадигм. Феномен техники как объект философского осмысления. Системное видение мира. Категории “ноосфера” и “техносфера”. Концепция устойчивого (допустимого) развития.

Наука как деятельность и производство знания. Система научного знания: естествознание, гуманитарные и технические науки. Не-наука, пара-наука, лже-наука. Взаимосвязь различных видов знания в системе современного технического образования. Феномен религиозности и мифологического сознания различных социальных групп в современную эпоху. Необходимость гуманитаризации технического знания и инженерного образования.


1.2. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ТЕХНИКИ. ТЕХНИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Понятие техники. Социальная сущность техники. Понятие технологии. История возникновения технического знания, его системность, обоснованность и принципиальная ограниченность применения. Рефлексия технического знания. Взаимосвязь технического и естественнонаучного знания. Потребность самопознания. Объект, предмет и метод философии техники. Соотношение философских, общенаучных и частных методов познания в техническом знании.

История формирование технических наук. Специфика технических наук. Инженерная деятельность: изобретательство, конструирование, организационно-производственная деятельность. Феномен системотехники. Социотехническое проектирование. Теория идеальных инженерных объектов. Структура технической теории. Функционирование технической теории. Математика и техническое знание. Востребованность обществом технического знания.

Современные представления о формах движения материи. Понятие объективной реальности, субстанции, субстрата. Единство и многообразие организации реальности. Философское значение второго начала термодинамики − стремление материи к состоянию, при котором её энтропия возрастает, к состоянию максимального беспорядка. Понятие технической реальности. Техника как форма существования материальных систем. Техническая среда. Техническая теория и техническая практика. Синергетический подход к развитию технических систем. Технетика как новая наука.
1.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.
Общекультурное значение истории науки и техники. Зародыши научно-технического познания в различных цивилизациях. Формирование техники в первобытном обществе. Зарождение научного знания и техники в античности. Технические достижения Средневековья, эпохи Возрождения. Наука и техника Нового времени. Промышленная революция XYIII века. Научно-техническая революция ХХ века. Современный этап развития науки и техники. Вклад России в технический прогресс человечества.

Системный характер глобальных изменений в природе и обществе. Наиболее характерные для каждого периода представления о познании в науке и технике. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Последствия научных открытий. Превращение науки в производительную силу общества. Нелинейный характер развития природных и социальных процессов.


1.4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Научные открытия и изобретения в технике. Традиции и творчество, традиции и революции. Многообразие новаций в развитии науки и техники. Научные открытия и технические изобретения. Новые методологические идеи, и смена стиля мышления в науке и технике. Новые технические решения. Технология решения технических проблем.

Понятие научно-технической революции. Понятие закона. Законы естественные и социальные. Законы науки, законы техники. Закон прогрессивной эволюции, закон стадиального развития. Технический “застой”. Экономические, политические и психологические барьеры, сдерживающие факторы развития научно-технической революции. Благоприятные и неблагоприятные историко-культурные традиции для развития науки и техники. Проблема секретности и закрытости научно-технических исследований. Технический уровень развития общества и возможности материально-технического обеспечения научных исследований.


1.5. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Техническое знание как необходимый компонент человеческой деятельности. Истинность как важнейшая характеристики знания. Знания эмпирические и теоретические. Ложное знание. Соотношение принципов верификации и фальсификации в науке и технике. Познание как процесс получения и накопления знания, как общественный феномен. Понятие методологии, метода, методики и приема. Общая характеристика методов и средств познания. Философские, общенаучные и специальные методы познания. Особенности методов познания в технических науках: наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, проектирование. Значение опытного знания и эвристические приемы в техническом познании. Средства и методы эмпирического исследования.

Многообразие форм технического знания и проблема теоретизации в современной технике. Понятие описания. Предсказание как одна из функций технической теории. Компьютерные методы поиска научно-технических решений.

Проблема специфики технического знания. Проблемы предмета и классификации наук. Взаимодействие гуманитарных и технических дисциплин.

Критерии выбора теории и закономерность их исторической смены. Нравственность и моральные критерии выбора теории. Эволюционизм в современной картине мира. Макро- и микро-эволюции. Закон возрастания энтропии. Закон прогрессивной эволюции.

Проблемы инженерного творчества. Проблема выбора критериев развития. Показатели эффективности технического решения. Техническая среда и системный подход к выбору технических решений. Рациональный выбор и оценка последствий технического решения. Проблемы этики и права в инженерном творчестве. Явления промышленного шпионажа и технического плагиата.
1.6. БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Современный этап научно-технической революции и его содержание. Особенности научного стиля мышления. Ассоциативное мышление. Наука и глобальные проблемы современности. Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научно-технического знания. Кризис старых попыток классификации наук. Революция в философии науки и техники.

Глобальная автоматизация и роботизация технологических процессов. Выход человека за рамки технологического процесса. Акцентирование внимания на научно-прикладных задачах. Возникновение роботизированных заводов и производственных комплексов. Создание интегрированных научных центров. Автоматизация производства, сферы обслуживания и сервиса. Особенности технического творчества в условиях глобальной автоматизации и роботизации. Компьютерная революция. Проблемы отчуждения, девиантного и делинквентного поведения субъекта в системе “человек-компьютер”. Компьютеризация и социальный контроль. Воздействие компьютерных технологий на все стороны жизни. Миниатюризация электронных компонентов, проблема сохранения гражданских прав, тайны переписки и частной жизни. Соперничество и конкурентная борьба в техническом сообществе. Технический вандализм в истории и современности. Технический и моральный прогресс в обществе.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница