Педагогическое образование за рубежом




Скачать 94.91 Kb.
Дата10.05.2016
Размер94.91 Kb.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Система высшего профессионального образования во Вьетнаме
после вступления во всемирную торговую организацию

Нгуен Хунг Шон,
Московский педагогический государственный университет



Г
лобальная экономическая панорама в последнее время характеризуется двумя факторами: активизацией деятельности государств с богатым финансовым потенциалом и широкими технологическими возможностями, с одной стороны, и сильным развитием производительных сил – с другой. Эти два фактора привели к необходимости реорганизации рынка в мировом масштабе. Для решения этой проблемы в 1995 году была создана Всемирная торговая организация (ВТО), основными целями деятельности которой являются либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств – ее членов. По состоянию на лето 2007 г. в ВТО участвовали 150 стран, в которых проживало 90% населения Земли и на долю которых приходилось 95% мирового торгового оборота. Можно сказать, что практически каждое государство, претендующее на создание эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Поэтому в 1995 г. Вьетнам обратился с официальной заявкой о присоединении к ВТО и был признан её официальным членом в ноябре 2006 г.

Вьетнам – одна из развивающихся стран Азии, имеет благоприятные условия для развития экономики, проявляющиеся в большом запасе рабочей силы (население Вьетнама в 2006 г. составляло более 83 млн. человек, в т.ч. более 52 млн. – трудоспособных, из которых 70% – молодежь), внутриполитической стабильности, политике открытых дверей в области экономики. В настоящее время экономика Вьетнама является одной из наиболее стабильных в мире – на протяжении последнего десятилетия рост внутреннего валового продукта страны составлял более 7% в год. Все возрастающее участие в перераспределении рабочей силы в мировом масштабе, большой уровень урбанизации, а также высокий темп развития экономики предъявляют определенные требования к квалификации вьетнамских трудящихся. К сожалению, в настоящее время большинство трудящихся во Вьетнаме может успешно работать только в таких профессиях, которые требуют операций и навыков на среднем или низком уровне. В тех областях или профессиях, которые требуют более высокого уровня или профессиональных навыков (например, машиностроение, производство технологической продукции высокого качества, консультирование и разработка проектов, разные области, касающихся услуг с высокой добавочной стоимостью и др.), количество трудящихся, которые качественно выполняют свою работу, ограничено (в числе вьетнамских трудящихся только 2 521 300 имеют высшее образование). Именно это является одним из серьезных препятствий для экономического роста вообще и привлечения капиталовложений со стороны отечественных и зарубежных инвесторов в эти экономические области в частности.

Причиной этого, на наш взгляд, является неудовлетворительное состояние системы профессионального образования Вьетнама, её несоответствие требованиям развития экономики страны.

В настоящее время в системе профессионального образования Вьетнама существуют 286 вузов (252 государственных, 33 частных и 1 зарубежный), в них обучаются 1 387 100 студентов и работают 39 711 преподавателей (при этом только 5 361 (13,5%) имеют ученую степень кандидата или доктора наук и 1 710 (4,3%) – звание профессора и доцента). По сравнению с международными показателями соотношение числа студентов и преподавателей намного выше, а среднее число студентов на 10 000 населения сравнительно ниже – 166,5 (в 1996 г. это число в целом в мире составляло 145,1, а в индустриальных странах – 364,5). Причем в условиях дефицита высокообразованных кадров немалая часть выпускников вьетнамских вузов не находит работу по специальности. Все это отражает отсутствие устойчивой связи образования с рынком труда и невысокое качество образования в вузах Вьетнама, что свидетельствует о необходимости определенных изменений в данной системе.

Актуальность реформы в области образования во Вьетнаме намного повышается в связи с тем, что в рамках политики отрытых дверей государство предполагает привлечь в 2006–2020 гг. от 80 до 85 миллиардов долларов прямых иностранных инвестицией. Планируемые на этого период капитальные вложения (внутренние и иностранные) смогут обеспечить от 17 до 18 миллионов рабочих мест (из которых 5 миллионов мест принадлежат иностранным предприятиям, находящимся во Вьетнаме). При этом приоритет будет отдаваться отраслям экономики из сферы “высоких технологий” (электроника и информационные технологии, транспорт и связь, экспортно-ориентированное производство, нефтегазодобыча и переработка, энергетика и др.), т.е. тем, в которых нужны квалификационные специалисты.

Таким образом, для удовлетворения указанных требований в ближайшем будущем вьетнамская система высшего профессионального образования должна не только расширить номенклатуру специальностей, чтобы обеспечить возможность подготовки специалистов для современного производства, но и повысить качество подготовки. Это означает, что нужно увеличить число многоотраслевых вузов и высококвалифицированных преподавателей.

Для этого вьетнамское правительство, с одной стороны, поддерживает создание новых институтов, осуществляет модернизацию имеющихся вузов, расширяет число направлений подготовки в них специалистов, а с другой – поддерживает приток иностранных инвестиций в область просвещения принятием Генерального соглашения о торговле услугами (GATS) в области образования. Согласно данному соглашению, Вьетнам берет на себя обязательства развития таких направлений образования, как естествознание, техника, хозяйствование, экономика, бухгалтерский учет, международное право, языкознание и др. С 1 сентября 2009 г. во Вьетнаме будет разрешено открывать учреждения подготовки специалистов со 100% иностранного капитала.

Политика открытых дверей в области образования вызывает конкуренцию услуг в ней и приводит к появлению новых типов подготовки и программ образования с высоким качеством и низким тарифом. Каждый обучающийся сможет выбрать содержание, формы подготовки, которые будут более приемлемы для него. В этом случае шансы найти хорошее место работы после обучения будут возрастать. А для системы вьетнамского образования конкуренция является также хорошим стимулом для увеличения правительством капиталовложений в образование, внесения вклада в повышение качества и эффективности подготовки специалистов.

С помощью этих мер Вьетнам надеется в 2020 г. стать развитым индустриальным государством. Ожидается, что к этому времени в системе высшего профессионального образования страны смогут обучаться 4 500 000 студентов примерно в 600 вузах (200 государственных и 400 частных) в трех основных секторах: в государственных вузах с интеграцией с зарубежными вузами, в частных вузах с интеграцией с зарубежными вузами и в филиалах зарубежных вузов.

Однако следует отметить, что обязательство выполнения GATS в образовании приводит и к серьезным проблемам. По сравнению с иностранными образовательными учреждениями с их многолетним опытом и высоким финансовым потенциалом государственное управление системой образования Вьетнама ещё недостаточно эффективно, государственные вузы еще слабо оснащены и страдают от недостатка квалифицированных специалистов. По словам заместителя министра Вьетнама Фам За Хьема, для удачного решения данной проблемы требуются и воля и большая решительность всех работников системы образования Вьетнама. В противном случае вьетнамское высшее образование не будет способно участвовать в конкуренции, право на обучение учащихся не будет защищено, «утечка мозгов» будет интенсивно возрастать, и дистанция между Вьетнамом и другими развивающимися странами будет все больше увеличиваться.

Литература

1. Dự thảo “Quy hoạch mạng lưới các trường đại học, cao đẳng giai đoạn 2006 - 2020”. Bộ Giáo dục và Đào tạo. 2006.

2. Gia nhập WTO và Đổi mới giáo dục đại học: Kịch bản nào cho giáo dục đại học Việt Nam? // Báo điện tử Mạng Giáo dục – Edunet (WWW.edu.net.vn). Nhóm PV Giáo dục. – 11.12.2006.

3. Giáo dục Đại học Việt Nam hậu WTO: Nếu không thận trọng sẽ có sự đổ vỡ // Báo điện tử Mạng Giáo dục – Edunet (WWW.edu.net.vn). Nhóm PV Giáo dục. – 11.12.2006.

4. Hạnh Ngân. Giáo dục đại học "thời WTO": Mở cửa rộng nhất // Báo Lao Động. – Hà Nội, - 12.12.2006. - № 342.

5. Lê Văn Giang. Đại học Việt Nam hậu WTO // Báo điện tử Mạng Giáo dục – Edunet (WWW.edu.net.vn). – 11.12.2006.



6. Thủ tướng Nguyễn Tấn Dũng. Gia nhập WTO, cơ hội – thách thức và hành động của chúng ta // Báo Tuổi Trẻ. – Hà Nội, – 07.11.2006.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница