Отчет научно-исследовательской работы по теме: Способы повышения эффективности управления учреждениями здравоохранения




страница1/4
Дата06.05.2016
Размер0.81 Mb.
  1   2   3   4
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
факультет экономики и управления
Кафедра экономики и мировой экономики
ОТЧЕТ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

Способы повышения эффективности управления учреждениями здравоохранения»



Москва 2014


СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Система управления здравоохранением России в условиях рыночной экономики…………………………………………………..7


    1. Состояние отрасли здравоохранения на современном этапе…………7

    2. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения………………………………………………………..18

1.3. Проблемы управления системой здравоохранения РФ……………..24
Глава 2. Организация системы управления муниципальным здравоохранением (на примере ГБУЗ Ржевская ЦРБ)………...….30

2.1. Деятельность Министерства здравоохранения Тверской области ...30

2.2. Анализ социально-экономического развития и организации управления ГБУЗ Ржевской ЦРБ…………….…………………….... 36

2.3. Структура управления здравоохранения в ГБУЗ Ржевской ЦРБ…...44


Глава 3. Основные пути совершенствования системы управления учреждениями здравоохранения Ржевского района Тверской области…………………………………………………………………49

3.1. Совершенствование управления региональной системой здравоохранения…………………………………………………...….. 49

3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию муниципального управления развитием здравоохранения в ГБУЗ Ржевской ЦРБ …..55
Заключение…………………………………………………………………..…….65

Список использованной литературы…………………………………………...68

Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению.

Одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечение разработки и осуществления государственной политики здравоохранения включает подбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для существования развитой системы массового здравоохранения необходимо вполне определенное социально-экономическое развитие общества, т.е. необходим определенный технический и научный потенциал, а также определенная форма государственного регулирования и управления. Проблемы современного здравоохранения имеют на сегодня в первую очередь организационный характер.

Актуальность темы научной работы обусловливается необходимостью формирования и государственного регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики – сферы здравоохранения. Учитывая возросшую активность региональных структур в самостоятельном регулировании хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма государственного управления сферой здравоохранения определяет особую значимость научной работы.

Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах, так как здоровье нации представляет самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей социально-экономического потенциала страны.

Система предоставления населению необходимой медицинской помощи в России приобретает значение жизненно важной для стабильного развития общества и для обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений. Главным при этом являются организационно-экономические проблемы.

Активное реформирование российского общества требует новых подходов к управлению системой здравоохранения. Несмотря на осуществляемые в этой сфере преобразования, сохраняется немало нерешенных проблем. Прежде всего, преобладающими остаются административные методы управления. Рыночные механизмы нацеливают на финансирование видов деятельности в зависимости от ее конечных результатов, однако в сфере здравоохранения все еще наблюдается затратный механизм финансирования, основанный на управлении бюджетными затратами. Затратное финансирование здравоохранения обрекает его на экстенсивное развитие.

Несовершенство действующей системы управления здравоохранением проявляется в значительной организационной разобщенности федерального уровня субъектов Российской Федерации в системе здравоохранения, что не позволяет обеспечить комплексность подхода к охране здоровья. Сложилась ситуация, при которой здравоохранение финансируется преимущественно субъектами Российской Федерации. Декларированные государством гарантии населению на оказание бесплатной медицинской помощи зачастую не выполняются. В результате граждане сами вынуждены платить все растущие суммы за медицинские услуги.

В настоящее время, когда социальная политика принимает местную направленность, особенно остро встает вопрос о четком разделении полномочий между различными уровнями управления, а значит, и ответственности за расходы на производство тех или иных общественных благ, а также об определении оптимальной системы разделения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. Сложившаяся сеть медицинских учреждений и порядок взаимодействия между ними таковы, что этапность лечебно-диагностического процесса осуществляется неэффективно: с перегрузкой стационаров, недооценкой возможностей амбулаторно-поликлинических учреждений и при почти полном отсутствии специальных учреждений для долечивания и ухода за больными. Это ведет к большим социально-экономическим потерям.



Целью научной работы является исследование системы управления муниципальным здравоохранением, на основе анализа системы здравоохранения Ржевского района определение направлений по совершенствованию управления объектами здравоохранения.

В соответствии с этой целью в научной работе поставлены следующие задачи:

1) исследование теоретических аспектов государственного регулирования сферы здравоохранения, рассмотрение структуры здравоохранения, ее влияния на развитие экономики;

2) изучить организацию управления здравоохранением (на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ржевская ЦРБ);

3) определить мероприятия по совершенствованию муниципального управления здравоохранением в ГБУЗ Ржевской ЦРБ.

Объект исследования - система здравоохранения Ржевского района.

Предмет исследования – совокупность организационно - экономических отношений в процессе управления системой здравоохранения на местном уровне.

Методологической базой научной работы является системный подход к изучению функционирования здравоохранения, к управлению его муниципальной системой.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть широко использованы для разработки социально-экономической политики в области охраны здоровья граждан, для обоснования территориальных мероприятий и формирования программ по решению научно-практических проблем охраны, укрепления здоровья населения и развития здравоохранения.

Данная работа изложена на 72 страницах текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения; список литературы содержит 61 источник, в работе 4 таблицы, 1 рисунок.




ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


    1. Состояние отрасли здравоохранения на современном этапе

В экономическом и социальном аспектах здоровье человека, людей общества рассматривается как способность к целесообразной, результативной, эффективной деятельности в изменяющихся условиях внешней среды и в рамках совокупности определенных видов деятельности, к которым организм способен адаптироваться. Иначе говоря, здоровье как экономический и социальный феномен сводится к трудоспособности, а в более широком плане – к индивидуально и общественно полезной способности [9].

Таким образом, здоровье-основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Связь здоровья с экономикой и социальной стороной жизни людей проявляется в том, что уровень здоровья представляет важную составную часть социально-экономического понятия «уровень жизни населения», который характеризуется такими показателями, как величина денежных доходов человека; комфортность жизни, привлекательность жизненных условий, их соответствие природе и желанием людей; степень удовлетворения основных жизненных потребностей и другими. Тем самым можно сделать вывод, что состояние здоровья населения влияет на систему здравоохранения, ее организацию и финансирование. Можно выделить и обратную зависимость: рационально организованная система здравоохранения, обеспеченная необходимыми финансовыми средствами, будет способствовать повышению уровня жизни населения страны и конкретного муниципального образования [12]. Система здравоохранения – это совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности, деятельность которых связана с производством, обеспечением, контролем качества. Реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на до дипломном и после дипломном уровне. В пунктах 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Иными словами, как право на охрану здоровья, так и право на медицинскую помощь являются основными (конституционными) правами каждого. Действующая ныне Конституция РФ предусматривает: государственные и муниципальные учреждения здравоохранения; государственную и частную системы здравоохранения. Действительно, основной целью государственных и муниципальных учреждений и всех трех указанных выше систем здравоохранения является обеспечение гражданам реализации установленных прав на охрану здоровья. Но в ситуации сложившейся в настоящее время не всегда обеспечивается право граждан Российской Федерации на охрану здоровья [10]. Но в ситуации сложившейся в настоящее время не всегда обеспечивается право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Этот очевидный факт усугубляется недостаточно проработанной системой организации и финансирования здравоохранения. В связи с этим необходимость совершенствования организации системы здравоохранения в настоящее время широко обсуждается в научных кругах. Проблема организации и финансирования здравоохранения, как одна из важнейших проблем экономики и социальной политики любой страны, требует тщательной проработки всех основных направлений реформирования отрасли.

Здравоохранение нашей страны прошло сложный исторический путь развития, позволивший в 20-60 годы решить задачи социально-гигиенического благополучия в стране в условиях преимущественно инфекционной патологии. В течение нескольких десятилетий развитие здравоохранения шло экстенсивным путем, что было в значительной степени оправдано. Однако в 70-80 годы в связи с начинающимся эпидемиологическим переходом, новыми условиями социально- экономического развития страны необходимо было перевести здравоохранение на новый режим функционирования, но в силу целого ряда причин это не было сделано. Более того, в последнее десятилетие усилились те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом финансирования, господством административно-командных методов управления, уравнительным затратным характером всего народного хозяйства.

В 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям:

1. Кризис здоровья.

2. Кризис финансирования.

3.Кризис материально-технической базы.

4.Кризис кадров.

Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" было направлено на преодоление всех этих негативных моментов. В литературе достаточно подробно освещены положительные и отрицательные стороны внедрения нового хозяйственного механизма здравоохранения. Представляется, что в целом сделанные в этом направлении шаги были правильными, однако резкая смена приоритетов в концептуальном развитии страны, переход на рыночные рельсы, принятие закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в значительной степени радикализировали обстановку и потребовали новых подходов к дальнейшему развитию всей системы охраны здоровья населения. В связи с этим совершенно закономерным видится осуществлённый переход к медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие авторы, в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая призвана реально гарантировать всем жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов.

Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством:

- радикального увеличения ассигнований а здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения;

- материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих;

- экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании. Естественно, переход к медицинскому страхованию породил значительное количество проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным. Так, в частности, важной проблемой является разработка методик технико- экономического обоснования соответствующих услуг. Такие методики необходимы, с одной стороны, страховым медицинским компаниями для прогнозирования своего развития с целью обеспечения рентабельности своей деятельности, а с другой стороны - органам управления здравоохранением и Госстрахнадзора РФ для разработки адекватных мер регулирования рынка страховых медицинских услуг.

Сам механизм страхования объективно отражает присущее рыночным отношениям свойство неопределенности и возникновения ситуации, которая порождает большие непредвиденные потери. Страхование является одним из основных способов, к которым прибегают люди и различные предприятия для снижения потерь от рисковых ситуаций. Основная цель страхования состоит в уменьшении риска (потерь от риска), который различные субъекты должны нести, в перекладывании риска на тех, кто более охотно (или, находясь в лучшем положении) готов его нести. Механизм страхования включает в себя объединение рисков и их перераспределение.

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Такая социальная защита может быть реализована путем создания в едином порядке специализированного денежного фонда, в формировании которого принял бы участие, в конечном счете, каждый гражданин.

В этом случае медицинское страхование принимает форму обязательного.

Социальный характер обязательного медицинского страхования, позволяющий каждому гражданину получать одинаковую медицинскую помощь, достигается неравным вкладом каждого в создание денежного фонда на оплату этой помощи.

Таким образом, основной особенностью современного этапа развития российского здравоохранения является введение медицинского страхования, что влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия, неоднозначно воспринимается обществом, и поэтому содержит ещё массу нерешённых вопросов.

В соответствии с Постановлением Правительства. В Российской Федерации существует единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приказ Минздрава России от 03.06. 2003г.№229):

1. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

1.1. Больничные учреждения.

1.2. Клиники.

1.3 Диспансеры.

1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

1.5. Центры.

1.6. Учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови.

1.7. Учреждения охраны материнства и детства.

1.8. Санаторно-курортные учреждения.

2. Учреждения здравоохранения особого типа.

3. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

4. Аптечные.

Остановимся подробнее на основных показателях деятельности учреждений здравоохранения. Важнейшей составляющей медицинского обслуживания населения страны являются больницы. Их задачи и мощность должны быть сориентированы на интенсификацию лечебного и диагностического процессов. При этом они должны быть хорошо оснащены и оказывать качественную помощь пациентам. По данным министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации, в 2012 году в системе здравоохранения функционировало 10450 больничных учреждений: 9350 больниц (из них 5696 в сельской местности) и было развернуто более 1.6 млн. коек. Обеспеченность больничными койками в целом по России составляет 113,3 на 10000 человек населения. Занятость койки на протяжении последних пяти лет составляет в среднем 302 дня в году. Первичную медицинскую помощь оказывают 6250 самостоятельных амбулаторно - поликлинических учреждений. Среди самостоятельных амбулаторно- поликлинических учреждений 1708 поликлиник ( в том числе 591 детская), 4207 амбулаторий ( из них 3986 в сельской местности) , 54 хозрасчетных поликлиник и амбулаторий, 48 консультативно- диагностических центров ( в то числе 12 детских), 71 центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другие. Стоматологическую помощь оказывают в 942 самостоятельных стоматологических поликлиниках (в том числе 32 из них хозрасчетных). Помимо этого, в структуру первичной медицинской помощи входят 3135 станций и отделений скорой медицинской помощи, 570 врачебных, 9264 фельдшерских здравпункта, 43669 фельдшерско-акушерских пунктов. В ходе исследования была выявлена положительная тенденция, связанная с организацией таких перспективных форм догоспитальной медицинской помощи, как дневные стационары и стационары на дому. В 2012 году дневные стационары функционировали в 1865 амбулаторно-поликлинических учреждениях, что на 243 больше, чем в 2008 году. В указанных учреждениях было развернуто 35299 коек, на которых пролечено более 1 млн. больных. Кроме того, в 886 учреждениях были развернуты стационары на дому. В них пролечено около 300 тыс. человек [23].

Современное состояние здоровья населения Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. Естественная убыль населения, которая обусловлена снижением рождаемости и увеличением смертности, находится на высоком уровне. Кроме этого, одной из негативных тенденций, характеризующих медико-демографическую ситуацию в стране, является старение населения [26]. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ отмечено, что кризисное состояние здоровья населения России в последние десятилетия было обусловлено негативными последствиями экономической депрессии, снижением качества жизни населения, чрезмерными стрессовыми нагрузками, снижением общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствовало распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. Ухудшающееся состояние здоровья населения, по мнению отечественных исследователей, обусловлено как комплексом общих социально-экономических факторов, так и негативными тенденциями во всей системе здравоохранения, основными из которых являются:

1. Недостаточное финансирование здравоохранения, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, высокая степень износа основных фондов в отрасли. Потребность учреждений здравоохранения в современных видах медицинской техники покрывается лишь на 50-55%. Низкая фондовооруженность медицинских учреждений не позволяет своевременно проводить диагностику и лечение заболеваний, что оборачивается существенными экономическими потерями. Необоснованная экономия на финансировании мероприятий по охране здоровья населения приводит к снижению валового внутреннего продукта и прямому ущербу для общества в целом.

2. Перемещение нагрузки по финансированию здравоохранения на население. В России сложилась ситуация, когда легальная и теневая оплата населением медицинских услуг и лекарственных средств составляет значительную долю семейного бюджета. В Российском здравоохранении, в отличии европейских стран, основной формой привлечения личных средств населения к оплате медицинской помощи являются не легальные платежи, а платные медицинские услуги и неофициальные гонорары медицинскому персоналу.

3. Снижение качества управления системой здравоохранения. В настоящее время в значительной степени потеряна комплексность в системе охраны здоровья населения. Действия различных ведомств, функционирующих в системе здравоохранения, оказалось разрозненным. Заметно снизилось значение стратегического и текущего планирования в здравоохранении, что является серьезной проблемой в сложившейся ситуации финансирования отрасли

4. Усиление структурных диспропорций в здравоохранении. Действующая в настоящее время система управления и финансирования в здравоохранении предопределила крайне низкую эффективность использования ресурсов и несбалансированность в структуре оказания медицинской помощи. Ситуация в настоящее время такова, что государство не имеет возможностей для полного финансирования предоставления населения медицинской помощи. Это приводит к сокращению ее доступности для широких слоев населения (причем в наиболее сложном положении оказываются социально незащищенные слои населения), сокращения масштабов профилактики заболеваний и увеличению платности медицинской помощи[30].

В России, по оценкам большинства ученых и практиков, современный этап развития здравоохранения характеризуется низкой социально-экономической результативностью, неэффективным удовлетворением индивидуального и общественного спроса. Номенклатура, качество, доступность товаров и услуг здравоохранения не отвечает потребностям времени. За последние десятилетия существенно уменьшились трудовые ресурсы страны, катастрофически снизилось качество рабочей силы, отрицательные тенденции приобрели общие коэффициенты движения населения, состояние структуры здоровья нации[27].

Анализ состояния здоровья населения России свидетельствует неудовлетворительном функционировании здравоохранения.

Контроль функционирования здравоохранения направлен не на обеспечение эффективной координации участников процесса укрепления здоровья, а на контроль законности расходования финансовых средств, качество, доступность медицинских услуг. Координация мониторинга, анализа, оценки и прогноза, учета, нормирования, планирования, контроля, аудита, информационного обеспечения, интеграция разрозненных условий, не обеспечивает эффективную организацию достижения цели здравоохранения.

Анализ показывает, что существенная система функционирования здравоохранения в РФ страдает отсутствием единой точки зрения в отношении того, что понимается под системой здравоохранения; какие виды деятельности, институты и услуги она включает; какова система показателей здоровья и их взаимосвязь с эффективным функционированием и управлением здравоохранением; каков должен быть механизм обеспечения развития здравоохранения, межотраслевой координации.

Отсутствует механизм объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, участников рыночных отношений (в первую очередь, экономики, финансов, образования, транспорта, внутренних дел, обороны) не только на минимизацию отдельных факторов, представляющих угрозу и благополучия населения, но и на формирование условий для возрождения и укрепление установки на долгую и плодотворную жизнь, Такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другим[7].

Для российского здравоохранения характерно отсутствия эффективного системно-целевого управления, анализа, методов учета, анализа, планирования, информационного сопровождения, взаимоувязки множества социальных, рыночных факторов с разрозненными мерами и ресурсами ориентации не достижение стратегических целей.

Устаревшая структура отрасли и система экономических отношений в ней сочетается с организационной разобщенностью федерального и регионального уровня, несовершенной моделью управления системой здравоохранения, преобладанием административных методов управления, затратным способом финансирования, ориентацией на экстенсивное развитие, ростом издержек.

Фрагментарность, разобщенность системы регулирования здравоохранением ведет к сбоям системы социально-экономического регулирования данной отраслью. Существующие возможности осуществление политико-правовых, социально-экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение здоровья используются неэффективно, не отвечают антикризисным целям, потребностям развития передовой экономики России[13].

Эффективное функционирование системы здравоохранения связывается преимущественно с уменьшением заболеваемости, сокращением детской смертности, и оставляя в тени рост экономики, финансовой самостоятельности и благосостояния людей, равенства возможностей и справедливости. Доминирующая точка зрения, что основным показателям оценки здоровья населения является заболеваемость, приводит к отслеживанию характеристик нездоровья. Использование в качестве обобщенного показателя состояния функционирования и управления сферой здравоохранения, доступ к медицинским услугам игнорирует такие показатели и их соотношения как потребности, спрос и предложения. Государственные у муниципальные органы не располагают механизмом, позволяющим осуществлять оценку и мониторинг динамики данных показателей.

Инвестиции в здоровье, как правило, не рассматриваются как инвестиции в будущее развитие человеческого потенциала.

При формировании приоритетов и объектов развития здравоохранения отмечается высокая степень субъективности. Напоказ возводятся дорогостоящие клинические центры, в то время как во многих регионах и муниципалитетах здравоохранение, система данных услуг находится в зачаточном состоянии или вовсе отсутствует. Из-за доминирования импорта отмечается нарастание угрозы национальной безопасности в области медикаментов.

Несмотря на наличие национального проекта «Здоровье», «Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 года» совершенствование функционирование и управление здравоохранением осуществляется без должного научного представления о механизмах детерминации общественного и индивидуального здоровья. Концепцией развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года лишь предусматривает обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма, включая организацию деятельности федерального ресурсного центра[3].

Соответственно, созданный при правительстве РФ ситуационный центр с обеспечением доступа к государственной автоматизированной системе мониторинга результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и реализации приоритетных национальных проектов не является механизмом совершенствования функционирования здравоохранения.

Для современного состояния отечественного здравоохранения характерен дисбаланс межотраслевой системой связей, обеспечивающих гармонизацию интересов и равновесие участников взаимодействия, неэффективное использование ресурсов и знаний, низкая конкурентоспособность, деградация производственного и экспортного потенциала, низкие качественные и высокие ценовые характеристики продукции и услуг.



    1. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения

Система здравоохранения в Российской Федерации должна быть способной успешно укреплять и восстанавливать здоровье россиян, быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной и экономически эффективной.

Несомненным гарантом положительной динамики является принятая в 1997 году Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Это позволило обеспечить стабильное финансирование учреждений здравоохранения и повысить эффективность использования ресурсов; сократить дефицит Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.

Основных задач для достижения целей этой концепции три:

- во-первых, активизация деятельности по профилактике заболеваний, чем было сильно здравоохранение СССР;

- во-вторых, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения современных методов профилактики, диагностики излечения;

- в-третьих - повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Концепция основана на принципах, близких основам советского здравоохранения. Это всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению, профилактическая направленность, экономическая эффективность, единство медицинской науки и практики, а также активное участие населения в вопросах здравоохранения, повышение ответственности за свое собственное здоровье и здоровье своих детей.

За время реализации концепции разработаны, утверждены и реализуются мероприятия по выполнению Федеральных целевых программ “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом”, “Вакцинопрофилактика”, “АНТИ ВИЧ/СПИД” и многих других.

Также была введена система стандартизации здравоохранения. Минздравом России и Госстандартом России создан Межведомственный Координационный совет.

Основным результатом внедрения этой системы стало введение в России, как в других цивилизованных странах, формулярной системы применения лекарственных препаратов. Успешно реализуется программа по разработке протоколов ведения больных, утверждена программа обучения специалистов основам стандартизации в здравоохранении.

Была впервые введена программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Она привела отрасль к единому пониманию планирования объемов медицинской помощи и финансирования расходов на нее, которая вовлекла все заинтересованные стороны – государственные, исполнительные, законодательные, правоохранительные органы — к реализации данной программы в стране.

Несмотря на всё же недостаточное финансирование, удалось сохранить потенциал медицинской науки. За последние годы российскими учеными разработаны новые технологии диагностики и лечения онкологических болезней, хирургической патологии с использованием плазменных потоков, ультразвукового и лазерного излучений, фотодинамической терапии. Активно ведутся работы по использованию и лечению ряда тяжелых болезней с помощью генноинженерных технологий. Но в тоже время крайне медленно решаются проблемы внедрения современных медицинских технологий в клиническую практику.

В управлении здравоохранением появились новые структуры: стратегического планирования отраслевой стандартизации, инноваций, медицинской профилактики.

Министерство здравоохранения Российской Федерации держит на постоянном контроле вопросы реализации “Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”. Внедрение новых медицинских технологий при стесненных финансовых ресурсах позволило значительно увеличить объемы уникальных видов медицинской помощи населению. Так, например, количество операций на сердце с применением аппарата искусственного кровообращения увеличилось в 2 раза, объем аортокоронарного шунтирования – в 2,5 раза. В 2 раза увеличилось число больных находящихся на гемодиализе, в 1,5 раза возросли объемы пересадки почек и в 10 раз костного мозга.

Активная работа проводится по совершенствованию медицинского и фармацевтического образования в стране. Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты. Открыты факультеты по подготовке специалистов (управление здравоохранением, медицинская сестра с высшем образованием, медицинский психолог, врач общей практики и др.). Разработана и реализуется отраслевая программа “Развитие сестринского дела в Российской Федерации”.

Совместными усилиями Минздрава России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось осуществить комплекс мер по развитию материальной базы. Одним из самых сложно решаемых вопросов за прошедшее десятилетие остается лекарственное обеспечение населения Российской Федерации. Постоянная работа Минздрава России, в сфере обеспечения медикаментами населения страны, позволила за последние 2 года стабилизировать ситуацию.

В соответствии с Федеральным законом “О лекарственных средствах” разработаны и утверждены новые “Правила регистрации лекарственных средств”, которые устанавливают единые унифицированные требования при регистрации отечественных и зарубежных лекарств, порядок и сроки её проведения. Утверждена Концепция “Развития системы лекарственного обеспечения здравоохранения и населения Российской Федерации”, восстановлены государственные органы управления аптечными организациями.

Во всех субъектах Российской Федерации созданы и аккредитованы контрольно-аналитические лаборатории, которые являются серьезным препятствием для проникновения некачественных лекарств на фармацевтический рынок страны. Издан формулярный справочник лекарственных препаратов, упорядочена система регистрации медикаментов в Российской Федерации. В настоящее время зарегистрировано свыше 13 600 наименований лекарственных средств. Организована работа по сертификации предприятий выпускающих фармацевтическую продукцию.

Во многих территориях страны введена система персонифицированного учета и отпуска лекарственных средств на льготных условиях с использованием пластиковых. Однако недостаточное бюджетное финансирование в большинстве субъектов Российской Федерации не позволяет обеспечить социально незащищенную часть населения медикаментами.

Что касается структурной перестройки системы здравоохранения, то здесь есть две проблемы. Первая - размеры финансовых ресурсов должны измениться по видам медицинской помощи, давая преимущество амбулаторно-поликлинической помощи и новым технологиям в стационарах. Вторая — создание в стране государственной программы управления качеством медицинской помощи.

Уже выполнен большой объем работ по реализации отраслевой программы введения общей врачебной (семейной) практики. Создана методическая база, действуют более 2000 общих врачебных практик, образован Федеральный центр семейной медицины в ММА им. И.М. Сеченова.

Вводится государственная программа управления качеством медицинской помощи. Программа состоит из трех частей. Это организация управления качеством по уровням (федеральный, субъекта РФ, медицинской организации) ее внутриструктурного подразделения. Разработка и внедрение единой методики оценки качества медицинской помощи, мониторинг врачебных ошибок, развитие системы аккредитации и лицензирования медицинской деятельности. В программе намечена разработка конкретных планов госпитальной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, проекта постановления правительства о санаторно-курортных организациях, а совместно с Министерством сельского хозяйства проведена работа по составлению программы развития здравоохранения на селе. Сформирована программа развития сети наркологических и реабилитационных центров, создан федеральный реабилитационный центр для больных наркоманией, что должно резко повысить качество лечения этой категории больных.

Основные мероприятия по охране материнства и детства: разработка и утверждение федеральной целевой программы "Здоровый ребенок", развитие сети медико-генетических и перинатальных центров, развитие самостоятельной акушерской службы.

Особые проблемы стоят в области профилактики заболеваний. Разрабатываются и вводятся необходимые программы, но основная задача – это создание общероссийской системы самооздоровления населения. Такие системы существуют во всех развитых странах. Необходимо в нашей стране создать систему, которая включала бы в себя структуру определения уровня здоровья человека. Должны появиться новые специалисты, вооруженные соответствующими технологиями, которые укажут человеку на недостатки в его здоровье и подскажут что делать, не с точки зрения применения лекарственных препаратов, а изменения поведения дома и на службе. Работы в этом направлении уже ведутся. Но мало сказать человеку, что делать, он должен иметь возможность выполнить рекомендации специалиста, значит, должны быть условия, ресурсы, должна быть развита соответствующая индустрия. Все это вместе и должно составлять систему самооздоровления населения.

Также немаловажной задачей является разработка концепции интеллектуализации здравоохранения и развития творческих способностей медицинских работников.

Увеличение расходов на лекарственные препараты, с одной стороны, а с другой - введение формулярной системы, заставляющей наиболее рационально их использовать, позволит построить в стране вполне удовлетворительный рынок лекарственных препаратов как для населения, так и для медицинских учреждений страны.

Экономика здравоохранения — отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения. Отправной точкой анализа экономических проблем здравоохранения является его рассмотрение как области человеческой деятельности и как отрасли народного хозяйства. Общая цель экономики и организации здравоохранения — это изучение экономических и организационных отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Современная экономика здравоохранения рассматривает медицинскую организацию как:

- во-первых, специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязанностями;

- вторых, как самостоятельного участника рыночных отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и одновременно с учетом всей специфики здравоохранения.

Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня управляемости системы здравоохранения. В целях реализации Концепции Министерством здравоохранения образован Совет по региональной политике, введен институт представителей Минздрава России в Федеральных округах, создаются окружные координационные советы по здравоохранению, проведена реорганизация Министерства здравоохранения, направленная на приведение структуры в соответствие с целями и задачами возложенными Правительством на Министерство.



1.3. Проблемы управления системой здравоохранения РФ
Анализируя динамику развития здравоохранения, можно выявить, что эффективность функционирования этой подсистемы народного хозяйства определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регулирующих и управляющих воздействий, а также внешних возмущающих факторов, причем, в отличие от других отраслей народно-хозяйственного комплекса, в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного развития находится человек с его социальными запросами.

В настоящее время, когда здоровье общества и отдельного человека рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, оказывающая непосредственное влияние на эффективность труда и производства в других сферах народного хозяйства, актуальность и сложность проблемы охраны здоровья значительно возросла. Демократизация общественной жизни выдвинула в число первоочередных проблему гуманизации отечественного здравоохранения, а рост затрат на поддержание и укрепление здоровья граждан привел к необходимости решения такой экономической задачи в сфере здравоохранения, как определение стоимости охраны здоровья общества и цены здоровья с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости направлений здравоохранительной деятельности.

Для этого необходимо рассчитать потребности здравоохранения в различных видах ресурсов и выполнить прогнозную оценку роста доходов и прибыли объектов здравоохранения и отрасли в целом в зависимости от действия различных факторов, в том числе от повышения качества медицинских услуг и расширения уровня диверсификации медицинской деятельности. На основе анализа темпов роста доходов и прибыли, а также потребности в финансовых и других видах ресурсов разрабатываются пути и способы ликвидации возможных диспропорций развития здравоохранения, возникающих вследствие превышения расходов над доходами. Такой анализ позволит выработать эффективный механизм функционирования отрасли в целом и каждой службы здравоохранения в отдельности, стимулирующий рациональное использование всех видов ресурсов. С целью исключения дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и степени ответственности на различных иерархических уровнях системы управления отраслью, включая: федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации; государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения; существующие и вновь формируемые органы управления здравоохранением, в первую очередь фонды и подразделения обязательного медицинского страхования.

Концепция реформы здравоохранения на современном этапе должна учитывать весь комплекс факторов, определяющих эффективность функционирования отрасли в перспективе. К числу таких факторов следует отнести:

- сложившиеся в стране социально-экономические условия и тенденции их развития;

- состояние и тенденции развития здоровья населения России;

- потенциал здравоохранения, его организационно-технический уровень и имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые и т.д.);

- опыт организации и управления здравоохранения, накопленный за годы экономических реформ в России и в экономически развитых странах;

- международные стандарты в области качества медицинской помощи и рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

На основе анализа факторов должны быть выявлены приоритетные проблемы повышения уровня здоровья населения России. К числу таких проблем следует, в первую очередь, отнести те проблемы, решение которых позволит получить максимальный социально-экономический эффект и минимизировать экономические потери общества.

В конечном итоге эти проблемы должны найти свое отражение в целевых комплексных программах развития здравоохранения, на решении которых и необходимо в первую очередь сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы отрасли.

Реализация новой концепции реформ управления здравоохранением должна завершить структурно-функциональные преобразования, проводимые в отрасли, и обеспечить условия для кардинального улучшения качества медицинской помощи. Это означает, что акценты со специализированной помощи должны быть перенесены на первичную медико-социальную помощь. Для этого необходимо совершенствование правового, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения инфраструктуры врачебной практики, включая подготовку врачей общей практики, семейных врачей; совершенствование помощи на дому, скорой и неотложной медицинской помощи, профилактики болезней и развития принципов здорового образа жизни. Кроме того, совершенствование управления здравоохранением должно обеспечивать переход с экстенсивных принципов и методов развития отрасли на интенсивные. Это означает, что эффективность развития здравоохранения должна быть обеспечена не за счет роста численности медицинских работников, а за счет углубления их профессиональной подготовки, повышения качества медицинской помощи и создания системы экономической и социальной мотивации труда медицинских и фармацевтических работников. Для этого необходимо, сохранив единую отраслевую систему управления и финансирования непрерывной подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, обеспечить подготовку менеджеров и экономистов новой формации, способных решать управленческие проблемы на различных уровнях при функционировании отрасли в условиях рыночных отношений.

Разрабатывая концепцию развития здравоохранения и механизм совершенствования системы его организации и управления на основе выбранных социальных и медицинских приоритетов, следует учитывать то обстоятельство, что уровень здоровья населения зависит не только от здравоохранения, его потенциала, объемов финансирования и уровня ресурсного обеспечения, но и от других факторов. Поэтому совершенствование управления здравоохранением должно быть увязано с приоритетами развития других отраслей народного хозяйства России. С точки зрения системного подхода к управлению это означает, что эффективность функционирования всей системы (в данном случае социально-экономической системы страны) не может быть достигнута только за счет совершенствования одной из ее подсистем (в данном случае здравоохранения).

В настоящее время основными задачами, стоящими перед отраслью, является снижение возросших за последнее время показателей смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования. Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней (в том числе и от туберкулеза), болезней органов дыхания (в том числе от гриппа, ОРЗ и пневмонии).

Ежегодно в стране регистрируется 155 – 185 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. с впервые установленным диагнозом. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%. Крайне неблагоприятная ситуация складывается также с болезнями системы кровообращения. В течение последних 5 лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек. В настоящее время на учете в онкологической службе находится около 2 млн. больных. Озабоченность вызывает нарастание заболеваемости сахарным диабетом. Сахарный диабет является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений. В настоящее время проблема алкоголизма и наркомании представляет собой серьезную угрозу населению России. Только за последние десять лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства, индикатором распространенности которой является увеличение алкогольных психозов. Значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Вирус иммунодефицита человека, попав в среду потребителей наркотиков, продолжает стремительно распространятся, возрастает число детей, рожденных матерями наркоманками. На протяжении всего десятилетия продолжало ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране.

Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации. Так современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. Резко сократилось число нормальных родов.

Недостаточно внимания уделялось повышению уровня медицинской помощи сельскому населению.

Введение системы обязательного медицинского страхования, несомненно, оказало позитивное, стабилизирующее влияние на финансирование отрасли в кризисный период.

Одной из основных проблем сегодняшнего российского здравоохранения является региональная асимметрия финансирования, когда средства, поступающие на здравоохранение, в регионах абсолютно разные. Хотя Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в рамках Концепции, проделана большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению, нужно признать, что в тоже время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось. Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к дальнейшему развитию здравоохранения страны.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день речь идет не просто о реформе отрасли. Нельзя замыкаться исключительно на реформировании бывшего советского здравоохранения. Невозможно добиться успехов не создав единых принципов управления отраслью в стране, не введя новых организационных и правовых форм организаций здравоохранения.

С точки зрения управления, здравоохранение представляет одну из подсистем народно-хозяйственной социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Однако здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Формируя трудовой потенциал во всех отраслях народного хозяйства и уровень здоровья общества, здравоохранение предоставляет народному хозяйству услуги, в значительной мере компенсирующие негативные последствия функционирования различных отраслей экономики страны и общества в целом. Эти услуги обеспечивают снижение обшей заболеваемости, инвалидности и смертности, удлиняют период трудовой активности людей.

Таким образом, деятельность в сфере здравоохранения оказывает активное воздействие на социальную политику государства, выполняя роль обратной в системе управления социально-экономическими процессами. Поэтому в рамках системного подхода к управлению эффективностью здравоохранения производимые медицинские услуги можно рассматривать не только как конечный продукт, но и как фактор повышения эффективности функционирования других отраслей народного хозяйства и экономики страны в целом.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница