Отчет о командировании сотрудников




Скачать 157.91 Kb.
Дата04.05.2016
Размер157.91 Kb.


Отчет о командировании сотрудников

Федерального казначейства в Республику Беларусь

(город Минск)
В соответствии с приказом Федерального казначейства от
12 февраля 2016 года № 5к «О командировании группы сотрудников Федерального казначейства в Республику Беларусь»
с 8 по 13 марта 2016 года, в рамках исполнения положений Меморандума о техническом сотрудничестве между Министерством финансов Республики Беларусь и Федеральным казначейством, состоялся рабочий визит в Республику Беларусь (г. Минск) делегации Федерального казначейства в составе:

заместителя руководителя Федерального казначейства


С.Е. Прокофьева,

начальника Управления ведомственных проектов Федерального казначейства Д.А. Семенова,

заместителя начальника Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства Л.П. Бирюковой,

заместителя начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Г.В. Суровцевой,

заместителя руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства Н.М. Гориной.

Возглавил делегацию заместитель руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьев.

В ходе рабочих встреч российской делегации с руководством Министерства финансов Республики Беларусь – Первым заместителем Министра М.Л. Ермоловичем и сотрудниками Главного государственного казначейства Республики Беларусь обсуждались следующие вопросы:

проведение реформ в области повышения эффективности бюджетных расходов;

консолидация внебюджетных средств на Едином казначейском счете (далее – ЕКС);

опыт разработки и внедрения Единой информационной системы в сфере государственных закупок;

инструменты управления остатками средств на ЕКС и прогнозирование ежедневного остатка денежных средств на ЕКС;

учет лимитов и бюджетных обязательств получателей средств бюджета;

управление средствами на ЕКС на региональном уровне.

В ходе визита делегации Федерального казначейства были рассмотрены: доклад заместителя руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьева, других участников встречи от Федерального казначейства, а также доклады начальника Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области М.К. Бондарева, начальника Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области Т.И. Лапицкой, заместителя начальника Главного государственного казначейства Л.Г. Гурьяновой, других должностных лиц Министерства финансов Республики Беларусь, - и проведено обсуждение указанных докладов.


Казначейские органы Республики Беларусь: полномочия, функции, административная структура
В структуру Министерства финансов Республики Беларусь входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы. В организационную структуру Министерства финансов Республики Беларусь входят:

- Департамент по ценным бумагам;

- Департамент государственных знаков;

- Главное государственное казначейство;

- Государственное хранилище ценностей;

- Главное управление бюджетной политики;

- Главное управление государственного долга;

- Главное контрольно-ревизионное управление;

- Главное управление страхового надзора;

- Главное управление международных финансовых отношений;

- Главное управление финансирования социальной сферы и науки;

- Главное управление финансов агропромышленного комплекса;

- Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;

- Главное управление налоговой политики и доходов бюджета;

- Главное управление финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов;

- Главное управление регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

- Юридическое управление;

- Управление кадровой политики;

- Управление финансов, учета и отчетности;

- Управление перспективного развития;

- Управление контроля и организационной работы;

- Управление финансирования национальной безопасности;

- Управление финансирования деятельности государственных органов;

- Управление финансов строительства и капитальных вложений;

- Управление финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

К основным полномочиям Главного государственного казначейства Республики Беларусь относятся:

краткосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;

регулирование финансовых взаимоотношений между республиканским бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

анализ и при необходимости корректировка программ исполнения республиканского бюджета в утвержденных его пределах с учетом имеющихся финансовых ресурсов;

анализ и обобщение информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и города Минска, смет доходов и расходов (бюджетов) государственных внебюджетных фондов;

учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;

подготовка и уточнение правил управления государственными финансовыми средствами и их учета;

управление средствами, находящимися на счетах казначейства;

учет и осуществление совместно с Национальным банком операций по управлению государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет операций по государственным гарантиям;

расчет и распределение сумм общереспубликанских регулируемых налогов и доходов между бюджетами всех уровней;

уточнение перечня министерств, ведомств, подведомственных им организаций и учреждений, государственных внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства.

Основной задачей Главного государственного казначейства Республики Беларусь является эффективное проведение бюджетной политики, обеспечение оперативного финансирования государственных программ, контроль за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов.

Особенность функционирования состоит в том, что Главное государственное казначейство Республики Беларусь является структурным подразделением Министерства финансов Республики Беларусь. Таким образом, начальник Главного государственного казначейства одновременно является заместителем Министра финансов Республики Беларусь.

Главное государственное казначейство Республики Беларусь ведет интернет – портал через сайт Министерства Финансов Республики Беларусь (www.minfin.gov.by), на котором публикуются актуальные сведения, размещается информация об оказываемых услугах, содержатся ссылки на другие интернет – ресурсы. Портал ведется на белорусском и других языках (например, есть версия на русском языке).

Высокую заинтересованность вызвал доклад С.Е. Прокофьева на тему «Управление ликвидностью единого казначейского счета, а также опыт Федерального казначейства в рамках проекта модернизации казначейской системы», по итогам которого представителями Министерства финансов Республики Беларусь было сформировано решение о необходимости применения опыта Федерального казначейства в по указанным вопросам.

В ходе встречи с первым заместителем Министра финансов Республики Беларусь М.Л. Ермолович состоялось обсуждение вопроса совершенствования правового регулирования бюджетного процесса Союзного государства.

Предложено создание механизма, предусматривающего направление денежных средств из бюджета Союзного государства в национальные бюджеты государств – участников в форме субвенций в порядке межбюджетных (межгосударственных) отношений для реализации программ и мероприятий Союзного государства органам исполнительной власти Российской Федерации и иным органам и организациям, уполномоченным Правительством Российской Федерацией, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подотчетным Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь (далее – организации).

При этом денежные средства, необходимые для реализации программ и мероприятий Союзного государства, должны предоставляться организациям из бюджетов государств – участников Союзного государства.

Внедрение указанного механизма позволит упорядочить систему бюджетного учета, контроля, составления отчетности об использовании субвенции, обеспечить применение бюджетной классификации Союзного государства независимо от бюджетных классификаций и систем бюджетного учета государств-участников Союзного государства.

Финансовое обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных в бюджете Союзного государства, станет возможным осуществлять в рамках исполнения бюджетов государств-участников Союзного государства в соответствии с бюджетным законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь, а также будет исключена необходимость учета кассовых операций на двух лицевых счетах, открытых одной организации и их отражения в двух балансах.

При реализации механизма предоставления из бюджета Союзного государства в национальные бюджеты государств-участников межбюджетных (межгосударственных) трансфертов в виде субвенций на определенные цели не будет возникать необходимость в актуализации нормативных актов Союзного государства в связи с постоянно изменяющимся законодательством государств-участников Союзного государства, так как финансовое обеспечение мероприятий будет осуществляться в соответствии с законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь.


Посещение территориального органа Министерства финансов Республики Беларусь – Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области
В целях повышения эффективности работы по контролю за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов с 1 сентября 2004 года были созданы единые территориальные органы Министерства финансов Республики Беларусь – Главные управления Министерства финансов Республики Беларусь по Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской, Минской, Могилевской областям и городу Минску.

Основными задачами территориальных органов Министерства финансов Республики Беларусь являются:

обеспечение эффективного использования финансов в целях увеличения национального дохода;

эффективное проведение бюджетно-финансовой политики на территории областей и города Минска, контроль за соблюдением финансовых интересов государства;

государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории областей и города Минска;

контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В структуру Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь (далее – Главное управление) по Могилевской области входит:

- Управление государственного казначейства;

- Контрольно-ревизионное управление;

- Отдел по ценным бумагам;

- Сектор страхового надзора;

- Отдел информационного обеспечения;

- Отдел организационной и кадровой работы;

- Отдел финансирование и материального обеспечения;

- Юридический сектор.

В настоящее время на Управление государственного казначейства возложены такие задачи как:

организация, осуществление и контроль исполнения республиканского и местных бюджетов, бюджета Союзного государства, а также иных государственных средств, аккумулированных на счетах Главного управления по целевому направлению и в соответствии с законодательством;

ведение учета, составление соответствующей отчетности и представление ее в части средств республиканского бюджета, бюджета Союзного государства и иных государственных средств Главному государственному казначейству Министерства финансов Республики Беларусь; в части средств местных бюджетов – главным финансовым управлениям облисполкомов, финансовым отделам соответствующих районных (городских) исполнительных комитетов на территории областей;

осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов;

обеспечение исполнения доходов республиканского и местных бюджетов через счета Главного управления;

осуществление контроля за операциями по поступлению и использованию внебюджетных средств, получаемых системой органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Управление государственного казначейства в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

организует и обеспечивает исполнение со счетов Главного управления бюджетных и иных государственных средств;

осуществляет систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств, аккумулированных на счетах Главного управления;

обеспечивает ведение реестра распорядителей средств республиканского и местных бюджетов, бюджета Союзного государства и иных государственных средств;

обеспечивает исполнение договоров об условиях выдачи бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет средств республиканского бюджета в разрезе получателей и осуществляет все учетные операции, связанные с их выдачей и возвратом;

учет всех операций по доходам Республики Беларусь, зачисление, возврат платежей в бюджет, а также распределение поступивших денежных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

В состав Управления государственного казначейства Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области входят следующие отделы:

1. Отдел организации исполнения бюджета.

Основными задачами отдела является реализация бюджетно-финансовой политики государства, осуществление единой технологии исполнения бюджетов всех уровней, укрепление бюджетной дисциплины участников бюджетного процесса.

2. Операционно-контрольный отдел.

Основными задачами отдела является обеспечение исполнения расходов республиканского и областного бюджета, иных государственных средств, средств со счетов Главного управления по целевому назначению и в соответствии с законодательством.

3. Отдел бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Основными задачами отдела является организация и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности республиканского и местных бюджетов, бюджета Союзного государства по операциям, произведенным Главным управлением.

4. Отдел кассовых поступлений.

Основной задачей отдела является обеспечение исполнения доходной части республиканского и местных бюджетов через счета Главного управления в соответствии с законодательством.

5. Отделы (сектора) по городам и районам.

В ходе встреч с представителями Управлений государственного казначейства Главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской и Витебской областям большую заинтересованность вызвал ряд возложенных на них функций:

контроль за эффективностью бюджетных расходов и возможность отказа в проведении платежа, в случае признания расхода неэффективным;

возможность осуществления предварительного контроля при санкционировании расходов с выездной проверкой к получателю средств бюджета;

управление дебиторской задолженностью: возможность истребования возврата дебиторской задолженности за получателя средств бюджета и возможность списания задолженности со счетов дебитора в безакцептном порядке;

анализ результатов последующего контроля, осуществляемого Контрольно-ревизионным управлением с целью доработки процедур предварительного контроля, осуществляемого Управлением государственного казначейства для исключения в дальнейшем подобных нарушений.

Организация работы по взаимодействию «контролеров» и «казначеев» в территориальном органе Министерства финансов Республики Беларусь

Особенностью организации исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь является осуществление Министерством финансов Республики Беларусь контроля за рациональным использованием бюджетных средств посредствам проведения предварительного контроля при санкционировании расходов с осуществлением выездной проверки в отношении получателя средств бюджета.

Сочетание полномочий органов Главного государственного казначейства Республики Беларусь по санкционированию расходов с возможностью проведения выездной проверки в отношении получателя средств бюджета позволяет предотвратить нерациональное использование бюджетных средств, их направление на непервоочередные расходы, предоставление авансов недобросовестным поставщикам (подрядчикам), срывы поставщиками (подрядчиками) сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом основной задачей органов Главного государственного казначейства Республики Беларусь является выявление нарушений бюджетного законодательства, нерационального использования бюджетных средств и принятие мер для добровольного устранения бюджетополучателем указанных недостатков.

В этой связи в случае предоставления получателем бюджетных средств платежных документов, вызывающих сомнение в законности расходования бюджетных средств, начальником операционно-контрольного Отдела органа казначейства в адрес начальника Главного управления оформляется докладная записка с обоснованием необходимости проведения проверки в отношении бюджетополучателя, представившего указанное платежное поручение, по вопросам обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств.

Должностные лица Министерства финансов Республики Беларусь, участвующие в проведении проверки вправе входить на территорию и объекты бюджетополучателя, являющиеся общедоступными, а на иную территорию и объекты – с согласия бюджетополучателя, использовать доступные средства информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

По результатам проведения проверки начальником Главного управления принимается решение:

о приеме органом казначейства заявки на оплату обязательств получателя бюджетных средств (если нарушений законодательства не выявлено и использование бюджетных средств признано эффективным),

об отказе в приеме заявки на оплату обязательств получателя бюджетных средств (если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, либо использование бюджетных средств признано неэффективным).

Отдельное внимание казначейских органов уделяется вопросам приема к исполнению заявок на перечисление поставщикам (подрядчикам) денежных средств в порядке предварительной оплаты, авансовых платежей в размере стоимости материальных затрат, связанных с исполнением договора о выполнении работ (оказании услуг, поставки товаров) (далее – целевые авансы)

Заявки на перечисление целевых авансов, независимо от суммы, согласуются с начальником Главного управления соответствующей области (города Минска).

Рассмотрение платежных документов на перечисление текущих авансов производится после предоставления поставщиком (подрядчиком) первичных документов, подтверждающих целевое и рациональное использование средств последнего выданного поставщику (подрядчику) аванса.

Кроме того, установлены ограничения по срокам проведения оплаты при регистрации заявок на перечисление поставщикам (подрядчикам) авансовых платежей:

для текущих авансов – не ранее 20 числа месяца, предшествующего месяцу, на который выдается аванс,

для целевых авансов – в сроки, позволяющие использовать выдаваемые авансы на цели, предусмотренные заключенными с подрядчиком договорами.

Получатели бюджетных средств в течение 15 календарных дней после окончания расчетного месяца представляют в Главное управление соответствующей области (города Минска) документы, подтверждающие целевое и рациональное использование средств авансов на выполнение строительно-монтажных работ.


Выводы:

По итогам визита делегации Федерального казначейства было отмечено, что выступления участников и ответы на вопросы позволили составить объективное представление о роли органов государственного казначейства в бюджетном процессе Республики Беларусь, об их работе по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, рассмотреть концептуальные подходы к проведению предварительного контроля при санкционировании расходов с осуществлением выездной проверки в отношении получателя средств бюджета.

Имеется сходство в подходах к исполнению поставленных задач: применение передовых информационных технологий, акцент на использование электронного документооборота и др.

Опыт изучения бюджетного процесса в Республике Беларусь оказался полезен для делегации Федерльного казначейства. Построение бюджетного процесса в обеих странах имеет сходство и является основой для развития дальнейших встреч специалистов и обмена опытом в области управления государственными финансами.


Предложения:
По результатам встреч с сотрудниками Главного государственного казначейства Республики Беларусь и изучения материалов, представленных белорусской стороной, предлагаю более детально изучить опыт работы Главного государственного казначейства Республики Беларусь по следующим направлениям:

- организация работы по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности;

- организация процесса создания дополнительных условий эффективного использования бюджетных средств;

- организация работы по вопросам определения критериев эффективности и целесообразности использования бюджетных средств бюджетополучателями.

Для дальнейшего совершенствования деятельности казначейских органов Российской Федерации и Республики Беларусь необходимо и в будущем продолжать сотрудничество и обмен опытом путем проведения встреч экспертов, а также организации сотрудничества территориальных органов Федерального казначейства и территориальных органов Министерства финансов Республики Беларусь.

Заместитель Руководителя

Федерального казначейства С.Е. Прокофьев



14 марта 2016 г.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница