Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы




страница1/4
Дата05.05.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4



На правах рукописи

Макарова Марина Николаевна




особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ

22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Екатеринбург


2007

Работа выполнена на кафедре социологии ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»



Научный консультант: доктор социологических наук

Николай Александрович Пруель


Официальные оппоненты: доктор социологических наук

Нина Ивановна Шаталова
доктор социологических наук

Костина Наталия Борисовна
доктор социологических наук

Владимир Владимирович Тумалев

Ведущая организация: ФГОУВПО «Южный Федеральный университет»

Защита состоится «26» июня 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук при ГОУВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» по адресу: 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Автореферат разослан «___» ___________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета, профессор Г.Б. Кораблева
общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, связанные с изменением характера трудовых процессов и социальной структуры, обусловливают формирование новых моделей воспроизводства социальных групп. В ситуации, когда основой общественного развития страны является построение экономики, основанной на знаниях, усиливаются требования к профессиональной подготовке кадров, происходит модернизация национальных образовательных систем. При этом существенно меняются отношения общества и образования, при которых последнее становится основным фактором социально-экономического развития.

Изменения в социально-экономической структуре, связанные с перераспределением статуса различных отраслей, видов деятельности, трансформацией социально-трудовых процессов, отражаются на положении всех профессиональных групп. Особенно существенное влияние указанные трансформации оказали на рабочих, которые постепенно утрачивают свои социально-экономические и политические позиции, характерные для индустриального общества. Глобализационные тенденции приводят к постепенной маргинализации этой профессиональной группы, размыванию ее классовых и социально-групповых признаков, вследствие чего в научной литературе ведутся дискуссии о возможности прекращения ее существования в социальной структуре. Существуют и противоположные точки зрения, указывающие на пролетаризацию большинства работников наемного труда, вследствие чего «рабочий класс» может расшириться до «класса наемных работников». Многообразие макросоциальных, коллективных и индивидуальных стратегий социального воспроизводства обусловливают процессы деконструкции трудовых отношений и формирования принципиально новых подходов к системе профессиональной подготовки рабочих, направленных на усиление ответственности, фундаментализацию и развитие интеллектуальных навыков, необходимых для ориентации в современных технологических процессах.

Для российского общества в условиях перехода к рыночным отношениям и неравномерности развития социально-экономической структуры одним из стратегически необходимых направлений является развитие производственной сферы, которая в настоящее время находится в неустойчивом состоянии. Прогнозируемое снижение численности трудовых ресурсов, старение большинства рабочих кадров, падение числа обучающихся в системе начального профессионального образования – все это факторы, которые в ближайшем будущем могут привести к катастрофическому дефициту рабочих кадров и тем самым усугубить кризис производственных сфер и наукоемких отраслей экономики, которые уже сейчас испытывают существенный недостаток в квалифицированных рабочих. Низкий статус начального профессионального образования, как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально-экономической ситуации в стране, не способствующая развитию инвестиций в подготовку кадров являются дополнительными факторами, усиливающими надвигающийся кризис в системе профессиональной подготовки рабочих.

В этой связи становится актуальным социологический анализ воспроизводства образовательного потенциала рабочих, направленный на определение приоритетных направлений взаимоотношения социально-экономической и образовательной подсистем, которое является в настоящее время необходимым для модернизации системы социального воспроизводства на всех уровнях, но особенно важно для выявления направлений обеспечения экономики квалифицированными рабочими кадрами. При этом необходимо учитывать и влияние постиндустриальных тенденций на российскую экономику, вследствие чего стратегии воспроизводства рабочих в нашей стране также отличаются многообразием и подвергаются постоянному изменению.

Особенно важным представляется анализ региональных аспектов воспроизводства рабочих, модели профессиональной подготовки которых должны быть направлены на достижение соответствия реальных и потенциальных потребностей экономического развития регионов. Развитие производственных, наукоемких отраслей региональной экономики, выстраивание оптимальных форм социальных отношений предполагает и модернизацию региональных образовательных систем в направлении их диверсификации, разнообразия форм подготовки, усиления гибкости и конкурентоспособности. В настоящее время во многих промышленных регионах наблюдается количественная и качественная диспропорция рынка труда, выразившаяся как в растущей потребности экономики в квалифицированных рабочих, так и в «перепроизводстве» образовательными учреждениями специалистов и рабочих по ряду специальностей. Все эти процессы приводят не только к экономической дестабилизации, но и к росту социальной напряженности.

Решение этих проблем в наибольшей степени актуально в плане профессиональной подготовки рабочих, которая должна осуществляться как с позиций общегосударственной кадровой и образовательной политики, так и с учетом региональных особенностей социально-экономической структуры, в условиях динамичной обратной связи с работодателем и быстро меняющимися региональными запросами. Реализация форм социального партнерства для достижения этих целей является наиболее эффективным механизмом воспроизводства образовательного потенциала.



степень разработанности проблемы. Исследование воспроизводства образовательного потенциала предполагает анализ социологических моделей социального воспроизводства. В зарубежной и отечественной социальной теории существует довольно широкий спектр изучения этой проблемы. Воспроизводство социальных отношений посредством устойчивых форм взаимодействия субъектов как необходимого условия воспроизводства человека рассмотрено в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, заложивших основания социологического анализа этого процесса.

Социологическая модель воспроизводства, основанная на влиянии объективных структур, в частности, социальных институтов, социальных норм и ценностей на поведение индивидов, сформирована в рамках структурно-функционального подхода, заложенного в работах Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Различные аспекты социального воспроизводства и его диалектической взаимосвязи с общественным развитием были рассмотрены в работах отечественных исследователей О.И. Шкаратана, В.А. Ядова, Ю.М. Резника, В.Я. Ельмеева, А.С. Ахиезера, А.М. Ковалева, Ю.К. Плетникова, Н.С. Савкина, А.М. Ковалева, Ю.М. Плюснина, Е.Т. Бородина, В.В. Боброва, Л.Т. Волчковой и др1.

Социальное воспроизводство на макроуровне и его связь с общественными процессами рассматривали в своих работах О.Н. Яницкий, А.В. Смирнова, Л. Буева2. Исследованием воспроизводства различных социальных и профессиональных групп в современном обществе и роли образования в этом процессе занимались О.В. Крыштановская, В.Г. Шеянов, А.В. Сердюк, В.И. Чупров, Г.А. Чередниченко, В.В. Тумалев, С.В. Полутин, С.Н. Быкова, Л.А. Павлова, Т.Л. Нечепуренко1.

Осмысление многосубъектности социального воспроизводства и поиск взаимосвязи между его объективными и субъективными факторами можно обнаружить в работах Э. Гидденса и П. Бурдье2. Динамичная природа воспроизводственных процессов в современном обществе отражена в теориях А. Турена, М. Кастельса, З. Баумана, Т. Сакайя, М. Буравого, В.Л. Иноземцева3. В их концепциях воспроизводство в современном обществе становится синонимом социальных трансформаций. Тем не менее, в ситуации углубления общественных противоречий возникает необходимость осмысления воспроизводства как процесса, в котором задействованы различные типы субъектов, действующих в социальной системе и реализующих многообразные социальные практики. При этом необходимо учитывать наличие различных уровней контроля разных типов субъектов над воспроизводственными процессами, выражающимися в определенных способах идентификации.

Как отмечают большинство исследователей проблем общественного развития, одной из наиболее распространенных категорий, характеризующей состояние современного изменяющегося общества, становится понятие «потенциал». Наиболее известным интегральным показателем, характеризующим специфику применения этой категории для анализа современных воспроизводственных процессов, является разработанный под эгидой ЮНЕСКО и широко применяемый в международных сравнениях является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В рамках этой методологии было разработано понятие «образовательный потенциал», которое впоследствии выходит за пределы сугубо количественных показателей, недостаточно адекватно отражающих особенности образования как основы человеческого развития. Эти особенности отражены в работах В.Ж. Келле, М.Н. Руткевича, Н.Н. Авдеевой, И.И. Ашмарина, И.В. Ткаченко, Б.Г. Юдина, Г.В. Иванченко, В.М. Петрова, Н.А. Скороваровой, Г.И. Беляева, Т.Л. Клячко, И.А.Рождественской, С.А. Белякова, М. Л. Аграновича, А. В.Полетаева, Н.И. Шаталовой, А.С. Макаряна, А. В. Фатеевой, Е.А. Неживенко, В.Я. Ельмеева, Н.А. Пруеля1 и др. В ряде работ подчеркивается необходимость выявления не только количественных, но и качественных аспектов образовательного потенциала для наиболее объективной характеристики возможностей образования как основного фактора социально-экономического развития. Наиболее разработанной в современной экономической теории является концепция человеческого капитала, получившая свое развитие в концепциях Т. Шульца, Г. Беккера, Дж. Минцера, Б. Вейсброда, Ли Хансен, а также в трудах ряда отечественных исследователей2. Вышеперечисленные исследования, вносят большой вклад в разработку методик изучения потенциала системы профессионального образования как фактора человеческого развития. Однако в связи с ускорением трансформационных процессов и усложнением социально-экономической структуры возникает необходимость обоснования воспроизводства образовательного потенциала различных профессиональных групп, прояснения возможностей опережающего воздействия профессионального образования на экономические процессы и тенденции в сфере занятости.

Социально-экономические и социологические теории 19-20 веков большое внимание уделяют различным аспектам изучения рабочего класса как наиболее массовой и активной социальной группы в условиях индустриального общества. Рассмотрение рабочего класса как основного субъекта общественного развития является одним из наиболее разработанных компонентов теории К. Маркса и Ф. Энгельса, развитым в марксистских и неомарксистских концепциях Г. Маркузе, Г. Брэвермана, Р. Эдвардса и др. Оценки социально-экономических и статусных перспектив рабочих в связи с изменением характера труда и трансформацией социальной структуры присутствуют в работах С. Малле, П. Дракера, Э. Гидденса, Э.О. Райта, А. Турена, М. Буравого, З. Баумана, Ч. Хенди, М. Глаубермана, К.-Х Рота, А. Горца, Л.В. Иноземцева, Ф. Паркина, Р. Арона, М. Хальбвакса, О. Тоффлера, Д. Белла, Ш. Зубофф, Ф. Уэбстера, Р. Блонера, Г. и Э. Пинчот, С. Хана, М. Харриса, Ф. Ароновитца, В. Дифазио, Н.Л. Поляковой, О.Д. Куценко1.

Специфика влияния современных социальных процессов на положение рабочих в России анализируется в исследованиях О.И. Шкаратана, П. Саймона, З.Т. Голенковой, Ю.В. Арутюняна, Н.В. Сергеева, А.Х. Беленького, Г.С. Денисовой, С.И. Самыгина, О. Д. Чуракова, А. В. Бузгалина, Х. Мелина, В.В. Трушкова, Б.И. Максимова, М.И. Воейкова, И.С. Богданова, Л.А. Беляевой, Л.А. Булавки, Э.Н. Рудык, Д.А. Левчика, Л.А. Гордона, А.Л. Темницкого, Г.П.. Бессокирной2.

Вопросам особенностей современного профессионального образования и его модернизации и трансформации в соответствии с потребностями экономики, с меняющимися ценностями современной молодежи посвящены работы Г.Е. Зборовского, Е.А.Щуклиной, М.Д. Красильниковой, Н.В. Бондаренко, И.П. Смирнова, Ю.Р. Вишневского, О.Е. Подвеберных, Е.В.Ткаченко, А.Т. Глазунова, Э.Д. Днепрова, В.Д. Шадрикова, П. Елиной, А.М. Осипова, Г.А. Чередниченко, Д.Л. Константиновского, О. Колесниковой, А. Нещадина, И. Царевой, Л.В. Емельяновой, и др3.

В ряде работ С.Ю. Алашеева, Т.Г. Кутейницыной, Н.Ю. Посталюка, В.Н. Васильева, В.А. Гуртова, Е.А. Питухина, Ю.Н. Митькиной, Т.М. Глушанок, А.Г. Коровкина, Р.А. Крысина, В.В. Коновалова, Н.А. Грибановой, С.Ю. Рощина и других подчеркивается необходимость комплексного исследования и прогнозирования качественных и количественных параметров профессионального образования рабочих для наиболее полного удовлетворения потребностей рынка труда и развития отраслей экономики, что становится особенно важным в региональном аспекте1. В настоящее время во многих регионах в связи с усиливающимся дисбалансом структур экономики и профессионального образования активизируются социологические исследования с целью реализации программ подготовки рабочих кадров и оптимизации структуры трудовых ресурсов как основного фактора модернизации российской экономики. Тем не менее, следует признать существенную недостаточность научных исследований, посвященных анализу современного состояния воспроизводства рабочих кадров, выявлению основных направлений качественных и количественных изменений в системе их профессиональной подготовки в соответствии с изменениями требований работодателя к их квалификационным и социальным характеристикам.

Целью исследования является выявление особенностей воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе посредством социологического анализа. Для реализации этой цели представляется необходимым решение следующих задач:

- выработка методологии анализа социального воспроизводства как основы социально-экономических трансформаций в современном обществе;

- определение особенностей категории «образовательный потенциал»;

- выявление основных способов воспроизводства образовательного потенциала;

- прояснение особенностей классовых и социально-групповых характеристик рабочих в современном обществе;

- анализ специфики социально-экономического статуса и структуры профессиональной подготовки российских рабочих;

- определение тенденций и перспектив реализации трудового и образовательного потенциала рабочих в России и в регионах;

- выявление факторов, перспектив и механизмов региональной кадровой политики и направлений модернизации системы профессионального образования в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных рабочих;

- формирование стратегий воспроизводства рабочих в соответствии с особенностями их трудовых и профессиональных ориентаций;

- определение основных направлений и способов воспроизводства образовательного потенциала российских рабочих.



Объектом работы является воспроизводство образовательного потенциала, предметом – способы и направления воспроизводства образовательного потенциала рабочих как трансформирующейся профессиональной группы в современном российском обществе.

Гипотеза исследования. Трансформационный характер современного социального воспроизводства обусловливает многообразие способов его осуществления, в которых проявляется специфика субъектов различных типов: социальной системы, социальных групп и индивидов. Усложнение и динамичность современной социальной структуры требуют пересмотра категории «рабочий класс» вследствие размывания социально-групповых и классовых характеристик рабочих и определение различных типов рабочих с учетом как их социально-экономических и социокультурных особенностей, так и тенденций, характерных для других социальных страт и категорий наемных работников.

В Российской Федерации особенности воспроизводства рабочих обусловлены переходным характером российского общества, неустойчивостью развития производственных, наукоемких отраслей экономики, и в связи с этим падением престижа рабочих профессий. Вместе с тем перспективы и направления развития российской экономики диктуют необходимость новых форм и стратегий профессиональной подготовки рабочих в России, учитывающих как традиции, сложившиеся в советской системе профессионального воспроизводства, так и потребности в высокотехнологичном производственном развитии.



Методологическая основа диссертации. Концепция социального воспроизводства, разработанная в диссертационном исследовании, опирается на теоретические модели, представленные в трудах ряда отечественных и зарубежных авторов. Осмысление многосубъектности социального воспроизводства и поиск взаимосвязи между его объективными и субъективными факторами можно обнаружить в концепциях Э. Гидденса и П. Бурдье. Их концепции использованы в работе для обоснования понимания социального воспроизводства как сложного процесса, в котором происходит сохранение и трансформация как объективных системных факторов, так и способов социальных практик индивидуальных и коллективных субъектов. Для понимания гибкости и подвижности социально-экономической структуры в условиях глобализации, изменения характера труда в постиндустриальном обществе, вследствие которых возникает необходимость пересмотра традиционного понимания профессиональных групп и факторов, влияющих на приобретение ими экономических и социальных ресурсов, базовыми концепциями являются теории М. Буравого, З. Баумана, Ч. Хенди, А. Турена.

В основе анализа рабочих как трансформирующейся социально-профессиональной группы в условиях изменения характера труда лежат работы Г. Брэвермана, А. Горца, М. Глаубермана, К.-Х Рота, Г. и Э. Пинчот, А.Л. Темницкого, Б.И. Максимова и др., в которых преодоление негативных тенденций в экономике связывается прежде всего с изменением отношения к человеку как к главному субъекту социального и экономического производства.

Разработка концепции образовательного потенциала базировалась на изучении комплекса работ, рассматривающих образовательный потенциал как систему образовательных возможностей, необходимых для эффективного воспроизводства рабочей силы, в частности исследований авторов «Докладов о человеческом развитии» ООН, анализирующих состояние и перспективы развития российских трудовых ресурсов, социально-демографических тенденций, перспектив экономического развития и роль образования в регулировании этих процессов. Образовательные механизмы, согласно Докладам, являются ведущими в реализации принципов человеческого развития, поскольку обеспечивают адаптацию индивидов, профессиональных групп и социально-экономической системы в целом к мировым социально-экономическим тенденциям и являются основным условием преодоления кризиса переходного периода и развития экономики, основанной на знаниях. Воспроизводство образования как основы человеческого развития проявляется в воспроизводственном подходе к образованию, представленном в работах В.Я.Ельмеева, Н.А. Пруеля. Воспроизводство образовательного потенциала как объект социологического исследования выступает основой для выявления возможностей системы профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах определенных профессий. Анализ процессов в системе профессионального образования в рамках социологии позволяет определить эти процессы в качестве основных механизмов опережающего воздействия на модернизацию экономики и стабилизацию общественных процессов.

Для анализа ситуации в системе профессиональной подготовки рабочих кадров, особенно в системе начального профессионального образования, использованы статистические и аналитические сборники, подготовленные в рамках Федеральной программы развития образования на основе материалов Госкомстата России, Минтруда России и данных, получаемых Минобразования и науки России от региональных органов управления образованием, образовательных учреждений и других официальных источников. В сборниках показаны проблемы, связанные с сопоставлении систем начальной профессиональной подготовки в России и в других странах, однако подчеркивается несоответствие российских и западных приоритетов в профессиональной и допрофессиональной подготовке рабочих и необходимость удовлетворения потребностей российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах. Также автором работы был проведен вторичный анализ общероссийских и региональных исследований, посвященных особенностям социального положения и трудового потенциала российских рабочих, тенденциям социально-экономического развития и трансформационным процессам социальной структуры российского общества.



В процессе выявления направлений регулирования воспроизводства образовательного потенциала рабочих в соответствии с потребностями экономики и приоритетами модернизации российского образования были использованы работы Е.В.Ткаченко, А.Т. Глазунова, Э.Д. Днепрова, В.Д. Шадрикова, И.П. Смирнова, Г.А. Чередниченко. В них обосновываются основные принципы, на которые должна ориентироваться профессиональная подготовка рабочих в условиях регионализации профессионального образования, главные из которых непрерывность и социальное партнерство в обеспечении взаимосвязи теоретической и практической подготовки рабочих.

Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической и источниковой базы для анализа социально-демографической структуры, занятости и профессиональной подготовки рабочих в России и в отдельных регионах были использованы следующие данные:

  • материалы Всероссийской переписи населения 2002 года, данные Государственного комитета по статистике, включающие анализ демографических тенденций, половозрастные, профессиональные и отраслевые характеристики рабочих в России и в отдельных регионах;

  • информационные бюллетени, документальные материалы Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета по статистике, данные исследований Центра бюджетного мониторинга РФ, содержащие информацию о направлениях подготовки рабочих в России и в регионах, контингенте обучающихся, динамике объемах выпуска и распределения по отраслям и специальностям, бюджетном финансировании учреждений профессионального образования в регионах РФ;

  • статистические данные Министерства образования и науки Удмуртской Республики, позволяющие получить информацию о динамике выпуска учреждений профессионального образования республики с 1995 по 2006 годы по отраслям и специальностям, системе повышения квалификации по основным рабочим специальностям, программа модернизации системы начального профессионального образования Удмуртской Республики;

  • данные Федеральной государственной службы занятости, включающие информацию о вакансиях по конкретным рабочим профессиям, социально-демографическом и профессионально-квалификационном составе безработных с 1995 по 2006 годы в России и Удмуртии;

  • данные мониторинга деятельности организаций в социально-трудовой сфере, проводимого Государственным комитетом Удмуртской Республики по труду с 1998 по 2006 годы, российские и региональные экономико-статистические сборники;

  • паспорта учреждений начального профессионального образования Удмуртской Республики, составленные в рамках программы по оптимизации образовательных учреждений за 2003 – 2005 годы и содержащие данные об основных специальностях подготовки квалифицированных рабочих, контингенте и объемах выпускников, их трудоустройстве и предложениях образовательных учреждений по реформированию и оптимизации системы начального профессионального образования в регионе.

Исследование основных способов воспроизводства образовательного потенциала рабочих, и в первую очередь, системного, предполагающего согласование потребности и выпуска работников на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в настоящее время сталкивается с существенным недостатком данных об образовательном уровне рабочих различных отраслей, реальном распределении выпускников и взаимосвязи образовательных учреждений с предприятиями. В этой связи социологические исследования позволяют не только существенно расширить количественные данные, но и получить информацию качественного характера о проблемах и факторах реализации образовательного потенциала, перспективах воспроизводства квалифицированных кадров и направлениях трудовой политики в регионе.

В основу методологии и методики сбора и обработки первичной социологической информации легла технология расчета потребностей региональных экономик, основанная на проведении статистически значимых опросов потребностей работодателей в специалистах с профессиональным образованием в рамках отдельных предприятий на территории региона1. Социологическое исследование с целью выявления особенностей и факторов воспроизводства образовательного потенциала рабочих и направлений модернизации системы профессиональной подготовки проводилось автором в рамках научно-исследовательской работы по разработке прогноза развития спроса и предложения и рекомендаций по регулированию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на ближайшие 10 лет, проводимой по заказу Государственного комитета Удмуртской Республики по труду. Также были проведены сравнительные исследования, позволяющие сопоставить процессы, происходящие в республике с аналогичными тенденциями в других регионах РФ.



В диссертационной работе использованы результаты следующих исследований, проведенных под руководством и при непосредственном участии автора:

  • «Тенденции и проблемы подготовки рабочих кадров в регионах Российской Федерации» (апрель – июль 2006 г.) – экспертный опрос руководителей учреждений начального профессионального образования, работников управления образованием, руководителей предприятий в различных регионах РФ (количество экспертов – 43), многомерный анализ статистической информации о социально-трудовых, социально-демографических и образовательных особенностях профессиональной подготовки рабочих в субъектах РФ с 1999 по 2006 годы.

  • «Исследование развития спроса и предложения и разработка рекомендаций по регулированию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Удмуртской Республике на ближайшие 10 лет». Ведущий метод - анализ статистических данных, предоставленных Государственным комитетом Удмуртской Республики по труду, Федеральной государственной службой занятости, Министерством образования и науки Удмуртской Республики, образовательными учреждениями и т.д. (март 2005 – январь 2006 г.).

  • «Трудовой и образовательный потенциал работников предприятий Удмуртской Республики» - анкетный опрос руководителей кадровых служб предприятий Удмуртской Республики (45 крупных предприятий), являющихся реальными или потенциальными партнерами учреждений профессионального образования либо потребителями квалифицированной рабочей силы (ноябрь – декабрь 2006 г.), анализ документов (паспортов образовательных учреждений, программы модернизации учреждений начального профессионального образования, данных мониторинга социально-трудовой сферы и т.д.).

  • «Перспективы кадровой политики и направления модернизации системы профессионального образования» - экспертные полуформализованные интервью с руководителями органов управления образованием и экономикой Удмуртской Республики, руководителями учреждений профессионального образования и службы занятости, кадровых служб ведущих предприятий (количество экспертов – 32, декабрь 2005, ноябрь – декабрь 2006 г.).

  • «Стратегии воспроизводства и образовательные ориентации рабочих». Анкетный опрос рабочих предприятий Удмуртской Республики (объем выборки – 1150 человек, ноябрь 2006 – январь 2007 г.).

  • «Молодежь Удмуртской Республики» - анкетный опрос молодежи Удмуртской Республики в возрасте от 14 до 30 лет, проводимый в 2003, 2004 гг. аналитическим бюро Государственного комитета по делам молодежи УР в рамках мониторинговых исследований молодежи. Объем выборки – 1000 чел.

  • «Социально-стратификационная структура общества Удмуртской Республики» – анкетный опрос населения региона, проводимые аналитическим бюро Государственного комитета по делам молодежи УР в рамках мониторинговых исследований молодежи совместно с институтом социологии РАН. Объем выборки – 900 чел.

Для вторичного анализа были использованы результаты 24 общероссийских и региональных исследований, из которых наиболее значительными являются:

  • Мониторинг экономики образования РФ, проводимый Государственным университетом «Высшая школа экономики», в рамках которого, в частности, были проведены опросы учащихся и педагогов профессиональных училищ РФ, а также статистическая информация о финансировании различных уровней образования в РФ и регионах.

  • Мониторинговые прогнозные исследования рынка труда и рынка образовательных услуг, проводимые Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета в различных регионах РФ и по России в целом1.

  • Исследования социально-демографических и ценностно-профессиональных ориентаций рабочих Нижегородской области, проводимые под руководством С.С. Балобанова2, мониторинговые исследования рынка труда и социально-трудовой сферы, проводимые в Самарской области, Алтайском крае, Республике Саха-Якутия, Воронежской области и других регионах и др.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница