Особенность программы




страница1/4
Дата05.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4

Аннотация

Дисциплина «История менеджмента» рассматривает историю развития мировой и отечественной науки и практики управления.

Особенность программы состоит в представлении истории менеджмента как целостного комплекса развивающихся взаимосвязанных учений управления от простейших подходов доисторического периода до сложнейших корпоративных систем современности с учетом освещения уникального отечественного опыта в области научного менеджмента, осмыслении российской управленческой мысли и введении в научный оборот и практику управления новых теоретических положений.

Данный курс призван ориентировать будущих специалистов в области менеджмента и управления на научный подход в реализации теоретических положений управления, формирование грамотного управленческого мышления, что послужит глубокой исходной основой дальнейшего пополнения как теоретических, так и практических знаний в области управления и менеджмента.


Изучаются изменения, происходящие в управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека, управленческой мысли, науки управления, роли истории в социально-политической жизни страны.

Программа курса «История менеджмента» составлена на основе авторской разработки в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта специальности высшего профессионального образования.

Цели и задачи изучения дисциплины
Целью предлагаемого курса является формирование у студентов представлений об истории развития производства, общества, человека, управленческой мысли, науки управления, роли истории в социально-политической жизни страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, каждая из которых реализуется в соответствующем разделе курса:

  1. Ознакомить студентов с историей формированием основных школ менеджмента.

  2. Рассмотреть современные школы управления и основные проблемы их развития.

  3. Изучить эволюцию и тенденции менеджмента в России.

Предложенная структура курса в сочетании с практическими занятиями будут способствовать формированию представления у студентов об истории менеджмента и эволюции управленческой мысли в России и за рубежом.

Связь с другими дисциплинами

Учебный курс «История менеджмента» связан с дисциплинами «Основы менеджмента», «История отечества», «Исследование систем управления», «Философия».


Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины

По завершению обучения студент должен знать:



  • историю формирования основных школ менеджмента;

  • современные школы управления, их основатели, основные проблемы развития;

  • развитие менеджмента в России.

Овладев курсом «История менеджмента» студент должен уметь:

  • выбирать методы управления в соответствии с требованием времени и эпохи;

  • понимать истоки управленческой мысли и уметь прогнозировать ее развитие;

  • владеть информацией об исторических тенденциях управления;

  • уметь использовать полученные знания при освоении других смежных дисциплин;

  • пользоваться рекомендуемыми научными источниками и литературой по истории управленческой мысли, выделять главные направления в развитии последней, определять наиболее существенные, доминирующие положения, вокруг которых формируются практические рекомендации;

  • анализировать и систематизировать различного рода управленческие взгляды, находить в них рациональное зерно, определять повторно воспроизводимые идеи, методологическую основу их возобновления и оценивать их практическую значимость;

  • соотносить и сочетать взгляды на управление зарубежных и отечественных авторов с целью формирования возможных новых концептуальных положений, моделей управления, путей их совершенствования и практической реализации;

  • накапливать потенциал собственных знаний в области истории управления и менеджмента с тем, чтобы в дальнейшем, работая в организации, можно было бы выступать в качестве консультанта по привлечению управленческих новаций в ее деятельность;

  • составлять конспекты, доклады, другие материалы по различным направлениям теорий управления и менеджмента с тем, чтобы в будущем легко, свободно, грамотно и компетентно можно было выступать в любой аудитории, оттеняя положительное и негативное в управлении.


2. Структура и содержание теоретической части курса (34 часа)
Тема 1. Предмет и задачи курса «История менеджмента» (4 ч.)

Предмет дисциплины «История менеджмента», структура курса. Особенности построения курса, природа управления и исторические тенденции его развития, понятие менеджмента,  связь менеджмента с другими науками (история, философия, экономика, социология, психология, педагогика, антропология и др.). 

Формирование взглядов на управление как на важную функцию, особый вид деятельности. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента, школы управления, подходы к управлению.

 

Тема 2.  Зарождение и формирование управленческой мысли. Управление в Древних цивилизациях (4 ч.)

Периодизация развития управленческой мысли. Особенности развития управления доцивилизационного периода. Управление в древних цивилизациях. Становление и развитие управления в Египте и государствах Древнего Востока (Шумер, Аккад, Элам, Вавилон и Вавилония, Персидское царство, Карфаген, Израильско-Иудейское царство, Лидия). Управление в Древних Индии и Китае. Управление в Древних Греции и Риме.

 

Тема 3. Развитие управленческой мысли в эпоху феодализма (4 ч.)

Управление времен средневековья в странах Западной Европы и Востока. Распад Римской империи и формирование новых государственных образований и адекватных им систем управления в странах Западной Европы. Арабские государства и организация управления. Формирование взглядов на управление  в эпоху становления и развития индустриального общества. Н.Макиавелли и его взгляды на управление государством, а также идеи Т.Мора и Т.Кампанеллы. Переустройство государственного управления в странах Западной Европы в условиях революционных преобразований. Развитие производства и трансформация организации управления им. Т. Гоббс, Д. Локк, Н.Де ла Мор, И.Г. Юсти, И. Зонненфельд и их взгляды на управление.

 

Тема 4. Школа научного управления и ее основные представители (4 ч.)

Промышленный переворот и формирование взглядов на управление. Р.Оуэн и его эксперименты. Идеи об управлении в работах В. Петти, А.Смита, Д. Рикардо,  Сен-Симона.  Учение об управлении Л. фон Штейна. Предпосылки возникновения науки управления производством. Научно-технические открытия и их использование в производстве. Выделение науки управления производством из государственного управления. Потребность и необходимость в изучении управления.

Особенности управления периода промышленной революции в Англии и Америке. Инженерная мысль в управлении. Мнения и оценки инженеров-практиков: Г.Р. Таун, Ф.А. Хэлси, Дж. Роян,  К. Д.Л. Барт. Формирование научного подхода в управлении производством. Возникновение школы научного управления. Научная организация труда, рационализация управления, основные принципы научной организации труда и философия менеджмента Ф.У.Тейлора.

Развитие школы научного управления в трудах Г.Л. Гантта, его взгляды на менеджмент, исследования производственного процесса, решение проблем низкой производительности. Изучение проблем времени, движений, квоты производительности, вопросов управления персоналом в трудах Ф. и Л. Гилбретов. Использование принципов научного управления и принципов массового производства  в практике управления Г.Форда. Систематизация взглядов на рационализацию, обоснование построения и принципов функционирования линейно-штабной структуры, методика достижения максимальной эффективности, принципы повышения производительности труда Г. Эмерсона.

 

Тема 5. Административная школа управления и ее основные представители (4 ч.)

Предпосылки складывания классической (или административной) школы в управлении. «Теория администрации» А. Файоля, основные функции управления, принципы управления. Классическая теория бюрократии  М. Вебера. Исследования сфер деятельности и функций администратора  Л. Гьюлика, определение им логики и типов департаментализации в организации: по цели, процессу, географии, а также принципов эффективного управления. Единая система принципов управления и диапазона контроля Л. Урвика, его исследования проблем формирования властных структур.   Решение проблем управления для крупных организаций массового производства А. Слоуна. Исследования вопросов эффективности управления, координации, формирования организационных структур в трудах  Д. Муни, А. Рейли. Понятие «управленческой доктрины» Д. Муни. Синтетическая общая теория организации и управления Ч. Бернарда. Взгляды на управление Э.Дюркгейма, В.Парето и др.

 

Тема 6. Школа «человеческих отношений» и поведенческих наук в управлении (4 ч.)

Складывание школы человеческих отношений. Применение психологического анализа к практическим задачам управления  Г. Мюнстерберга. Вклад М.П. Фоллет в разработку проблем природы власти, авторитета, логики формирования организационных структур, координации, иерархии, социального контроля и принятия управленческих решений. Исследования Э. Мэйо проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, его идеи гуманизации. Основные этапы и результаты проведения Хоторнских экспериментов. Теория и школа «человеческих отношений». Развитие идей Э. Мэйо в трудах Ф. Ротлисбергера, У.Диксона. Исследования проблем формальной и неформальной организаций, коммуникаций, власти, авторитета, принятия и реализации управленческих решений, конфликта в организации Ч.Бернарда.

Формирование школы поведенческих наук. Исследования различных аспектов социального взаимодействия, мотивации А. Маслоу, его мотивационная теория потребностей.  Разработка проблем трудовой мотивации, организационного поведения, трудовых отношений и управления Ф. Герцберга, его исследования факторов, влияющих на удовлетворенность и на неудовлетворенность работника, двухфакторная теория регулирования поведения. Проблемы мотивации в работах Д. МакКлелланда. Когнитивные методологии с элементами ситуационного подхода в изучении процесса мотивации.

Изучение проблем организаций и управления  Д. МакГрегора, теории «Х» и «У». Экспериментальные исследования личности и групп К.Левина, его вклад в развитие теории лидерства. Разработка проблем организаций Р. Лайкерта, модели управления. Теория стилей управления У. Оучи. Вклад в теорию управления Р. Танненбаума и В.Шмидта, Дж. Хоманса, К. Арджириса, Р. Блейка и Дж. Моутон, А. Этциони, Б. Басса. Адаптивное руководство.

 

Тема 7. Современные подходы и теории управления (4 ч.)

Школа науки управления. Процессный подход. Системный подход в современном менеджменте. Ситуационный подход. Количественный подход.

Разнообразие моделей менеджмента. Влияние национально-исторических, политических, экономических, культурных и др. факторов на развитие менеджмента.

Формирование американской модели менеджмента, ее особенности, характер управления современными организациями. Условия формирования японского менеджмента, его характерные черты, своеобразие методов управления. Особенности менеджмента Кореи: влияние исторических традиций, современная практика применения. Основные характеристики китайского менеджмента: оценка эффективности и способы реализации. Особенности западноевропейской и скандинавской моделей менеджмента. Немецкая модель менеджмента: теоретические истоки формирования, современное состояние. Французская модель менеджмента: исторические условия складывания, современная практика применения. Менеджмент в Великобритании: становление, особенности методов управления. Шведская модель менеджмента: основные теоретические и прикладные аспекты.

 

Тема 8. Развитие теории и практики управления в России. (6 ч.)



Организация управления в России в IX-XIX  вв.

Управление в догосударственный период.  Особенности управления на Руси в период образования централизованного государства. Управление на Руси в период формирования абсолютизма. Управленческие аспекты реформ Петра I. Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова. Регулирование экономической жизни в XVIII веке. Идеи о государственном управлении А.П.Волынского и В.Н.Татищева. Экономические воззрения М.В.Ломоносова. Хозяйственная политика Екатеринаы II. Экономические взгляды Д.А. Голицина и А.Н. Радищева. Управленческая мысль в России в первой половине XIX в. Взгляды М.М.Сперанского, Н.С. Мордвинова на управление экономическими процессами в стране. Развитие управленческой мысли в России во второй половине XIX вв. Программа П.А.Столыпина по преобразованию управления сельским хозяйством. С.Ю.Витте и его реформы в управлении экономикой страны. Предпринимательство в промышленности России и организация управления на производственных предприятиях.

  Развитие управленческой мысли в России  ХХ-ХХI вв.

Управление России начала ХХ в. Управленческая мысль России 1920-30 гг. Движение за научную организацию труда. Школы НОТ. Работы А.А. Богданова, А.К. Гастева, П.М. Керженцева, О.А. Ерманского, Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянского, П.М. Есманского, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевского и других ученых. Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, Вторая Всесоюзная конфе ренции по НОТ. Развитие теоретических основ организации производственных процессов О.И. Непорентом, его классификация операций в производственном процессе. Третья Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в машиностроении. Взгляды на управление в 50-х 60-х  годах ХХ века. Возрождение нотовского движения в 1960-е годы. Работы В.Г.Афанасьева. Взгляды С.Е. Каменицера и Г.В.Теплова на управление. Использование на практике экономико-математических методов, создание экономической кибернетики. Работы А.И.Берга и В.М.Глушкова. Формирование системы планирования и управления народным хозяйством. Формирование теории оптимального планирования народного хозяйства. Влияние работ Д.Е.Слуцкого  на развитие экономико-математической теории. Работы А.А. Годунова, В.И. Ольгина-Нестерова, А.С.Петрова по анализу социально-экономической природы управления производством в системе производственных отношений.

Исследования 1970-80-х гг. в области управления. Формирование управленческих концепций, выработка методологических основ теории управления. Работы  Р.А. Белоусова, Д.Н. Бобрышева, Д.М. Гвишиани, Д.М. Берковича, О.А. Дейнеко, О.В. Козловой, Л.Н. Качалиной, Г.Х. Попова, Ю.А. Тихомирова по проблемам управления в нашей стране.

Разработка современной науки управления общественным производством творческими научными коллективами. Формирование научных школ и центров научных исследований факультета управления Российского государственного гуманитарного университета, лаборатории проблем управления в МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и др.

Управленческая мысль в современной России. Особенности управления в системе рыночного хозяйства и реорганизации управления. Расширение знаний об управлении. Проблема сочетания, интеграции и синтеза различных направлений теорий управления и менеджмента в современной науке. Новые парадигмы управления: стратегическое управление и стратегический маркетинг; организационная культура и организационное развитие; реструктуризация и реинжиниринг, бенчмаркинг и управление изменениями, научающиеся организации и ситуационное лидерство. Перспективы менеджмента.
3. Содержание практической части курса (17 часов)

Занятие 1. Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока (1 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:


  1. История развития управленческих идей в древности.

  2. Учения Древнего Египта и их роль в становлении менеджмента.

  3. Методы и функции менеджмента, использовавшиеся в Египте.

  4. Функции и принципы менеджмента Древнего Китая.

  5. Зачатки основ менеджмента в Артхашастре.

Задание для самостоятельной работы: назовите причины существования огромного управленческого аппарата в древнем Египте. В чем состоят общие черты между системами управления древнего Китая и современных США. С чем связано обсуждение проблем управления обществом в Китае.
Занятие 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). Управленческие революции (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Основы менеджмента в работах А. Смита.

  2. Суть труда Дж.Локка «О гражданском правительстве» (1690 г.).

  3. Ж.Б. Сэй и открытие четвертого фактора производства.

  4. Тексты по менеджменту Джеймса Монтгомери.

  5. Роберт Оуэн и Ричард Аркрайт – создатели основ для планирования.

  6. Сущность управленческих революций, их влияние на развитие менеджмента.

  7. Типология и этапизация управленческих революций.

Задание для самостоятельной работы: охарактеризуйте начало эпохи машинного производства, индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли; раскройте суть проблемы управленческих кадров и их влияния на процесс возникновения управленческих революций.
Занятие 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Генезис и развитие управленческой мысли как фактор становления научного менеджмента (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Понятие и сущность промышленной революции в менеджменте.

  2. Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама.

  3. Идеи менеджмента в трудах Ч. Бэббиджа, Р. Аркрайта.

  4. Концептуальные подходы к управлению Э. Уитни, Э. Юра.

Задание для самостоятельной работы: раскройте связь между промышленной революцией и развитием идей управления. Охарактеризуйте управленческие функции, описанные в трудах классиков менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль, их краткая характеристика.
Занятие 4. Генезис и развитие управленческой мысли как фактор становления научного менеджмента (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Развитие управления в период 17-18 вв.

  2. Линейные структуры управления: предпосылки возникновения

  3. Развитие идей управления в трудах А. Смита, Гоббса.

  4. Предпосылки возникновения идей менеджмента в работах Р. Оуэна.

Занятие 5. Основатели менеджмента в индустриальной системе. Становление школы научного менеджмента (Ф.Тейлор) (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:


  1. Содержание и сущность системы дифференцированной оплаты Ф.Тейлора.

  2. Сущность тейлоровского менеджмента по заданиям.

  3. Вклад Г. Ганта в развитие теории менеджмента. Революционное изобретение Г. Ганта.

  4. Управленческие идеи в работах Г. Эмерсона.

  5. Двенадцать принципов эффективности Г. Эмерсона.

Задание для самостоятельной работы: какие цели преследовала тейлоровская система оплаты труда? Назовите признаки, отличающие хорошего менеджера низшего звена; что составляло основу гантовской работы над заданиями с премиями?
Занятие 6. Становление и развитие административной теории менеджмента (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. А. Файоль и его научный вклад в развитие теории менеджмента.

  2. Четырнадцать принципов управления А. Файоля и их содержание.

  3. Основы программы планирования А. Файоля.

  4. Чистые типы законной власти М. Вебера.

  5. Теория «Идеальной бюрократии» М. Вебера.

  6. Хоторнские эксперименты и их значение для развития менеджмента.

Задание для самостоятельной работы: назовите основное достижение А. Файоля как менеджера; какие шесть групп действий, присутствующих во всех промышленных предприятиях, выделил А. Файоль? Назовите качества и способности, которыми, согласно Файолю, должен обладать менеджер; в чем состоит сущность хоторнского эффекта; что нового внесли хоторнские исследования в понимание мотивации?
Занятие 7. Рационализация организационной деятельности. Принципы рационализации. Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Понятие и сущность принципов рационализации. Основные направления

  1. рационализации производства.

  2. Мейо и развитие идей мотивации в менеджменте ХХ века.

  3. Теория А. Маслоу и возможности ее реализации в менеджменте.

  4. Содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации.

  5. Мотивационная модель Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона.

  6. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера- Лоулера.

Задание для самостоятельной работы: что являлось, по мнению Мэйо, основной характеристикой нового индустриального человека; прореферируйте вопрос: мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте.
Занятие 8. Становление школы человеческих отношений. Синтетические и комплексные подходы к менеджменту (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Характеристика начала XX века в России с позиций управления.

  2. Критики тейлоризма (В.Воронцов, П.Маслов, И.Поплавский, Г.Алексинский). Антитейлоризм в России.

  3. Тейлористы (Р.Поляков, Н.Сарровский, В.Железнов, И.Озеров).

  4. Формирование отечественной науки управления и научной организации труда (НОТ) в 20-е г.г.

Задание для самостоятельной работы: Какие способы и приемы изучения организационно-управленческих процессов были определены в российской школе управления? Какие принципы менеджмента использовались в 20-е годы? По каким критериям можно провести сравнительный анализ принципов социалистического управления и менеджмента стран с развитыми рыночными отношениями?
Занятие 9. Современные концепции и перспективы развития российского менеджмента. Управленческие взгляды в России и СССР (2 ч.)

Дискуссия по следующим вопросам:



  1. Дайте краткую характеристику науки тектологии А. Богданова.

  2. Основные принципы тектологии А. Богданова.

  3. Раскройте содержание принципа оптимума О. Ерманского.

  4. Назовите основные качества эффективной системы управления по А. Гастеву.

  5. Какие новые направления менеджмента развиваются в 90-е годы?

Задание для самостоятельной работы: что, по мнению А. Богданова, являлось предметом организационной науки; основные положения концепции ЦИТа, совпадающие с идеями Ф. Тейлора и Г. Форда. Как развивались на практике различные подходы в менеджменте крупных западных компаний?
4. Контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену


  1. Понятие менеджмента.

  2. Классификация школ управления.

  3. Управленческие революции.

  4. Начало науки управления.

  5. Школа научного управления.

  6. Эмпирическая школа менеджмента.

  7. Административная школа менеджмента.

  8. Школа человеческих отношений.

  9. Поведенческая школа.

  10. Системная школа управления.

  11. Новая школа науки управления (количественная школа). Ситуационная школа.

  12. Менеджмент качества.

  13. Теории лидерства.

  14. Культура организации.

  15. Управленческие аспекты реформ Петра 1.

  16. Регулирование экономической жизни в 18 веке (Екатерина 11, М.В.Ломомносов, А.П.Волынский, В.Н.татищев).

  17. Реформаторские нововведения М.М.Сперанского и Н.С.Мордвинова.

  18. Преобразования Александра 1.

  19. Содерфание реформы Александра 11.

  20. Организационно-управленческая деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  21. Управленческая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики (М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин)

  22. Теории мотивации.

  23. Процессуальный подход к исследованию управления.

  24. Развитие нотовского движения.

  25. Учение о коммуникациях в организации.

  26. Конфликтологическая парадигма.

  27. Развитие управленческой мысли в СССР (20-30 годы) (В.И.Ленин, И.В.Сталин, А.А.Богданов).

  28. Аспекты управления экономикой в послевоенный период (И.В.Сталин, Н.С.Хрущев).

  29. Реформы 1965 и 1979гг (Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин).

  30. Сравнительный анализ Восточной и Западной модели управления.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница