Особенности профессиональной подготовки социального педагога




Скачать 176.37 Kb.
Дата05.05.2016
Размер176.37 Kb.
Лекция 1.

Тема: Особенности профессиональной подготовки социального педагога

Цели: познакомить с системой профессиональной подготовки социальных педагогов; особенностями обучения в вузе.

План лекции

  1. Знакомство со студентами.

  2. Цели и задачи курса «Введение в социально- педагогическую деятельность».

  3. Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов.

  4. Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях и вузе. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

  5. Формы организации обучения в вузе.

3. Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов

Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в России, которое фактически началось с середины 80-х годов в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократизацию. Россия стала входить в мировое образовательное пространство, изучая и анализируя международный опыт в области образования.

Прежняя система образования вызывала критику многих ученых и практиков за ее линейность, узкую направленность, слабость общекультурологической подготовки, что отрицательно влияло на формирование мировоззрения личности, отношения к природе, обществу, самому себе.

Совершенствование системы образования в России требовало предоставления человеку возможности получать образование разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и регулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи получила свое развитие в построении модели непрерывного образования, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионально образования, после вузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также систему переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов.


Принятие Правительством Российской Федерации закона «Об образовании» (1992) и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) закрепило политику государства в сфере образования, основанную на принципах гуманизации, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.
Принцип гуманизации реализуется через целенаправленную ориентацию образования на личность обучаемого, выявление и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.

Принцип, фундаментализма обеспечивает целостность, глубину и взаимопроникновение социально-философских, общепрофессиональных и специальных знаний при подготовке специалиста. Фундаментализм обеспечивает высокий общекультурологический уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность. -


Принцип универсальности и альтернативности реализуется через удовлетворение запросов общества в определенных специалистах и обеспечивает полный набор специальностей, востребуемых на рынке труда.
Принцип преемственности реализуется через образовательные программы различных ступеней и видов образования, через различные типы образовательных учреждений.

Прогностический принцип обеспечивает полифункциональную, всестороннюю подготовку специалистов на перспективу в рамках проведенного прогноза востребуемости специалистов для конкретного региона и для решения конкретных проблем.

Система образования, построенная на перечисленных выше принципах, помогает человеку сориентироваться в спектре разнообразных специальностей, получить то образование, которое в данный период времени доступно и соответствует его реальным возможностям, изменить профиль образования, если первоначальный выбор оказался не очень успешным, и получить такое количество государственных сертификатов и дипломов, которые обеспечат конкурентоспособность специалиста на рынке труда и построение его профессиональной карьеры.
Система подготовки социально-педагогических кадров, которая в настоящее время еще только начинает формироваться, также развивается в соответствии с концепцией непрерывного образования.

Первой ступенью в этой системе является допрофессиональная подготовка социальных педагогов, которая на сегодняшний день пока не получила широкого распространения и признания. Тем не менее в общеобразовательной школе обязательно должна проводиться ориентация на социальную педагогику как на новую и перспективную профессию. Создание системы такой допрофессиональной подготовки требует решения многих организационных и научно-методических проблем, однако она создается не совсем на пустом месте и должна вобрать в себя положительный опыт системы профориентации школьников, которая и содержательно, и организационно достаточно эффективно функционировала в нашей стране в 70-80-е годы, и которая сегодня, в связи с изменившимися условиями, сама требует новых серьезных, концептуальных (методологических, теоретических и методических) разработок. Допрофессиональная подготовка может осуществляться при участии заинтересованного профессионального руководителя в старших классах школы, где с учащимися должны вестись теоретические, но прежде всего практические занятия, где необходимо предусмотреть прохождение учащимися социально-педагогической практики в различных социальных учреждениях для детей: детских домах, приютах, оздоровительных лагерях, школах, детских садах и т. д.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня: учреждениях начального профессионального образования (лицеи и др.); среднего профессионального образования (колледжи и др.); высшего профессионального образования (институты, университеты, академии).
После окончания школы выпускнику предоставляется выбор того уровня образования, в котором он заинтересован и которое соответствует его способностям и возможностям. У него есть несколько путей получения профессионального образования:

1) поступить в учебное заведение любого уровня (лицей, колледж или вуз);

2) последовательно пройти все уровни учреждений (лицей — колледж — вуз) с получением трех документов об образовании;
3) пройти только два уровня образования (например, колледж и вуз).

В непрерывной системе подготовки социально-педагогических кадров уровень начального профессионального образования на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует. Но несомненно такой вид образования может и должен существовать, во всяком случае, такая подготовка специалистов достаточно широко практикуется в некоторых странах.


Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
Одним из типов учебных заведений, в которые могут поступить выпускники, окончившие полную среднюю школу, являются средние профессиональные учебные заведения, успешно функционирующие в России. Подготовка социальных педагогов данного профессионального уровня в настоящее время, в основном, начала осуществляться в педагогических училищах и колледжах. Эти учебные заведения традиционно готовили специалистов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такие учебные дисциплины, как педагогика, психология, медицина и другие, сравнительно легко могут быть адаптированы для подготовки социальных педагогов, а это значит, что требуются небольшие материальные затраты для подготовки новых специалистов и переподготовки работающих преподавателей. Материально-техническая база педдучилищ также обеспечивает подготовку новых кадров при
сравнительно небольших финансовых затратах (пополнение библиотечного фонда специальной литературой, переоборудование ряда кабинетов и др.)
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Особенностью подготовки таких специалистов является их практико-ориентированная направленность. Профессиональная деятельность специалиста этого уровня направлена на социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных типах образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, начальных классах общеобразовательных учреждений, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей, учреждениях детского отдыха детей, детских домах, школах-интернатах для детей с проблемами. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься социальный педагог, а также конкретные учреждения, в которых он будет работать. Основными видами деятельности социального педагога, имеющего среднее профессиональное образование, являются:
- оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы;
- организация деятельности детей, обеспечивающей их развитие в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
- создание благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей;
- осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания детей;
- организация культурно-просветительской работы в микросоциуме с целью совершенствования социально-педагогической деятельности специалиста;
- самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.
По окончании среднего профессионального учебного заведения выпускники могут приступать к профессиональной деятельности или же продолжать обучение в высших учебных заведениях.

Подготовка социальных педагогов в вузе
Следующий уровень образования, который может освоить выпускник средней школы, а также выпускник учреждения начального или среднего профессионального образования — это уровень высшего образования. .
Высшее профессиональное образование может быть получено на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом; оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
В системе высшего образования принят ряд законодательных документов, которые нормативно закрепляют требования как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника.
Обучение студентов в вузе осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС), введение которых обусловлено необходимостью обеспечения установленного уровня качества высшего образования, единства образовательного пространства Российской Федерации и объективности оценки деятельности образовательных учреждений; установления эквивалентности документов иностранных государств.
До начала 90-х годов в нашей стране подготовка профессиональных кадров высшей квалификации велась только в рамках так называемой моноуровневой системы высшего образования. Суть ее заключается в том, что человек уже при поступлении в вуз выбирает определенную специальность, которая соответствует конкретной отрасли производства, науки, техники, культуры или искусства, где по окончании вуза он будет работать. Чтобы получить документ, подтверждающий приобретенную им квалификацию дипломированного специалиста, обучающийся должен пройти полный курс обучения.

В середине 90-х годов была разработана, нормативно закреплена и начала внедряться в вузах страны новая — многоуровневая система высшего профессионального образования, согласно которой человек получает высшее образование не по конкретной узкой специальности, а в рамках определенного направления, что обеспечивает ему более широкую, область профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках этой системы человек может получить высшее образование двух уровней — с присвоением квалификации (степени) бакалавра и магистра.


В настоящее время в России эти две системы, позволяющие получить высшее профессиональное образование, сосуществуют, и все три ступени полного высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура —- закреплены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом. Это означает, что подготовка кадров для той или иной профессиональной сферы может осуществляться как по определенным специальностям, так и по соответствующим направлениям, которые закреплены Классификатором направлений и специальностей.
Согласно этому документу специальности «социальная педагогика» присвоен номер 031300, а направлению «Педагогика», в которое социальная педагогика входит наряду с такими профилями подготовки, как дошкольное образование, начальное образование, коррекционная педагогика и специальная психология, физическая культура, — номер 540500.
В соответствии с этими требованиями обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» обеспечивается пятью блоками дисциплин: общекультурным, медико-биологическим, психолого-педагогическим, предметным и блоком дисциплин специализации, которые предполагают углубленную подготовку по конкретному виду профессиональной деятельности будущего специалиста. Нормативная длительность обучения по специальности — 5 лет. Завершается программа итоговой аттестацией, включающей защиту выпускной работы. По окончании обучения выпускнику присваивается основная квалификация «социальный педагог».

Если вуз реализует многоуровневую систему высшего педагогического образования, то подготовка кадров высшей квалификации по социальной педагогике ведется в рамках направления «Педагогика». На первом уровне реализуется основная образовательная программа бакалавриата, которая включает культурологические, психолого-педагогические, медико-биологические и предметные дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом бакалавра, нормативный срок обучения по данной программе составляет не менее 4 лет. Обучение завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации (степени) бакалавра педагогики, удостоверенной дипломом. Образовательная программа второго уровня — магистратуры включает в себя образовательную программу бакалавриата и не менее чем двухлетнюю специализированную подготовку, в которой важное место отводится научно-исследовательской и научно-педагогической практике студента. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее 6 лет. Данная программа завершается защитой магистерской диссертации с присвоением выпускнику квалификации (степени) «магистр образования», также удостоверенной дипломом.

В реальной практике образования эти две системы не существуют изолировано друг от друга; в некоторых вузах одновременно реализуются обе системы подготовки. Это диктует необходимость обеспечения преемственности образовательных программ всех трех ступеней системы подготовки высокопрофессиональных кадров по социальной педагогике.
Каждая из ступеней дает возможность студенту вуза получить полное высшее профессиональное образование. Однако, по сути, это разные виды образования. Так, подготовка дипломированного специалиста ориентирована собственно на его будущую практическую социально-педагогическую деятельность, и уже в процессе обучения студент осваивает многие профессиональные умения и навыки, поэтому важная роль в подготовке специалиста уделяется практике.

В магистратуре осуществляется подготовка кадров для научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области социальной педагогики, иначе говоря, здесь готовят преподавателей социальной педагогики для средних и высших профессиональных учебных заведений.


Обучение в бакалавриате дает только общетеоретическую базу для дальнейшего освоения выпускником конкретной выбранной им профессии в процессе трудовой деятельности — либо путем самообразования, либо через систему переподготовки и повышения квалификации.
Если же выпускник с дипломом бакалавра хочет учиться
дальше, то он должен иметь возможность, в зависимости от того, какого рода деятельность его больше привлекает — практическая или научно-педагогическая, продолжить обучение не только в магистратуре для получения степени магистра образования, но и в специалитете для получения диплома специалиста по социальной педагогике. В то же время выпускник с дипломом специалиста, если он обнаружил в себе склонность к научно-исследовательской и преподавательской работе, должен иметь возможность продолжить обучение в магистратуре. Таким образом, для дальнейшего совершенствования системы непрерывной подготовки кадров по социальной педагогике необходимо совмещение всех трех Государственных образовательных стандартов. Работа в этом направлении уже ведется. В целом такая многоступенчатая система предоставляет студенту множество возможностей: освоения разных уровней образования и получения нескольких государственных сертификатов; выбора сроков и темпов обучения; содержания, форм и методов обучения. Данная система является очень гибкой, она дает студенту возможность после двух лет обучения поменять вуз или факультет, сориентироваться в процессе обучения в спектре предлагаемых специальностей и направлений и выбрать то, которое в большей степени отвечает его интересам и желаниям.
Государственным образовательным стандартом специалиста предусматривается возможность освоения студентами на старших курсах обучения, наряду с основной, второй — дополнительной специальности, на освоение которой отводится 1000 часов. Дополнительная специальность, которая должна быть родственной основной специальности, позволяет выпускнику расширить сферу профессиональной компетенции, дает ему возможность использовать в случае необходимости свои знания и умения в близкой к основной профессиональной области деятельности. В дальнейшем при соответствующей подготовке (например, на курсах повышения квалификации) выпускник может специализироваться в этой области.
Согласно Классификатора специальностей высшего профессионального образования в качестве дополнительной по отношению к основной специальности «социальная педагогика» могут выступать такие специальности, ориентированные на социально-педагогическую деятельность, как социология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, менеджмент в социальной сфере и другие. Определение перечня специальностей, которые могут выступать как дополнительные при профессиональной подготовке того или иного специалиста, относится к компетенции Министерства общего и профессионального образования РФ.

Особого внимания требует вопрос о выделении специализаций в рамках основной специальности «социальная педагогика».


Под специализацией понимается приобретение специальных знаний, представлений, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации.
Вопрос о специализациях подготовки социальных педагогов очень актуален вследствие чрезвычайной многоплановости их профессиональной деятельности, разнородности и специфичности контингентов детей, на которых она может быть направлена, разнообразия учреждений, где предстоит работать выпускникам вуза.
Согласно стандарта специалиста, студент имеет возможность получить основную специальность «социальная педагогика» с одной или несколькими специализациями, на каждую из которых отводится 500 часов учебного времени. При этом учебное заведение должно предоставить студенту возможность выбора специализаций из нескольких предложенных.
Вместе с тем единого для всех вузов утвержденного перечня специализаций в рамках специальности «социальная педагогика» на сегодняшний день не существует. До недавнего времени выбор специализаций был прерогативой вузов и определялся потребностями регионального рынка труда и возможностями самого учебного заведения. Однако отсутствие единых подходов и критериев выделения специализаций и определения их содержания стало отрицательно сказываться на развитии системы подготовки социальных педагогов, поэтому в настоящее время остро встала проблема упорядочения специализаций этой новой специальности.

Послевузовское профессиональное образование, получаемое на базе высшего профессионального образования и ориентированное на научно-исследовательскую деятельность в определенной области знания и профессиональной сфере, является основной формой повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров. Этот вид образования осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспирантуру и докторантуру.

Обучение в аспирантуре предполагает подготовку кандидатской диссертации для последующей защиты с целью получения ученой степени кандидата наук. Человек, обучающийся в аспирантуре, называется аспирантом.

Лица, уже имеющие степень кандидата наук, могут повысить свою научно-педагогическую квалификацию в докторантуре, где они готовят к защите докторскую диссертацию для получения ученой степени доктора наук. Человек, обучающийся в докторантуре, называется докторантом.


Кроме того, работа над диссертацией — как кандидатской, так и докторской — может вестись в форме соискательства. В этом случае обучающийся называется соискателем ученой степени.

Подготовка и защита диссертаций осуществляется в рамках определенных, официально установленных научных специальностей. Поскольку социальная педагогика как область научных исследований также является новой, соответствующей научной специальности пока еще нет. Однако научно-исследовательская работа в этой области ведется в последние годы очень активно, и без сомнения, такая научная специальность со временем появится.

Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов
Важное место в системе непрерывного образования занимает система переподготовки и повышения квалификации кадров, поскольку именно она обеспечивает мобильное развитие любой профессиональной сферы, предоставляя работающим возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень в условиях быстро меняющихся технологий и требований общества к той или иной профессии. Кроме того, в современных условиях большое значение имеет возможность приобрести новую профессию, более востребованную на рынке труда, что также обеспечивается системой переподготовки кадров.

В сфере подготовки социальных педагогов значение системы переподготовки и повышения квалификации усиливается еще


и вследствие того, что потребность в специалистах данного профиля сегодня намного опережает возможности системы профессионального образования по их подготовке.

В настоящее время система переподготовки и повышения квалификации кадров в области социальной педагогики предоставляет следующие возможности: 1) возможность прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации социальных педагогов от 72 до 216 часов с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации установленного государственного образца, которое не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а предполагает прохождение человеком дополни тельной образовательной программы, ориентированной на определенную область социально-педагогической деятельности;


2) возможность прохождения курса повышения квалификации социальных педагогов в объеме до 216 часов, по окончании которого выдается свидетельство о повышении квалификации установленного государственного образца с указанием наименования образовательного учреждения, ведущего подготовку, программы дополнительного образования, прослушанных учебных курсов с указанием количества часов и соответствующей отчетности, темы итоговой работы. Свидетельство о про хождении курсов также не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании;
3) возможность профессиональной переподготовки специалистов в объеме учебного времени свыше 500 часов, нацеленной на получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, технологии, необходимых для выполнения профессиональной деятельности социального педагога. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие итоговую государственную аттестацию,
получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет их право на ведение социально-педагогической деятельности и занятие должности социального педагога;
4) и, наконец, возможность получения второго высшего образования но специальности «социальная педагогика» с присвоением выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, квалификации «социальный педагог» и выдачей диплома о высшем профессиональном образовании.
Проблемные вопросы

(студенты разбиваются на 4 группы, выбирают спикера. Обсуждение в группе-5-8 минут)



  1. Профессиональное обучение: специфика, отличие от школьного обучения.

  2. Студенчество: специфика, требования общества (сравнить с ученичеством).

  3. Как адаптироваться к условиям вуза? Что может помешать?

  4. От чего зависит успешность обучения в вузе?


4. Студенты отгадывают предложенные формы организации обучения (записывают их в тетради), а затем организуется обсуждение данных форм, раскрывается специфика в КФУ.

Лекция - занятие теоретического характера, в ходе которого лектор освещает основные ведущие проблемы и аспекты конкретного дисциплинарного курса; основной вид занятий в вузе, предназначенный для передачи большого объема систематизированной информации в готовом виде с помощью различных средств как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.

Семинар - вид занятия, подразумевающий диалог между студентом и преподавателем, направленный на усвоение и закрепление лекционного материала, а также его детализацию, расширение и углубление за счет самостоятельной подготовки студента.

Практическое занятие - вид занятия, направленный на выработку и закрепление умений и навыков профессиональной деятельности под руководством преподавателя.

Консультация - вид работы, предполагающий взаимодействие преподавателя и студента, направленное на обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности студента.

Контрольная работа - вид работы, используемый в процессе учебной деятельности с целью проверки и контроля усвоения студентами теоретических знаний.

Самостоятельная работа - вид работы, предполагающий организацию условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью учащихся, протекающей в отсутствие преподавателя и без его непосредственного участия и помощи. Примерами самостоятельной работы могут выступать конспектирование литературных источников, подготовка рефератов, докладов и пр.

Коллоквиум - вид работы, предполагающий опрос (письменный или устный) по пройденному материалу в целом или его отдельных разделов (тем).

Лабораторная работа - вид совместной групповой работы, в которой осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособ. для студ. выс. уч. завед./Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-256 с.

  2. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. — 60 с.

  3. http://social-teacher.ucoz.ru/ - сайт социального педагога

  4. http://www.schools.pp.ru/- сообщество социальных педагогов


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница