Памятка по организации работы в сети Интернет. Антитеррористическая комиссия Омской области памятка (рекомендации) по организации профилактической работы в сети Интернет




страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
В рамках реализации Комплексного плана по информационному противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 года

№ Пр-1069 аппаратом НАК подготовлена памятка по организации работы в сети Интернет.




Антитеррористическая комиссия Омской области

ПАМЯТКА (РЕКОМЕНДАЦИИ)

по организации профилактической работы

в сети Интернет


г. Омск 2015

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях Интернет необходимо отнести к одному из основных каналов массовой информации, который, с высокой степенью эффективности может воздействовать на молодых людей, неопределившихся в своих идеологических приоритетах, чьи ценностные ориентации и смысловые установки еще неустойчивы и их жизненные траектории могут склониться как в сто­рону принимаемых обществом моделей поведения, так и асоциальных, антиобщественных действий, а также на тех, кто входит в состав террористических бандформирований и экстремистских группировок. Тенденции к расширению доли Интернета в информационном про­странстве личности, уровень приобщённости личности к ИТ-технологиям, оказывает большое влияние на формирование ценностно-смысловых установок личности и специфику оценки информации антитеррористической направленности.

Доля активной аудитории, то есть выходящих в Интернет в России хотя бы раз в сутки, сейчас составляет более 52 млн. человек1. Появившись сравнительно недавно, в середине 90-х, ныне об Интернете можно говорить как о полноценном информационном пространстве - на наших глазах появился новый мир - виртуальное пространство.

Поскольку Интернет модифицирует (а иногда и существенно деформирует) традиционные формы взаимодействия и общения между людьми, его контенты (содержательное наполнение) и технологии воздействия на личность (методы, способы и приемы, которые заставляют человека прийти к оценочному суждению) отличаются от того, что используется в средствах массовой информации, следовательно, в информационном поле Интернета требуются особые знания, умения и навыки в вопросах противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности, в качестве которой и выступает Интернет, являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных субъектов политики. Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны. С одной стороны, Интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданствен­ности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность, предоставляя возможность различным экстремистским и террористическим организациям захватывать широкое информационное пространство. В этом плане, развитие новых информационных технологий бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности.

Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые и, конечно же, психологические аспекты. Этим ресурсом активно пользуются те, кто претендует на идеологическое влияние, и, в частности, представители различных террористических и экстремистских организаций. Для того чтобы государство и общество могло противостоять этой идеологической угрозе, необходимо не только понимать механизмы наиболее эффективных методов и технологий противодействия идеологии терроризма и экстремизма в информационном поле Интернета, но и активно использовать возможности Интернета для трансляции приоритетов государственной политики.

Данная «Памятка» разработана с целью формирования ориентировочной основы действий для проведения антитеррористической пропаганды в сети Интернет.


ПРИЗНАКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.

ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА

В настоящий период представители экстремистских и террористических движений объединяются на новейшей идеологической основе, разработанной в зарубежных, в том числе и исламистских центрах, а затем уже дополненной собственными идеологическими наработками. Неизбежным воплощением носителей идеологии религиозного, политического и национал-шовинистического экстремизма всегда выступает терроризм. Радикальная идеология, призывающая к агрессивному противостоянию, формирующая измененные состояния сознания отдельного человека, позволяет их носителям не только оправдывать совершаемые преступления, но планировать и, в последующем, осуществлять диверсионно-террористические и военные акции, которые позиционируются как единственно эффективные в складывающихся обстоятельствах.

Особому риску подвержена молодежь, поскольку именно ее сознание восприимчиво к влиянию со стороны адептов террористической идеологии, следовательно, в целях идеологического противодействия экстремизму и терроризму работа с молодежью должна стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики, и именно понимание социального самочувствия молодых людей, их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся социально-экономических, политико-правовых, культурно-идеологических условиях, особенно значимо для профилактики идеологии экстремизма и терроризма.

Современные террористические движения используют сегодня тактику «ожидания», внедряясь через Интернет в идеологическое пространство российского общества, накапливая свой потенциал в молодежной среде и выжидая очередного идеологического кризиса в каком-либо из регионов. В этом плане особую тревогу вызывает использование Интернета как в пропагандистских целях, так и для распространения различных материалов по организации террористической деятельности, а также для непосредственной координации и управления лицами, оправдывающими экстремизм и терроризм.

Приоритетной целью контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия распространению идеологии терроризма является формирование антитеррористического, антиэкстремистского мировоззрения. Исходя из этого основными принципами контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма, как составляющей общегосударственной концепции безопасности должны стать:


  • гуманизм;

  • общегосударственный патриотизм;

  • идеологическая обоснованность;

  • социальная справедливость;

  • соблюдение прав человека;

  • системность, последовательность и эффективность;

  • сочетание централизации и регионализации;

  • учет особенностей менталитета и гендерных трансформаций;

  • опора на поддержку и доверие народа;

  • сочетание гласности и профессиональной тайны.

Только основываясь на данных постулатах, работа

по антиэкстремистской пропаганде может принести результаты.



Закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О проти­водействии экстремистской деятельности» существенно ограничивает возможности открыто транслировать ценности экстремисткой и террористической идеологии. В Законе дается в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков. Если все эти характеристики будут позиционироваться в информационных контентах (включая Интернет-контенты, социальные сети, блогосферу) как позитивные, то это можно рассматривать как прямое нарушение законодательства, и следовательно, такой контент будет запрещен, а его создатели должны понести наказание. Закон предусматривает запрещение контентов, ориентированных на позитивную оценку информации следующего содержания:

  1. деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, на­правленных на:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации;

  • захват или присвоение властных полномочий;

  • создание незаконных вооруженных формирований;

  • осуществление террористической деятельности;

  • возбуждение расовой, национальной или религи­озной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

  • унижение национального достоинства;

  • осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  • пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отноше­ния к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

  1. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  2. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий.

Закон также предусматривает запрет позитивной оценки экстремистских материалов (их определение дано в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ), включающих в себя труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Помимо прямого нарушения данного закона, в реальной практике в СМИ и ИТ-контентах, могут встречаться завуалированные (скрытые, опосредованные, манипулятивные) техники освещения информации, которые влияют на оценку террористических и экстремистских позиций, и ориентированы на их оправдание или распространение среди различных групп населения.

Самым эффективным способом противодействия иде­ологии терроризма и экстремизма является убеждение.

Для достижения убеждающего эффекта в информационных контентах могут быть использованы технологии прямого и опосредованного воздействия. Прямые технологии воздействия на ценностные ориентации и смысловые установки потребителей информационных контентов - это традиционно прямой способ воздействия на мировоззренческие оценки и идеологию адресной аудитории. Он основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики, привлечением позитивного эмоционального подкрепления, авторитетов, конкретных примеров. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы должен быть учет реальной обста­новки в общественных мнениях и инициация личных жизненных ценностей потребителей информационных продуктов. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, необходимо апеллировать к доказательной научной базе и аналитическим материалам. Для реализации технологий прямого воздействия необходимо давать четкие, броские, понятные лозунги, апеллировать к реальному опыту; формировать установки сопричастности и общих ценностей для различных групп населения.

В отношении формирования идеологии, способствующей распространению экстремизма и терроризма, могут быть использованы не прямые, а опосредованные (косвенные, завуалированные) трансляции (методы), которые напрямую не попадают под действие закона, но могут способствовать инициации возникновения установок террористической направленности.



Технологии, которые способны воздействовать и вызывать изменения (трансформировать) смысловые установки в форме опосредованной трансляции террористической и экстремистской идеологии основываются на:

  • положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации (решение проблем самоидентификации). В этом контексте человек обретает символическое бессмертие, недопустимое в обыденной жизни;

  • деформациях смысла жизни и трактовках экзистенциальных ценностей (исходная позиция: каждый нормальный человек верит в нечто более важное, чем жизнь. Нам необходимо что-то, что бы наделило нашу жизнь и нашу смерть смыслом. И чем ближе и более незамедлительна для нас смерть, тем больше мы нуждаемся в ценностях группы и именно эти ценности придают смысл жизни и смерти);

  • тематике, не связанной с религией, но допускающей террористические формы протеста (борьба за права животных и за спасение окружающей среды может также быть поводами, оправдывающими терроризм);

  • характеристиках исторических позиций как основ для достижения светлого будущего любой ценой (оправдание террористических событий прошлого);

  • групповых ценностях, сфокусированных на силе личности в малой группе людей с одинаковыми убеждениями, которые совершают террористическое насилие (романтизация магии сильной личности, которая готова поставить интересы группы выше всех своих жизненных интересов);

  • соперничестве разных групп ценностей (манипуляция тематикой: какая религия лучше и благороднее, какая религия более гуманна к своим последователям). Ради принадлежности к группе и получения групповой поддержки человек способен на куда более высокий уровень агрессии, чем в индивидуальной деятельности;

  • манипуляциях, связанных с отчуждением государственных институтов от индивидуальных жизненных ценностей (например, пропасть между богатыми и бедными или чиновник всегда враг, мешающий справедливости и т. д.);

  • манипуляциях, связанных с трансляцией ложной информации, которая подкреплена ссылкой на авторитеты или научное обоснование (например, упоминание, что «террориста можно вычислить по цвету его ауры, так уже давно делают Израильские спецслужбы»).

Для противодействия идеологии- терроризма и экстремизма необходимо использовать технологии контрпропаганды, а для формирования устойчивых идеологических и антиэкстремистских ценностей у населения - применять методы пропаганды.

Основные направления контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризму в сети Интернет включают в себя:

  1. Разработку методов противодействия идеологии терроризма, как совокупности основных способов воздействия на целевые группы населения с целью формирования ценностно-смысловых установок, ориентированных на антитеррористические, толерантные формы сознания и поведения.

  2. Использование конкретных методик - описание конкретных приёмов, способов и техник по реализации методов противодействия идеологии терроризма.

  3. Содержание методик – содержательно-информационные компоненты, составляющие познавательную основу методики воздействия на ценностно-смысловую сферу различных групп населения (факты, примеры, сопоставительная информация, конструкты убеждающего характера и т. д.).

  4. Анализ содержания методик - оценка когнитивных составляющих методики идеологического воздействия в соответствии с заявленными целями (когнитивный ресурс): адресная направленность (возраст, гендерные особенности, социальные параметры и т. д.), информационная новизна, культурологическая и этническая целесообразность и т. д.

  5. Операционализация методик - совокупность приемов и способов воздействия на целевые аудитории, позволяющие вывести содержание конкретной методики на уровень лич­ностной ценности субъектов воздействия (мотивационно­динамические технологии и техники воздействия: эмо­циональное заражение, сопереживание, альтернативное позиционирование, смысловой резонанс и т. д.).

  6. Практики применения методик - применение конкретной методики в реальной практике общественно- политической жизни в соответствии с социально- экономическими и социально-психологическими особенностями определенных целевых групп населения.

  7. Оценка практик применения методик - определение эффективности и результативности использования методик в соответствии с поставленными целями идеологического воздействия.


ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Разоблачение идеологии терроризма и экстремизма
Во взаимодействии с религиозными и общественными организациями необходимо сформировать в обществе устойчивое понимание общественного неприятия идеологии экстремизма и терроризма. Для разоблачения этой идеологии в сети Интернет целесообразно использовать технологии аргументации и контраргументации, которые при правильном применении способствуют достижению убеждающего эффекта.
Аргументация - способ воздействия на позицию другого, а не демонстрация собственных достижений. Чтобы добиться успеха, надо действовать (излагать информацию) в рамках логики оппонента. Если другой человек не понимает или не принимает Ваших аргументов, необходимо изменить свои доводы, приспособив их к логике рассуждений оппонента. Ваша цель добиться не того, чтобы Ваш оппонент перестал возражать, а того, чтобы он понял и принял предлагаемое решение.
Контраргументация - выдвижение своих доводов (контраргументов) для опровержения аргументов и выводов оппонента.
При построении аргументации (и контраргументации) важно:

  • правильно подбирать формулировки для сообщения собеседнику необходимой информации, стремиться к лаконичности, следить за тем, чтобы формулировки были точными и понятными для собеседника;

  • необходимо ориентироваться на собеседника: оперировать его понятиями и терминами, опираться на признаваемые им критерии и аргументы, учитывать его интересы, цели и мотивы;

  • аргументы должны быть достоверными для собеседника;

  • полезно делать свое изложение как можно более наглядным: использовать вспомогательные средства (схемы, расчеты, инфографические материалы), образные выражения (сленг, метафоры, пословицы, поговорки), а также сравнения, понятные собеседнику и опирающиеся на его жизненный опыт;

  • вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику: открыто признавать его правоту, избегать пустословия, не стараться его запутать, избегать манипулятивных и спекулятивных приемов воздействия;

  • следует избегать излишней убедительности, которая может быть расценена как давление и вызовет отпор со стороны.



В ходе диалога Вам необходимо придерживаться следующих правил поведения:

  • Помните, что Вы ведете диалог с человеком. Не забывайте об эмоциональной сфере. Когда Вы ведете дискуссию в Интернете, то имеете дело с экраном монитора, то есть Вы лишены возможности использовать невербальные средства общения (жесты, мимику, интонации). Написанный текст – это все, что видит Ваш собеседник. В ходе дискуссии можно очень легко ошибиться в толковании слов вашего собеседника и, к сожалению, забыть о том, что Ваш визави тоже человек со своими чувствами и привычками.

  • Следите за формулировками и используемой лексикой. Когда Вы участвуете в диалоге в Интернет пространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Вероятно, они сохранятся там, где их уже невозможно будет скорректировать или удалить. Всякое сообщение, посланное Вами, может быть сохранено и эта информация может быть включена в новый контекст, а возможности повлиять на этот процесс у Вас нет.

  • Помните, где именно Вы находитесь в Интернете: в позиции потребителя информации или ее преобразователя. Модель поведения, принимаемая в одном месте, неприемлема в другом. Оказавшись на новом сайте, в страничке соцсети или новом блоге, сначала «осмотритесь» и прочитайте, как и о чем говорят участники дискуссии. Какие методы убеждения используются, на какую фактуру ссылаются собеседники и т. д. Только после этого вступайте в разговор.

  • Сохраняйте реноме и репутацию. Используйте преимущества анонимности. Отдавайте себе отчет в том, где, с кем и о чем Вы говорите. Возможно, Вам придется выдавать себя за кого-то иного-помните, что небрежно брошенная фраза может показать, что Вы не тот, за кого себя выдаете. Старайтесь следовать выбранной Вами тактике поведения.

  • Перепроверяйте факты. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Интернете и превратить Вас в глазах собеседников из эксперта в необразованного любителя.

  • Старайтесь избегать обобщений. Вас никто не уполномочивал говорить от чьего-то имени. Чем чаще Вы будете использовать обороты «я считаю...»,«по моему мнению...» и т. д., тем реже Вас сумеют упрекнуть в чрезмерном собственном величии и иных неприятных свойствах.

  • Ваш текст должен быть логичен. Он должен быть выстроен так, чтобы в нем не было ни одной «логической дыры», которой не преминут воспользоваться Ваши собеседники с целью опровержения Вашей аргументации.

  • Помните, что из-за экстерриториальности Интернета законы работают в нем не так, как в обычном, реальном мире. Несмотря на это, соблюдать их необходимо.


ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ И КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

«Фундаментальный метод» - предоставление собеседнику фактов и цифр, подтверждающих доказываемые тезисы и положения.

Малопродуктивным приемом аргументации является прямое непрерывное изложение доказательства. Лучше использовать метод «поэтапного согласия», при котором вся логическая цепь доказательства разбивается на отдельные отрезки и после каждого отрезка следует пауза и обращение к собеседнику, выяснение его согласия или несогласия, возникших у него возражений и вопросов.

Многие из возникающих возражений можно предвидеть заранее, и тогда полезно использовать прием «противопоставления аргументации» - «да,... но...», когда вы соглашаетесь с доводами против вашей позиции, но подчеркиваете, что эти слабые ее стороны перевешиваются сильными аргументами в ее защиту. Таким образом, с одной стороны, выражается согласие с оппонентом и уважение его позиции, а с другой - он лишается возможности использовать приведенные вами соображения против вас.

«Метод кусков» - расчленение высказывания собеседника на отдельные части: «это точно», «насчет этого существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно».

«Метод противоречия» - основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

«Метод видимой поддержки» - демонстрация согласия с приведенными доводами оппонента, а затем - выдвижение контраргументов.

Какие из этих методов использовать и в какой момент их применять - не существует универсальных рецептов. Владея всем перечисленным, Вы будете компилировать их в том сочетании, которое потребуется в ходе конкретного диалога. Если Вы вступаете в уже идущую дискуссию, прочитайте что было написано ранее и выявите те методы, которые (возможно, неосознанно) используют в доказательстве своей правоты участники дискуссии. Допустим, Ваш оппонент выступает с позиций непоколебимой убежденности в своей правоте - используйте методы «видимой поддержки» и «противопоставления аргументации».

Если Ваш оппонент в своей доказательной базе противоречит сам себе или использует заведомо ложные предпосылки и мифы - применяйте методы «кусков» и «противоречия». Задавая наводящие вопросы, заставьте собеседника самого пытаться объяснить несостыковки событий, фактов и возникшие противоречия.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница