Отчет о научно-исследовательской работе по теме : генеральная схема очистки территории населенных пунктов




страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
http://www.centreboo.ru/img/up-img1.jpghttp://www.centreboo.ru/img/up-img2.jpg

ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Глава городского округа
______________В.И. Хлыста

«___»_________________ 2010г.


ТО Роспотребнадзора в Саткинском районе
_________________________
«___»_________________ 2010г.

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Саткинского РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Том 2
«Разработка комплексной системы сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания и утилизации коммунальных отходов на территории населенных пунктов Саткинского муниципального района»

Руководитель проекта ________________________ Ю.Ю. Копылова

г. Екатеринбург

2010 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ-РАЗРАБОТЧИКЕ
ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами»

620014, г. тел./ф. (495) 949-52-17u



123459, г. Москва, Походный проезд, 23

Тел. (343) 374-75-05,

Директор Абрамов В.Н.

РЕФЕРАТ
Работа состоит из 2 томов, графического материала и презентационной версии.

Том 1. «Сбор и анализ основных исходных данных по существующему состоянию муниципальной системы санитарного содержания и обращения с коммунальными отходами территории населенных пунктов Саткинского муниципального района».

Том 2. «Разработка комплексной системы сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания и утилизации коммунальных отходов на территории населенных пунктов Саткинского муниципального района».

291 с., 60 табл., 35 рис., 2 прил., 23 источников.

Ключевые слова и словосочетания - генеральная схема очистки территорий, санитарная очистка, коммунальные отходы, твердые бытовые отходы, жидкие бытовые отходы, механизированная уборка территорий, свалка, морфологический состав отходов, плотность отходов, норма накопления отходов.

Объектом разработки является муниципальная система санитарной очистки и обращения с коммунальными отходами.

Цель работы - обеспечение организации экологически безопасной и экономически выгодной муниципальной системы санитарной очистки населенных пунктов и обращения с коммунальными отходами.

В процессе работы были проведены исследования существующего состояния и перспективного развития системы санитарной очистки и обращения с коммунальными отходами на территории населенных пунктов Саткинского муниципального района.

В результате работы были предложены мероприятия по совершенствованию муниципальной системы санитарной очистки территорий, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Основные характеристики работы - соответствие действующим нормативным правовым документам в области санитарного и экологического содержания территорий населенных пунктов, соответствие современным передовым технологиям, имеющим положительный практический опыт и инновационную перспективу.

Степень внедрения - соответствует единому стандарту для проектирования, строительства и эксплуатации объектов обращения с коммунальными отходами.

Рекомендации и предложения по внедрению - основание для разработки муниципальных нормативных правовых актов.

Область применения - жилищно-коммунальное хозяйство, в перспективе новая отрасль экономики - ОТХОДОПЕРЕРАБОТКА.

Экономическая эффективность - обеспечение рационального расходования бюджетов субъектов хозяйственной деятельности в сфере санитарной очистки и обращения с коммунальными отходами, возврат в экономику вторичных материальных ресурсов.



Прогнозные предложения о развитии – мероприятия разрабатываются на период 20 лет.
СОДЕРЖАНИЕ

Том 1. «Сбор и анализ основных исходных данных по существующему состоянию муниципальной системы санитарного содержания и обращения с коммунальными отходами территории населенных пунктов Саткинского муниципального района»




Том 2. «Разработка комплексной системы сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания и утилизации коммунальных отходов на территории населенных пунктов Саткинского муниципального района»




ВВЕДЕНИЕ

13

1 СИСТЕМА СБОРА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТКО, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

17

1.1. Определение объемов образования ТКО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры на I очередь и на расчетный срок

17

1.2. Система селективного сбора утилизируемых компонентов ТКО

31

1.3. Сбор ТКО

49

1.4. Транспортирование ТКО

63

1.5. Обезвреживание ТКО

71

2. СБОР, ТРАСНПОРТИРОВАНИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ЖБО

88

2.1. Определение объемов образования ЖБО

88

2.2. Сбор и транспортирование ЖБО

90

2.3. Обезвреживание ЖБО

94

3. СИСТЕМА СБОРА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛПУ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

97

3.1. Определение объемов образования медицинских отходов

97

3.2. Сбор медицинских отходов

102

3.3. Обезвреживание медицинских отходов

109

4. СИСТЕМА СБОРА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ (1 – 3 КЛАСС ОПАСНОСТИ), ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

112

5. МЕХАНИЗИРОВАННАЯ УБОРКА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

120

5.1. Определение объемов образования отходов при уборке улиц и дорог




5.2. Летняя уборка территории

123

5.3. Зимняя уборка территории

129

5.4. Расчет необходимого количества машин и механизмов для механизированной уборки дорожных покрытий

136

6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

147

6.1. Основные принципы организации современной системы обращения с коммунальными отходами

147

6.2. Участники и этапы создания современной системы обращения с коммунальными отходами

151

7. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

155

7.1. Мероприятия по совершенствованию системы санитарной очистки территории Саткинского муниципального района

155

7.2. Анализ существующей системы финансирования муниципальной деятельности в сфере санитарной очистки и обращения с отходами. Предложения по ее совершенствованию

160

7.3. Основные технико-экономические показатели генеральной схемы очистки территории Саткинского муниципального района

164

7.4. Финансирование перспективного плана по совершенствованию санитарной очистки территории Саткинского муниципального района




7.5. Организация управления перспективным планом по совершенствованию системы санитарной очистки Саткинского муниципального района и контроль за ходом ее выполнения




8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

166

ПРИЛОЖЕНИЯ

168

Графические материалы




Презентационная версия




НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей работе использованы ссылки на следующие законы и нормативные документы:

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1221 «Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 г. № 681 «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 г. № 674 «Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2010 г. № 646 «Принципы формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 636 «Требования к условиям контракта на энергосервис»

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 № 260 «Государственные сметные нормативы «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства»

Закон Челябинской области от 16.10.1995 г. № 08-ОЗ «О местном самоуправлении в Челябинской области»

Закон Челябинской области от 02.02.2000 г. № 105-ЗО «Об экологическом мониторинге»

Закон Челябинской области от 30.11.2006г. №76-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды»

Постановление Правительства Челябинской области от 23.03.2007г. №61-П «О Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 – 2010 годы»

Постановление Правительства Челябинской области от 21.02.2008г. № 34-п «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года»

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»

СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»

СНиП 23-01-99 Строительная климатология

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящей работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:



Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов

муниципальный нормативный правовой акт, являющийся территориально-планировочным документом в сфере санитарной очистки и обращения с отходами, определяющий и обеспечивающий организацию рациональной системы сбора, регулярного удаления, размещения, а также методов сбора, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий населенных пунктов, целесообразность строительства, реконструкции или рекультивации объектов размещения или переработки отходов

Муниципальное образование

городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, в пределах которого осуществляется местное самоуправление

Населенный пункт

территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы (черты) и служащая постоянным местом проживания населения

Коммунальные отходы

отходы от домовладений, включая ТКО, ЖБО и КГО, отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях и иных объектах инфраструктуры

Бытовые отходы

отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения

Отходы

остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью

Твердые и жидкие бытовые отходы

отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, бытовая техника, товары и продукция, утратившие свои потребительские свойства, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)


Вторичные материальные ресурсы (вторсырье)

отходы потребления, которые используются в качестве первичного сырья для производства продукции, выполнения работ или получения энергии

Вид отходов

совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов

Свойства отходов

качественная определенность отходов рассматриваемого вида, соответствующая данному промежутку времени и проявляющаяся как способность этих отходов к известной смене состояний или пребыванию в известном состоянии за этот промежуток времени

Сортировка отходов

разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие

Обращение с отходами

деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Сбор отходов

прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов

Транспортирование отходов

перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

Накопление отходов

временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования

Размещение отходов

хранение и захоронение отходов

Хранение отходов

содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования

Захоронение отходов

изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду




Объект размещения отходов

специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), соответствующее требованиям природоохранного законодательства

Использование отходов

применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии

Обезвреживание отходов

обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду

Санкционированная

свалка

разрешенная органами исполнительной власти на местах территория для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенная в соответствии с СНиП и эксплуатируемая с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, является временной, подлежит обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигона, отвечающего требованиям СНиП

Несанкционированная свалка отходов

территория для размещения промышленных и бытовых отходов, эксплуатируемая без согласования с исполнительной властью, эксплуатируемая с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора


СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Генеральная схема

генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Саткинского муниципального района


Саткинский район

Саткинский муниципальный район


ТКО

твердые бытовые отходы


ЖБО

жидкие бытовые отходы


КГО

крупногабаритные отходы


КОС

канализационные очистные сооружения


ВМР

вторичные материальные ресурсы


с/п

сельское поселение


ФККО

Федеральный классификационный каталог отходов


ППП

передвижной приемный пункт ВМР


СПП

стационарный приемный пункт ВМР


ЛПУ

лечебно-профилактические учреждения


ВВЕДЕНИЕ
Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства неизбежно связано с потреблением природных ресурсов, усилением экологического прессинга в части негативного воздействия на окружающую среду и среду обитания человека

В целях эффективной защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития территорий населенных пунктов ведется разработка и внедрение современных требований и стандартов к системе санитарного содержания территорий и способам обращения с отходами, проводятся научные исследования, направленные на совершенствование технологий, машин и оборудования для уборки территорий, сбора, удаления, обезвреживания, переработки и захоронения отходов. Наряду с традиционными методами сбора и вывоза отходов находят применение системы сортировки и селективного сбора утилизируемых компонентов коммунальных отходов.

Чтобы стратегически подойти к управлению обращением с отходами на уровне муниципального образования необходимо реализовать следующие принципы:

- обеспечить нормативно-правовые условия деятельности в области обращения с отходами на своей территории;

- планировать деятельность по обращению с отходами до их образования, быть готовыми к изменению объема и компонентного состава образующихся отходов;

- иметь оперативную и прогнозную информацию о характеристиках процесса обращения с отходами на всех стадиях;

- применять индивидуальный подход к обращению с различными видами отходов: твердые бытовые, жидкие бытовые, отходы строительства и слома, отходы сложной бытовой техники и т.д.;

- планировать внедрение современных технологий в сфере обращения с отходами;

- учитывать мнение всех участников процесса обращения с отходами при принятии решений;

- применять средства массовой информации для освещения темы и проблем процесса обращения с отходами на всех стадиях;

- планировать деятельность по кадровому обеспечению процесса обращения с отходами, подразумевающую повышение квалификации сотрудников, подготовку молодых специалистов их сертификацию и т.д.;

- обеспечить привлечение различных источников финансирования мероприятий по обращению с отходами, обеспечивая максимальную отдачу от вложенных средств;

- использовать систему экономических и иных регулирующих инструментов, применение которых позволит обеспечить реализацию стратегических задач в области обращения с отходами;

- привлекать к решению проблем в сфере обращения с отходами политические партии, общественные организации и население.


Первым и основным базовым документом в общей схеме организации комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами является Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов муниципального образования. Основой для разработки Генеральной схемы является детальный анализ существующего положения, расчеты и предложения по организации деятельности в области обращения с коммунальными отходами на основе действующей системы нормативных правовых актов.

Цель настоящей работы – определить объемы образования коммунальных отходов на расчетный период (20 лет) с выделением первой очереди (5 лет), порядок сбора и транспортирования коммунальных отходов, образуемых на территории Саткинского муниципального района, определить необходимое количество спецтехники и оборудования для санитарной очистки муниципальных территорий, целесообразность проектирования и строительства объектов по сортировке и захоронению коммунальных отходов, а также их ресурсные показатели.

На основании анализа существующего положения санитарной очистки территории Саткинского района (Том 1), в дальнейшем необходимо определить стратегию и программные мероприятия в области обращения с отходами на территории Саткинского района, которые позволят не только обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления района, но и создадут необходимые цивилизованные условия при организации мероприятий по обращению с отходами для населения и всех категорий природопользователей.

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Саткинского муниципального района является одним из инструментов реализации Федеральных законов: от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Генеральная схема очистки разрабатывается в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденная постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. № 152, [1] и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест». [2]

Для строительства, реконструкции или расширения объектов инфраструктуры в сфере санитарного содержания и обращения с отходами, на основе генеральной схемы, разрабатывается проектная документация в соответствии с действующими нормативами и порядком проектирования данных объектов.

Мероприятия генеральной схемы разрабатываются на расчетный срок 20 лет, т.е. до 2031 года, с выделением I очереди мероприятий на 5 лет [1].

Основными исходными данными для разработки генеральной схемы являются сведения о демографическом положении, утвержденных нормах накопления ТКО и ЖБО для жилищного фонда и объектов инфраструктуры, фактическом состоянии объектов, организаций, техники и оборудования, составляющих существующую систему санитарной очистки и обращения с отходами муниципального района.



1. СИСТЕМА СБОРА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТКО, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1.1. Определение объемов образования ТКО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры на I очередь и расчетный срок
К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых домах и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях и организациях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, крупногабаритные отходы. [3]

Правильная организация системы сбора и удаления отходов предполагает наличие сведений об обслуживаемых объектах: степень благоустройства жилых домов, этажность, численность населения, процент охвата населения планово-регулярной системой вывоза ТКО и т.д. Исходными данными для планирования количества подлежащих удалению отходов являются нормы накопления ТКО.

Нормы накопления ТКО - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице, 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т.д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или в объеме (л, м3) [3].

Нормы накопления ТКО устанавливаются для следующих категорий:

- жилых домов (жилищный фонд);

- отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений (объекты инфраструктуры).

На нормы накопления и состав ТКО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, климатические условия (различная продолжительность отопительного периода).

Нормы накопления твердых бытовых отходов косвенно характеризуют уровень жизни населения на территории муниципального образования.

Согласно исходным данным, представленных «Заказчиком» для разработки генеральной схемы очистки территории Саткинского района, численность населения на I очередь составит 88114 человек и на расчетный срок – 90059 человек.

Среднегодовые нормы накопления ТКО (ТКО) на территории Саткинского муниципального района разработаны и утверждены:

В Саткинском городском поселении на 2007 год в размере 1,1 куб.м на 1 человека в год для благоустроенного жилого фонда, в размере 1,25 куб.м на 1 человека в год с учетом крупногабаритных отходов для неблагоустроенного жилого фонда (без централизованного водоснабжения, канализации, без центрального отопления) [17];

На 2010 год в Бакальском городском поселении ООО «Спецавтотранс» для расчета тарифов применяли нормы накопления ТКО на 1 человека в год 1,1 куб. м, в частном секторе – 1,25 куб м [5];

В Айлинском сельском поселении нормы накопления твердых бытовых отходов составляют на 1 человека в частном секторе 1,25 куб м, на 1 человека в – жителя многоквартирных домов – 1 куб.м (данные администрации Айлинского сельского поселения).

Для остальных поселений норма накопления в размере 1,1 куб.м на 1 человека в год для благоустроенного жилого фонда, в размере 1,25 куб.м на 1 человека в год с учетом крупногабаритных отходов для неблагоустроенного жилого фонда (без централизованного водоснабжения, канализации, без центрального отопления).

Утвержденные нормы накопления ТКО разработаны без учета требований Рекомендаций по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР [3].

В соответствии с требованиями Технического задания на выполнение НИР по теме «Генеральная схема очистки территории населенных пунктов Саткинского района Челябинской области» были проведены исследования по определению морфологического состава отходов, образующихся в жилищном фонде Саткинского района.

Исследования проводились с 09.10.2010г., 10.10.2010г., 13.11.2010 и 16.11.2010 г... Замеры произведены рабочими ООО «Сандор» в присутствии комиссии (представителей ООО «Сандор» и отдела по охране окружающей среды Саткинского муниципального района).

Определение морфологического состава отходов производилось следующим образом:

1. В жилищном фонде, в соответствии с задачей экспериментальных исследований по определению морфологического состава ТКО, совместно со специалистами ООО «Сандор», определен район исследования.

2. Выполнен контроль накопления отходов по фракциям. Замеры выполнялись физическими методами (с помощью измерительных инструментов) с использованием стандартизированных емкости для сбора отходов – ковш мусоросборной машины вместимостью 0,56 м3.

3. Результаты измерений систематизированы и обобщены для определения фактической динамики образования и морфологического состава отходов. (Приложение 10).

Сравнение морфологического состава по результатам исследований и усредненных данных по России представлено на диаграмме (рисунок 1).

Сравнение морфологического состава по результатам исследований и усредненных данных по России показало, что основными составляющими ТКО являются пищевые отходы, полимерные материалы, стекло, бумага, отсев. Следует отметить, что в справочных данных большие показатели составляют бумага и картон (37-41%), а в расчетных – пищевые отходы (53,0%). Также результаты измерений показали, что накопление стекла превышает справочные данные в несколько раз.

Результаты проведенных замеров по определению морфологического состава отходов, плотности и объема накопления на одного жителя носят рекомендательный характер, и должны быть откорректированы по результатам сезонных замеров.

Расчет объемов образования ТКО на перспективу, от жилищного фонда, выполнен на основании утвержденных норм накопления ТКО, с учетом корректировки по результатам фактических замеров и ежегодного увеличения отходов.

С учетом ежегодного 1% увеличения, норма накопления ТКО на 1 человека [4] на последний год I очереди для жилищного фонда составит 1,74 м3/год.

С учетом ежегодного 1% увеличения, норма накопления ТКО на 1 человека [4] на последний год расчетного срока для жилищного фонда составит 2,70 м3/год.




Рисунок 1 Сравнительная характеристика процентного содержания утильных фракций твердых коммунальных отходов
Таблица 1 .1

Расчет объемов образования ТКО от жилищного фонда на I очередь


№ п/п

Наименование населенного пункта

Общий объем образования ТКО с учетом ежегодного 1% увеличения нормы накопления ТКО, м3/год

Суточное накопление,
м3/сут

Благо-

устроенные дома



Неблаго-

устроенные дома



Итого

1

Саткинское ГП

62126,7

19989,1

82115,8

225,0

2

Бакальское ГП

24619,3

13434,5

38053,8

104,3

3

Межевое ГП

5524,5

4412,6

9937,1

27,2

4

Бердяушское ГП

4675,4

5667,2

10342,6

28,3

5

Сулеинское ГП

595,1

5239,1

5834,2

16,0

6

Айлинское СП

438,5

3681,8

4120,3

11,3

7

Романовское СП

0,0

2914,5

2914,5

8,0

Итого:

97 979

55 339

153 318

420,1



Таблица 1.2

Расчет объемов образования ТКО от жилищного фонда на расчетный срок


№ п/п

Наименование населенного пункта

Общий объем образования ТКО с учетом ежегодного 1% увеличения нормы накопления ТКО, м3/год

Суточное накопление,
м3/сут

Благо-

устроенные дома



Неблагоустроенные дома

Итого

1

Саткинское ГП

98525,7

31706,1

130231,8

356,8

2

Бакальское ГП

39042

21303

60345

165,3

3

Межевое ГП

8761,5

6998,4

15759,9

43,2

4

Бердяушское ГП

7414,2

8988,3

16402,5

44,9

5

Сулеинское ГП

945

8310,6

9255,6

25,4

6

Айлинское СП

696,6

5842,8

6539,4

17,9

7

Романовское СП

0

4625,1

4625,1

12,7

Итого:

155 385

87 774

243 159

666,2

Расчет объемов образования ТКО на перспективу, образующихся от объектов инфраструктуры, выполнен на основании дифференцированных норм накопления отходов которые представлены в (таблица 1.3).



В соответствии с развитием Саткинского муниципального района на перспективу произведены расчеты объемов образования ТКО для объектов инфраструктуры на первую очередь (2015 г.) и на расчетный период (2030 г.), которые представлены в таблице 3.3.5. Расчет производился с учетом ежегодного увеличения на 1 % норм накопления.
Таблица 1. 3

Дифференцированные нормы накопления ТКО для объектов инфраструктуры, Саткинский МР*


Объект образования отходов

Единицы измерения

Нормы накопления, м3/год

Предприятия торговли

Магазины продовольственные

1 м2 торг.пл.

1,50

Универсам (магазин смешанный)

1 м2 торг.пл.

1,40

Павильон

1 м2 торг.пл.

2,85

Лоток

1 торг. место

2,85

Палатка, киоск

1 м2 торг.пл.

2,85

Торговля с машин

1 торг. место

2,85

Магазины промтоварные

1 м2 торг.пл.

0,77

Хозтовары

1 м2 торг.пл.

1,29

Супермаркет (универмаг)

1 м2 торг.пл.

0,87

Магазины смешанные

1 м2торг.пл.

1,40

Рынки

1 м2 общ. пл.

0,37

Ярмарки промтоварные

2общ. пл

0,37

Административные здания, учреждения, конторы

Сбербанки, банки

1 сотрудник

0,62

Отделения связи

1 сотрудник

0,95

Медицинские учреждения

Аптеки

1 м2 торг.пл.

0,44

Больницы

1 койка

2,01

Поликлиники, амбулатории

1 посещение

0,0005

Профилакторий, санаторий, пансионат

1 койка

1,00

Автотранспортные предприятия

Автомастерские

1 маш/место

0,22

Автозаправочные станции

1 маш/место

0,11

Гаражи

1 маш/место

0,16

Дошкольные и учебные учреждения

Детские сады и ясли

1 место

0,40

Школы, лицеи, профтехучилища

1 учащийся

0,12

ВУЗы, колледжи, училища

1 учащийся

0,11

Дома-интернаты

1 учащийся

1,13

Дома творчества

1 учащийся

0,12

Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

1 м2общ. пл

0,07

Химчистки и прачечные

1 м2общ. пл

0,19

Быткомбинаты

1 сотрудник

0,62

Бани, бассейны

1 место

0,80

Парикмахерские и косметические салоны

1 посад мес.

0,23

Гостиницы

1 место

1,13

Предприятия общественного питания

1 место

1,13

Культурно-спортивные учреждения

Клубы, кинотеатры, театры

1 место

0,19

Дом культуры

1 место

0,19

Развлекательный центр

сутки

0,00

Библиотеки

посещений

0,0005

Гостиницы

1 место

1,5










Прочие

Кладбища

га

1,78

Сады

га

1,17

Примечание: * - при расчёте объёмов образования ТКО от объектов инфраструктуры за основу были взяты нормы из методических рекомендаций по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов («Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России», 2005 г.) и среднестатистические усредненные нормы образования ТКО от объектов инфраструктуры.
В таблице 1.4 и представлены расчетные объемы образования ТКО от объектов инфраструктуры на территории Саткинского района на перспективу.
Таблица 1.4

Расчет объемов образования ТКО от объектов инфраструктуры на I очередь и на расчетный срок

п/п

Поселение

Объемы образования ТКО, м3/год

Суточное накопление, м3/сут

2010 год

2015 год

2030

год

2010 год

2015 год

2030

год

1

Саткинское ГП

48970,2

51418,7

60057,1

134,2

140,9

164,5

2

Бакальское ГП

11146,3

11703,6

13669,8

30,5

32

37,5

3

Межевое ГП

2748,4

2885,8

3370,6

7,5

7,9

9,2

4

Бердяушское ГП

2991,8

3141,4

3669,1

8,2

8,6

10,1

5

Сулеинское ГП

207,5

217,9

254,5

0,6

0,6

0,7

6

Айлинское СП

1712,5

1798,2

2100,2

4,7

4,9

5,8

7

Романовское СП

523,7

549,9

642,2

1,4

1,5

1,8

Итого

68300,3

71715,3

83763,5

187,1

196,4

229,6

В таблице 1.5 представлен общий годовой объем образования ТКО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры, без учета оТКОра ВМР.
Таблица 1.5

Общий объем образования ТКО


I очередь, м3/год

расчетный срок, м3/год

от жилищного фонда

от объектов инфраструктуры

от жилищного фонда

от объектов инфраструктуры

153 318

71715,3

243 159

83763,5

225033

326922

Крупногабаритные материалы (КГМ) входят в состав ТКО. К ним относятся отходы, по габаритам не вмещающиеся в стандартные контейнеры вместимостью 0,75 м3, а также строительные отходы.

Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках, вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом по заявкам организаций, обслуживающих жилищный фонд (п.3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК-2.03.2003).

Для расчета объемов образования КГМ, количества спецоборудования и спецтехники приняты следующие расчетные значения норм накопления крупногабаритных отходов – 5% от нормы ТКО. Расчет объемов образования КГО и общего объема ТКО для всего жилищного сектора Саткинского муниципального района в таблице 1.6.



Таблица 1.6

Ориентировочный объем образования ТКО и КГО от жилищного фонда по поселениям на 1 очередь




Наименование населенного пункта

Объемы образования ТКО, м3/год

Объем КГО, 5% от общего объема ТКО

Суммарный объем ТКО и КГО, м3/год

Суточное накопление ТКО и КГО, м3/сут

1

Саткинское ГП

82115,8

4105,8

86221,6

236,2

2

Бакальское ГП

38053,8

1902,7

39956,5

109,5

3

Межевое ГП

9937,1

496,9

10434,0

28,6

4

Бердяушское ГП

10342,6

517,1

10859,7

29,8

5

Сулеинское ГП

5834,2

291,7

6125,9

16,8

6

Айлинское СП

4120,3

206,0

4326,3

11,9

7

Романовское СП

2914,5

145,7

3060,2

8,4




Итого:

153 318

7666

160 984

441,1

.

Таблица 1.7

Ориентировочный объем образования ТКО и КГО от жилищного фонда по поселениям на расчетный срок





Наименование населенного пункта

Объемы образования ТКО, м3/год

Объем КГО, 5% от общего объема ТКО

Суммарный объем ТКО и КГО, м3/год

Суточное накопление ТКО и КГО, м3/сут

1

Саткинское ГП

130231,8

6511,59

136743,4

374,6

2

Бакальское ГП

60345

3017,25

63362,3

173,6

3

Межевое ГП

15759,9

787,995

16547,9

45,3

4

Бердяушское ГП

16402,5

820,125

17222,6

47,2

5

Сулеинское ГП

9255,6

462,78

9718,4

26,6

6

Айлинское СП

6539,4

326,97

6866,4

18,8

7

Романовское СП

4625,1

231,255

4856,4

13,3




Итого:

243 159

12 158

255 317

699,5



Таблица 1.8

Ориентировочный объем образования ТКО и КГО от жилищного фонда


I очередь, м3/год

Расчетный срок, м3/год

ТКО

КГО

ТКО

КГО

153 318

7666

243 159

12158


Таблица1.9

Расчет объемов образования общего объема ТКО для всего жилищного сектора и объектов инфраструктуры по поселениям на 2015 год


п/п

Поселение

Объемы образования м3/год

Суточное накопление, м3/сут

2015 год

2030 год

2015 год

2030 год

1

Саткинское ГП

137640

196800

377

5539

2

Бакальское ГП

51660

77032

142

211

3

Межевое ГП

13220

19918

36,5

55

4

Бердяушское ГП

14001

20892

38

57

5

Сулеинское ГП

6344

9972

17,4

27

6

Айлинское СП

6125

8966

16,8

25

7

Романовское СП

3610

5498

9,9

15

Итого

232700

339078

638

929



Таблица 1.10

Расчет объемов образования КГО и общего объема ТКО для всего жилищного сектора Саткинского муниципального района


Период

Объемы образования ТКО, м3/год

Объем КГО, 5% от общего объема ТКО

Суммарный объем ТКО и КГО, м3/год

Суточное накопление ТКО и КГО, м3/сут

Первая очередь

153 318

7666

160984

441,1

Расчетный срок

243 159

12158

255317

699,5



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница