Первая средний класс в российском обществе: критерии выделения, социальные особенности




Скачать 29.43 Kb.
Дата09.05.2016
Размер29.43 Kb.
15. Средний класс в современном российском обществе. – М.: РОССПЭН, 1999. – 304 с.

СОДЕРЖАНИЕ


От редакции 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (материалы дискуссии Ученого совета РНИСиНП 4 марта 1999 года) 5

А.Ю. ЧЕПУРЕНКО


Средний класс в российском обществе: критерии выделения, социальные особенности (вступительное слово) 7

Л.А. БЕЛЯЕВА


Критерии выделения российского среднего класса 11

Е.Я. ВИТТЕНБЕРГ


Российский средний класс (некоторые вопросы методологии) 16

Е.М. АВРААМОВА


Появился ли в России средний класс? 21

А.Г. ЗДРАВОМЫСЛОВ


Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе 30

И.Е. ДИСКИН


Средний класс как "мигрант" в консервативном российском обществе 35

А.Л. АНДРЕЕВ


"Два средних класса" в российском обществе? 39

B.C. ГЛАГОЛЕВ

К характеристике постсоветского "среднего класса" 51


Н.И. СИДОРОВ, А.В. АВИЛОВ


Средний класс и рефлексивное управление 56

А.А. КОРОЛЕВ


Молодежь как ресурс среднего класса 64

В.В. ШЕЛОХАЕВ


Средние слои в условиях трансформационных изменений в России: история и современность 69

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СРЕДНИЙ КЛАСС В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ДИНАМИКА (аналитический доклад по материалам всероссийского социологического исследования) 75

ВВЕДЕНИЕ 77



1. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ОСНОВАНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РЕСПОНДЕН-ТОВ СО СРЕДНИМ КЛАССОМ 83

1.1. Что произошло со средним классом за годы реформ? 85

1.2. Важнейшие факторы самоотнесения к среднему классу 87

1.3. Социально-демографический портрет среднего класса 91



2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО

ВРЕМЕНИ 95

2.1. Что важно иметь, чтобы быть? 96

2.2. Самооценка обеспеченности российского среднего класса атрибутами

достойной жизни 102



3. ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: ПОПЫТКА ПРИМЕНЕНИЯ "ОБЪЕКТИВНЫХ" КРИТЕРИЕВ ВЫДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА 105

3.1. Уровень доходов среднего класса 105

3.2. Зависимость доходов от образовательных, профессиональных и должностных характеристик опрошенных 108

3.3. Влияние уровня доходов на самооценку материального и социального

статуса 112

3.4. Расслоение среднего класса по структуре расходов 114

3.5. Жилищные условия 115

3.6. Имущественные характеристики среднего класса 120

3.7. Платные услуги и средний класс 124

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА 129

4.1. Средний класс и его работа 129

4.2. Управленческий труд и предпринимательская деятельность среднего класса 137

4.3. Экономические последствия августовского кризиса 1998 г. и стратегии их преодоления 142

4.4. Отношение к рыночной экономике и либеральной модели реформ 151

4.5. Инструментальные социально-экономические ценности среднего класса 158

4.6. Болевые точки экономического сознания: отношение к долгам и налогам 166

5. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО

КЛАССА 176

5.1. Правовой нигилизм, осознание плюрализма общественных интересов и ценностный раскол в среднем классе: возможен ли консенсус? 176

5.2. Социальное государство и социальные неравенства в представлении среднего класса 180

5.3. Смысложизненные ценности 183



6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА 186

6.1. Отношение среднего класса к актуальным вопросам общественно-политического развития в контексте политических ценностей 186

6.2. Влияние социальной мобильности в ходе общественной трансформации на политические ценности среднего класса 191

6.3. Политический выбор среднего класса 196

6.4. Проблемы политического участия и самоорганизация среднего класса 200

7. РОССИЙСКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС; ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 215

7.1. Изменения состава среднего класса за годы реформ 215

7.2. Факторы успеха и восходящей социальной мобильности 219

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 232

PART THREE THE MIDDLE CLASS IN POST-SOVIET RUSSIA: FORMATION, FEATURES, DYNAMICS (Short Version of the Analytical Report on the basis of the Nation-wide Russian Survey Data) 239

INTRODUCTION. OUTLINE OF THE PROBLEM 241

SECTION 1. WHO IDENTIFY THEMSELVES AS THE MIDDLE CLASS IN RUSSIA AND WHY 244

SECTION 2. CONSUMPTION STANDARDS 250

SECTION 3. QUALITY OF LIVING AND LEISURE PATTERNS 254

SECTION 4. ECONOMIC BEHAVIOUR 258

SECTION 5. PERSONAL PHILOSOPHY (WELTANSCHAUUNG) 262

SECTION 6. POLITICAL INCLINATIONS 268

SECTION 7. SHIFTS IN THE THE MIDDLE CLASS COMPOSITION: WHERE AND WHY? 275



CONCLUSION: THE MIDDLE CLASS IN POST-SOVIET RUSSIA 283

НАШИ АВТОРЫ 288


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница