Отчетности «Туристская путевка»




Скачать 142.73 Kb.
Дата06.05.2016
Размер142.73 Kb.
О применении бланка строгой отчетности «Туристская путевка»

Биржаков Михаил Борисович, вице-президент МТА

Введение в действие новой редакции федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» 2007 г. породило ряд проблем вызванных отсутствием гармонизации правовых актов. Нормально в практике законотворчества — новый закон или дополнения и поправки к действующему — вводятся с одновременным внесением дополнений и изменений в смежное действующее законодательство.

Однако такового сделано не было, кроме как введением в части второй и третьей ст. 2 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» нормы, придающей положениям этого закона императивный характер.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

В части применения бланков строгой отчетности «Туристская путевка» эти положения достаточно не адекватны, прежде всего, принятым позднее 01 июня 2007 г. нормативным актам. Однако это только на первый взгляд. Детальное и всестороннее изучение противоречий показывает не столь мрачную картину и «свет в конце темного тоннеля» есть.



Исходная законодательная и нормативная база

Прежде всего, рассмотрим законодательные положения, определяющие предмет и существо «туристской путевки» в новой редакции закона и смежных нормативных документов.

Законоположительный документ есть только один (закон) и минимум три нормативных документа (стало быть подзаконных – Постановление Правительства РФ № 171, приказ Минфина РФ 60н « О бланках строгой отчетности» и «Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта», введенный Постановлением Правительства РФ № 452) и два информационных (рекомендательное письмо Ростуризма, никем не подписанное, а просто вывешенное на web-сайте www.russiatourism.ru — стало быть для сведения, а также рекомендательное письмо Роспотребнадзора о правоприменительной практике — по существу указание органам контроля и надзора за процессом реализации туристского продукта потребителям).

Отметим, что частично рекомендации в этих документах противоречат друг другу, но Роспотребнадзор, в отличие от Ростуризма, может налагать по результатам проверок туристских фирм административные взыскания конкретно, причем не только с позиций закона «Об основах туристской деятельности в РФ», сколь с позиций закона «О защите прав потребителей», т.е. в сфере туристического обслуживания. Последнее значительно шире, чем узкая сфера государственного регулирования отношений в связи с туристским продуктом.

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в ст. 1 и 10 вводит ряд понятий в отношении бланка строгой отчетности «туристская путевка», а именно:

Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке….

Таким образом, минимум три положения закона прямо содержат определения туристской путевки и формируют представления о ее юридической сущности и формализуют содержание документа и его атрибутов, определяют статус.

Из этих положений однозначно вытекает сфера регулирования отношений —



туристская путевка как бланк строгой отчетности и фискальный документ не применяется вне отношений возникающих и имеющих место в связи с реализаций туристского продукта.

Стало быть — нет туристского продукта — туристская путевка не нужна. Это несколько облегчает жизнь туристским, а также туристическим и туризмическим фирмам, не попадающим в сферу регулирования федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», а осуществляющим деятельность в сфере туристического обслуживания. При кажущейся казуистике это принципиально, поскольку Гражданский Кодекс никто не отменят, а Ростуризм не внес надлежащих изменений в ст. 779 ГК РФ, описывающую отношения по договору возмездного оказания услуг (где и есть единственное в российском праве указание на «туристическое» обслуживание).

Далее следует обратиться к «Правилам оказания услуг реализации туристского продукта», утвержденным постановлением Правительства РФ №» 452 от 18 июня 2007 г. Это важный подзаконный акт, принятый во исполнение положения федерального закона «Об основах туристс4кой деятельности в РФ» ст. 4

Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.

Отметим, что этот пункт закона выполнен и достаточно оперативно. Постановление есть, хотя и некоторым опозданием в отношении даты введение закона на месяц и 18 дней. Пункт 3 вводит понятия в Правилах.

Понятия "турист", "туроператор", "турагент", "туристский продукт", "заказчик туристского продукта", "реализация туристского продукта", "туристская путевка" применяются в значении, установленном Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (№ 132 ФЗ).

Пункт 17 Правил повторяет положения закона.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Таким образом, следует утвердиться в том, что законом туристская путевка предписана обязательной и неотъемлемой частью договора на реализацию туристского продукта. Придется, согласно древнеримскому постулату1 «Закон плох, но он закон», хотим или нет — бланк туристской путевки надо использовать обязательно, хотя это создает массу хлопот и суету, однако ко всему можно привыкнуть и организоваться.

Особенности хранения бланков и документации строгой отчетности

Хлопоты не в столь в добывании самого бланка путевки (всем желающим его не продают), который может изготовляться лишь ограниченным числом типографий2, имеющих лицензии ФНС на печать защищенных от подделки бланков, сколь в неожиданных последствиях чисто бюрократического свойства.

Бланк строгой отчетности и режим его изготовления, использования, хранения и уничтожения (жизненный цикл любого документа, за исключением тех, что хранятся вечно) регламентируется Постановлением Правительства РФ № 171 от 31 марта 2005 г. «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). Так и указаны все обязательные процедуры учета и хранения таких документов. Из этого истекает, что туристская путевка как бланк строгой отчетности (а по заполнения и выдаче туристу) остатняя часть документа (второй лист) не теряет своих свойств и будучи априори законом определенной как неотъемлемая часть договора на реализацию туристского продукта — делает этот договор в купе с путевкой также документом строгой отчетности.

Если туриста или заказчика туристского продукта, представляющего интересы туриста, это ни к чему не обязывает, получает первый лист документы, но юридическое лицо, оперирующее с документами строгой отчетности, имеет определенные и непростые обязательства в части учета и хранения этих документов. Их следует хранить в стальном шкафу или сейфе надлежит образом, определенным инструкций по обороту документов строгой отчетности. Стало быть, кроме шкафа или сейфа туроператору или турагенту нужна еще и инструкция и именно ее наличие и будут проверять контрольно-надзорные органы. Если фирма отправляет 1000 туристов неделю, а такие есть и не мало, то объем документации, срок которой хранение не менее срока исковой давности — т.е. минимум трех лет — буде исчисляться контейнером не малого объема или специальной кладовкой соответствующей площади.

В офисе туроператора или турагента следует еще предусмотреть солидных объемов специальное помещение (и не малое) для архива хранения документов строгой отчетности, оборудованное охранной и противопожарной сигнализацией, содержать архивариуса и охранника, или пользоваться услугами государственных архивов, что не дешево. Но все это вполне реально осуществимо, все расходы, так или иначе — оплатит турист и никто иной.

Содержание бланка туристская путевка

Далее следует разрешить вопрос с содержанием документа туристская путевка, который вызвал не мало споров и дискуссий исключительно с силу невнимательности чтения нормативных документов.

Нормативная база по документообороту бланков строгой отчетности, касающихся фискальных документов, при осуществлении денежных расчетов с населением, поручена Минфину РФ, который, следуя букве закона и поручения, достаточно издан своевременно приказ3 № 60н от 9 июля 2007 г. «Об утверждении бланков строгой отчетности «туристская путевка». Документ издан в точном соответствии духу и букве Постановления Правительства № 171 (см. выше).

Изданный норматив предлагает (1) эскиз формуляра, (2) описание формы бланка, (3) рекомендации по применению, (4) порядок заполнения бланка, и (5) обеспечению защиты от подделок. Значительная часть документов носит рекомендательный характер4, в том числе и дается свобода графического оформления самого бланка. В приказе утверждена только форма бланка и не более. Все указанные рекомендательные приложения в состав приказа не входят и отсылки в приказе на них нет, что генерирует довольно большое количество вопросов о легитимности этих рекомендаций. На форме бланка «туристская путевка» есть отсылка на приказ Минфина РФ № 60н, но в рекомендациях ни подписи ответственных лиц, ни отсылки на принадлежность ведомственную или к приказу также нет. Вот такой правовой плюрализм или беспредел.

Формально подходя к изучению формуляра, выясняется его ущербность и несоответствие закону «Об основах туристской деятельности в РФ» (см. выше) в части указания условий путешествия. Фискальные свойства документа сохраняются, но это лишает его информационной содержательности, предусмотренной федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».

Исторически на население приобретает не тур, а туристскую путевку и, стало быть, в ней должны быть условия того, что приобрел, т.е. условия путешествия, что логично с точки зрения потребителя и положений закона «О защите прав потребителей». А этого то и нет.

Таким образом, турист получает от туроператора или турагента договор о реализации туристского продукта и красивый фискальный чек с двумя степенями от подделки формата примерно А5 и стоимостью самого чека от 2,5 до 10 рублей (таковая примерно стоимость бланка в типографиях при массовом изготовлении по качественным характеристика, указанным и письме Минфина РФ5). Отметим, что стоимость фискального чека туристская путевка» в тысячи раз превышает стоимость обычного чека ККТ на рулонной бумаге.

Впрочем, беспокоиться не о чем, турист заплатит за все, в том числе и за стоимость чека и без слов. Мы выясняли у туристов их отношение к тому, что чек будет стоить дорого. Большинство опрошенных потребителей не дрогнуло душой и карманом, и легко согласилось на дорогущий чек, поскольку стоимость тура обычно относительно велика – 25 тыс. руб. и более. На десять рублей больше будет стоимость тура — это нормально.

Есть чисто технологические вопросы и их два. Касающиеся формирования записей в документе.

А именно — общая цена туристского продукта.

Общая цена комплекса услуг позволяет организатору туризма скрыть (т.е. ввести в заблуждение) потребителя в вопросе стоимости отдельных компонентов туристского продукта и еще более того скрыть истинный размер агентского процента, получаемый этим организатором туризма (одним или двумя). Кроме моральных страданий за явственный обман, потребитель будет затруднен в оценке величины денежных требований компенсации претензий по отдельным составляющим, например с использование Франкфуртской таблицы, обычно предлагаемой для таковой процедуры. Так, например, персонифицированный билет на чартерную авиаперевозку, как правило, не имеет цены услуги.

Воторой вопрос — авансовые платежи и их оформление. По технологии туристского обслуживания иногда турист или заказчик туристского продукта, представляющий интересы туриста, вынужден уплачивать авансовые платежи, на которые ему выдается обычный чек ККТ. Если в порядке аванса уплачивается вся сумма стоимости туристского продукта, то можно сразу выдать туристскую путевку и особенных проблем не возникает за исключением отношений с самим туристом, который должен поверить, что ему предоставят все услуги.

Суть проблемы состоит в том, что суммарный фискальный документ может и должен быть один и только один — туристская путевка, где в соответствующей графе бланка указывается общая цена в рублях. Иначе рушатся принципы формирования налогооблагаемой базы, что недопустимо.

Выход только один. Поскольку туристская путевка априори неизбежна и всегда необходима — бухгалтеру организатора туризма следует оформлять возврат авансовых сумм и уже учитывать их сумму (проводить их заново) их при оформлении туристской путевки. Это муторно и вызывает справедливые нарекания работников бухгалтерии. Но ничего иного предложить невозможно6 и есть надлежащие разъяснения налоговой инспекции. Кто хочет поспорить с налоговым инспектором — его личное право. Исход спора предрешен, причем апостериори — в пользу налоговика.

Таким образом, ответ на формирование записи в графе «общая цена туристского продукта» при наличии авансовых платежей решен однозначно и неоспоримо.

Безналичная оплата туристского продукта

Второй вопрос – безналичные платежи. Ростуризм пошел на попятную и предложил туристскую путевку не выдавать. Но юристы Роспотребназдзора остались непреклонны. Раз есть федеральный закон, требующий путевку как неотъемлемое приложение к договору о реализации туристского продукта, то она (путевка) должна быть всегда. И эта позиция по жизни неубиенна.

Если заказчик туристского продукта или турист совершили оплату путем безналичного перечисления средств, копия банковской платежки (платежек, если их несколько) прикладывается к договору на реализацию туристского продукта как основание отношений и подтверждение оплаты услуг, а в бланке туристская путевка в графе общая цена туристского продукта — делается прочерк. Впрочем, это ясно было еще в 2005 г.7 и четко указано в п.8 Постановления Правительства РФ № 171.

Условия путешествия в бланке строгой отчетности

Наиболее нервная позиция, поскольку в эскизе формуляра туристская путевка, прилагаемом к приказу Минфина РФ № 60н графы «условия путешествия» нет. Это лишает информативности документ, превращая его в фискальный чек высокой стоимости и сомнительной для потребителя содержательности. Укажем, что в бланке туристская путевка «Тур-1», имевшим хождение ранее, до его отмены с 10 августа 2007 г. указанным выше приказом; такие условия путешествия были и достаточно избыточные.

Однако, из п. 3 Постановления РФ № 171 (см. выше) следует, что в бланке должна содержаться обязательная и может содержаться дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Это как раз и есть условия путешествия применительно к бланку «туристская путевка» и иная информация, например товарный знак или эмблема.

Таким образом, бланк строгой отчетности «туристская путевка» должен безусловно содержать обязательные атрибуты, указанные в форме, утвержденной приказом Минфина РФ № 60 н, по может содержать и иную информацию. Вообще-то — это должна быть забота и хлопоты Ростуризма, но не случилось8.

Таким образом, туристским фирмам (организаторам туризма по принадлежности), генерирующим туристский продукт, надлежит либо (а) бесспорно использовать молча бланк туристской путевки Минфина РФ9, либо (б) заказать, уважив туриста и закон, свои собственные бланки с товарным знаком, графами с условиями путешествия. Последнее хлопотно. Надо бланк (оригинал-макет) разрабатывать, впрочем — та же типография это и совершит за дополнительную плату), оформлять спецзаказ. Это будет дорого до 50 руб. за бланк. Опять же все заплатит турист и убытка организатор туризма не понесет, но зато это будет сильным маркетинговым ходов в продвижении своего особенного туристского продукта. Уверен, что в ближайшем будущем это и произойдет.

Заключение

1. Бланк строгой отчетности «туристская путевка» априори безусловно и всегда применяется только к туристскому продукту, когда в наличии есть минимум и одновременно три его признака (1) перевозка, (2) размещение, (3) единая цена в российских рублях.

2. Бланк строгой отчетности «Туристская путевка» является фискальным документом и заменяет собой чек контрольно-кассовой техники. Выдача одновременно на общую цену туристского продукта кассового чека и бланка «туристская путевка» не допускается.

3. При осуществлении по особенным характеристика технологии процесса обслуживания организатора туризма приема авансовых платежей от туристов с выдачей кассовых чеков — производится возврат этих сумм и оформление общей цены туристского продукта заново с выдачей бланка строгой отчетности «Туристская путевка» с указанием общей цены туристского продукта в рублях в надлежащей графе и осуществлением надлежащих бухгалтерских проводок.

4. При безналичном перечислении (в том числе двумя и более перечислениями) потребителем средств за туристский продукт выдача туристской путевки обязательна. В бланке «Туристская путевка» в графе «общая цена» ставится прочерк, а собственно платежные поручения в копиях прикладываются к договору о реализации туристского продукта.

5. Бланк строгой отчетности «туристская путевка» утвержденной формы Минфина РФ может быть информативно расширен дополнительными реквизитами, характеризующими специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Это могут быть — товарный знак, знак (эмблема) обслуживания, графы, содержащие существенные условия путешествия. Такой бланк «Туристская путевка» будет полностью отвечать требованиям федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

5. Нетуристский продукт, который образуется при отсутствии любого из указанных признаков (см. п.1.) или услуги туристического обслуживания применения бланка туристская путевка не требуют, достаточно оформлять прием денег от населения (потребителей — туристов или иных заказчиков) чеками контрольно-кассовых аппаратов.

6. Перевозка с ночевкой пассажира в транспортном средстве (морские и речные круизы, туристские поезда, автобусные поездки), если программой путешествия не предусмотрена ночевка в посещаемой дестинации в средстве размещения на ее территории — туристский продукт не образуется, поскольку совокупность основных трех признаков туристского продукта, указанная в ст. 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» — отсутствуют.

Такое путешествие может оформляться персонифицированным транспортным билетом установленной формы для данного вида перевозки. Если дополнительно имеет иное туристическое обслуживание, то отношения с потребителем дополнительно могут оформляться договором возмездного оказания услуг.

Если в период туристского путешествия есть хотя бы одна ночевка в гостинице, отеле или ином средстве размещения в посещаемой дестинации (ночевка туриста вне транспортного средства) применение туристской путевки обязательно на общих основаниях.

7. Бланк строгой отчетности «Туристская путевка», являющийся неотъемлемой частью договора на реализацию туристского продукта, придает аналогичные признаки и самому договору, который в совокупности с этим бланком попадает под действие инструкции об обороте документов строгой отчетности.

Источники

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 ФЗ от 24 ноября 1996 г. в действующей редакции 2007 г.

2. Закон «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1, действующая редакция 2007 г.

3. Постановление Правительства РФ № 171 от 31 марта 2005 г. «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

4. Постановление Правительства РФ № 452 от 18 июня 2007 г. «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».

5. Приказ Минфина РФ № 60 н от 9 июля 2007 г. «Об утверждении бланков строгой отчетности «туристская путевка». Зарегистрирован в Минюст РФ 17 июля 2007 г. № 9857.



6. Роспотребнадзор Минздрава РФ. Письмо № 0100/8935-07-23 от 31 августа 2007 г. «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания.

1 Dura Lex, Sed Lex.

2 В Санкт-Петербурге только три типографии имеют надлежащие лицензии и могут изготовлять бланки строгой отчетности с защитой от подделки.

3 Зарегистрирован в Минюст РФ 17 июля 2007 г. № 9857

4 И по сему не зарегистрирована в Минюсте РФ.

5 Если туристскую путевку изготовлять по рекомендациям Ростуризма, то ее стоимость будет на порядок выше. А если ее как ценную бумагу отпечатать на толстенной бумаге с водяными знаками и 10 степенями защиты, то она будет дороже денег (бесценна) + технические трудности заполнения машинным способом.

6 Известны предложения принимать эти денежные средства (по существу авансовые платежи) как залоговые суммы, тогда по закону кассовые чеки не требуются.

7 И посему секрет Полишинеля.

8 Что ж бывает, охотно верим в занятость и текущие хлопоты.

9 Тем более, что типографии, имеющие лицензии ФНС на печать защищенной бланковой продукции, уже подсуетились и быстро (долго ли умеючи) напечатали огромные тиражи таких бланков с самокопиркой и двумя степенями защиты, и реализуют их кому положено по довольно низкой цене примерно 2,8 руб. за 1000 шт.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница