Особенности подготовки к егэ 2014 года по географии




Скачать 306.19 Kb.
Дата28.04.2016
Размер306.19 Kb.
Особенности подготовки

к ЕГЭ 2014 года по географии.
Т.С.Кузнецова, канд.пед.наук,

доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО,

председатель городской предметной комиссии по географии
Экзамен по географии в формате ЕГЭ проводится в Санкт-Петербурге с 2009 года. Результаты экзамена можно охарактеризовать как стабильные, явно прослеживается тенденция на улучшение.

В 2013 году в ЕГЭ по географии приняло участие 725 выпускников, что составило 60% от числа зарегистрированных на экзамен (1 216 чел.). По Российской Федерации количество участников составило 19 тысяч.

Пороговый экзаменационный балл был равен 37. Выше порога в Санкт-Петербурге оказалось 89% результатов (646 работ). Ниже порога – 78 работ (11%). По России ниже порога сдало 12% выпускников. Средний балл в Санкт-Петербурге составил 59,94. Средний балл по России- 57. Результат в 100 баллов был получен за четыре экзаменационные работы петербургских выпускников.

В среднем, от 40 до 50 баллов получили 14,5% выпускников, от 50 до 60 баллов – 18,5 %, от 60 до 70 баллов –более 25% работ. От 70 до 80 баллов – 11%, от 80 до 90 баллов - 9%, от 90 до 97 баллов – 7% выпускников.



Таблица 1

Результаты ЕГЭ 2013 в Санкт-Петербурге по категориям участников

Категория участников

Кол-во участников

Средний балл

Пороговый балл

100 баллов

Выше порога

Ниже порога

Выпускники текущего года

604

62,62

37

4

559

45

Выпускники НПО и СПО

53

37,09

37

0

28

25

Выпускники прошлых лет

67

53,85

37

0

59

8

Таким образом, результаты ЕГЭ в Санкт-Петербурге продемонстрировали уровень именношкольного географического образования 2012-2013 учебного года. Качество обучения предмету в системе профессионального образования оставляет желать лучшего, но количество участников – учащихся системы НПО и СПО - было невелико, и не могло значительно повлиять на общий результат.

По содержанию за основу экзаменационной работы в 2013 году были взяты следующие нормативные документы:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №  1089);

2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Общее количество заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) по географии составило 43 задания.

В работе проверялось как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах,отслеживалась способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Количество заданий по отдельным разделам школьного курса географии определялось с учетом образовательной значимости содержания и необходимости наиболее полного учета требований к уровню подготовки выпускников по предмету.

Таблица 2

Распределение количества заданий по темам и разделам

типовой программы географии




Раздел, Тема

Количество заданий КИМ

1

План и карта

4 задания

2

Земля как планета

2 задания

3

Географическая оболочка (сферы Земли)

6 задания

4

Население мира

8 задания

5

Мировое хозяйство, МГРТ

3 задания

6

Природопользование и геоэкология

3 задания

7

Политическая карта мира

1 задания

8

Регионы и страны мира

4 задания

9

Географическое положение России

2 задания

10

Политико-административное деление России

1 задания

11

Население России

4 задания

12

Хозяйство России

2 задания

13

Регионы России

3 задания

При составлении экзаменационной работы разработчиками КИМучитывались метапредметноезначение содержания основных программных разделов и тем,объем времени, отводимый на их изучение в школе, период изучения в соответствии со структурой типовой программы по географии, регулярность повторения и степень востребованности специальных физико-географических знаний в последующих разделах типовой программы, прежде всего - в разделах экономической и социальной направленности.

В экзаменационной работе использовались задания разных типов, форма которых наиболее оптимально обеспечивала их адекватность проверяемым умениям.

Наибольшее количество баллов за экзаменационную работу выпускники традиционно получили за выполнение заданий части 1 (А), так как все задания этого раздела КИМ имеют базовый уровень сложности. Задания уровня «А», как правило, проверяют способность выпускников ориентироваться в потоке поступающей географической информации на основе полученных и усвоенных ими знаний (в рамках школьной программы). К этим способностям относят



  1. знание и понимание основных научных фактов, факторов, закономерностей;

  2. знание географической номенклатуры;

  3. знание и понимание условий (факторов, показателей), определяющих место географического объекта, страны, региона в рейтинге стран, регионов, физико-географических и экономико-географических объектов;

  4. знание и понимание механизма установления (возникновения) причинно-следственных связей.

В заданиях КИМ должное внимание было уделено базовыми картографическими умениями: умению читать географические карты различного содержания, определять по карте направления, расстояния, географические координаты объектов, знание их местоположения относительно других объектов.

Большинство заданий было составлено с учетом понимания пространственных (территориальных) закономерностей нахождения, организации и развития физико-географических и социально-экономических процессов, явлений, их эволюции и взаимодействия в пространстве и во времени.

Проверялось понимание механизма действия географических факторов – действия прямого и опосредованного.

Процент правильных ответов

в соответствии с заданиями части 1 (А)

Задания, с которыми справилась лишь половина участников экзамена (50-60 %) соответствовали следующим разделам и темам школьнойпрограммы:



  1. Программа « География Земли», 6-7 класс:

  1. классификация горных пород по происхождению;

  2. характеристика природных зон, зональные почвы;

  3. знание географической номенклатуры (положение на карте географических объектов, например, горных и речных систем и т.д.)

  4. географические следствия движения Земли;

  5. страноведение, наиболее характерные черты природы отдельных стран и регионов мира.

  1. Программа «География России», 8-9 класс:

  1. структура экспорта и импорта России, основные страны-партнеры;

  2. регионы России, их наиболее характерные черты (население, транспортные системы, хозяйственной деятельности);

  3. отраслевая структура хозяйства России, общие тенденции развития экономических и социальных процессов и явлений, в том числе - в зависимости от региона;

  4. знание географической номенклатуры (положение на карте географических объектов).

3) Программа «География мира», 10-11 класс:

  1. страны - ведущие экспортеры отдельных видов продукции, МГРТ, хозяйственная специализация, её факторы;

  2. страноведение: наиболее характерные черты хозяйства и население отдельных стран и регионов мира.

Основные проблемы выполнения этой группы заданий были вызваны рядом причин.

Так, низкий процент выполнения заданий, требующих знание основ классификации горных пород по происхождению, прежде всегосвязан с тем, что этаклассификация рассматривается в теме «Минеральные ресурсы литосферы», программа «География Земли. 6–7 класс», раздел «Природа Земли и человек», т.е. достаточно давно по сравнению с периодом экзамена. В то же время, обоснованное повторение этого материала может быть организовано при рассмотрении тем «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», программа «География России. Часть 1. Природа и население» (8–9 класс), «Природа и человек в современном мире», программа «География мира» (10–11 класс).

Тема «Почва как особое природное образование» изучается в рамках программы «География Земли» (6–7 классы), раздел «Природа Земли и человек. Биосфера». Характеристика почвенного покрова также дается при изучении природных зон материков (7 класс), при рассмотрении особенностей природы России (8 класс), отдельных регионов нашей страны (9 класс). Разговор о почвах ведется в рамках программы «География мира», разделы «Природопользование» (почвенные, лесные ресурсы), «Мировое хозяйство» (сельское хозяйство).

Считается, что задания КИМ на соотнесение природной зоны и основных видов зональных почв требует только заучивание материала, воспроизведения факта («задание на запоминание»). Это не так. В основе этого задания лежат мыслительные процессы анализа и синтез, аналитической деятельностивыпускника по соотнесению видов почвы с природными условиями природной зоны в зависимости от географического положения территории, действия основных климатических закономерностей в этом регионе. Понимание особенностей климата природной зоны может «вывести» на определение типа почвы при условии знания и понимания её основных характеристик.

Подготовка к выполнению такого рода заданий заключается в последовательной проработке соответствующих тем на всех ступенях географического школьного курса. Эффективно использование знаний о почвах, природных зонах при выполнении тематических практических работ «Природные ресурсы России», «Природные ресурсы мира» (почвенные ресурсы); проведение практической работы «ПРП региона (страны)» (9 класс, 11 класс).

Для выполнения заданий, построенных на знании и понимании географических следствий движения планеты Земля, необходимо вспомнить тему «Земля – планета Солнечной системы»,которая изучается в рамках программы «География Земли. 6 -7 класс». Следует учесть, что этот материал может довольно подробно рассматриваться в рамках программы «География России. Природа. Климат России. 8 класс», так как эта тема имеет очевидный прикладной характер. При составлении рабочих программ следует предусмотреть возможность обращения к теме «Движения Земли» при рассмотрении факторов климатообразования различных типов климата России.

При изучении этой темы целесообразно обеспечить урок современными средствами обучения (ЭОР). Использовать активные формы усвоения материала, например, уроки-практикумы, в том числе - на местности, с применением  соответствующего инструментария, с учетом возможностей современных школьных электронных лабораторий.

Правомерно вернуться к этому материалу в ходе изучения темы «Природные ресурсы мира» (10–11 класс); при характеристике стран и регионов мира, рассмотрении их природных ресурсов и условий, например, рекреационных, возможностей для организации туризма, сферы отдыха в различных регионах.

Задания по теме «Страны мира, их природные, экономические и социальные особенности» есть во всех трех разделах КИМ по географии.

Вопросы физико-географического страноведения рассматривают в курсе «География Земли» (7 класс), в разделе «Материки, океаны, народы и страны». В рамках этого раздела программы ученики знакомятся с физико-географическими особенностями крупных территорий (регионов) (как совокупности близко расположенных стран), дают характеристику отдельным странам.

В разделе «Регионы и страны мира» (программа «География мира, 10–11 класс») основной упор делается на социально-экономическую составляющую этой характеристики.

Следует учесть, что рассмотрение страноведческого компонента на уроках в старших классах предполагает обязательное выполнение ряда практических работ, связанных с комплексной географической характеристикой стран (например, пограничных по отношению к России или являющихся типичным представителем того или иного региона мира).

Практические работы могут быть организованы на основе использования тематических карт, в том числе физико-географической направленности, картосхем, цифровых образовательных ресурсов, ресурсов Интернет.

Значительная часть заданий КИМ связана с темами школьной программы «География России». Особое внимание разработчики КИМ обратили на регионы России, на их хозяйственную специализацию, на особенности динамики населения, его национальный состав.

Разделы «Население России» рассматривается в 8-м классе, «Природно-хозяйственное районирование России» изучается в рамках программы «География России» в 9-м классе

Материал объемный, в ряде случаев требуется воспроизвести определенную, конкретную информацию. Необходимо как понимание общих природных, социальных (демографических) и хозяйственных закономерностей, так и знание специфических черт природы, хозяйства и населения отдельных регионов России.

В данном случае в методике преподавания географии важную роль играют практические работы, связанные с характеристикой регионов и отдельных территорий России. Важна организация индивидуальных и коллективных практических работ: комплексных, тематических, на сравнение, сопоставление по конкретным показателям, на выявление черт сходства и отличия. Целесообразны проектные работы на определение «портрета региона».Важны творческие работы исследовательского плана.

Следует помнить, чторайоны России рассматриваются во втором полугодии 9-го класса. Иногда времени на изучение регионов оказывается недостаточно по ряду причин (субъективных и объективных). При составлении рабочей программы следует четко распланировать структуру и последовательность изучения этого раздела и отдельных тем, и стараться придерживаться графика реального прохождения программы

Что касается заданий КИМ на знание и понимание структуры экспортно-импортных поставок России (связанной с удельным весом продукции отдельных отраслей в структуре экспорта России), то эти вопросы рассматриваются в разделе «Хозяйство России», «Россия в современном мире» (8, 9 класс). На этих же этапах формируется понимание роли России в международном географическом разделении труда, знание структуры экспортно-импортных поставок России.

Задания подобной направленности требуют не только знания перечня продукции, поставляемой Россией на Мировой рынок, но ипонимания, какой межотраслевой комплекс составляет основу экономики России сегодня, какие отрасли являются лидерами по объему производства в структуре ВВП нашей страны. Уроки-практикумы, уроки – семинары, диспуты, учебные проекты, различные виды творческой работы на заданную тему будут наиболее эффективны при осмыслении особенностей развития экономики России в настоящее время.

Так, при рассмотрении регионов России следует выделять те отрасли и обозначать те виды продукции, которые идут от региона на экспорт, обозначая тем самым вклад региона в структуру экспортных поставок России.

Задание А24, которое явилось новым видом задания по сравнению с предыдущими годами, оказалось самым неуспешным. Процент его выполнения составил 35%.

Содержание задания относится к теме «Хозяйство России. Регионы России». В этом случае проверяется умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

В данном случае выпускнику следует объяснить, что речь идет не об абсолютных показателях, а об относительных величинах.Каждое предыдущее значение представляет собой 100% по отношению к последующему показателю.

Подобные географические задачи являются прекрасным методическим материалом для организации практических работ – диагностических и контролирующих, работы индивидуальной и групповой.

В сравнении сКИМ ЕГЭ– 2012 количество заданий в части 2 (В) было сокращено с 14 до 13. Задание на определение показателей естественного прироста населения в промилле (%) перенесено в часть 3 (С), в задание С6.

В 2013 году в часть 2 (В) было вновь включено задание повышенного уровня сложности (В5), проверяющее умение решать задачи на определения различий во времени в разных часовых зонах, так оно имеет четко выраженный прикладной характер.

Задания на определение соответствие «государство - его столица» (тема «Политическая карта мира») отдельно не было представлено. Но знание соответствия «государство - его столица» является необходимым условием для понимания целого ряда заданий КИМ ЕГЭ.

Отметим, что КИМ ЕГЭ по географии постоянно эволюционируют по содержанию, объему и структуре: меняются формулировки заданий и подходы к отбору экзаменационного материала, совершенствуется система критериев оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом, меняется количество заданий.

Общая тенденция - сокращение количества заданий одновременно с появлением новых типов географических задач.



Процент правильных ответов в соответствии

с заданиями части 2 (В)

К наиболее неуспешным заданиям части 2 (В) следует отнести задания, занимающие позицию В7 (процент неправильный ответов 49,45%), где требовалось расположить страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей).

Это задание предполагает понимание динамики развития демографической ситуации отдельных регионов и стран.Рассматривается этот материал в теме «Население мира», «Политическая карта. Типология стран мира» программы «География мира. 10–11 класс».

В этом случае, проверяется понимание выпускником особенностей демографической ситуации в странах в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Иными словами, в задании следует вначале определить регион, в котором находится страна (её географическое положение), уровень развития страны, соотнести уровень развития с характеристиками демографической ситуации, затем определить рейтинг стран по уровню развития, следующий шаг – определить рейтинг стран по величине естественного прироста.Важно владеть знаниями о классификации стран по уровню развития; знание географического положения этих стран; умение ранжировать показатели демографической ситуации.

Таким образом, задание может вызвать затруднение, если отсутствуют:

1) знание политической карты, географического положения стран мира;

2) понимание понятия «демографическая ситуация», её основных характеристик, структурных компонентов;

3) знание факторов, определяющих демографические особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития, механизм их действия (влияние прямое и обратное);

4) знание классификации стран по уровню социально-экономического развития;

5) общие навыки выполнения подобного рода заданий.

Закрепление знаний по этой теме происходит в процессе выполнения комплексных и тематических практических работ с использованием специальных карт, таблиц, схем, графиков, столбчатых и секторных диаграмм, а также при организации регулярной диагностики, в том числе, в игровой форме.

К наиболее неуспешным следует отнести задание позиции В9 (процент неправильный ответов 52%), где требовалось расположить перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке.

В этом случае необходимо понимание смысла основных теоретических категорий и понятий по теме «Геохронологическая история Земли. Геохронологическая таблица», которая рассматривается в рамках программы «География России. 8 класс». Впоследствии эти знания практически не востребованы. Поэтому будет целесообразно вспомнить геохронологические ряды при рассмотрении тем «Рельеф России», «Полезные ископаемые России» «Полезные ископаемые мира», «Основы природопользования».

Наблюдается неуклонное снижение процента выполнения задания позиции В10 (процент неправильный ответов 43%). В задании просят определить страну по ее краткому описанию. Раздел «Страноведение», особенно в 11 классе, оказывается наиболее уязвимым с точки зрения его полноценногорассмотрения в объеме, предусмотренном программой «География мира». Материал, изученные в рамках программы «география Земли» 7 класс, как правило, уже основательно забыт.

Но это задание не требует вспомнить ранее заученный материал. В этом случае необходимо суметь выделить из представленного текста наиболее существенные признаки географических объектов и явлений, соотнести их с картой физической и экономической, а затем сопоставить с политической картой мира или региона. Определение страны по описанию - это, прежде всего, анализ и синтез информации:


  1. соотнесение знания физической и политической карт (мира, региональных карт),

  2. знание особенностей географического положения страны, населения, хозяйства,

  3. истории и, соответственно, особенностей формирования национального хозяйственного комплекса страны (раздел типовой программы «Регионы и страны мира» 11 класс, темы «Природно-хозяйственные регионы», «Страны материков» 7 класс).

Ожидаемо низкий процент выполнения дало задание В11(процент неправильный ответов 31%), где необходимо было определите регион России по его краткому описанию. И в этом случае процент выполнения задания неуклонно снижается из года в год. Хотя и здесь в первую очередь следует уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений из общего массива информации.

Определение отдельного региона России по описанию также требует анализа и синтеза информации, а именно, соотнесение знания физической и административной карт Российской Федерации, понимание особенностей географического положения отдельных субъектов, специфики населения, хозяйства региона, представление обистории формирования регионального хозяйственного комплекса (раздел базовой программы «Регионы России», 9 класс).

Неожиданно низкий процент неправильный ответов 51% выпал на задание В13 «Определите по карте азимут».

Затруднение при определении азимута по карте можно объяснить отсутствием навыков данного вида работы из-за особенностей построения школьной программы. Измерение азимута входит в программу 6-го класса и в дальнейшем не рассматривается.

Организация же подобной работы в старших классах вполне правомерна, например, при рассмотрении краеведческого материала в курсе «География России».

Что касается результатов выполнения заданий Части 3 (С), надо сказать, что из года в год происходит изменение типов географических задач, расширяется спектр их географического содержания. В заданиях все шире используются карты, картосхемы, графические рисунки, климатограммы и т.д. Увеличивается количество видов работы со статистической информацией, направлениями её анализа.


Количество учащихся с максимально возможным результатом

за выполнение отдельных заданий уровня С (%)

Количество заданий в части 3 (С) КИМ ЕГЭ-2013 (в сравнении сКИМ ЕГЭ-2012) осталось прежним - 6 географических задач аналитического характера, в том числе с элементами математических расчетов. Изменился формат задания «Демографические показатели. Демографическая ситуация в России» (С6), которое объединило в себе две расчетные задачи.

Проблемы выполнения части 3 (С) целесообразно рассмотреть в соответствии с позицией задания.

Так, задание С1 на построение профиля местности характеризуется целым набором типичных ошибок, которые допускаются выпускниками из года в год.К ним можно отнести следующие недочеты:



  1. Выпускники допускают ошибки при определении длины горизонтальной линии.

  2. Неправильно определяют расстояния между заданными точками. Хотя расхождения до 1 см могут быть связаны с погрешностями, допущенными при нанесении делений на линейку.

  3. Не учитывают, что при построении профиля в масштабе, отличном от масштаба карты, длины отрезков между горизонталями должны быть увеличены или уменьшены.

  4. При построении профиля выходят за рамки высот, существующих в пределах заданной территории.

  5. Пропускают горизонтали.

В целом, можно утверждать, что отсутствует навыкчтения карты. Так, при нахождении высоты местности с помощью горизонталей допускаются ошибки при определении значений горизонталей, особенно в ходе вычислений изменений их высот. Не «читают» направления изменения высоты – понижения или повышения в ту или иную сторону.Часто отсутствует понимание функций бергштриха, указывающего на картенаправление понижения или повышения высоты местности.

На правильно построенном профиле не указывают местоположение родника (дерева, дороги, домика лесника и т.д.), или указывают его неправильно.

Часто наблюдается отсутствие графических умений (при соединении отдельных точек линией в единое целое). По прежнему не умеют правильно отметить на линии профиля яму, обрыв, речное русло.

Встречается очень небрежное выполнение задания. Такое задание экспертам сложно оценить в соответствии с критериями оценивания максимальным количеством баллов.

Задание С2 было связано с целым рядом тем физической и социальной географии. Наиболее часто встречались задания на сравнительный анализ демографических показателей двух стран для объяснения сложившейся в странах демографической ситуации, прежде всего - характера возрастной структуры, соотношения различных возрастных групп населения. А также задания на знание основных климатических закономерностей, механизма влияния климатообразующих факторов и т.д.

К типичным ошибкам при анализе демографической ситуации можно отнести:



  1. Приводится только один из двух (необходимых) элементов правильного ответа.

  2. Приводится первый правильный фактор, а второй ставится на третье место, например, после уровня урбанизации.

  3. Даются пространные объяснение по поводу качества жизни, уровню развития здравоохранения. Задание же требует взять в качестве обоснования ответа только те данные, которые даны в таблице. Это задание на анализ представленной в тесте (в таблице) информации.

  4. Путают показатели: вместо продолжительности жизни часто используют для обоснования показатель смертности как факторы однопорядка, что не является верным. Продолжительность жизни определяют в процентах.

К типичным ошибкам при определении механизма действия климатообразующих факторов можно отнести:

  1. Слабое знание механизма циркуляции воздушных масс, особенно в прибрежных зонах. Отсутствует понимание закономерностей циркуляции постоянно действующих ветров.

  2. Величину солнечной радиации объясняют не углом падения солнечных лучей, а отсутствием или присутствием облачности.

  3. Не учитывают характер подстилающей поверхности, особенностей рельефа местности в качестве фактора, определяющего характер климата.

Задания под номером С3 также отличались по своему содержанию в сравнении с демонстрационным вариантом. Но, в любом случае, они соответствовали информации, заявленной в спецификации к КИМ-2013 года.

В этом году задания по этой позиции можно было подразделить на следующие виды:



  1. Задание на определение характера высотной поясности.

  2. Анализ плана местности (определение участка с наибольшей опасностью развития водной эрозии)

  3. Анализ климатограмм (определение особенностей климата)

  4. Анализ картосхем (сравнение экологической ситуации)

Основная проблема была связана с подборомвыпускником географических аргументов для обоснования ответа (отбор факторов или следствий первого порядка, а не вторичных или косвенных). Проблематичным оказался общий вывод (например, о типе климата) на основе совокупности данных (например, взятых из климатограммы). В целом, западают знания общих (планетарных) климатических закономерностей (распределение климатических поясов и областей, нарастание континентальности климата по мере удаления от океана) и т.д.

Что касается работы с планом местности, определения участков, наиболее подверженных эрозии, то всплывают все те затруднения, которые обозначены в комментарии к заданию С1: выпускники не знают условных обозначений видов растительного покрова,затрудняются определить, каким образом определять изменения высоты склонов и т.д.

Задание С4 предполагало использование статистических данных для объяснения особенностей структуры экономики двух стран мира. Содержание задания – работа с относительными показателями и абсолютными величинами. Для ответа надо было проанализировать данные таблицы и выбрать только те, которые необходимы для проведениярасчетов и сравнения.

Оказалось, что у выпускников нет четкого понимания, что большое количество чего-либо, выраженное в абсолютных величинах, может иметь небольшую долю (в процентах) от целого. Зачастую отсутствует умение находить долю (умение составить пропорцию): «часть делим на целое и умножаем на 100%». Делят целое на часть, чтобы получить долю.

Наблюдается отсутствие умения выбрать нужные показатели из ряда предложенных данных в таблице. Очень часто допускаются арифметические ошибки в вычислениях.Отсутствует навык количественного, математического обоснования своих выводов.Путают абсолютные и относительные величины.Дают обоснование, но забывают записать сам ответ.

Содержание задания С5,связанное с определением высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географического положения - широты и долготы, а также сезона года (в зависимости от полушария), рассматривается в 6-м (7-м) классе, в течение ограниченного промежутка учебного времени, и практически не востребовано позднее. Это основная проблема выполнения заданий по данной теме – отсутствие возможности повторения.

Основной недочет при выполнении задания (ошибка в соответствии с указаниями к оцениванию) – отсутствие четкой формулировки ответа, четкой последовательности в перечне обоснований. Так, согласно указаниям к оцениванию, содержание правильного ответа включает в себя три основных элемента: сам ответ –пункт С, далее идет объяснение- почему не пункт В, почему не пункт А. Если дается конкретное значение времени на Гринвичском меридиане, значит необходимо произвести расчеты по определению полуденного меридиана, где в этот час Солнце находится выше всего над горизонтом.

Задание С6представляет собой комбинированное задание, состоящее из двух расчетных задач:


  1. На определение естественного прироста населения в промилле.

  2. На определение миграционного прироста или убыли населения в регионе России.

Основные ошибки по заданию С6№ 1 могут быть сведены к следующему:

  1. Выпускники ошибаются при выборке показателей (путают года).

  2. Не понимают, чем отличается среднегодовая численность населения от численности постоянного населения на 1 января.

  3. Часто наблюдается «потеря» знака «минус» при составлении пропорции или при определении ответа

  4. Допускаются ошибки в расчетах (арифметика), хотя возможны технические ошибки, связанные с операциями на калькуляторе

Основные проблемы по заданию С6№ 2 – это отсутствие понимания следующих основных положений:

  1. Изменение численности населения за год (на определенной территории) определяется путем вычитания конечного (полученного) результата от начальной величины (вычитаем из того, что стало, то, что было – чтобы определить произошедшие изменения за период времени).

  2. Численность на 1-е января нового года есть численность на 31 декабря предшествующего года.

  3. Изменение численности населения может происходить как в положительную сторону (прирост населения), так и в отрицательную (убыль населения).

  4. Изменение численности населения в течение года происходит двумя суммируемыми путями: естественный прирост (положительный или отрицательный) и механический путь изменения численности (миграции) – механические убыль или механический прирост населения.

Если делать общий вывод, какие основные проблемы встали на пути к максимальному результату, то их можно разделить на две основные группы – предметные и метапредметные.

К предметным проблемам можно отнести:



  1. Отсутствие знания географической карты

  2. Отсутствие понимания основных закономерностей пространственной организации населения, хозяйства, природы (климата, рельефа и т.д.).

  3. Отсутствие понимания механизма влияния факторов: природных, пространственных, экономических, социальных, исторических на географические процессы и явления, на их развитие в пространстве и во времени. Не учитывается комплексный характер влияния этих факторов на природные и хозяйственные территориальные комплексы.

  4. Отсутствие понимания значения ряда географических терминов и понятий

  5. Наличие бытовых представлений по ряду вопросов, взятых, в том числе, из средств массовой информации

  6. Низкий уровень сформированности пространственных представлений о географическом положении Российской Федерации и её субъектах.

  7. Отсутствует навык формулировки ответа с использованием «географической» терминологии.

К метапредметным проблемам можно отнести:

  1. Невнимательность при чтении задания, небрежность при оформлении ответа, при заполнении бланка.

  1. Отсутствие графических умений при построении профиля местности (вместо выстраивания профиля, он чертится по линейки между указанными точками начала и окончания профиля).

  2. Нет логики рассуждения в письменной речи.

  3. Отсутствует четкость, ясность в формулировках при обосновании ответа.

  1. Значительное количество неправильных ответов связано с ошибочными математическими расчетами (при наличии калькулятора).

  2. Не видят разницы между абсолютными и относительными показателями.

  3. Не подкрепляют теоретические рассуждения математическими расчетами.

Существует проблема общей грамотности, наличие большого количества орфографических и пунктуационных ошибок.

При подготовке к ЕГЭ-2014 года, следует учесть, что изменения в КИМ 2014 г. по сравнению с КИМ 2013 г. отсутствуют. Но в любом случае, всем участникам ЕГЭ следует заранее ознакомиться с пакетом документов, комментирующим особенности контрольных измерительных материалов, задействованных в ходе ЕГЭ текущего года.

Ежегодно (в начале учебного года) на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/ помещается этот пакет документов, дающий полное представление о структуре, объеме, содержании и критериях оценивания заданий экзаменационной работы. В него входят: спецификация, демонстрационная версия варианта КИМ по предмету, кодификатор тем.

При ознакомлении сКИМследует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в режиме реального экзамена.

Полный перечень тем, которые могут быть использованы на экзамене по географии, приводится в кодификаторе, а также показан в плане экзаменационной работы.

Назначение экзаменационного пакета документов - дать возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, определиться с подходами к выполнению.

Эти сведения позволяют выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые выпускники ставят перед собой.

При выполнении заданий следует внимательно читать само задание, обращать внимание на указания к объему и структуре ответа в части 3 (С).

В сети Интернет можно воспользоваться материалами сайтов, предлагающих тренировочные работы, прежде всего - предлагаемые разработчиками КИМ от ФИПИ (В.В. Барабанов и др.).

При подготовке к экзамену следует обратить внимание выпускников на проблемы предыдущих ЕГЭ, чтобы избежать ошибок при выполнении зданий КИМ в текущем учебном году.

Сегодня прикладное значение географических знаний трудно переоценить. Именно этот тип знаний прикладного характера выносится на экзамен. П.э. варианты КИМ можно использовать в качестве методических материалов для выстраивания учебной работы.

Конечным результатом школьного географического образования по отношению к итоговой аттестации должно стать:



  1. осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  3. использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  4. использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

ЕГЭ требует от учителя владение нормативно-правовой базой, определяющей содержание образовательного процесса по географии, последовательной реализации базовой программы, владение методикой диагностики текущих и итоговых результатов обучения предмету.

Элективные курсы, факультативы по-прежнему имеют широкие возможности для рассмотрения наиболее актуальных программных тем и разделов. Темы элективных курсовмогут определяться на основе первичной диагностики учащихся, выбравших географию в качестве выпускного экзамена.

Сегодня ЕГЭ по географии требуется для поступления на специальности по направлениям: география, геология, картография, гидрометеорология и экология. Приемные экзамены по географии ввели ряд военных учебных заведений на факультет картографии.

Подготовка к ЕГЭ не является самоцелью при обучении в школе, гимназии, лицее, колледже. ЕГЭ фиксирует уровень качества обучения предмету. Повышение уровня профессионализма учителя, качество учебной работы, мотивированность учеников являются непосредственной основой для высоких результатов ЕГЭ.


Список рекомендуемой литературы:

  1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2014. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / М., Экзамен, 2013.

  2. Кузнецова Т.С. География ГИА: Учебно-справочные материалы. Серия «Итоговый контроль: ГИА» М.; СПб.: Просвещение, 2011.

  3. Кузнецова Т.С. География: ЕГЭ 2012. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (серия «Итоговый контроль:ЕГЭ»). М.; СПб.: Просвещение, 2012.

  4. Кузнецова Т.С. Комплект материалов География ЕГЭ «Индивидуальный комплект тренировочных материалов» Вариант № 1, Вариант№ 2 М.; СПб.: Просвещение, разных лет.

  5. Кузнецова Т.С. Пособие География: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы. Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ». М.; СПб.: Просвещение, 2011.

  6. Петрова Н.Н., Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! /М. Эксмо, 2013.

  7. Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2014. География : тематические тренировочные задания . М. Эксмо, 2013.

Список электронных образовательных ресурсов:

    1. Образовательная коллекция «1С»

    2. Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас".

    3. "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007"

    4. Уроки Кирилла и Мефодия. География.

Список интернет ресурсов:

1. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений

2. http://obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

3. http://ege.edu.ru/ЕГЭ Портал информационной поддержки проекта "Единый государственный экзамен"

4. http://edu.ru/index.php Российское образование. Федеральный портал

5. http://ege.spb.ru/ Сайт информационной поддержки ЕГЭ





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница