План-конспект проведения занятия по общественно-государственной подготовке




Скачать 153.49 Kb.
Дата09.05.2016
Размер153.49 Kb.
УТВЕРЖДАЮ

_____________________________

______________________________

_______________________________

«__» ________ 20__ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом ____________________________________

на «___» ______________ 201__ года
ТЕМА №8: «Правовые условия прохождения военной службы»
ЗАНЯТИЕ №1: «Понятие системы социальной защищенности военнослужащих. Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву»
ВРЕМЯ: 1 час (50 мин).
МЕСТО: Класс.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник «На службе отечеству, методическая разработка, карта России, проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ




п/п

Учебные вопросы

Время, мин

Краткое содержание вопроса

I.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

5 мин

- принимаю доклад о наличии л/с и готовности к занятию;

- проверяю наличие л/с и готовность к занятию;

-довожу тему занятия.


II.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

40 мин

Военнослужащие в процессе своей служебной деятельности осуществляют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом. Для качественного выполнения воинского долга они нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье. Иными словами, им необходима социальная защищенность.

1

Сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок. Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан порой только сформулированы. Их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту».

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

Социальная защита - это более конкретное понятие. Оно сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

Социальная защищенность военнослужащих - составляющая социальной защиты, направленная на реализацию правовых, экономических и социальных их прав, способствующая удовлетворению интересов, материальных и духовных потребностей.

В понятие «социальная защищенность» структурно входят следующие компоненты: социально-правовой, социально-экономический и социально-психологический. Каждый из них выполняет специфическую функцию и может быть реализован только в комплексе с другими.

Социальная защищенность военнослужащих бывает ограниченной и абсолютной.

Ограниченная социальная защищенность военнослужащих - это обеспечение военнослужащим гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого и является естественным дополнением рыночной системы.

Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия военнослужащим. Ее цель - застраховать последних от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть приоритетное направление дальнейшего развития Вооруженных Сил.

Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и наконец, что из себя представляют источники социальной незащищенности.

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы. советы солдатских матерей, отдельных личностей, именуемых правозащитниками, и т.д.

К объектам социальной защиты относятся все категории военнослужащих. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни, реализацию интересов, укрепление здоровья, создание условий для духовного развития.

Государство является главным субъектом социальной защиты, выражающим интересы военнослужащих. Это - его неотъемлемая функция. Но роль государства изменяется при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты.

Государство разрабатывает и принимает нормы социальной защиты Например, правовые акты, регулирующие различные стороны жизни военнослужащих, оно также определяет социальный статус военнослужащих и, следовательно, уровень их социальной защиты.

Невозможно раз и навсегда решить проблему социальной защиты военнослужащих. В силу общественного развития она возникает снова и снова, и каждый раз для ее решения необходимы нестандартные подходы. Мировая практика разработала достаточно эффективную систему социальной защищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и правовые механизмы.

Экономический механизм включает: разработку социально - экономических программ; выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот; индексацию денежного довольствия военнослужащих, предоставление им льготных кредитов и др.

Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности общественных организаций и развитие отношений социального партнерства.

Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает: законодательное обеспечение правовой защищенности военнослужащих; правовое воспитание военнослужащих; обеспечение соблюдения законов и др.

Немаловажное значение в вопросах социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.

В своей практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих этой категории нормальные условия для повседневной жизнедеятельности, и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.

В настоящее время в российской Федерации права и социально-экономические гарантии военнослужащих определены пакетом законов юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения и потребностей. Но их практическая реализация по некоторым направлениям затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание и т.д.

К системе правовых гарантий социальной защищенности военнослужащих необходимо отнести предоставление им льгот, гарантий и компенсаций в силу того, что они относятся к особой категории государственных служащих, готовых в любой момент беспрекословно выполнить поставленные перед ними задачи по вооруженной защите Российской Федерации, порой рискуя своей жизнью, испытывая различные трудности и лишения.

Правовыми основами социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выступают законодательные и иные нормативные правовые акты, закрепляющие их права, свободы и льготы, а также гарантии реализации последних.

Такими основами являются Конституция Российской Федерации, Законы РФ «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства, правовые акты министра обороны РФ и других органов военного управления.

Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», который содержит ключевые правовые нормы их социальной защиты.

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой военнослужащих, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот как в период военной службы, так и после увольнения с нее.



2

Основные социальные гарантии, установленные законодательством для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, представлены на схеме.

1. По прохождению военной службы и реализации права на труд:

а) время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы;

б) супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право при поступлении на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы;

в) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с -учетом их специальности в государственных организациях;

- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы (один день военной службы за два дня работы), учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий - независимо от продолжительности перерыва;

- преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата работников;

- предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в размере, устанавливаемом организацией по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами не менее 500 рублей;

- предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

- зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу;

г) одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право неприкосновенности при сокращении численности или штата работников;

д) время прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (или пенсии за выслугу лет).

2. По реализации права на отдых:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности:

- на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и матросов, 20 суток;

- на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания сержантов и старшин, - 30 суток;

б) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха.

3. Денежное довольствие.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в зависимости от занимаемых воинских должностей выплачивается ежемесячное денежное довольствие (приложение № 2 к приказу министра обороны РФ № 245 от 28 июня 2002 г.).

Участникам контртеррористических операций, проходящим службу по призыву:

- выплачиваются оклады по воинским должностям по 1 - 4 тарифным разрядам, а также ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами;

- выплачивается при увольнении с военной службы единовременное пособие в размере 2 окладов по воинской должности;

- выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности;

- полевые (суточные) в размере 55 процентов установленной нормы.

4. По продовольственному и вещевому обеспечению:

- обеспечение бесплатным питанием по месту прохождения военной службы;

- выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка за время нахождения в местах использования отпуска;

- обеспечение бесплатным обмундированием и другими предметами вещевого имущества в соответствии с установленными нормами.

5. Жилищные гарантии.

Сохранение за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, жилых помещений, занимаемых ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

6. По медицинскому обеспечению:

- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях;

- право на бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. При убытии в отпуск по болезни производится выплата в качестве дотации на лечение в размере 400 рублей;

- при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

7. Страховые гарантии:

- в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, членам его семьи выплачивается по 25 окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

- если гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, членам его семьи дополнительно к страховым суммам, указанным в подпункте «а», выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

- в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, выплачивается страховое обеспечение в размере 5 окладов;

- при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы, ему дополнительно к страховому обеспечению, указанному в подпункте «в», выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия;

- в случае установления военнослужащему инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ему выплачивается страховое обеспечение в следующих размерах:

инвалиду I группы - 75 окладов;

инвалиду II группы - 50 окладов;

инвалиду III группы - 25 окладов;

- в случае получения военнослужащим в период прохождения военной службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) ему выплачивается 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.

8. По получению образования:

- право граждан, призванных на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва;

- преимущественное право граждан, уволенных с военной службы, на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- право граждан, уволенных с военной службы и поступающих в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, на внеконкурсное зачисление в эти учреждения при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах;

- предоставление детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Военнослужащим на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты по решению министра обороны РФ. Расходы по указанным выплатам осуществляются за счет средств Министерства обороны РФ.

9. Гарантии по проезду на транспорте:

- военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного отпуска, дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

- на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно;

- в случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места их жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время его болезни;

- военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно;

- для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, обеспечиваются денежными средствами из расчета до 100 руб. в месяц в зависимости от места прохождения ими военной службы, но в любом случае размер денежных средств не может быть менее 50 руб. в месяц.

10. Почтовые отправления.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.

Пересылка простых писем указанных военнослужащих, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели Минобороны России.

Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляются за счет средств Минобороны России.



III.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5 мин

- отвечаю на возникшие вопросы,

- провожу контрольный опрос,

- отмечаю лучших и выставляю оценки за занятие,

- даю задание на самоподготовку,

- заканчиваю занятие.

Руководитель занятия ________________________________



(воинское звание, подпись, фамилия)


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница