«Отечественная война 1812 года»




Скачать 198.8 Kb.
Дата11.05.2016
Размер198.8 Kb.
Тема: «Отечественная война 1812 года».

Тип урока: урок изучения нового материла.

Форма проведения урока: проектно- исследовательский метод.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

  1. образовательные:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

  1. развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся исследовательских навыков и составление проектов;

  1. воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

План урока.

I. Изучение нового материала.



  1. Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.

  2. Характер войны, соотношение сил.

  3. Вторжение Наполеона в Россию.

  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

  5. Бородинское сражение.

  6. Совет в Филях и оставление Москвы.

  7. Партизанское движение и народное ополчение.

  8. Отступление и гибель «Великой армии».

  9. Наш край в годы Отечественной войны 1812 года.

II. Рефлексия. Проект в форме кластера.

III. Домашнее задание.



Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», контурные карты «Отечественная война 1812года», индивидуальные атласы «История России XIX века», цветные карандаши, портреты исторических деятелей. Репродукция картин, посвященных этой теме.

Ход урока.

Организационный момент, вводное слово учителя: Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Мы с вами осветим следующие вопросы:



  1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

  2. Характер войны, соотношение сил.

  3. Вторжение Наполеона в Россию.

  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

  5. Бородинское сражение.

  6. Совет в Филях и оставление Москвы.

  7. Партизанское движение и народное ополчение.

  8. Отступление и гибель «Великой армии».

  9. Наш край в годы Отечественной войны 1812 года.

По ходу урока мы будем с вами выполнять разные задания, работать с контурной картой, а в конце урока вы заполните итоговый кластер, в котором отразите итоги изученной темы.



1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени? (Беседа с учащимися).



- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(европейское и ближневосточное)



- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).



- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)



- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

(1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;

2. Россия оказалась в изоляции;

3. авторитет Александра резко упал)

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

- Назовите причины войны. ( запись в тетрадях)





Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;




3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

2. Характер войны, соотношение сил.

Самостоятельно ознакомьтесь с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом. ( оформление записи в тетрадях)



- Какого было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?


Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция

Россия

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины

- Как расположена была русская армия перед началом войны?

( Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учитель показывает на карте расположение русской армии.

- Какие планы преследовал Наполеон?

( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)



3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

  1. границу Российской империи;

  2. расположение русских войск и главнокомандующих;

  3. р. Неман;

  4. г. Смоленск;

  5. г. Москва.

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.



4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.



А)Работа с документом. №1

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

- Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?



- Как отнеслись войска и народ к этому назначению? ( запись в тетради)
Б) Сообщение учащегося « М. И. Кутузов - русский полководец».

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) - русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней преподавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768— 1774 гг. и 1787-1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить

В 1792-1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Константинополь и сумел во время этой миссии добиться для России годных внешнеполитических и торговых преимуществ.

В 1794-1795 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литовским (1780-1799) и Санкт-Петербургским ( 1802) военным генерал-губернатором.

В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из окружения превосходящими французскими силами и тем спас уничтожения.

В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русских действующей армией во время войны 1806-1812 гг. с Турцией. За крупную победы над турками, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство.

В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим 1-й и 2-й соединенными армиями.

Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова – человека- военачальника - была хитрость. «Старый лис Севера», - сказал о Кутузове: Наполеон. Стратегия Кутузова, очевидно, заключалась, помимо прочего в том, что он не рассматривал генеральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного успеха. В отличие от Наполеона для которого именно решающий бой автоматически предоставлял возможность диктовать условия победоносного мира Известна фраза, которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы; думаете разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет... - произнес тогда Кутузов но обмануть - да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему и сказать «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть е грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях «Москва, как губка, всосет в себя французов...»

Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. Его останки был привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.



Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

  1. Бородино.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

( Силы приблизительно равны)

Учитель расположение русской и французской армий показывает по условной карте на рисованной на доске, рассказывает о бородинского сражения, попутно спрашивает у ребят, что такое:

- инфантерия- пехота;

- флеши - земляные укрепления;

- пехота - пешие войны;

- кавалерия-

-батарея-

- редут-

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.
Работа с документом №2.

И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.

С. Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».


Учитель: Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

В Бородинском сражении принимали участие наши земляки один из них владелец села Скорняково Задонского уезда Н.Н. Муравьёв- Карский.

Ученик: ( Сообщение. Проверка опережающего задания).

«В 1811 году семнадцатилетним прапорщиком был назначен в свиту императора Александра I. Упросил командование направить его в армию Барклая-де-Толли. В списке отличившихся в арьергардных боях от города Вязьмы до селения Бородино есть и Муравьев. В графе «Подвиги» записано о нём и его товарищах следующее: «Преимущественно были употребляемы по разным препоручениям, кои всё выполняли с редкою неустрашимостию, участвовали в кавалерийских атаках, находились повсюду в самых опаснейших местах, показывая собою пример храбрости, и во всём мне способствовали наилучшим образом, а потому и смею испрашивать наград мною предполагаемых». Николай Николаевич получил орден Святого Владимира 4-й степени. Позже он был назначен квартирмейстером при штабе М.И. Кутузова. Ревностно исполнял обязанности и получил благодарность Главнокомандующего за умелое расположение войск на правом фланге перед Бородинским сражением. Генерал барон Л.Л. Беннигсен докладывал М.И. Кутузову, что Муравьёв, «находясь в сражении, был послан в опасные места под неприятельскими выстрелами и проводил войска с расторопностию и неустрашимостию», и просил наградить его орденом Святой Анны 3-го класса. Участник боёв на реке Березина, под Вязьмою, Дрезденом, Лейпцигом, Парижем. Участник Заграничного похода. Награждён пятью орденами.»

Ученик: ( Сообщение) «Муромцев Матвей Матвеевич – генерал-лейтенант. На его средства по проекту Василия Ивановича Баженова построена одна из самых знаменитых в Липецкой области Владимирская церковь в селе Баловнево. Сражался в армии Барклая-де-Толли в должности адъютанта начальника штаба армии генерала А.П. Ермолова. В сражении у стен Смоленска был тяжело ранен в голову. Награждён орденом Святого князя Владимира. В родовом имении лечился до апреля 1813 года. Затем участвовал в Заграничном походе русской армии. Победным маршем прошёлся по улицам Парижа. Его братья Александр и Пётр принимали участие в сражениях с полчищами Наполеона. Александр под Бородино тоже был тяжело ранен. Долго лечился. С большим трудом поправил здоровье, но участвовать в боевых действиях не смог. Пётр дошел до Дрездена, где тяжело заболел и вынужден был лечиться до самого окончания войны. Оба брата проявили на поле брани смелость, отвагу и храбрость. Они заслуженно стали кавалерами боевых орденов.»

Ученик: ( Сообщение) «Раевский (Данковский уезд) – подпоручик, артиллерист, отличился в Бородинском сражении. Воевал в составе 3-й резервной артиллерийской бригады. Конная 8-я рота была в самой гуще боя. В представлении его к награждению орденом Святой Анны 3-го класса записано о нём и его товарищах следующее: «Отличая себя мужеством и храбростию, верными выстрелами взорвали несколько на неприятельской батарее зарядных ящиков и неоднократно принуждали ретироваться его пехоту и кавалерию». Под стать были и его подчинённые. Фейерверкер 2-го класса Савелий Ильин, «Будучи в двукратном сражении августа 24 и 26-го, отличал себя редким мужеством в обоих сражениях, действовал из вверенного ему орудия искусно и удачно, нанося немалый вред неприятелю, когда неприятельская граната пала на батарею, то он, не дав её разорвать, схватя, отбросил в сторону, отчего на батарее не произошло никакого вреда». Фейерверкер 3-го класса Захар Плешков и бомбардир Иван Соколов, «будучи в двукратном сражении августа 24 и 26-го числа, сделали отличие, когда подпоручик Раевский был ранен, то означенный фейерверкер, занимая место офицера, действовал из двух орудиев с неустрашимостию, храбростию, а рядовой также своею неустрашимостию исполнял свою должность и ободрял своих товарищей, а когда под зарядным ящиком подбил неприятель лошадей, тогда они подпрегли своих верховых и свезли ящик с батареи благополучно».

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».



- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.


Работа с документом№3. Прочитать группу документов и ответьте на вопрос:

- Какой предстала Москва перед французскими войсками?

- В чем была причина недовольства Наполеона?

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».



С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

Учитель: Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.



7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года.


  1. Д. Давыдов;

  2. А.С.Фигнер;

  3. А.Н. Сеславин.

Денис Васильевич Давыдов (1781-1839), впоследствии генерал лейтенант, известный поэт-партизан, один из друзей А. С. Пушкина, был; адъютантом у князя Багратиона. В начале войны 1812 г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед Бородинским сражением он добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ляховым Давыдов вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под гордом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. Продолжая свои действия до Немана, партизаны Давыдова первыми заняли Гродно.

Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл для русских ценные сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения. Набрав небольшой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большой денежное вознаграждение. Но Фигнер оставался неуловим. Вместе с Сеславиным он отбил у французов целый транспорт с драгоценностями, награбленными в Москве. Погиб Фигнер близ города Дессау.

Александр Никитич Сеславин (1780-1858), капитан во время войны 1812 г., прославился своими партизанскими действиями. Неотступно следуя за французами, наносил им большие потери и доставлял Кутузову ценные сведения о противнике. Высказал особую храбрость в Бородинском сражении. Был несколько раз ранен
Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

Ученик: ( Сообщение) « Наши земляки смело дрались с врагом на поле брани в составе пехотных, артиллерийских и кавалерийских частей, прославив свой род в войне 1812 года. Многие из них оказали неоценимую помощь армии сбором и изготовлением холодного оружия, оснащением полковых обозов, поставкой в армию тёплой одежды, обуви, продовольствия, фуража и многого другого. В целом по стране было выставлено более 300 тысяч ополченцев и собрано более 100 миллионов рублей, что составляло половину государственного бюджета. Жители нашего края внесли в это благородное дело достойный вклад. Ими было собрано за войну 222 480 рублей, 9113 пудов сухарей, 2653 четверти овса, 3280 пар сапог, 6852 пары лаптей. Сотни лошадей и волов направлены в действующую армию. 30 августа 1814 года императором была учреждена бронзовая медаль на Владимирской ленте для награждения «Жертвователей на общее дело или их воспреемников по роду и по имуществу». Такой медалью были отмечены жители нашего края».
Работа с документом №4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?



Геройство старостихи Василисы. ( Сообщение проверка опережающего задания)

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?


8. Отступление и гибель «Великой армии».

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.



Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

  1. Тарутино;

  2. 2. Малоярославец;

  3. Можайск;

  4. Тулу;

  5. Калугу.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.



Ученик выразитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- Куда повернул Наполеон?

(на юг)


12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)



Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Работ с документами №5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

-Что осложняло отступление французов?



Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».


Учитель: Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

1. р. Березина;

2. Отступление французской армии.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.



Запись на доске и в тетради:

6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Вывод.

Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.
II. Рефлексия. Заполнение итогового кластера.

Кластер по Отечественной войне 1812 года.





III. Домашнее задание.

Параграф 4 читать. Ответить письменно на вопросы:



  1. Действительно ли Отечественная война 1812 года была народной?

  2. Каково значение Отечественной войны 1812 года?

  3. Подготовить сообщение о Елецком пехотном полку, принимавшем участие в Отечественной войне 1812 года.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница