Особый порядок учета доходов при реализации основных средств




Скачать 74.43 Kb.
Дата28.04.2016
Размер74.43 Kb.
"Вмененка", 2009, N 11
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
У "вмененщиков" продажа основных средств всегда вызывает много вопросов. А если плательщики ЕНВД совмещают налоговые режимы, сложностей с учетом доходов от такой реализации становится еще больше. Разберемся, как следует поступать в подобной ситуации.
В прошлом номере мы выяснили, чем отличаются основные средства от прочего имущества, почему их продажа не относится к "вмененным" видам деятельности и как рассчитываются налоги при общем режиме налогообложения и "упрощенке". Теперь перейдем к нюансам учета в случае совмещения нескольких систем налогообложения. Кроме того, определимся, как организациям отразить в бухучете продажу основных средств.
Совмещение налоговых режимов
Некоторые "вмененщики" наряду с уплатой ЕНВД применяют общий налоговый режим или упрощенную систему. Соответственно, они должны вести раздельный учет имущества на основании п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
Уплата ЕНВД и общий режим
В п. 9 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что фирмы, применяющие общий режим налогообложения и осуществляющие "вмененные" виды деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов. О том, как обеспечить учет расходов, если их невозможно разделить, сказано в этом же пункте. Так, организации определяют данные расходы пропорционально доле доходов фирмы от деятельности, облагаемой ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Как мы выяснили, операции по реализации основных средств не относятся к операциям в рамках вида деятельности, переведенного на уплату ЕНВД. То есть у организаций, реализующих основные средства, которые использовались во всех видах деятельности, для целей налогообложения прибыли учитываются доходы, уменьшенные на остаточную стоимость этого имущества, а также на сумму расходов, понесенных при его реализации.
Уплата ЕНВД и упрощенная система
На основании п. 8 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Если разделить расходы при исчислении налоговой базы по ЕНВД и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы, невозможно, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении этих спецрежимов.
Примечание. При объекте налогообложения доходы расходы не отражают, следовательно, корректировать налоговую базу не нужно.
Учтите, что определять пропорцию доходов от реализации основных средств, используемых в обоих видах деятельности, не нужно. Связано это с тем, что реализация имущества не подпадает под "вмененку". Значит, такой доход полностью включается в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в рамках УСН.

Те фирмы (индивидуальные предприниматели), которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы и продают основные средства, должны пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатации, доплатить налог, определить размер пеней и перечислить их в бюджет (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Правда, данный порядок установлен для ситуации, когда продажа состоялась раньше трех лет после учета издержек на покупку (изготовление, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) либо десяти лет после покупки при сроке полезного использования имущества более 15 лет.
Примечание. При покупке основного средства и ввода его в эксплуатацию его стоимость отражается в расходах равными долями поквартально в течение налогового периода.
После того как налогоплательщик исключит из налоговой базы расходы на покупку (достройку, реконструкцию, создание, изготовление), можно отнести на расходы сумму амортизации, начисленную в соответствии с гл. 25 НК РФ. Причем в данном случае нужно разделить сумму амортизации, начисленную за время использования основного средства во всех видах деятельности.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете доходы от продажи объектов основных средств учитываются в составе прочих доходов. Об этом сказано в п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. В учете продажа основных средств отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчета 91-1 "Прочие доходы".

Кроме того, организация отражает в бухгалтерском учете выбытие основного средства и списывает его стоимость (п. 29 ПБУ 6/01). Остаточная стоимость основного средства является прочим расходом организации (п. 31 ПБУ 6/01 и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Он отражается на счете 91 субсчете 91-2 "Прочие расходы".

Для учета выбытия объекта основного средства к счету 01 "Основные средства" открывается дополнительный субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого счета переносится первоначальная стоимость основного средства, а в кредит - сумма накопленной амортизации, учитываемая на счете 02 "Амортизация основных средств". Об этом сказано в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Пример. ООО "Юпитер" оказывает услуги по перевозке грузов и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Иных видов деятельности компания не ведет. 14 октября 2009 г. организация продала один из грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 5 тонн за 575 000 руб. (с учетом НДС). Этот автомобиль был куплен 11 июня 2007 г. Его первоначальная стоимость составляет 750 000 руб. (с учетом НДС), срок полезного использования принят равным восьми годам (96 месяцам). Автомобиль введен в эксплуатацию в месяце его приобретения. Амортизация начисляется линейным методом. Отразим в бухгалтерском учете доходы организации от продажи основного средства.

Решение

Ежемесячная сумма амортизации составит 7812,5 руб. (750 000 руб. : 96 мес.). Сумма начисленной амортизации за время использования автомобиля во "вмененной" деятельности составляет 218 750 руб. (7812,5 руб. x 28 мес.).

Таким образом, остаточная стоимость автомобиля равна 531 250 руб. (750 000 руб. - 218 750 руб.).

Сумма НДС, уплаченная при продаже автомобиля, составит 6673,73 руб. [(575 000 руб. - 531 250 руб.) x 18 : 118].

Прибыль ООО "Юпитер" от продажи грузового автомобиля - 37 076,27 руб. (575 000 руб. - 531 250 руб. - 6673,73 руб.).

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, равна 8898,3 руб. (37 076,27 руб. x 24%).

Бухгалтерские проводки ООО "Юпитер" представлены в таблице на с. 29.
Таблица. Бухгалтерские проводки ООО "Юпитер"


N
п/п


Содержание
операции


Дата

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.


Документ

1

2

3

4

5

6

7

...

...

...

...

...

...

...

568

Признан прочий
доход от продажи
грузового
автомобиля


14.10.2009

62

91-1

575 000

Договор купли-
продажи, акт о
приеме-передаче
объекта
основных
средств


569

Получена оплата
от покупателя


14.10.2009

51

62

575 000

Выписка банка
по расчетному
счету


570

Отражена
первоначальная
стоимость
выбывающего
грузового
автомобиля


14.10.2009

01-2

01-1

750 000

Акт о приеме-
передаче
объекта
основных
средств


571

Списана сумма
амортизации,
начисленная
за период
эксплуатации
грузового
автомобиля


14.10.2009

02

01-2

218 750

Бухгалтерская
справка-расчет


572

Признан прочий
расход в сумме
остаточной
стоимости
грузового
автомобиля


14.10.2009

91-2

01-2

531 250

Бухгалтерская
справка-расчет


573

Начислен НДС
с дохода
от реализации
грузового
автомобиля


14.10.2009

91-2

68

6 673,73

Счет-фактура

574

Отражена прибыль
от продажи
грузового
автомобиля


14.10.2009

91-9

99

37 076,27

Бухгалтерская
справка


575

Начислен налог
на прибыль


14.10.2009

99

68

8 898,3

Бухгалтерская
справка


...

...

...

...

...

...

...


Документальное оформление продажи основных средств
Продажу основных средств "вмененщики" оформляют актом о списании объекта основных средств (форма N N ОС-4 или ОС-4а). В нем указываются данные, характеризующие объект основных средств, а именно: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт утверждается руководителем организации. На его основании фирма делает отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке (форма N N ОС-6 или ОС-6а). Обратите внимание: инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств необходимо хранить не менее пяти лет.
Примечание. Формы документов, которыми оформляется выбытие основных средств, утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Также организация должна составить акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма N N ОС-1 или ОС-1а), один экземпляр которого передается покупателю.
К.С.Николаева

Эксперт журнала "Вмененка"

Подписано в печать

12.10.2009


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница