Памятка к вам пришли с проверкой?




Скачать 147.78 Kb.
Дата04.05.2016
Размер147.78 Kb.

ПАМЯТКА

К Вам пришли с проверкой?
Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Цель любой проверки – выяснить на сколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства.

Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Правила проведения проверок, установленные данным Законом, не распространяются на сферы налогового, валютного, транспортного, таможенного, иммиграционного, лицензионного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля на финансовом рынке и некоторых других видов контроля и надзора.

Во всех остальных случаях проведение проверки должно соответствовать требованиям ФЗ №294-ФЗ.

Проверка проводится только на основании распоряжения или приказа о проведении проверок.

О проведении плановой проверки предприниматель уведомляется контролирующим органом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой явилось обращение (жалоба), предприниматель уведомляется контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

В случае, если в результате предпринимательской деятельности причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и т.п. предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Приказ или распоряжение о проведении проверки предъявляются вместе со служебным удостоверением должностным лицом, указанным в данном приказе (распоряжении). Обязательно обратите на это внимание: не допускается проведение проверки иным должностным лицом.

Виды проверок

Плановая Внеплановая



Документарная Выездная

Внеплановая проверка:

Плановая проверка:

Основаниями для проведения является:

  1. истечение срока исполнения предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

  2. поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и т.п., нарушения прав потребителей;

  3. приказ (распоряжение) контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные обращения и заявления, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая выездная проверка (при поступлении заявления или обращения об угрозе причинения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и т.п.) может быть проведена только после согласования ее с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя, о чем выносится решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения.




Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контролирующими органами ежегодных планов.

При этом разрабатываемые контролирующими органами ежегодные планы подлежат согласованию в органах прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, обобщив поступившие сведения, формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Кроме того, утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте контролирующего органа.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года.


Внеплановая проверка:

Плановая проверка:

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверки не может превышать 20 календарных дней.





В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и т.п. срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.




Особенности организации и проведения документарной проверки.


  • Проводится по месту нахождения контролирующего органа

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах предпринимателя, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений контролирующих органов.

  • В процессе проведения документарной проверки подлежат рассмотрению:

- документы, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа (уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении предпринимателя контрольных мероприятий);

- если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем обязательных требований, в адрес предпринимателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении документарной проверки. При этом не допускается требовать нотариального заверения запрашиваемых документов, за исключением случаев, указанных в законодательстве.



В этом случае предприниматель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить в контролирующий орган указанные в запросе документы. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью.

  • При проведении документарной проверки контролирующий орган не вправе требовать у предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

  • В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица контролирующего органа вправе провести выездную проверку.

Особенности организации и проведения выездной проверки.

  • Проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности ИП и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

  • Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, ИП товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

  • Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

  • Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, ИП при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, ИП оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.


Ограничения при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица контролирующего органа не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям контролирующего органа, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, за исключением случая проведения такой проверки в связи с поступлением заявления (обращения) о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и т.п.;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.


Должностные лица при проведении проверки обязаны:

1) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

2) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки;

5) не препятствовать предпринимателю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять предпринимателю при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить предпринимателя с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды и т.п., а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании предпринимателями;

10) соблюдать сроки проведения проверки;

11) не требовать от предпринимателя излишние документы;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе предпринимателя ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Порядок оформления результатов проверки
По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в контролирующий орган


Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона

Результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением требований, установленных законом, к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим контролирующим органом или судом на основании заявления юридического лица, ИП.



К грубым нарушениям относится:

  1. Проведения проверки без наличия на то законных оснований;

  2. Не уведомление предпринимателя о проведении выездной проверки;

  3. Привлечение к проведению контрольных мероприятий не аккредитованных в установленном порядке граждан и мероприятий;

  4. Нарушение порядка согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки;

  5. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

  6. Проведение проверки без приказа (распоряжения) о проведении проверки;

  7. Требование, документов, не относящихся к предмету проверки;

  8. Непредставление акта проверки предпринимателю;


Как избежать необоснованных проверок?

(журнал учета мероприятий по контролю)
Важной гарантией защиты прав предпринимателей при проведении проверки является ведение предпринимателем журнала учета мероприятий по контролю.

Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ст.8 ФЗ №294-ФЗ, документ, который хранится у предпринимателя и в котором каждый проверяющий обязан сделать запись о проведенных им проверках.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью предпринимателя (юридического лица).

Если у предпринимателя несколько мест осуществления фактической предпринимательской деятельности, он должен иметь журнал учета в каждом месте. В графе «Местонахождение» указывается юридический адрес предпринимателя и фактическое место расположения. Это может существенно помочь в дальнейшем. Наличие заполненного журнала поможет предпринимателю и в случае обжалования результатов проверки в различных инстанциях.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Как вести себя при проведении проверки контролирующим органом?
Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки со стороны проверяющих реально могут допускаться ошибки, которые впоследствии можно использовать для дальнейшего обжалования результатов проверки в судебном порядке.

Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). Получите копию данного распоряжения.

Проверяющие почти всегда настроены негативно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к ним доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.

Не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет значения для правовой оценки результатов проверки, но негативно влияет на поведение проверяющих.

В случае, если вы по каким либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку «не согласен» или подпишитесь только в его получении.

Следует также иметь в виду, что при выявлении должностными лицами нарушений, которые образуют состав административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении. Он должен быть составлен в присутствии предпринимателя, исключением является отсутствие предпринимателя при надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола. Предпринимателю или должностному лицу, согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях, должны быть разъяснены его права и копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена предпринимателю под роспись.



В случае, если проверка в отношении Вашего предприятия проведена с нарушением закона, Вы можете обратиться в Кемеровское областное отделение ОПОРЫ РОССИИ для получения квалифицированной юридической помощи по данному вопросу и рассчитывать на участие сотрудников Кемеровского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ в защите Ваших прав и законных интересов.

Наши координаты: 650000, г. Кемерово, пр. Советский, 2Б; тел/факс:(3842)75-58-07; е-mail: opora_kemerovo@mail.ru .


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница