Перевод транспорта перевозчика с бензина на газ




Скачать 172.31 Kb.
Дата28.04.2016
Размер172.31 Kb.

Перевод транспорта перевозчика с бензина на газ

В предыдущем номере была затронута тема установки на транспортные средства, в частности, автобусы для перевозки пассажиров и багажа, навигационного оборудования*(1). Сегодня разговор будет продолжен, речь пойдет о "тюнинге", который может иметь место на легковых автомобилях и ТС, предназначенных для перевозки грузов. Читатель уже догадался, что в центре внимание дооборудование авто - перевод с бензина на газовое топливо. Как отразить операцию в учете и налогообложении? Как списать по нормам газовое топливо, не забывая при этом о расходе бензина на запуск двигателя? Выгодна ли установка газового оборудования? Не будем опережать события, а расскажем обо всем по порядку.



К чему бухгалтеру нужно быть готовым?

Установка на подвижный состав газового оборудования - непростая операция как с технической точки зрения, так и с позиции учета и налогообложения. Тем не менее разобраться в этом вопросе бухгалтеру просто необходимо, особенно когда в связи с перебоями бензина на заправках руководство транспортной компании принимает решение о переводе транспортных средств на работу на газовом топливе. Как учитывать работы по приобретению и установке газобаллонного оборудования? Как нормировать топливные расходы в ходе эксплуатации дооборудованных транспортных средств перевозчика? Это наиболее важные моменты, разрешение которых поможет справиться с другими, менее сложными и спорными вопросами, связанными с переоборудованием авто для работы на газовом топливе, которого, кстати, несколько видов.



Как отразить в учете переоборудование ТС?

Итак, один из ключевых вопросов в учете данной операции состоит в правильной квалификации затрат на приобретение и установку газобаллонного оборудования. Возможны несколько вариантов, нам нужно выбрать один. Поименованные затраты можно признать:

- как расходы, увеличивающие первоначальную стоимость транспортных средств, на которые устанавливается оборудование;

- как затраты, формирующие самостоятельный объект основных средств - газобаллонное оборудование, выполняющее свои функции вместе с транспортным средством;

- как материальные затраты, списываемые в текущем периоде на себестоимость оказываемых организацией транспортных услуг.

Начнем с первого способа учета затрат на дооборудование. Если обратиться к отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте, в ней вскользь упомянуты расходы на восстановление основных средств (посредством ремонта, модернизации и реконструкции). Затраты на модернизацию (реконструкцию) объекта основных средств после ее окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели его функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.).

Для сравнения приведем нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. При этом в стандарте нет условий, выполнение которых обязывает бухгалтера увеличивать первоначальную стоимость дооборудованных (модернизированных) ОС. Есть рекомендации на этот счет в Методических указаниях по учету ОС*(2): в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Таким образом, согласно отраслевому документу улучшение (повышение) показателей функционирования влияет на увеличение первоначальной стоимости, а по общим указаниям это свидетельствует о необходимости увеличить срок полезного использования. Что взять за основу? Ответить поможет, как ни странно, одна из задач ведения бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. То есть учет и составляемая отчетность должны содержать объективную стоимостную оценку показателей, в том числе основных средств (в данном случае автотранспорта).

Бухгалтер может принять решение увеличить стоимость дооборудованных для работы на газу транспортных средств или оставить ее неизменной (в зависимости от того, какой вариант даст более достоверную оценку). Исходя из рыночной оценки транспорта с газобаллонным оборудованием и без него первый более востребован, пользуется большим спросом и отличается более высокой ценой. Аналогию можно провести в бухгалтерском учете и повысить стоимость автомобилей на газобаллонное оборудование и на стоимость работ по монтажу. В таком случае возникает следующий вопрос: имеет ли место улучшение технических характеристик автомобиля, оборудованного для работы на газу? Ведь это может привести к пересмотру срока полезного использования "гибридной" техники для перевозок.

В технической литературе сравниваются показатели двигателей, работающих на бензине и сжиженном (сжатом) газе, и не в пользу последнего, так как увеличения мощности двигателя не происходит, скорее, она немного понижается. Нет достаточных оснований утверждать, что повышается ресурс, так как длительность работы двигателя в большей степени зависит от эффективности системы смазки, а не от используемого топлива.

Распространено мнение, что переоборудование автомобиля для работы на сжиженном газе производится в целях повышения экономичности. Если проанализировать расход, то у газа он выше, но за счет разницы в ценах все же на газе ездить дешевле, чем на бензине. Таким образом, экономия имеет место, но не в литрах топлива, так как улучшаются финансовые показатели, а технические характеристики остаются на том же уровне. В целом не меняется и степень износа двигателя, а вместе с ним и транспортного средства, оборудованного для работы на газомоторном топливе. Все это говорит о том, что в пересмотре сроков полезного использования нет необходимости. Но первоначальную стоимость авто увеличить на стоимость работ и самого газового оборудования все-таки следует, поскольку это даст более объективную стоимостную оценку транспортного средства.

Перейдем к следующему варианту учета: оборудование и затраты на его установку формируют отдельный объект ОС. В принципе, такое возможно, но не в отношении газового оборудования. Поясним. Объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми принадлежностями и приспособлениями. Он определяется как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое. Газовое оборудование не может использоваться по прямому назначению без объектов, на которые оно устанавливается (в частности, средств автотранспорта). Раз так, газовое оборудование автомобиля не может рассматриваться как отдельное основное средство. Оспорить это суждение непросто, даже делая упор на разные сроки использования оборудования и ТС. Да, ПБУ 6/01 разрешает учитывать как отдельные инвентарные объекты части единого объекта, имеющие существенно различающиеся сроки полезного использования. На то, что сроки автомобиля и газового оборудования различны, может указать не только инструкция по эксплуатации, но и тот факт, что на момент установки оборудования техника уже используется, следовательно, налицо смещение сроков использования поименованных объектов. Может случиться, что автомобиль выйдет из строя раньше, чем газовое оборудование, которое вполне еще будет рабочим и продолжит числиться в учете, а его стоимость - списываться через амортизацию. А это как раз подчеркнет, что автомобиль и установленное оборудование - отдельные инвентарные объекты.

Все верно, только такие рассуждения не подходят для газобаллонного оборудования. На практике никто не будет его переустанавливать с одного автомобиля на другой. Скорее всего, износившуюся технику перестанут эксплуатировать вместе с установленным на ней оборудованием, то есть у обоих объектов одновременно закончится срок использования. Получается, что нет веских оснований выделять газовое оборудование и затраты по его установке на авто в отдельный инвентарный объект.

Остается рассмотреть еще один вариант - включение оборудования и затрат на его установку в состав текущих материальных затрат. Такое было бы возможно, если бы данное имущество стоило меньше 40 тыс. руб. и выделялось в отдельный инвентарный объект. Но, как указано выше, оснований для этого нет, хотя оборудование может подходить под стоимостный ценз МПЗ.

Все же более обоснованный и отвечающий методологии учета вариант - это модернизация транспортного средства, на котором устанавливается газовое оборудование.
Пример 1

Транспортная организация приняла решение о дооборудовании пяти грузовых автомобилей для работы на сжатом природном газе (пропан-бутан). Общая договорная стоимость работ по дооборудованию - 80 тыс. руб., стоимость газового оборудования - 120 тыс. руб. Допустим, что первоначальная стоимость пяти грузовых машин - 10 млн. руб., срок полезного использования - 8 лет и 4 месяца (100 мес.), начисленная до переоборудования на газ амортизация - 5 млн. руб. (за 4 г. 2 мес.). Налоговые обязательства, в том числе по НДС, в примере не рассматриваются.

Приобретение газобаллонного оборудования и его установку признаем затратами капитального характера, увеличивающими первоначальную стоимость грузовиков. При этом срок полезного использования не меняется. Новая норма амортизации определяется исходя из расчета новой остаточной стоимости в размере 5,2 млн. руб. (5 млн. + 200 тыс.) и оставшегося срока полезного использования - 4 года и 2 месяца (50 мес.). В итоге новые ежемесячные отчисления составят 104 тыс. руб. (5 200 тыс. руб. / 50 мес.), они учитываются с месяца, следующего за месяцем установки газобаллонного оборудования на грузовые автомобили. В примере не рассматриваются налоговые аспекты перевода с бензина на газ.

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие проводки:




Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

До переоборудования грузовиков, работающих на бензине


Отражены машины по первоначальной стоимости

01

08

10 000 000

Отражена сумма амортизации (по 100 тыс. руб. в мес.)

20

02

5 000 000

При приобретении и установке газового оборудования


Перечислена предоплата за оборудование и установку

60

51

200 000

Отражено купленное оборудование для работы на газу

08

60

120 000

Учтены в капитальных затратах затраты на монтаж

08

60

80 000

Увеличена стоимость транспортных средств

01

08

200 000

Ежемесячно в течение срока эксплуатации ТС на газу


Амортизация по дооборудованным грузовым авто*

20

02

104 000

* В целях упрощения расчеты и проводки по всем грузовикам отражаются итоговой суммой, нет выкладок по налогообложению и в расходах на приобретение оборудования не выделен НДС.



Квалификация газового оборудования с позиции налогообложения

Налоговый учет оснащения автомобилей системой газового питания аналогичен правилам бухучета, но базируется на немного иных принципах. Между тем при налогообложении прибыли нет четких норм, обязывающих бухгалтера объединять амортизируемое имущество, функционирующее как единое целое. Есть лишь указание на то, что амортизируемое имущество должно использоваться налогоплательщиком для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ). Более конкретные указания содержатся в п. 2 ст. 257 НК РФ, где сказано, что дооборудованием, модернизацией считаются работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемого имущества, повышенными нагрузками или другими новыми качествами. Применим данное положение к переводу транспортных средств с бензина на газ.

Данная хозяйственная операция не меняет служебное предназначение автотранспорта, но у оборудованного авто появляется новое качество технического плана - можно заправлять его новым видом топлива. Иначе говоря, второй признак "налоговой" модернизации налицо. Установка газобаллонного оборудования на ТС может быть признана либо модернизацией, либо дооборудованием, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобилей. Если читатель согласится с изложенной позицией, то порядок учета и налогообложения дооборудования транспортных средств для работы на газе совпадет (при условии одинаковой первоначальной стоимости и срока полезного использования). Мало того, что это удобно и снижает трудозатраты, избавляя от учета разниц между учетом и налоговой базой. Такой порядок не приводит к искажению информации о стоимости основных средств ни для целей бухучета, ни для налогообложения. Нет и налоговых рисков, поскольку капитализация затрат по дооборудованию авто приводит к уменьшению расходов текущего периода, они распределяются в течение срока полезного использования ТС, что в интересах бюджета.

Что нужно иметь в виду "упрощенцам"?

Организации, пользующиеся преимуществами такого спецрежима, расходы на дооборудование (модернизацию) основных средств признают по правилам п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во-первых, если амортизируемое имущество приобретено в период применения спецрежима-"упрощенки", то налогоплательщик имеет право учесть затраты на дооборудование (модернизацию) ТС в периоде осуществления данных расходов. Во-вторых, в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. Что касается стоимости автомобиля, она списывается с момента ввода его в эксплуатацию по этим же правилам. Получается, что если расходы на приобретение основных средств и на модернизацию (дооборудование) произведены в разные периоды, то и списываются они в уменьшение единого налога раздельно. Если же сразу после покупки ТС переоборудовано для работы на газовом топливе, то стоимость авто и расходы на дооборудование (модернизацию) можно учитывать вместе, уменьшая единый налог равномерно в течение года. Нужно только помнить, что для целей "упрощенного" налогообложения поименованные выше расходы должны быть оплачены, а сами модернизируемые основные средства - использоваться для предпринимательской деятельности (в контексте статьи - для оказания организацией (предпринимателем) транспортных услуг). Только в таком случае налогоплательщик может признать расходы на дооборудование автомобиля для работы на газовом топливе.



Как списывать топливо?

Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Дело в том, что для эксплуатации дооборудованного автомобиля нужны и бензин (так как автомобиль заводится на бензине, а если закончился газ, можно переключиться на бензин), и газ (основной вид топлива). Необходимо установить нормы списания бензина и газа, учитывая, что первый используется как вспомогательное, а второй - как основное топливо.

Для определения норм расхода газового топлива транспортные, да и иные компании могут взять действующие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте*(3). В документе предусмотрено нормирование как для бензиновых и дизельных автомобилей, так и для транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутановая смесь). В таблицах выделены даже условные обозначения: Б - бензин; Д - дизтопливо; СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ. Поэтому прежде, чем использовать ту или иную норму, следует выяснить, для какого вида топлива она предусмотрена. Неслучайно одна и та же марка транспортного средства может иметь несколько показателей расхода топлива. Нелишне заметить, что нормы расхода топлив устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Значит, пренебрегать минтрансовскими нормами не стоит, тем более бухгалтерам автотранспортных предприятий, для которых это, по сути, настольная книга.
Пример 2

Допустим, что транспортная организация переоборудовала грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженный нефтяной газ). Транспортное средство работает в черте города с частыми остановками, а его пробег составил 50 км. Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля составляет 34 л/100 км, надбавка за работу без учета перевозимого груза 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками 8%.

Нормативный расход топлива грузового автомобиля-фургона рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
Нs - индивидуальная норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона;

S - пробег транспортного средства к месту выполняемой работы и обратно;

D - поправочный коэффициент (суммарная надбавка) к норме в процентах.

Подставляя указанные в примере данные, получаем итоговое значение расхода газа:


Qн = 0,01 x 34 x 50 x (1 + 0,01 x 18) = 20,1 л.
В примере значение расхода сжиженного газа (пропан-бутан) конкретного автомобиля взято из Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (таблица 12.1). Но для иного транспортного средства может и не быть норм расхода газа. Тогда бухгалтер вправе взять за основу нормы расхода бензина и "пересчитать" их на газ. Выделим в схеме основные коэффициенты перевода "бензиновых" норм на "газовые" (в зависимости от вида газового топлива, используемого для заправки транспортного средства).

┌─────────────────┐

│Виды авто на газу│

└─────────┬───────┘

┌───────────────────────┬─────────┴────────┬────────────────┐



│Автомобили на сжиженном│ Автомобили, │ Газодизельные │

│ нефтяном газе (пропан-│ работающие на │ автомобили │

│ бутановая смесь) │ сжатом │ │

│ │(компримированном)│ │

│ │ природном газе │ │

└───────────────────────┴─────────┬────────┴────────────────┘

┌───────────────────┴─────────────┐



│Правила расчета норм расхода газа│

└───────────────────┬─────────────┘

┌────────────────────────────┬─────────────────┴───────────┬─────────────────────────┐



│ Норма из расчета 1 л │ Норма в метрах кубических │ Норма расхода сжатого │

│ бензина соответствует │ сжатого газа, из расчета │ природного газа в куб. м│

│ 1,32 л газа, не более │ 1 л бензина соответствует │с указанием нормы расхода│

│ (рекомендуемая норма │1 +/- 0,1 куб. м сжатого газа│ дизтоплива в литрах, их │

│ в пределах 1,22 +/-0,1 л │ (в зависимости от свойств │ соотношение определяется│

│к 1 л бензина, в зависимости│ природного газа) │ производителем техники │

│от состава и свойств пропан-│ │ (в инструкции по │

│ бутановой смеси) │ │ эксплуатации) │

└────────────────────────────┴─────────────────────────────┴─────────────────────────┘

Помимо представленных способов расчета расхода газового топлива по нормам есть еще один. Следует изучить инструкцию по эксплуатации установленного на автомобиль оборудования. В ней наверняка есть расход топлива по основным маркам автомобилей, на которые может быть установлено оборудование. При этом нужно помнить, что оборудование является универсальным, то есть может устанавливаться на разные ТС. Фактический расход топлива в большей степени определяется именно типом, состоянием, режимом эксплуатации транспортного средства, а не установленным на нем газовым оборудованием. Поэтому все же лучше, если нормы расхода "голубого" топлива бухгалтер возьмет из минтрансовского документа или же пересчитает нормы с бензина на газ, используя рекомендованные выше коэффициенты.

Итак, вопрос с нормированием газа решен. Вспомним о бензине, который также необходим для работы газооборудованных автомобилей. В Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте сказано, когда в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей:

- при заезде в ремонтную зону и выезде из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

- при запуске и работе двигателя газобаллонного авто - до 20 л в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время также учитываются зимние надбавки;

- на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех перечисленных ситуациях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных авто производится в тех же размерах, что и для базовых бензиновых автомобилей. Как применить это правило к нормированию бензина, используемого при запуске двигателя газобаллонного автомобиля, чиновники не поясняют. Приведем свой вариант разрешения вопроса.
Пример 3

Будем исходить из условий предыдущего примера. Предположим, что по инструкции к газовому оборудованию автомобиль заводится на бензине и работает как минимум 5 мин., после чего можно переводить двигатель на сжиженный газ. Расход бензина при работе двигателя за указанное время составляет 0,1 л. Допустим, за месяц грузовой автомобиль использовался 25 раз и столько раз "переводился" с бензина на газ, а также пять раз заезжал в ремонтную зону для технического обслуживания (норма расхода - 0,2 л).

В примере есть две нормы. Первая (0,1 л) - расход бензина при работе двигателя без нагрузки в течение 5 мин. Эта величина определена расчетно-опытным путем, исходя из расхода бензинового двигателя конкретного автомобиля и времени его работы без нагрузки. Вторая норма (0,2 л) - расход бензина при проведении технического обслуживания автомобиля. Этот показатель также определен опытно-расчетным путем исходя из расхода бензина конкретного автомобиля при заезде в ремонтную зону и выезде из нее после проведения технических операций.

По мнению автора, такие действия и есть в некотором роде выполнение требования Минтранса о нормировании расхода жидкого топлива в размерах, установленных для базовых автомобилей с бензиновыми двигателями. Рассчитаем, сколько по нормам можно списать бензина на запуск газобаллонного автомобиля и заезд в ремонтную зону. Первый показатель (расход бензина на запуск и остановку) за месяц будет равен 5 л (0,1 л x 2 х 25), что меньше максимально допустимых 20 л. Второй показатель (расход на техобслуживание) составит 1 л (0,2 x 5), что также меньше максимально допустимого значения (5 л жидкого топлива на газобаллонный автомобиль). В итоге бухгалтер вправе к 20,1 л газа списать еще 6 л (5 + 1) бензина.

Рассмотренный алгоритм расчета и нормирования расхода газа и бензина - один из возможных вариантов. Если читатель разделяет это мнение, то может закрепить представленный порядок нормирования расхода газа и бензина в приложении к учетной политике. Это веский аргумент, с помощью которого можно обосновать перед контролерами списание газового и бензинового топлива в учете и при налогообложении.

* * *

Итак, переоборудование на газ - это инвестиционные затраты, осуществленные "с прицелом на будущее". По оптимистичным подсчетам аналитиков, газовое оборудование в зависимости от интенсивности эксплуатации и цен на бензин и газ окупается от полугода до двух лет. То есть именно за этот период разница в стоимости бензина и газа покрывает затраты на приобретение и установку газобаллонного оборудования. Вместе с тем на установку перевозчикам нужно найти деньги, а их может и не быть. Поэтому руководителю стоит просчитать все за и против переоборудования автомобилей с бензина на газ, учесть мнение технических специалистов. Финансовым работникам следует подготовиться к консультированию руководителя по учету и возможным налоговым последствиям переоборудования, в чем и поможет данная статья.


С.В. Булаев,

редактор журнала "Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2011 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Статья Ю.А. Васильева "Оборудование ТС аппаратурой системой ГЛОНАСС", N 3, 2011.



*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.

*(3) Введены в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница