Памятка по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент в управлении персоналом»




Скачать 144.61 Kb.
Дата04.05.2016
Размер144.61 Kb.

СТО АлтГТУ 13.62.1.3868-2014

ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПАМЯТКА

по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» для студентов направления 080400.62 «Управление персоналом»


Составила: Горбунова Т.Н.. Утверждаю

Зав.каф.М ________________И.Н. Сычева

«____»__________2014 г.
Дисциплина «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» изучается на протяжении 7-го и 8-го семестров. Объем дисциплины в 7-м семестре: лекций 14 ч., практик 17 ч., СРС 35 ч., форма промежуточной аттестации – зачет. Объем дисциплины в 8-м семестре: лекций 14 ч., практик 14 ч., СРС 89 ч., форма промежуточной аттестации – экзамен.
1 Содержание занятий

А) Лекции, 7-й семестр, 14 ч.



МОДУЛЬ 1.

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» – 2 ч.

Мировые тенденции современного развития экономики, организаций, систем управления ими и проблемы управления персоналом. Двоякая сущность инновационного менеджмента в кадровой работе, его объекты и субъекты. Стратегические и тактические цели инновационного менеджмента в кадровой работе. Место и роль курса в системе подготовки менеджера по управлению персоналом. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Возникновение понятия «инновация». И. Шумпетер, Н.Кондратьев и первые «инновационные наблюдения». Становление и развитие науки об инновационных изменениях. Теория длинных волн. Понятие инновации и инновационного процесса. Основные свойства инновации. Инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационный климат. Инициация инновации, диффузия инновации. Классификация инноваций. [3]


Тема 2. Теория инноватики. Основы организации инновационного предпринимательства– 2 ч.

Разновидности развития инновационного предпринимательства. Этапы развития инноваций. Малые и большие организации. Формирование малых инновационных предприятий. История инновационного предпринимательства в России. Инновационный процесс. Стадии и содержание инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Понятия "фундаментальные исследования", "прикладные исследования", "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы". Диффузия инноваций.

Инновационная деятельность. Основные виды инновационной деятельности. Научно-техническая деятельность. Объекты и субъекты инновационной деятельности. Классификация нововведений. Инновационный потенциал, инновационная политика. Инновационная сфера. Инновационная инфраструктура. [3]
Модуль 2.
Тема 3. Организация инновационного менеджмента – 2 часа.

Содержание и структура инновационного процесса. Модели инновационных процессов. Модель «рыночного вызова». Модель «технологического толчка». Модель закрытых инноваций. Методы поиска идей инновации. Анализ реализации инновационного процесса. Место инновационного менеджмента в общей системе управления организацией. Сущность инновационного менеджмента. Направления инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента. Цели, задачи, основные (предметные) и обеспечивающие функции инновационного менеджмента. Содержание процесса управления инновациями (формирование целей, планирование, организация и контроль).

Технология инновационного менеджмента. Сущность и задачи коммуникаций в инновационном менеджменте. Типы коммуникационных сетей. Виды коммуникаций в инновационном менеджменте.

Решения в инновационном менеджменте. Сущность и значение решений. Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента. Виды решений и процесс их принятия.

Принципы инновационного менеджмента (целедостижение, целостность, адаптивность, конкурентоспособность, саморегулирование).

Методы инновационного менеджмента: выявления мнения, аналитические, методы оценки, генерирования идей, принятия решений, прогнозирования, наглядного представления, аргументирования. [1,3]


Тема 4. Инновационный менеджмент и стратегическое управление – 2 часа.

Понятие и виды инновационных стратегий. Базовые стратегии роста фирмы. Способы выбора инновационных стратегий. Особенности внешней среды инновационной организации. Подходы к разработке адаптивной стратегии инновационной организации. Концепция «конкурирования на острие». Теория организационного обновления. Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента. Цели и задачи стратегического управления инновациями. Стратегии и их виды. Сценарии стратегического поведения инновационных предприятий.

Понятие "инновационная стратегия". Возникновение и становление инновационных стратегий и проблема диффузии инноваций. Инновационные стратегии в сфере крупного стандартного производства. Инновационные стратегии в сфере специализированного производства. Инновационные стратегии в инновационно-ориентированных организациях. Инновационные стратегии в сфере мелкого неспециализированного производства.

Методы и средства стратегического управления инновациями. Контроллинг. [3,5]


Тема 5. Основы интеллектуальной собственности – 2 часа.

Защита интеллектуальной собственности как задача управления инновационным процессом. Общие положения Гражданского кодекса РФ. Авторское право. Патентное право. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Промышленные образцы, изобретения и полезные модели. Секреты производства. [3]


Модуль 3.

Тема 6. Институты инновационной инфраструктуры и их взаимосвязь – 2 часа.

Содержание и направления государственной инновационной политики в России. Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Функции государственных органов в инновационной сфере. Прямые и косвенные методы государственной поддержки. Программно-целевой подход. Функции и роль инновационной инфраструктуры. Классификация инновационных организаций. Интеграция элементов инновационной инфраструктуры. Финансовые институты инновационной инфраструктуры. Развитие венчурного финансирования. [3,4,5]


Тема 7. Человеческий капитал как основа инновационной активности коллектива – 2 часа.

Человеческий капитал в структуре интеллектуального капитала организации. Концепция человеческого капитала как методологическая предпосылка инвестиционных процессов в управлении персоналом. Персонал научно-технических (инновационных) организаций и особенности управления. Формирование коллектива и стиль управления в инновационных организациях. [1,2]


Лекции, 8-й семестр, 14 ч.

МОДУЛЬ 4.
Тема 8. Особенности управления персоналом и организационной культы в инновационной сфере – 4 ч.

Состав и функциональные особенности научно-технических кадров. Задачи и особенности организации труда. Формы разделения и кооперации труда. Нормирование труда в инновационных организациях. Особенности система оплаты труда в творческих организациях. [1,2]


Тема 9. Управленческие технологии внедрения кадровых инноваций в организации – 2 час.

Сущность кадровых инноваций. Понятие и классификация кадровых инноваций. Принципы организации управленческих инноваций. Методы организации управленческих инноваций. Факторы препятствующие и способствующие инновационной деятельности. [1,2,3]


Тема 10. Нововведения по стадиям технологии управления персоналом и его развития – 2 ч.

Нововведения в области формирования систем управления персоналом. Нововведения в кадровой политике и кадровом планировании. Нововведения в области организационной культуры. Нововведения в области управления безопасностью и здоровьем персонала. Нововведения в области управления дисциплиной труда.

Нововведения в области найма, отбора, подбора и расстановки персонала. Нововведения в области деловой оценки персонала. Нововведения в области профориентации и трудовой адаптации персонала. Нововведения в организации труда и рабочего места персонала. Нововведения в области использования персонала. Задачи повышения роли и продолжительности инновационной стадии. Новые методы высвобождения персонала. Стимулирование добровольного увольнения и выхода на пенсию. Методы «открытого окна», селективного сокращения персонала, «тактика запугивания».

Нововведения в области управления социальным развитием персонала. Нововведения в системе обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Внутриорганизационное обучение персонала. Решение задач по развитию персонала малых организаций. Нововведения в аттестации персонала. Нововведения в области управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и управления кадровым резервом.

Нововведения в управлении поведением, трудовой деятельностью персонала, его мотивации и стимулирования в организации. Нововведения в области управления конфликтами.

Нововведения в области оценки труда и результатов деятельности персонала организации. [1,2]


Тема 11. Классификация персонала по признаку его отношения к нововведениям – 2 часа.

Процесс индивидуального творческого мышления. Понятие инновационного потенциала работника. Новатор в организации, его роль в развитии организации. Характерные черты новатора. Типы новаторов: "генераторы идей", антрепренеры, "информационные привратники", энтузиасты, рационализаторы - и методологические вопросы их идентификации.

Архетипы руководителей в инновационном процессе: "лидер", "администратор", "плановик", "предприниматель".

Роль "деловых ангелов", "вольных сотрудников", "золотых воротничков", "альтернативного персонала" в активизации инновационной деятельности организации. Нейтралы, ретрограды, авантюристы, консерваторы и скептики в инновационном процессе. Понятие кадрового балласта. Организация работы с кадровым балластом.

Понятие кадровой элиты. Роль элиты в развитии общества и организации. Типы кадровой элиты (производственная, научная, бизнес-элита, политическая) и методологические вопросы ее идентификации. Особенности суперэлитных специалистов. Необходимость элитного менеджмента - организации специальной работы с данными категориями персонала, их формирования и поддержки. Принципы формирования условий новаторской деятельности. Факторы, блокирующие новаторскую деятельность. Формы и методы работы с элитными и новаторскими кадрами. [1,2,3]
МОДУЛЬ 5.

Тема 12. Управление новаторской деятельностью персонала в организации – 2 часа.
Понятие и виды интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в международном и российском праве. Классификация интеллектуальной собственности. Понятие патента, лицензии, лицензионного соглашения и рационализаторского предложения. Роль лицензиара и лицензиата в патентно-лицензионной деятельности.

Авторское право. Охрана авторского права в Российской Федерации. Смежные права. Промышленная собственность. Охрана по патентному праву в Российской Федерации. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальный капитал.

Проблема "утечки умов". Задачи государства и общества в области кадрового элитообразования, состояние данной проблемы в современной России. Управление эффективной новаторской деятельностью в организации. Внутриорганизационные подразделения по управлению новаторской деятельностью (патентно-лицензионный отдел, отдел научно-технической информации, отдел рационализации и изобретательства). Рационализаторская и патентно-лицензионная работа в организации. Роль рационализатора и изобретателя в организации инновационной деятельности в кадровой работе. [2,4]
Тема 13. Организация управления кадровыми нововведениями в организациях – 2 часа.

Требования, предъявляемые к организации управления инновационными процессами в кадровой работе. Роль инноваций при проектировании систем управления персоналом организации.

Функции инновационного менеджмента в управлении персоналом и задачи функциональных подсистем системы управления персоналом, подразделений и служб по их выполнению.

Основные закономерности и противоречия развития кадровой работы. Возможность, потребность и необходимость управления развитием систем управления персоналом.

Характеристика понятий развития, прогресса, регресса, стагнации, кризиса и стабилизации кадровой работы. Тенденции развития.

Идеи нововведений и консультационная деятельность исследовательских центров в кадровой политике. Документация, регламентирующая инновационную деятельность в организации. [1,3]


Тема 14. Внедрение инноваций в управлении персоналом – 2 часа.

Понятие организации внедрения инноваций в управлении персоналом и ее современное состояние. Определение потребности в нововведении. Критерии отбора нововведений.

Разработка системы внедрения нововведений (определение субъектов и объектов инноваций в управлении персоналом, технологии разработки и внедрения, сроков, этапов внедрения нововведений и т.п.). Классификация факторов, влияющих на успешное внедрение нововведений. Классификация принципов организации работы с персоналом в преддверии нововведений (принцип информирования о существе проблемы, принцип превентивной оценки "цены" за перестройку работы, принцип инициативы снизу, принцип тотальности, принцип перманентного информирования, принцип непрерывной внедренческой деятельности, принцип индивидуальной компенсации, принцип учета типологических особенностей восприятия инноваций различными людьми).

Определение организационных форм разработки и внедрения инноваций в управлении персоналом. Элементы научно-инновационного трансферта. Организация внедрения и трансферта инноваций.

Подготовка общественного мнения. Социально-психологическая, материально-техническая и профессиональная подготовка нововведений. Модель будущего: создание, разъяснение и апробация. Принятие и отторжение, привыкание и настороженность в отношении к нововведениям в кадровой работе.

Сопровождение инноваций в управлении персоналом. [2,3,5]



Б) Практика, 7-й семестр, 14 часов

Занятие 1. Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» – 2 ч.

Занятие 2. Семинар Теория инноватики. Основы организации инновационного предпринимательства– 2 ч.

Занятие 3. Организация инновационного менеджмента – 2 часа.

Занятие 4. Творческая лаборатория – 2 ч.

Занятие 5. Практикум «Разработка стадий инновационного процесса и его характеристик» - 2 ч.

Занятие 6. Контрольная точка – 2 ч.

Занятие 7. Выполнение расчетных заданий – 2 ч.
Практика, 8-й семестр, 14 часов

Занятие 1. Институты инновационной инфраструктуры и их взаимосвязь – 2 часа.

Занятие 2. Человеческий капитал как основа инновационной активности коллектива – 2 часа.

Занятие 3. Управленческие технологии внедрения кадровых инноваций в организации – 2 час.

Занятие 4. Семинар – 2 ч.

Занятие 5. Деловая игра – 2 ч.

Занятие 6. Контрольная точка – 2 ч.

Занятие 7. Творческая лаборатория по разработке проекта – 2 ч.
В) Самостоятельная работа студентов (129 ч.)

7-й семестр - 35 ч., 7-й семестр – 89 ч.



Основной целью СРС является формирование навыков к самостоятельному труду, принятия независимых решений, умения решать профессиональные задачи. Помимо этого, СРС включает: проработку конспектов лекций и учебной литературы; подготовку к деловым играм; решение кейсов; разработку проектов, подготовку к контрольным точкам, зачету (в 7-м семестре) и к экзамену (в 8-м семестре, 36 ч.).
2 Литература по дисциплине

Основная литература:


  1. Бабосов, Е. М. Управление персоналом. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Е. М. Бабосов, Э. Г. Вайнилович, Е. С. Бабосова. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 288 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека».

  2. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 288 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека».

  3. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. - 392 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека».

Дополнительная литература:

  1. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 288 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека».

  2. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. - 392 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека».

Интернет-ресурсы:

  1. Инновационное законодательство России: www.innovbusiness.ru

  2. Особенности персонал-технологий инновационных предприятий: www.hr-portal.ru

  3. Ресурсы Института открытого и дистанционного образования: www.ode.ru

  4. Наука и инновации за рубежом: www.sibai.ru



3 График контроля


Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

7-й семестр

Выступление на семинаре

4-я неделя

0,1

Участие в деловой игре

6-я неделя

0,1

Практикум по разработке стадий мотивационного процесса

7-я неделя

0,1

Решение кейса

8-я неделя

0,1

Контрольный опрос

10-я неделя

0,1

Зачет

14-я неделя

0,5

8-й семестр

Практикум по разработке инновационного проекта

5-я неделя

0,1

Выступление на семинаре

6-я неделя

0,1

Участие в деловой игре

8-я неделя

0,1

Контрольный опрос

12-я неделя

0,1

Творческая лаборатория

14-я неделя

0,1

Экзамен

сессия

0,5



Примечания:

  1. Текущий и итоговый рейтинги по дисциплине проставляются в соответствии с принятой в АлтГТУ 100-балльной системой оценок. Кроме того, при выставлении рейтинга учитывается посещаемость занятий студентом (в % от общего количества занятий в семестре).

  2. Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10% ниже.

  3. К экзамену допускаются студенты, имеющие не более одной задолженности по контрольным точкам. При наличии одной или двух задолженностей студенту на экзамене выдаётся дополнительное задание.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница