Основные средства, их группировка и оценка в бухгалтерском учете




Скачать 91.85 Kb.
Дата04.05.2016
Размер91.85 Kb.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ИХ ГРУППИРОВКА И ОЦЕНКА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Понятие основных средств
Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01 для отнесения каких-либо активов к основным средствам необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды.

Объекты основных средств организаций учитываются на счете 01 “Основные средства”.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).


Единица учета и классификация основных средств
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный ин­вентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Ин­вентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с дви­жением основных средств.

Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. вклю­чающим те или иные приспособления, обособленные элементы, со­ставляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом эле­менте обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Для организации учета основных средств важное значение имеет наличие научно обоснованной классификации. На предприятиях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

Главным критерием группировки основных средств по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделения.

При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе.



По назначению основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К производственным основным средствам (фондам) относят здания, сооружения, оборудование, машины, транспортные средства и другие объекты и средства, которые связаны с осуществлением уставной деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. с производством продукции, строительством, сельским хозяйством, торговлей и другими видами деятельности.

Объекты основных средств, числящиеся на балансе хозяйствующего субъекта и не связанные с осуществлением его уставной деятельности, т.е. функционирующие в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т.п.), относятся к основным средствам непроизводственного назначения.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.

По признаку использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездействующие и находящиеся в запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют излишние и не используемые в данной организации станки, машины, транспортные средства и инвентарь.

По принадлежности основные средства подразделяют на собственные, принадлежащие данной организации, и арендованные, т.е. находящиеся в ее временном пользовании за определенную плату.
Оценка основных средств
Основные средства оценивают по первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной стоимости.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Первоначальная стоимость отдельных объектов основных средств может увеличиваться после их реконструкции или модернизации, а уменьшаться – при частичной ликвидации и демонтаже объектов. Фиксируемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость – это величина фактических затрат на приобретение или возведение объектов. Она относительно постоянна.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, возможно и в результате их переоценки.

Восстановительная стоимость основных средств – это стои­мость их воспроизводства на определенную дату. В действующей практике восстановительная стоимость основных средств может опреде­ляться путем их переоценки. Организациям предоставлено право осуществлять переоценку в начале года с использованием индекс­ного метода и метода прямой или экспертной оценки основных средств по рыночным ценам.

Стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете (т. е. первоначальную, а после переоценки, проводимой в установленном порядке, – восстановительную), принято называть балансовой стоимостью.

Если из балансовой стоимости основных средств вычесть начис­ленную амортизацию каждого объекта или их совокупности, получим расчетную величину остаточной стоимости основных средств.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Учет поступления и наличия основных средств
П
оступающие основные средства принимает комиссия, назначае­мая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет акт (накладную) приемки-передачи основных средств.

По общему правилу акт составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств, за исключением производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента и оборудования, ввод в эксплуатацию которых можно оформлять одним общим актом.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или вы­пуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического уче­та основных средств.

Если основное средство передается из одного структурного под­разделения организации в другое, акт нужно оформить в двух эк­земплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а вто­рой остается у структурного подразделения, которое передало ос­новное средство.

При передаче или продаже основных средств другой организа­ции акт также нужно составить в двух экземплярах: первый эк­земпляр остается в бухгалтерии продавца, второй передается по­купателю. На основании этого экземпляра покупатель сможет определить оставшийся срок полезного использования приобретен­ного основного средства.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные кар­точки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наиме­нование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее переме­щение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое про­изводственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуата­цию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов актов (накладных) приемки-передачи, технических паспортов и др. и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ЕГО УЧЕТ
Выбытие основных средств происходит в результате их продажи или передачи сторонним организациям, а также при частичной или полной ликвидации и списании вследствие непригодности или нецелесообразности дальнейшего использования.

Все виды передачи основных средств оформляют актом (на­кладной) приемки-передачи. В акте указываются балансовая стоимость объекта и сумма его амортизации (износа) к моменту передачи. К акту прилагают инвентарные карточки, о чем в их описи или в инвентарном списке делается соответствующая от­метка. На основании актов и сопроводительных документов (паспортов, характеристик и т. п.) составляется группировочная ведомость (машинограмма), по итогам которой списывают ба­лансовую стоимость и амортизацию основных средств так же, как и при продаже. Отражение операций по безвозмездной пе­редаче объектов производится только после получения от орга­низации-получателя извещения (авизо) об их оприходовании. До этого начисление амортизации по передаваемым основным средствам не прекращается.

Списание стоимости основных средств, передаваемых по до­говору дарения, производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.

Ликвидацию основных средств производят по распоряжению руководителя организации. Обычно с баланса в порядке ликвида­ции списывают здания и сооружения, снесенные в связи со строи­тельством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, а также пришедшие в ветхое состояние, морально устаревшие и непригод­ные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, если их восстановление невоз­можно или экономически нецелесообразно и они не могут быть проданы.

Во всех этих случаях составляется акт на списание основных средств (форма № ОС-4) о частичном или полном списании основных средств (кроме автотранспортных), в котором указывают наименование объекта, год его выпуска или постройки, дату по­ступления в организацию и ввода в эксплуатацию, его инвентар­ный номер, местонахождение, балансовую стоимость, сумму на­численной амортизации, количество капитальных ремонтов. Здесь же приводят подробные сведения о техническом состоянии основ­ных частей, деталей, конструктивных элементов объекта и обосно­вывают необходимость его ликвидации (износ, преждевременное выбытие вследствие ненормальных условий эксплуатации, аварии и др.). Для списания с баланса организации стоимости машин, оборудования, пришедших в негодность при аварии, к акту списа­ния должна быть приложена копия акта об аварии с указанием ее причин и виновников.

Частичное списание объекта оформляется так же, как и полное.


Практическая часть.


  1. Дать определение понятия основных средств?




  1. По какой стоимости оценивают основные средства?



  1. Продолжить схему.



Классификация основных средств

По назначению

По видам


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница