План мероприятий по проведению Года науки Россия-ес и прошла в рамках выполнения Программы Президиума ран №31 «Роль пространства в модернизации России»




Скачать 233.61 Kb.
Дата24.04.2016
Размер233.61 Kb.

РЕЗОЛЮЦИЯ




VII международной научно-практической конференции «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения – 2014»


(Апатиты, 10-12 апреля 2014 г.)
В работе VII Международной научно-практической конференции в рамках «Лузинских чтений», организуемой по инициативе Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук с 2001 года, участвовало 230 представителей научных и образовательных учреждений, органов власти, предприятий, а также зарубежных ученых из Финляндии, Норвегии, Швеции. В соответствии с Программой Конференции проведено пленарное заседание, на котором было представлено 15 докладов, а также работали 7 тематических секций по следующим направлениям:

  1. Глобальные процессы и проблемы Арктики в условиях роста значения ее природно-ресурсного потенциала.

  2. Экономика рационального природопользования и охрана окружающей среды на арктических территориях.

  3. Социальная политика России в Арктике в XXI веке: новая парадигма и новые приоритеты.

  4. Инновационное развитие экономики Севера и Арктики.

  5. Регионы и муниципалитеты Севера России: тенденции, стратегии, перспективы социально-экономического развития.

  6. Тенденции государственной и корпоративной финансовой политики в Арктике в новых геоэкономических условиях.

  7. Актуальные вопросы развития России и её северных территорий (аспирантско-студенческая секция) и научная школа-семинар «Бизнес. Север. Молодежь».

Конференция была включена в федеральный план мероприятий по проведению Года науки Россия-ЕС и прошла в рамках выполнения Программы Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России» при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 14-02-14018) и Кировского филиала ЗАО «ФосАгро АГ» - ОАО «Апатит». Соорганизаторами конференции выступили Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Апатиты, Правительство Мурманской области, исследовательская организация «Nordregio» (Швеция).

В докладах на пленарном заседании, выступлениях и дискуссиях на тематических секциях участники Конференции отметили, что в современных условиях возрастает значение Севера и Арктики как зоны стратегических интересов России, обусловленных уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом данного макрорегиона. Факторами повышения стратегической значимости российского Севера и Арктики являются усиление процессов глобализации, необходимость встраивания России в новую геоэкономическую модель мирового развития как полноценного глобального игрока внесшего весомый вклад в изучение, освоение и обустройство арктических пространств.

Стратегическое значение Севера и Арктической зоны России ставит вопрос о необходимости расширения научных исследований и на этой основе лучшей организации всех видов социально-экономической деятельности на данном пространстве. Приоритетное значение здесь имеют развитие человеческого потенциала, эффективное и экологически безопасное освоение природных ресурсов, а также развитие производственной и социальной инфраструктуры с учетом природно-экономических условий Крайнего Севера. При решении исследовательских и практических задач развития российского Севера и Арктики заслуживает внимания опыт зарубежных стран по поддержке своих северных и арктических территорий.

Обобщая отечественные и мировые тенденции развития теории и практики освоения и хозяйственной деятельности на Севере и в Арктике, участники конференции определили необходимость дальнейшего научного обоснования и практической реализации перехода к новой парадигме развития российского Севера и Арктики, а также территориального управления. Суть первой состоит в переходе от «ресурсной» к «человекоориентированной» парадигме развития северных и арктических регионов России, нацеленной на устойчивое социально-эколого-экономическое развитие, сохранение заселенности и «обживание» Севера и Арктики. Суть новой парадигмы территориального управления состоит в переходе от конкуренции за ресурсы к партнерству и продуктивному сотрудничеству всех сторон, участвующих и заинтересованных в территориальном и межтерриториальном развитии, совместной, согласованной выработке ими стратегических управленческих решений. Научную основу данной парадигмы составляют положения синергетики, самоорганизации и коэволюции.

Реализация указанных концептуальных изменений в региональной политике будет способствовать преодолению проблем кризисных явлений в развитии регионов российского Севера и Арктики, как важнейшего условия реализации национальных интересов Российской Федерации и укрепления ее позиций в глобальном геоэкономическом пространстве.
Выводы и рекомендации тематических секций конференции:
Секция «Глобальные процессы и проблемы Арктики в условиях роста значения ее природно-ресурсного потенциала»
На секцию было представлено 14 докладов, которые касались проблем трансграничного сотрудничества, использования арктических энергетических ресурсов, экономической безопасности, развития транспортной инфраструктуры Севера и Арктики и др. В докладах и обсуждении на секции отмечено, что геоэкономическое положение в этом макрорегионе складывается под воздействием сложных и противоречивых факторов. На современном этапе вектор противостояния перемещается в направлении акваторий, охватывая как сами природные ресурсы, так и основные коммуникации их перемещения. В этой связи участники секции рекомендуют:

1. Усилить реальную поддержку и протекционизм в развитии Севера и Арктики со стороны государства, в том числе на основе Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной экономической безопасности на период до 2020 года.

2. Научному сообществу подготовить предложения по научному обоснованию путей реализации указанной Стратегии, в том числе в части обоснования целевых экономических и социальных показателей, которые должны быть достигнуты к 2020 г.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить доработку и утверждение в 2014 г. государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» как основного инструмента реализации Стратегии.

4. Для защиты национальных интересов и суверенитета в акватории Северного морского пути дополнить принятые в 2012-2013 годах меры организационно-правового государственного регулирования реальными шагами по развитию портовой и транспортной инфраструктуры, метеорологического и гидрографического обеспечения, системы страхования судов и грузов.

5. Научному сообществу во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработать сценарный прогноз развития грузопотоков Северного морского пути на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, обосновать комплекс мер по усилению государственной политики и государственно-частного партнерства.


Секции «Экономика рационального природопользования и охрана окружающей среды на арктических территориях»
Присутствовало на заседании секции 17 участников, представляющие исследовательские организации из Сибирского и Уральского Отделений РАН, Кольского и Коми НЦ РАН, НИИ и университетов страны.

На секции обсуждались актуальные проблемы арктических территорий в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды (ООС) и возможные пути их решения. В представленных докладах были затронуты проблемы государственного управления природопользованием и ООС в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), проанализировано состояние рыбного хозяйства Арктики, рассмотрены вопросы утилизации попутного нефтяного газа, возможности геологического захоронения углекислого газа, а также вопросы, связанные с информационными технологиями обеспечения безопасности развития промышленно-природных комплексов арктических регионов РФ и др.

В докладах отмечалась слабая изученность проблемы промышленно-экологической безопасности российской Арктики, что в сочетании с возрастающей динамикой техногенно-природных изменений и повышенной уязвимостью арктических экологических систем определяет новые вызовы для научного сообщества и более сложные исследовательские задачи.

Обобщение происходящих процессов в сфере природопользования и охраны окружающей среды позволило сформулировать на секции, следующие основные выводы:

- в связи с глобальными изменениями климата и возрастающей экономической активностью, включая строительство новых транспортных коридоров, освоение минерально-сырьевых ресурсов, в т.ч. добычу углеводородного сырья и редкоземельных металлов, ожидается увеличение антропогенной нагрузки на все компоненты природной среды Арктической зоны РФ;

- важнейшей движущей силой для устранения и ослабления рисков и угроз экологическому состоянию арктического региона должна выступать система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, сбалансированная с системой управления социально-экономическим развитием АЗРФ в целом;

- реализация национальной стратегии промышленного освоения и социально-экономического развития Арктической зоны Росси требует высокой социальной и экологической ответственности хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на указанной территории. Хозяйствующие субъекты со значительным потенциалом загрязнения окружающей природной среды должны осуществлять свою деятельность в Арктике на принципе наилучших доступных технологий.

В целях решения существующих проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды на российском Севере и Арктике участники секции рекомендуют:

1. Усилить роль государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования рационального использования недр, природоохранной политики и привлечения инвестиций.

2. Федеральным органам власти и ведомствам:

- продолжить работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на арктических территориях;

- наделить региональные органы исполнительной власти полномочиями по определению мероприятий, на которые будут использоваться средства консолидированной субсидии в сфере природопользования и ООС;

- провести корректировку федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды» и других с целью усиления в них регионального аспекта в соответствии с целями стратегии «Развитие Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года»;

- включить направление по обеспечению экологической безопасности, в качестве постоянного и обязательного, в перечень софинансирования при формировании межотраслевой консолидированной субсидии.

3. Министерству природных ресурсов и экологии с привлечением научных организаций разработать и утвердить на федеральном уровне «Методику экономической оценки экосистемных функций»; «Методику оценки ущерба от вреда, причиняемого арктическим экосистемам вследствие оказываемого техногенного воздействия»; Методические рекомендации по учету экологического фактора при подготовке инвестиционных природоохранных проектов и оценке их экономической эффективности.

4. Субъектам хозяйствования рыбного промысла применять наряду с траловыми орудиями лова экологически безопасных и рентабельных современных ярусных орудий лова.




Секция «Социальная политика России в Арктике в XXI веке:

новая парадигма и новые приоритеты»
В работе секции приняли участие 19 представителей научных и образовательных учреждений Мурманской области, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Вологды и др. Участники отметили, что сегодня высокое качество человеческого потенциала является одним из главных условий конкурентоспособности и развития стран, регионов и местных сообществ планетарного Севера и Арктики. В связи с этим ключевым фактором развития российских северных и арктических территорий в возрастающей степени становится социальная политика.

В последние годы наметился ряд позитивных тенденций в социальном развитии Севера и Арктики РФ. Главные из них: сокращение безработицы; снижение уровней бедности; рост соотношения среднемесячной номинальной заработной платы и прожиточного минимума; рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни; развитие механизмов корпоративной социальной ответственности бизнеса и повышение роли КСО в решении социальных проблем территорий присутствия.

Тем не менее, сохраняются следующие проблемы:

- снижение экономической привлекательности работы на Севере и в Арктике – сближение «северной» и «арктической» средней заработной платы со среднероссийской;

- отток наиболее активного населения в трудоспособном возрасте при низком уровне мобильности большинства населения;

- низкий уровень здоровья, в т.ч. в силу высоких рисков для работников, занятых в ресурсодобывающих отраслях;

- высокая смертность;

- недостаток молодых специалистов, в т. ч. инновационного профиля;

- наличие комплекса специфически северных проблем, касающихся особо-уязвимых социальных групп – пенсионеров, коренных народов Севера;

- несоответствие социальной инфраструктуры современным требованиям, усиление «поляризации» в обеспечении ее объектами, проявляющееся в снижении доступности качественных услуг в городах, не являющихся административными центрами и, особенно, в отдаленных и малых поселениях. Состояние социальной инфраструктуры во многих поселениях не позволяет в полной мере выполнять ее компенсаторную функцию в условиях Севера.

В результате происходит снижение количественных и качественных характеристик человеческого потенциала, снижается качество жизни в ряде регионов и поселений Севера и Арктики. Образуется особый сегмент депрессивных территорий и поселений - анклавов социального неблагополучия (прежде всего, на монопрофильных территориях, представленных малыми городами, и в сельских поселениях) с целым «шлейфом» деструктивных социально-экономических процессов.

Большинство регионов Севера и Арктики по душевому производству ВРП значительно опережают остальные регионы РФ, но качество жизни во многих из них находится на парадоксально низком уровне относительно среднего по стране и регионов с благоприятными условиями жизни. Основная причина дефицита средств на социальные цели – концентрация доходов от добычи ресурсов на федеральном уровне и в прибылях корпораций, ведущая к искусственной дотационности многих северных и арктических территорий.

Для обеспечения научной основы решения указанных проблем необходимо участие научного сообщества в выполнении исследований и практических разработок по следующим актуальным направлениям:

1. Обоснование новой, «человекоориентированной» парадигмы развития Севера и Арктики, которая должна сменить «ресурсную» парадигму и колониальный подход к этим территориям. Формирование новой парадигмы социальной политики, ориентированной на устойчивое социально-эколого- экономическое развитие, сохранение заселенности и «обживание» Севера и Арктики, на создание максимально благоприятных условий для демографического и социального воспроизводства населения, здесь проживающего.

2. Исследование проблемы социальной устойчивости и ее различных аспектов на Севере и в Арктике, разработка системы индикаторов социальной устойчивости северных и арктических регионов и местных сообществ, в том числе основанных на широком использовании социологической информации.

3. Исследование вопросов формирования социальных институтов устойчивого развития, особенно на местном уровне.

4. Формирование научной основы стратегического управления развитием человеческого потенциала, уровнем и качеством жизни, демографическими и миграционными процессами, северными и арктическими рынками труда, процессами социальной мобильности, развитием социальной инфраструктуры в регионах и поселениях Севера и Арктики различного типа.

5. Исследование возможностей развития механизмов социального партнерства, направленных на повышение социальной ответственности бизнеса и роли ресурсных корпораций в реализации социальной политики на Севере и в Арктической зоне РФ, исследование потенциальной роли ресурсных корпораций как локомотивов диверсификации экономики моногородов Севера и Арктики РФ.

6. Поиск путей активизации механизмов саморазвития на местном уровне, вовлечения новых финансовых и социальных ресурсов для социальной политики на местах, в том числе инициатив гражданского общества, социального капитала, социальных инноваций.

7. В условиях высокой степени интернационализации северных и арктических исследований – изучение лучших зарубежных практик, сопоставление с накопленным Россией опытом для получения нового комплексного знания о закономерностях развития северных и арктических социальных процессов, его увязки с национальными интересами и приоритетами России на Севере и в Арктике.


Секция «Инновационное развитие экономики Севера и Арктики»

В докладах, представленных на секции отражены важнейшие проблемы и перспективы инновационного развития экономики Севера и Арктики. В том числе: особенности инновационно-технологического и промышленного развития Севера и Арктики Российской Федерации; методические подходы к оценке научно-инновационного потенциала региона; проблемы формирования системы стратегического управления инновационным промышленным развитием экономики регионов Севера; отраслевые и региональные особенности использования инвестиций и инноваций в условиях Севера и др. В докладах и дискуссии были высказаны предложения, новые идеи по рассмотренным вопросам. Было отмечено, что в последние годы в регионах Севера и Арктики наметился спад промышленного производства. В числе причин - низкая эффективность проводимой менеджментом промышленных предприятий политики, которая не учитывает приоритета инновационной деятельности как императива современного управления; отсутствие внятной государственной промышленной политики, ориентированной на создание и развитие региональных инновационных систем. За последние годы рост производства на Севере и в Арктике в основном достигался за счет экстенсивных факторов, а не за счет реализации инновационных технологий.

По данным Федеральной службы государственной статистики доля инновационных товаров, выполненных работ, услуг в их общем объеме по регионам Севера и Арктики в разы ниже, чем по стране (так в 2012 году – в четыре раза), при этом самые низкие показатели в Мурманской области и Камчатском крае.

Не разработан механизм согласования региональной и корпоративной инновационной политики. В инновационной сфере необходимо объединение ресурсов и возможности государства, бизнеса, науки и образования для формирования конкурентоспособного научно-технологического сектора в области разработки и внедрения передовых технологий.



Север и Арктика обладают большим потенциалом и ресурсами для инновационного промышленного развития. Одна из важнейших проблем – источник инвестиций. Это обусловливает актуальность мер повышения инвестиционной привлекательности арктических регионов и их предприятий, а также разработки механизмов реинвестирования части доходов от эксплуатации природных ресурсов Севера на цели развития и внедрения инноваций.

Проблема модернизации и инновационного развития ресурсных отраслей экономики Севера и Арктики России недостаточно изучена, а традиционные методы и технологии оценки и повышения конкурентоспособности в контексте модернизации не всегда здесь применимы. Именно в этой связи как в научном, так и в практическом отношении назрела необходимость исследования теоретических и методологических проблем, связанных с инновационным развитием отраслей промышленности.

В целях содействия инновационному развитию экономики российского Севера и Арктики секция рекомендует:



  1. Федеральным органам власти совершенствовать законодательство направленное на активизацию инновационной деятельности, в том числе принять Федеральные законы «Об инновациях и инновационной деятельности», «О промышленной политике», «О хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», «О национальной и региональных инновационных системах».

  2. Создать на федеральном уровне систему прогнозирования научно-технического развития Севера и Арктики, используя для этой цели разработки научных центров и отделений северных регионов.

  3. На основе комплексной инвентаризации научно-технического потенциала регионов Севера разработать и реализовать систему долгосрочных целевых программ направленных на активизацию инновационной промышленной деятельности.

  4. Разработать стратегию развития комплекса «наука – образование - инновации» Севера и Арктики на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

  5. Совершенствовать статистическую базу научно-инновационной деятельности и привести ее к международным стандартам статистики инноваций.

  6. Разработать концептуальные положения региональных инновационных систем и методологию прогнозирования инновационного развития северных территорий.

  7. Создать информационную систему и экспертную сеть поддержки инновационного развития региональной экономики, обеспечивающую реализацию принципов «от контактов к контрактам».


Секция «Регионы и муниципалитеты Севера России: тенденции, стратегии, перспективы социально-экономического развития»

Участники секции обсудили новый контекст региональной политики по отношению к регионам Севера и Арктики, а также вопросы перспективных направлений экономического развития, реализации мегапроектов, проблемы природопользования и межрегионального сотрудничества и другие проблемы регионального развития. В докладах отмечено, что, несмотря на продекларированные приоритеты региональной политики сбалансированного развития, направленной, в том числе, на решение системных проблем регионов Севера России, в действительности наблюдается недоучет северной специфики в основных программных документах федерального Правительства. Это не позволяет комплексно и максимально эффективно задействовать механизмы программ для обеспечения сбалансированного развития регионов зоны Севера. В ряде регионов Севера и Арктики наблюдаются процессы примитивизации экономики, недостаток обеспеченности объектами производственной и социальной инфраструктуры. В приграничных регионах недоиспользуется потенциал трансграничного экономического и научно-технического сотрудничества, в частности, в направлении совместной разработки и реализации научно-инновационных и производственных проектов.

В докладах посвященных муниципальным образованиям Севера России, представленных на секции, затронуты следующие актуальные проблемы и тенденции их развития. Одной из главных проблем, препятствующих устойчивому развитию муниципальных образований и укреплению местного самоуправления, как в регионах Севера России, так и в целом по стране, является необеспеченность необходимой экономической базой и доходами местных бюджетов. В результате даже в муниципалитетах, на территории которых расположены предприятия по добыче углеводородных и других высокодоходных ресурсов, недостает собственных источников финансовых средств для решения не только стратегических задач развития, но и текущих вопросов жизнедеятельности поселений. Как следствие, в большинстве муниципалитетах Севера и Арктики нарастают проблемы обеспечения населения объектами и услугами социальной и инженерной инфраструктуры, транспорта, жилищно-коммунального комплекса, специфических проблем моногородов, что ведет к ухудшению условий и качества жизни северян. Проявлением нарастания указанных проблем является устойчивая тенденция миграционной убыли и сокращения численности населения российского Севера и Арктики.

Поиск рациональных способов решения существующих проблем и ответов на новые вызовы развития регионов и муниципалитетов российского Севера и Арктики ставит множество задач перед научным сообществом. Участники секции считают в качестве приоритетных на современном этапе следующие направления и задачи исследований:

1. В сфере развития научных основ формирования региональной политики, осуществляемой федеральными органами власти:

- научное обоснование направлений совершенствования территориальной политики, направленной на обеспечение сбалансированного, экономически эффективного и социально-приемлемого развития регионов Севера и его арктической составляющей;

-совершенствование методологии определения перспективных направлений социально-экономического развития регионов Севера и Арктики, адекватно учитывающих особенности и современные геоэкономические вызовы пространственного развития страны;

- систематизация закономерностей, принципов и факторов пространственного развития регионов Севера и Арктики, обеспечивающих теоретический задел регионального развития и управления;

2. В сфере развития научных основ формирования политики, направленной на укрепление местного самоуправления и социально-экономического развития муниципальных образований российского Севера и Арктики:

- разработка научных основ и направлений государственной стратегии развития местного самоуправления в регионах российского Севера и Арктики с учетом специфики этих регионов;

- научное обоснование и разработка предложений по укреплению экономической базы и бюджетной обеспеченности местного самоуправления как ключевого условия решения острых текущих проблем жизнедеятельности, формирования и реализации стратегий будущего социально-экономического развития муниципальных образований;

- разработка методического обеспечения формирования и реализация стратегических планов развития муниципальных образований в условиях российского Севера и Арктики;

- исследование и подготовка предложений по совершенствованию правового и организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности муниципальных образований, а также создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата для привлечения инвестиций;

- формирование теоретической и методологической основы разработки и реализации стратегий устойчивого социально-экономического развития городов с монопрофильной экономикой в условиях российского Севера и Арктики;

- выявление и обобщение лучших отечественных и зарубежных практик и разработка моделей организационно-экономических механизмов развития малого и среднего предпринимательства и инноваций на муниципальном уровне, прежде всего ориентированных на более полное использованием местных ресурсов с учетом особенностей Севера и Арктики.


Секция VI «Тенденции государственной и корпоративной финансовой политики в Арктике в новых геоэкономических условиях»
В работе секции приняли участие специалисты научно-исследовательских организаций, законодательных и исполнительных органов власти, вузов, предприятий России, которыми было представлено 17 докладов

В докладах и обсуждениях участники отметили, что изменения в бюджетном, налоговом, корпоративном законодательстве России последних десяти лет, направленные на совершенствование системы межбюджетных отношений, региональных финансов и корпоративной среды, практически не способствуют достижению положительных эффектов в бюджетной и корпоративной сфере. Система управления общественными финансами в РФ продолжает оставаться жестко управляемой из центра моделью унитарного бюджетного устройства страны. Соответственно, региональные и местные бюджеты занимают подчиненное по отношению к федеральному уровню положение, превращены в придатки консолидированного бюджета РФ, выполняя пассивную роль исполнителей в осуществлении бюджетных полномочий.

Имеет место неравномерность потоков и в корпоративном секторе, обусловленная спецификой формирования российского бизнеса на базе крупномасштабных производств и слабостью институционального сопровождения рыночных преобразований.

Наиболее остро проблема финансовой обеспеченности стоит в регионах Севера и Арктике, где финансирование расходных обязательств осложняется дополнительными расходами, вызванными северными условиями жизнедеятельности, а направленность структурообразующих корпоративных финансовых потоков определяется внешними для северных регионов управляющими компаниями, не заинтересованными в должной степени в развитии конкретной территории.

Осуществленные и предлагаемые на перспективу федеральными органами власти меры по устранению существующих диспропорций в бюджетно-налоговой сфере и институциональных «прорех» в корпоративном секторе не учитывают северную специфику, не способствуют активизации стимулов у региональных и местных органов власти к увеличению налогового и финансового потенциала своих территорий, проведению взвешенной налогово-бюджетной и корпоративной политики. Закономерным следствием сложившихся тенденций выступает замедление экономического развития территорий и увеличение дефицитности в финансовом обеспечении экономического роста на качественно новой основе.

По результатам обсуждений на секции выработаны следующие рекомендации по основным направлениям дальнейших исследований и задачам прикладного характера, которые необходимо решать органам власти различных уровней, субъектам хозяйствования, институтам гражданского общества в целях улучшения финансовой обеспеченности развития регионов Арктики:

1. Следует продолжить исследования вопросов финансовой политики по следующим актуальным направлениям:

- обеспечение институциональной гармонизации действующей системы распределения административных полномочий, ресурсов их финансового обеспечения и ответственности за их выполнение;

-  дальнейшее развитие и совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами;

- выявление особенностей движения финансовых потоков, формирующих инвестиционный потенциал в северных регионах, разработка механизмов трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы;

- исследование эволюции корпораций Севера, специфики их организационных форм, взаимосвязей между организационными формами, моделями финансирования и стратегиями развития;

. 2. Рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации:

2.1. на Федеральном уровне:

-усилить стимулирующий характер бюджетной политики в целях расширения доходной базы бюджетов северных субъектов РФ и муниципальных образований;

- переориентировать налогово-бюджетную политику в направлении, обеспечивающем бюджетную самодостаточность северных территорий и создание стимулов к привлечению инвестиций и осуществлению контроля над налоговой базой (например, посредством изменения пропорций налоговых отчислений от НДС и налога на прибыль в пользу субъектов РФ, а также за счет перераспределения полномочий по управлению элементами налогов);

- исключить дискриминацию экономически развитых и финансово состоятельных территорий, создавая заинтересованность региональных органов власти в наращивании налоговых и неналоговых доходов (например, путем изменения подхода к распределению дотаций и субсидий);

- повысить ответственность органов власти и управления субфедерального уровня за финансирование принимаемых ими решений посредством введения законодательного ограничения объема переданных государственных полномочий (например, не более 25% от общих расходов регионального (местного) бюджета);

- активизировать разработку корпоративного законодательства, с учетом мирового опыта, в т.ч. предусматривая стимулирование социальной ответственности бизнеса;

- создать систему государственного инфорсмента, направленную на защиту прав собственности и исполнения контрактных обязательств, что приведет к уменьшению неопределенности хозяйственной среды в регионах Севера;

- совершенствовать взаимоотношения крупного бизнеса и государства через институциональное оформление взаимных обязательств, либерализацию налоговой системы, замену административных методов регулирования рыночными, при соблюдении равенства всех экономических агентов;

- сформировать регуляторы, стимулирующие крупные (градообразующие) предприятия на осуществление инвестиций в регионы, на территории которых они функционируют.
2.2. На уровне субъектов Федерации:

- при разработке региональной финансовой политики учитывать потенциальные риски снижения финансового потенциала региона;

- при распределении субсидий и дотаций муниципалитета переместить акцент с целевых межбюджетных трансфертов на источники, приоритеты расходования которых будут определяться непосредственно органами МСУ;

- разработать нормативы формирования расходов на выполнение органами местного самоуправления расходных обязательств, которые позволят объективно распределять дотации;

- повысить адресность предоставления социальной помощи на основе проведения мониторинга уровня жизни малообеспеченных категорий граждан;

- содействовать созданию действенных стимулов, способствующих формированию благоприятной инвестиционной среды, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении долгосрочных вложений.


Секция «Актуальные вопросы развития России и ее северных территорий» и «Научная школа семинар – Бизнес. Север. Молодежь».
В работе Школы – семинара приняли участие руководители Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный Бизнес-Инкубатор» и программ дополнительного профессионального образования Филиала СПбГЭУ в г. Апатиты, которые ознакомили аспирантов и студентов секции с проблемами и возможностями организации и работы малого и среднего бизнеса в северных регионах.

В ходе непосредственной работы секции были рассмотрены 11 докладов, представленных студентами и аспирантами из образовательных и научно-исследовательских организаций Севера и Арктики России.

В ходе выступлений участников были обсуждены наиболее актуальные проблемы Северных территорий и возможные пути их решения. В выступлениях были затронуты проблемы обеспечения продовольственной безопасности, проанализирован потенциал развития рыбопромышленного комплекса, выявлены особенности реализации государственной политики содействия занятости молодежи, исследована инвестиционная привлекательность арктических регионов, проведен анализ динамики развития внешнеэкономической деятельности Севера России.

После обсуждения участники секции решили, что приоритетным направлением формирования политики является:

- разработка организационных и экономических механизмов развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, ориентированных на более полное использованием местных ресурсов с учетом особенностей Севера и Арктики;

- совершенствование федеральной, региональной и местной политики, направленной на привлечение молодежи, создание жилищных условий и экономической привлекательности работы молодежи, необходимых для активной деятельности молодежи в социально-экономическом развитии регионов Севера и Арктики.



Участники Конференции приглашают Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации, Российскую Академию наук, Администрации северных регионов, объединения предпринимателей, отраслевые союзы и ассоциации, экспертное сообщество, продолжить диалог по ключевым проблемам развития Севера и Арктики России, в том числе в рамках подготовки к 54-му Европейскому Конгрессу Международной ассоциации региональной науки, который впервые пройдет в России, в Санкт-Петербурге в августе 2014 года.
Международный оргкомитет Конференции,

Апатиты, апрель 2014 г.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница