Основные тенденции развития франчайзинга в России Печеная Анастасия Юрьевна




Скачать 67.67 Kb.
Дата05.05.2016
Размер67.67 Kb.
Основные тенденции развития франчайзинга в России
Печеная Анастасия Юрьевна

студентка группы ФЭУ 312 с

Волгоградский государственный технический университет,

Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 400065



Харламова Екатерина Евгеньевна

 доцент, кандидат экономических наук, заместитель декана,

Волгоградский государственный технический университет,

Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 4000065
Аннотация: в статье рассматриваются особенности, тенденции и перспективы развития франчайзинга в России

Ключевые слова: развитие и становление франчайзинга, розничная торговля, тенденции развития, франчайзинг в России.


Франчайзинг играет важную роль в экономике и может стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франшизера франчайзинг дает возможность быстрого развития. Франчайзер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

Быстрое развитие франчайзинга привлекло как нечестных, так и честных франчайзеров. Лица, злоупотребляющие этой системой, обычно обещают немедленное обогащение при небольших усилиях, свободу быть своим собственным начальником и незначительные первоначальные капиталовложения.

Перспективы развития франчайзинга в России считаются более благоприятными в настоящее время. Тенденция ускоренного развития и распространения франчайзинга в последние годы не может не радовать. По статистике в течение последних лет в России возникло 158 франчайзинговых систем. Качество франшизных услуг , их концепции существенно улучшились, став сильными и коммерчески выгодными. Таким образом, возникает все больше и больше положительных примеров введения франчайзинга в нашей стране. [1]

Прогнозируя становление франчайзинга в РФ, нужно будет отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать повышение интереса к созданию бизнеса по франчайзингу.

Интерес от физических лиц - возможных предпринимателей, станет обусловлен подъемом доходов и способности формирования накоплений с дальнейшим их использованием для открытия бизнеса. Данное утверждение подтверждается кроме того разработками социологов, согласно которым, имеется  стремление активной части населения быть наиболее независимыми в своих доходах, способными обеспечить постоянный источник доходов самостоятельно, создавая личный бизнес, а, не работая на благо работодателя. Похожее явление в макро социальном плане в ближайшем способно существенно повысить количество среднего класса, которая составляет основу предпринимателей открывающих бизнес по франшизе, что станет причиной перемены в структуре ВВП страны в отношении повышения в ее доле малых и средних компаний. [2]



Франчайзинг становится одним из основных инструментов развития потребительского рынка РФ, а особенно в ареалах . Он показал себя стабильным в кризис поэтому год от года становится наиболее нужным малым и средним бизнесом.

На отечественном рынке наблюдается подъем бизнеса в формате франчайзинга. Востребованность концепции франчайзинга описывает , для начала , повышение франшизных систем увеличивающиеся количество организаций с намерением развиваться по этой схеме. Так с 2007 до 2013 года оно возросло с 70 до 1000, причем значительный подъем наблюдался в последней фазе периода.

Согласно статистике, самое интенсивное развитие бизнес-технологии франчайзинга в России отмечается в течение последних семи лет, при этом, улучшается качество франшизных услуг, технологии становятся наиболее сильными и коммерчески выгодными, также отмечается все наибольшее численность эффективных примеров внедрения франчайзинга. [3]

Главные тенденции развития франчайзинга в РФ глобально не отличаются от мировых, что связанно с потребностью стандартизации способностей и ресурсов. Но следует предусматривать наличие в любом государстве определенной концепции развития бизнес-системы, обусловленной культурно-психолгическим, социально-экономическим, правовым и прочими факторами. [4]

Наибольшей популярностью в РФ пользуются франшизы в области розничной торговли, на долю которой приходится практически половина всех работающих на рынке франшиз. Второе место занимает сфера общественного питания, на третьем месте – франшизы в области бытового обслуживания. При этом, похожее распределение франшиз по видам деятельности слишком мало ,чем отличается от общемировых показателей. По данным статистики, немалую часть средств население РФ расходует на услуги и продукты секторов, где превалируют франчайзинговые фирмы. Это фаст-фуд, продажа продуктов питания и алкогольных напитков, а еще аренда недвижимости и другие. [5]

По мнению аналитиков, в ближайшее время существенное повыситься применение системы франчайзинга предполагается и в других направлениях, среди которых выделяют структуры рынка франшиз (рис 1)



Рис.1 Структура рынка франшиз 2007-2013 г.г.



Результаты исследования показали опережающие темпы развития франчайзинга в секторе розничной торговли. Это объясняется положительными тенденциями самой отрасли в исследуемый период времени.

По мимо всего этого , аналитики отмечают тенденцию к появлению мультибрэндовых компаний и параллельное развитие их деятельности в нескольких сегментах рынка. Эти компании владеют несколькими франшизами и брендами, при этом каждый их них может быть предоставлен на условиях франчайзинга. [6]

Так же представлена динамика франшизных сетей России за 2007-2013 гг.(рис.2)

Рис.2 Динамика роста франшизных сетей в России 2007-2013 единиц

По всем указанным на схеме секторам в 2008 году произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами, 27,3% по продовольственной торговле, 30,1% по сектору общественного питания и 25% по услугам.

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом, в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга.

При всех положительных тенденциях, в настоящее время участники франшизных взаимоотношений , присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие общего понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав , пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и дальнейшему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность лимитирование конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является «скрытым», поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно увеличивается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

В настоящее время также невозможно отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев применяются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером.

Дальнейшее развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой активностью конкретных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области ,  позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества. [7]

Литература:

[1] Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг: Материалы международной конференции. — М., 2007.

[2]Журнал "Управление компанией" . Режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_642.html

[3] Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: РАРФ, 2006.

[4] Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2008.

[5] Хенсон Дж. Франчайзинг: ответы рыночной системы на крах мелких предприятий // Малый бизнес, рынок и общество. - М., 2005. - N 3. - С.5-17

[6]Мендельсон М. Руководство по франчайзингу: Пер. С англ. - М.: Соваминко, 2006. - 176 с

[7] Информация о франчайзерах и франшизах .Режим доступа http://www.franchisetop.ru/frajchajzing-v-rossii



The main trends in the development of franchising in Russia
Pechenaya Anastasia

student of FEU 312


Volgograd State Technical University,
Russia, Volgograd, etc. to them. Lenin, 28, 4000065

Kharlamova Catherine

Associate Professor, PhD, Associate Dean,

Volgograd State Technical University,

Russia, Volgograd, etc. to them. Lenin, 28, 4000065



Abstract : This article discusses the features , trends and prospects of development of franchising in Russia

Keywords: formation and development of franchising, retail , development trends , franchising in Russia.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница