Паспорт рабочей программы учебной дисциплины




Скачать 105.83 Kb.
Дата07.05.2016
Размер105.83 Kb.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 21.02.04 «Землеустройство» базовой подготовки.

Организация – разработчик: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского», Геологический колледж СГУ.

Разработчик: Веденина Е. А., преподаватель Геологического колледжа СГУ имени Н.Г.Чернышевского.



СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации учебной дисциплины


9
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования.


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.04 «Землеустройство» базовой подготовки.





    1. . Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- готовить материалы для оценки экологического состояния среды;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
1.4. Количество часов на изучении программы:

Максимальная учебная нагрузка студента – 48 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 32часа;

- самостоятельная работа студента – 16 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе: домашняя контрольная работа, составление опорного конспекта, работа с текстом учебника.




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»





Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема1 Природоохранный потенциал

Природа и общество. Общие и специфические черты.

8

2

Биосфера – среда жизни человека. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Основные биосферные циклы веществ.

2

Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора.

2

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии. Пути их решения.

3


Практические занятия

4




Анализ и прогноз экологических последствий различных видов деятельности.

Тема 2 Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы



Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

4

2

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

Практические занятия

2




«Земельные ресурсы Саратовской области»

Тема 3 Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

Загрязнение биосферы (антропогенное и естественное). Основные загрязнители, их классификация.

4

3

«Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

2

Практические занятия

4




Подготовка материалов для оценки экологического состояния среды.

Тема 4 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов. Закон «Об охране окружающей природной среды».

6

2

Участие России в деятельности международных природоохранных организациях. Международные соглашения, конвенции, договоры.

2


Новые эколого – экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Контрольная работа.


2

Самостоятельная работа: чтение учебника, изучение нормативных материалов, конспектирование текста, выписка из текста, работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом, составление терминологического словаря, написание докладов и рефератов.

Тематика самостоятельной работы:

Тема: " Природа и общество. Общие и специфические черты"- вклад ученых в развитие экологии;

Тема: " Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии. Пути их решения" -темы реферата:

1. Глобальные проблемы экологии.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Экологическая безопасность.

4. Глобальные проблемы современности.

5. Глобальный экологический кризис, его причины и проявления.

6. Развитие экономики и проблема экологии.

7. Экологическая безопасность

Тема: " Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства" - темы реферата:

1. Национальные и международные природные ресурсы

2. Природные ресурсы

3. Природные ресурсы Российской Федерации, их оценка и размещение

4. Природные ресурсы и их рынки

5. Природные ресурсы и их рациональное использование

6. Понятие права собственности на природные ресурсы

7. Природные ресурсы России

8. Мировые природные ресурсы

9. Система платежей за природные ресурсы

Тема: " Загрязнение биосферы (антропогенное и естественное). Основные загрязнители, их классификация" - темы реферата:

1.Антропогенное воздействие на биосферу

2.Биосфера, виды ее загрязнения и охраны

3.Антропогенное воздействие на биосферу

4.Проблема загрязнения биосферы

5.Источники загрязнения биосферы и их влияние на организм человека...

7.Источники техногенного загрязнения биосферы

8.Антропогенное загрязнение биосферы

9.Экологические последствия загрязнения атмосферы

Тема: " «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов " - темы реферата:

1. Дрейф генов.

2. Влияние фосфорсодержащих удобрений на поступление радионуклидов в растениеводческую продукцию.

3. Биогеоценозы.

4. Агротехнологическая оценка среднеспелых сортов сои.

5. Популяция.

6. Бактериальные удобрения.

7. Болезни растений.

8. Взаимодействие живых существ с внешней средой.

9. Явление наследственности.

10. Трансгены наступают.

11. Достижения селекции.

12. Генетическая инженерия и биотехнология.

13. Растения 21 века




16




Итого




48





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и устройство территорий».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.




3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Хван Т.А. Экология. Основы рационального природопользования [Текст]: Учебное пособие / Хван Т.А. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство Юрайт, 2011-319с.
Дополнительные источники:

1. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов [Текст]: Учебник и учебное пособие / Варламов А.А., Хабаров А.В. – М.: Колос, 1999-159с.


Электронные ресурсы:

1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]:Учебник/М.В. Гальперин.- 2-е изд. испр. – М.:ИД Форум: ИНФРА – М, 2012. – 256с. – htpp://www.znanium.com

2. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]:Учебное пособ./Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина.-2-е изд.- М.:Форум: НИЦ ИНФА-М, 2013. - 160 с. - htpp://www.znanium.com

3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]:Учебное пособ./В.Ф. Протасов. - М.: Альфа - М: НИЦ ИНФА-М, 2014. - 304 с. - htpp://www.znanium.com



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

практические занятия

готовить материалы для оценки экологического состояния среды

практические занятия

Знания:




основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды

контрольная работа

экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница