Основные результаты исследования




Скачать 349.65 Kb.
Дата03.05.2016
Размер349.65 Kb.



ift_logo

logo



c:\users\home\desktop\untitled.bmp

c:\users\home\desktop\afi_logo.jpg

Основные результаты исследования

«Правовое регулирование банковских агентов: повторный анализ законодательства, контроль исполнения рекомендации и выявление сохранившихся проблем»

Рекомендации и результаты их внедрения





  • Гражданский кодекс и Закон о банках и банковской деятельности не содержат запретов на привлечение банковских платежных агентов и их участие в оказании банками кредитных, сберегательных и инвестиционных услуг физическим лицам.

Несмотря на это продолжается его совершенствование. Подготовлена новая редакция Гражданского кодекса, расширяющая виды банковских счетов (см. последний раздел)



  • Основные ограничения на использование банковских агентов установлены в нормативных правовых актах Банка России. Причиной этого является последовательное, но не всегда соразмерное существующим рискам проведение в жизнь принципа «знай своего клиента».

Проведено масштабное совершенствование нормативно-правовой базы Банка России в развитие Закона о НПС (см. следующий раздел)



  • Одним из наиболее критичных ограничений деятельности банковских агентов являются нормы Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Закон требует идентификации банковских клиентов (и выгодоприобретателей) при проведении широкого круга операций и не предусматривает передачи банками функции идентификации клиентов третьим лицам.

В Закон № 115-ФЗ (п. 1.5 ст. 7) включена возможность делегированной идентификации через банковских агентов, но только для переводов без открытия банковского счета



  • При незначительной корректировке закона идентификация банковских клиентов может быть передана банками иным лицам, которые в соответствии с действующим законодательством будут проводить установление личности и идентификацию граждан. Действующему российскому праву известны примеры «делегированной» идентификации, например в пенсионном законодательстве. Целесообразно законодательно закрепить возможность заключения кредитной организацией гражданско-правовых договоров, уполномочивающих другую сторону на проведение идентификации клиентов банка.

Наряду с банковскими платежными агентами идентификацию в праве проводить иные банки и организации федеральной почтовой связи. (см. часть II Отчета)


На следующем этапе следует распространить нормы о делегированной идентификации на операции по банковским счетам

  • В законодательстве прямо не используется понятие аутентификации банковских клиентов. На практике при проведении ряда банковских операций проводится аутентификация, а не идентификация клиентов. Введение в закон данного термина (в указанном смысле1) позволит сделать законодательные формулировки более точными и гибкими.

Законом о НПС введены понятия персонифицированного и неперсофицированного электронного средства платежа (ст. 13). При их использовании используется разный режим аутентификации . (см. часть II Отчета)



  • Расширение функционала банковских агентов, в том числе содействие банкам в дистанционном открытии банковских счетов и сборе необходимых для этого документов (заверении копий документов). Процедура проверки клиента при открытии ему банковского счета может быть отделена от процедуры идентификации. Целесообразно предусмотреть возможность открытия специальных счетов, имеющих определенный лимит по объему операций, при условии (дистанционного) упрощенного порядка открытия такого счета через агента. Требует уточнения понятие «личного присутствия»2 клиента при открытии ему банковского счета. Для этого следует указать допустимый порядок установления личности клиента, включая место и перечень лиц, проводящих эту процедуру. Банк России обладает самыми широкими полномочиями по регулированию правоотношений при осуществлении операций с банковским картами. В отсутствие специального закона, путем изменения нормативно-правовой базы Банка России можно создать оптимальные условия для осуществления банковскими агентами соответствующих операций.

Статья 14 Закона о НПС существенно расширила функционал банковских платежных агентов в части выдачи денежных средств, идентификации и целевого характера принимаемых платежей.


На следующем этапе целесообразно предусмотреть разные уровни идентификации. (см. часть II Отчета)
Банком России готовится новая редакция положения, регулирующего операции с банковскими картами и электронными средствами платежа. Пока внесены изменения о предоплаченных картах

  • В регулировании операций с банковскими картами Банк России идет по пути замены идентификации клиента его аутентификацией. Это открывает широкие возможности для осуществления через банковских агентов операций с банковскими картами.

Банком России готовится новая редакция положения, регулирующего операции с банковскими картами и электронными средствами платежа.



  • На практике представляется необходимым наделение агента правом выдачи наличных денежных средств по платежной карте без использования банкомата через POS-терминалы (операции cash back at POS). Сумма таких операций может быть ограничена. Отдельные виды агентом могут быть наделены правом выдачи наличных денежных средств с любого, а не только карточного счета клиента.

Статья 14 Закона о НПС допустила выдачу агентами наличных денег



  • Существующие правовые подходы к классификации и регулированию расчетных (платежных) отношений являются несистемными и противоречивыми. Наиболее проблемной сферой остается регулирование расчетов (платежей), осуществляемых в налично-безналичной форме, т.е. в случае, когда только одна из сторон имеет банковский счет. При этом в законодательстве и доктрине отсутствует единство в отнесении таких расчетов к наличной или безналичной форме. По причине особой значимости таких платежей для розничного рынка предлагается выделить их в самостоятельную форму.

Принципиальных изменений в данной сфере не произошло. Более того, новая редакция ГК относит перевод без открытия банковского счета к безналичной форме расчетов



  • Положения, касающиеся банковской тайны, не являются серьезным ограничителем деятельности банковских агентов, поскольку с согласия клиента банковская тайна может быть передана третьим лицам (банковским агентам). В то же время полномочия агента по получению и передаче клиенту справок по банковским счетам и операциям прямо не предусмотрены.

Положения, касающиеся банковской тайны, прямо распространены на операции платежных агентов (субагентов) (ст. 26 Закона о банках и банковского деятельности)



  • Буквальное толкование законодательства о персональных данных позволяет сделать вывод о том, что банковский платежный агент признается оператором персональных данных3. При их обработке он обязан получить согласие клиента и обеспечить их конфиденциальность. Без доступа к персональным данным банковский агент не сможет провести идентификацию клиента.

Изменения отсутствуют



  • Существует ряд препятствий, которые предстоит преодолеть, для того чтобы деятельность банковских агентов стала привлекательной альтернативой для кредитных организаций и их клиентов. Важным условием правового регулирования деятельности агентов является учет их экономических интересов, в том числе при определении размера комиссионного вознаграждения.

Закон прямо предусмотрел право агента на вознаграждение (ст. 14 закона о НПС)



  • В сфере защиты прав потребителей при оказании услуг банковскими платежными агентами наиболее значимыми являются риски того, что плательщик-потребитель перечислит деньги не тому лицу или на неверный счет и не будет знать, как исправить ошибку, а также риски того, что плательщик-потребитель потеряет свой персональный идентификатор или его перехватит мошенник. Несмотря на то что банк несет полную ответственность по операциям, проведенным через агента, нельзя исключить возникновения споров между банком и его клиентом относительно действительности тех или иных операций, осуществленных от имени клиента.

Соответствующие поправки внесены в ч. 4 ст. 37 Закона о защите прав потребителей (см. часть II Отчета)



  • Действующее законодательство о защите прав потребителей не предусматривает эффективных механизмов снижения названных рисков либо порядка действий потребителей при их реализации. Законодательством не предусмотрены также оперативные и низкозатратные способы внесудебного разрешения споров между потребителя и финансовыми посредниками.

Президентом РФ дано поручение Правительству России подготовить к 1 сентября 2012 г. проект закона о финансовом омбудсмене. Рабочей группой Ассоциации юристов России подготовлена концепция Закона о финансовом омбудсмене (см. часть II Отчета)



  • В части кредитных операций банков необходимо принять специальный закон о потребительском кредите, в котором будут установлены особенности отношений по потребительскому кредиту, а также введено понятие кредитного брокера. Совмещение деятельности кредитного брокера и платежного агента позволит существенно повысить эффективность деятельности этих финансовых посредников.

Минфином подготовлена новая редакция Закона о потребительском кредитовании. В нем, в частности, предусмотрены положения о кредитном брокере (представителе заемщика) (см. часть II Отчета)



  • Принятие в 2007−2010 гг. серии законов, регулирующих деятельность профессиональных кредиторов (ломбардов, кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций), поставило ряд системных правовых вопросов, касающихся регулирования договоров займа и кредитных договоров. Действующее законодательство допускает наделение названных профессиональных кредиторов функциями банковских платежных агентов, что способно существенно расширить спектр предоставляемых ими услуг.

Реализуется программа по поддержке деятельности МФО и кредитных кооперативов.



  • Единство требований со стороны Банка России к открытию банковских счетов и счетов по вкладам, не создает особенных сложностей при открытии счетов по вкладам, открываемым через агентов. Учитывая то, что проведение расчетных операций по счетам по вкладам может быть ограничено, целесообразно предусмотреть упрощенный порядок открытия таких счетов (с учетом меньшего риска легализации).

Предложение пока не обсуждалось



  • Наряду с банками правом принимать сбережения граждан (депозиты в экономическом смысле) наделены также кредитные кооперативы и, при определенных условиях, микрофинансовые организации. Несмотря на очевидное экономическое сходство, договорно-правовая природа указанных отношений принципиально различается. Это делает невозможным использование (банковских) платежных агентов для передачи сбережений в кооперативы или МФО.

Предложение пока не обсуждалось



  • Деятельность операторов сотовой связи по предоставлению услуг мобильного банкинга не соответствует действующему банковскому законодательству и законодательству о платежных агентах. Правовые конструкции услуг мобильного банкинга операторов сотовой связи во многом аналогичны юридическим схемам, обеспечивающим функционирование небанковских электронных платежных систем, использующих для осуществления расчетов так называемые электронные кошельки. Законодателю необходимо в кратчайшие сроки определить условия, порядок и правила оказания услуг мобильного банкинга небанковскими организациями. При этом возможно их превращение в банковских платежных агентов.

Ст. 13 Закона о НПС урегулировала отношения в сфере мобильных платежей. (см. часть II Отчета)





Совершенствование нормативно-правовой базы Банка России



Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (ред. от 01.12.2011)
Настоящее Положение предусматривает наличие в Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях наличие счета № 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (в ред. Указания Банка России от 14.09.2011 № 2692-У)

Назначением данного счета является: специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.


Положение Банка России № 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (ред. от 15.11.2011)
Согласно пункту 1.7 Положения кредитная организация вправе привлекать банковских платежных агентов для распространения эмитированных данной кредитной организацией платежных карт, а также осуществлять на территории Российской Федерации распространение платежных карт, эмитированных другими кредитными организациями, иностранными юридическими лицами, не являющимися иностранными банками (далее - распространение платежных карт).

При привлечении кредитной организацией - эмитентом банковских платежных агентов для распространения предоплаченных карт не допускается возникновение денежных обязательств кредитной организации по предоплаченным картам перед банковскими платежными агентами - юридическими лицами, в том числе путем предварительной оплаты предоплаченных карт.


Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»
Вводятся специальные положения касающиеся порядка ведения кассовых операций платежными агентами (банковскими платежными агентами).

Статья 1.3 Положения предусматривает, что платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Статья 3.3 Положения указывает, что при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Статья 5.1 Положения предусматривает, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги 0310004, указанной в абзаце первом настоящего пункта, ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Указание Центрального Банка Российской Федерации от 9 декабря 2011 г. № 2742-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации»
Данное Указание вводит упоминание платежного агента (банковского платежного агента) в разделе 2 формы отчетности 0409251 «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)»:

Указывается на необходимость составлять и предоставлять Отчетность по форме 0409602 "Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации" кредитными организациями, имеющими по состоянию на отчетную дату действующие договоры, в числе прочего, с банковскими платежными агентами, на основании которых последним поручено проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

Наименование банковского платежного агента с которым имеется договор у кредитной организации указывается в графе 2 Отчетности.

Указание Центрального Банка Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (ред. от 09.12.2011)


В содержание Отчетности по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» вводится графа: «Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов». В содержание символа 99 Отчетности вносится – «Поступления от банковских платежных агентов. Все поступления наличных денег от банковских платежных агентов, учтенные по символам прихода, независимо от указанного в кассовом документе источника их поступления.»

В форме «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)» вводится строка «Справочно: платежи юридических лиц в рамках выполнения ими функций платежного агента (банковского платежного агента).

В Порядке составления и представления отчетности по форме 0409251 «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)» указывается, что сведения о платежах юридических лиц по перечислению денежных средств с отдельного банковского счета (балансовый счет N 40821) в рамках выполнения ими функций платежного агента (банковского платежного агента) по приему наличных денежных средств от физических лиц, в том числе посредством платежных терминалов, в разделе 2 Отчета указываются только в строке «Справочно» подраздела 2.1 Отчета.

В Порядке составления и представления отчетности по форме 0409602 «Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации» указывается, что данный Отчет составляется и представляется кредитными организациями, имеющими по состоянию на отчетную дату действующие договоры с другими кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи, банковскими платежными агентами, на основании которых последним поручено проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

Иными кредитными организациями Отчет не составляется и не представляется.

В данный Отчет необходимо включать сведения о наименовании банковского платежного агента, являющегося юридическим лицом; фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) банковского платежного агента, являющегося индивидуальным предпринимателем; (в графу 2 Отчета).



Письмо Банка России от 21.11.2011 № 167-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе»
Настоящим письмом разъясняется, что прием кредитными организациями наличных денег, сумок с наличными деньгами от платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) осуществляется в порядке, установленном Положением № 318-П.

Указание Банка России от 15.11.2011 № 2730-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»»


Настоящее Указание вносит изменения в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Согласно Указанию кредитная организация вправе привлекать банковских платежных агентов для распространения эмитированных данной кредитной организацией платежных карт, а также осуществлять на территории Российской Федерации распространение платежных карт, эмитированных другими кредитными организациями, иностранными юридическими лицами, не являющимися иностранными банками (далее - распространение платежных карт). При привлечении кредитной организацией - эмитентом банковских платежных агентов для распространения предоплаченных карт не допускается возникновение денежных обязательств кредитной организации по предоплаченным картам перед банковскими платежными агентами - юридическими лицами, в том числе путем предварительной оплаты предоплаченных карт.. (Пункт 1.7 Положения)

Указание Банка России от 14.09.2011 № 2696-У «Об установлении срока передачи сведений, полученных при проведении идентификации»


В настоящем Указании Банк России устанавливает, что при поручении кредитной организацией на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту (далее - лицо, проводящее идентификацию) проводить идентификацию клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, лицо, проводящее идентификацию, передает кредитной организации, поручившей проведение идентификации, в полном объеме сведения, полученные при проведении идентификации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения лицом, проводящим идентификацию, таких сведений.

Указание Банка России от 14.09.2011 № 2693-У «О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов»


Настоящим Указанием предусматривается, что операторы по переводу денежных средств осуществляют контроль за соблюдением банковскими платежными агентами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Для осуществления такого контроля операторы по переводу денежных средств обязаны обеспечить получение информации о деятельности банковского платежного агента и использовать одну или несколько форм контроля, к которым относятся:

получение отчетов банковского платежного агента (на бумажном носителе и (или) в электронном виде);

проведение проверок (плановых и (или) внеплановых);

иные формы контроля, позволяющие анализировать информацию о деятельности банковского платежного агента.

При осуществлении вышеуказанного контроля оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить:

ведение и поддержание в актуальном состоянии перечня привлеченных банковских платежных агентов и привлеченных ими банковских платежных субагентов с учетом требований части 19 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ;

документальное фиксирование результатов контроля, в том числе информации о выявленных нарушениях Федерального закона № 161-ФЗ и условий договора, допущенных банковскими платежными агентами;

мониторинг устранения выявленных нарушений Федерального закона № 161-ФЗ и условий договора, допущенных банковскими платежными агентами;

своевременность принятия оператором по переводу денежных средств или банковским платежным агентом решений об одностороннем отказе от исполнения договора соответственно с банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом в случае неисполнения таким банковским платежным агентом (субагентом) условий его привлечения, а также контроль за осуществлением мер, связанных с односторонним отказом от исполнения указанных договоров.

Оператор должен организовать контроль в порядке, определяемом его внутренними документами, принятыми с учетом требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе (далее - внутренние документы), а также требований, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указания.

Внутренние документы должны содержать:

одну или несколько форм контроля применительно к условиям привлечения банковских платежных агентов, установленным статьей 14 Федерального закона № 161-ФЗ;

порядок ведения оператором по переводу денежных средств и поддержания в актуальном состоянии перечня привлеченных банковских платежных агентов и привлеченных ими банковских платежных субагентов;

порядок документального (на бумажном носителе и (или) в электронном виде) фиксирования информации о выявленных нарушениях Федерального закона № 161-ФЗ и условий договора, допущенных банковскими платежными агентами, включая порядок и сроки доведения банковским платежным агентом до сведения оператора по переводу денежных средств информации о выявленных нарушениях, допущенных банковскими платежными субагентами;

порядок мониторинга принимаемых мер по устранению выявленных нарушений Федерального закона N 161-ФЗ и условий договора, допущенных банковскими платежными агентами, а также порядок документального (на бумажном носителе и (или) в электронном виде) фиксирования информации об устранении указанных нарушений;

порядок и сроки принятия оператором по переводу денежных средств или банковским платежным агентом решений об одностороннем отказе от исполнения договора соответственно с банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом в случае неисполнения таким банковским платежным агентом (субагентом) условий его привлечения, а также порядок контроля за осуществлением мер, связанных с односторонним отказом от исполнения указанных договоров;

меры по предотвращению нарушений условий привлечения банковских платежных агентов и условий договоров (в том числе могут использоваться программы обучения банковских платежных агентов по применению Федерального закона N 161-ФЗ);

меры по приведению деятельности банковских платежных агентов в соответствие с Федеральным законом N 161-ФЗ и условиями заключенных договоров.

Внутренние документы могут включать иные положения по контролю операторами по переводу денежных средств за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов.

Операторы должны разработать и утвердить вышеуказанные внутренние документы, в течении одного месяца со дня вступления в силу настоящего Указания.

Указание Банка России от 14.09.2011 № 2692-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»»


Настоящим Указанием предусматривается наименование счета № 40821 В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях изложить в следующей редакции: «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика»; Аналогичные изменения в наименовании счета необходимо произвести по всему Плану счетов счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Назначение счета № 40821 должно быть указано в следующей редакции: «специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.

Письмо Банка России от 08.06.2011 № 85-Т «О Рекомендациях кредитным организациям, осуществляющим переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в зарубежные страны, в том числе через системы денежных переводов»
Данное письмо требует доведения информации, связанной с оказанием услуг по переводу денежных средств, до клиента в доступной для ознакомления форме, в том числе путем ее размещения в местах обслуживания клиентов, являющихся обособленными и внутренними структурными подразделениями кредитных организаций или их банковских платежных агентов (включая банкомат и платежный терминал), на информационных стендах на русском языке и (или) на иностранных языках (при наличии такой возможности) стран, относящихся к наиболее востребованным направлениям переводов денежных средств, в виде буклетов, устно, в средствах массовой информации (включая электронные) или на официальном сайте кредитной организации. Размещаемая информация обновляется по мере ее изменения.

Письмо Банка России от 07.04.2011 № 47-Т «О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц» (вместе с «Рекомендациями по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьи 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» при обслуживании платежных агентов, банковских платежных агентов»).


В данном письме Банк России напоминает, что платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и зачисления на него в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств. Кредитным организациям рекомендуется в рамках реализации принципа «знай своего клиента» осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления операций по отдельным банковским счетам, открываемым платежным агентам, и мониторинга указанных операций.

Банк России рекомендует кредитным организациям проводить мероприятия по выявлению случаев несоблюдения клиентами, осуществляющими деятельность по приему платежей, требований Закона N 103-ФЗ, в том числе в части осуществления указанной деятельности без использования отдельного банковского счета. В рамках этих мероприятий кредитным организациям рекомендуется, осуществлять на постоянной основе сопоставление объема наличных денежных средств, внесенных на отдельный банковский счет платежного агента, и денежных средств, перечисленных в целях осуществления расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками.

Если при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля в отношении операций, совершаемых платежными агентами по банковскому счету N 40821, у кредитных организаций возникают подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, кредитным организациям следует направлять сведения об указанных операциях в уполномоченный орган

Настоящим письмом кредитным организациям рекомендуется в рамках реализации принципа «знай своего клиента» осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления контроля за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 Закона о банках и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указание Банка России от 12.05.2011 № 2627-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»
Данным Указанием вносятся изменения в ряд форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации. В форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» присутствует статья: Поступления от банковских платежных агентов (символ 99). Содержание этого символа следующее: Все поступления наличных денег от банковских платежных агентов, учтенные по символам прихода, независимо от указанного в кассовом документе источника их поступления.

Письмо Банка России от 12.08.2010 № 115-Т «Об идентификации физического лица при выдаче ему предоплаченной карты»

В данном Письме Банк России указывает на особенности идентификации лиц, осуществляющих операции (приобретающими) с банковскими предоплаченными картами на сумму, не превышающую 15 000 рублей.

Согласно пункту 1.14 Положения № 266-П при выдаче предоплаченной карты, совершении операций с использованием предоплаченной карты кредитная организация обязана идентифицировать ее держателя в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в порядке, установленном Положением Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Исходя из п.п. 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ обязательным условием, позволяющим кредитной организации не проводить идентификацию клиента - физического лица, является совершение кредитной организацией операций по приему платежей физических лиц, в том числе для приобретения предоплаченных карт на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Учитывая изложенное, при приеме от клиента - физического лица денежных средств в сумме, не превышающей 15 000 рублей, либо сумме в иностранной валюте, эквивалентной 15 000 рублей, для приобретения предоплаченной карты, если у работников кредитной организации не возникает подозрений, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, идентификация клиента - физического лица не проводится.


Сохранившиеся проблемы регулирования

Несмотря на значительное и всеобъемлющее изменение законодательства, регулирующего платежную систему, ее субъектов и участников, в также осуществляемые ими операции за пределами внимания нормотворцев остался ряд вопросов, которые сохраняют свое значение в свете регулирования банковских платежных агентов и повышения доступности банковских услуг.



Дистанционное открытие банковских счетов

Положения Закона о НПС и последующая деятельность Банка России по совершенствованию нормативно-правовой базы никак не затронули существующих ограничений, связанных с дистанционным открытием банковских счетов. Определенные послабления можно обнаружить в связи с использование электронных денежных средств и электронных средств платежа. Осуществление операций с ними не требует открытия банковского счета и, как представляется, может осуществляться дистанционно. В то же время «классический» банковский счет до сих пор остается услугой, имеющей ограниченные возможности для предложения через дистанционные каналы продажи.

Сохраняет действие пункт 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя. Следует, правда, отметить, что при открытии банковских счетов данное положение закона понимается расширительно. Владелец счета (его представитель) лично присутствует на встрече с лицом, уполномоченным банком.


Ограниченная сфера действия делегированной идентификации

Как уже отмечалось, некоторое ослабление по процедуре идентификации было произведено исключительно в отношении операций по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета. В статью 7 Закона № 115-ФЗ включен новый пункт 1.5, согласно которому кредитная организация вправе поручать на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств (изменения внесены ст. 9 Закона № 162-ФЗ). При этом кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, которым поручено проведение идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.

В случае несоблюдения установленных требований по идентификации лицо, которому кредитная организация поручила проведение идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации также может являться основанием для одностороннего отказа от исполнения договора кредитной организации с указанным лицом. Кроме того, лица, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации, должны передавать кредитной организации в полном объеме сведения, полученные при проведении идентификации, в порядке, предусмотренном договором, в течение срока, устанавливаемого Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Таким образом, можно констатировать появление в российском законодательстве концепции делегированной идентификации, которая, по мнению экспертов, является одной из важнейших предпосылок для расширения перечня операций, проводимых через банковских агентов. Другими словами, имеет место «признание» идентификации физического лица, произведенной одной кредитной организацией, банковских платежных агентом или организацией федеральной почтовой связи другой кредитной организацией. В то же время до настоящего времени изменения в «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 19.08.2004 № 262-П) не были внесены.

Делегированная идентификация остается не допустимой при совершении операций по счетам банковских клиентов. Хотя на практике это ограничение может быть ослаблено и даже сведено на тем посредством использования при проведении операций электронных средств платежа. Например, при использовании банковским платежных агентом банкоматов все операции по карточным счетам могут проводиться в режиме аутентификации (использования PIN).

При расширении сферы действия делегированной идентификации предлагается использовать несколько «уровней идентификации».



Разделение банковских и небанковских платежных агентов

1. В принятием Закона о НПС произошло полное разделение сферы деятельности платежных агентов в смысле Закона № 103-ФЗ и банковских платежных агентов в смысле ст. 14 Закона о НПС. Более того, кредитные организации утратили возможность сотрудничества с операторами по приему платежей в качестве платежных агентов. Это существенно ограничило функционал банковских платежных агентов.

Следует отметить, что операторы по приему платежей лучшим образом нежели банки осуществляют деятельность по расширению перечня получателей денежных средств. Привлечение новых получателей (продавцов, поставщиков услуг) предполагает значительную подготовительную работу по организации биллинга, передачи информации и денежных средств. В этом качестве операторы по приему платежей выполняют функцию «агрегаторов платежей». До настоящего времени данное направление деятельности не было знакомо кредитным организациям.

Утрата связи между кредитными организациями и операторами по приему платежей разрывает взаимодействие между банковскими платежными агентами и «агрегаторами платежей». По сути функционал банковского платежного агента оказывается ограничен тем перечнем получателей денежных средств, с которым установил договорные отношения биллинга его материнский банк.

2. Ситуация усложнилась после публикации в феврале 2012 г. Банком России ответов на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В частности, на вопрос о возможности совмещения деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента) и количестве специальных банковских счетов следует открывать лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента) Банк России ответил следующим образом.

Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее − Федеральный закон № 103-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее − Федеральный закон № 161-ФЗ) не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № 103-ФЗ и Федеральным законом № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).

При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ).

На практике при использовании платежных терминалов и их инкассировании невозможно разделить денежные средства для их разнесения по двум специальным счетам организации, одновременно выполняющей функции платежного агента по Закону № 103-ФЗ и банковского платежного агента по Закону № 161-ФЗ. Принципиально такая возможность существует лишь в том случае, если произвести перенастройку платежных терминалов, ограничив функционал каждого из них либо приемом платежей (ФЗ-103), либо операциями банковского платежного агента (ФЗ-161). Такое искусственное разделение будет не удобно и для клиента, который для проведения платежей в погашение кредита и, например, мобильной связи должен будет пользоваться различными платежными терминалами.

Специальные счета платежных агентов

1. Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» был введен в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности». До настоящего времени не получил окончательного разрешения следующий вопрос. Должен ли указанный балансовый счет открываться на основе отдельного договора банковского счета, заключаемого с платежным агентом, или заключения такого договора не требуется.

Не определено, как должен поступить банк, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет. Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций». Однако, если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. Это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Еще одна проблема состоит в том, что многие банковские агенты осуществляют операции на условии предварительной оплаты, то есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) собственными денежными средствами с банковского счета. Затем они пополняют счет, сдавая выручку, инкассированную из терминалов. Это значит, что, если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.

Следует унифицировать режимы обоих специальных счетов.

2. Требование об открытии банковскими платежными агентами специальных счетов для учета на них принятых денежных средств оказывается не реализуемым еще по одной причине. Его можно технически реализовать в том случае, если агент использует для приема наличных денежных средств платежные терминалы. Однако, если для этого используются обычная контрольно-кассовая техника, установленная в торговых залах, такое разделение оказывается невозможным. Инкассация наличных денежных средств из кассовых аппаратов осуществляется без их разделения.

Это фактически накладывает запрет на превращение в банковских агентов крупнейших розничных торговых сетей. Еще два года назад ряд банков, предлагающих кредитные продукты в торговых сетях, начали рассматривать возможности использования их торговых касс для погашения кредитов. Для этого предполагалось наделить их статусом банковских платежных агентов в соответствии с действующей в тот момент ст. 13.1 Закона о банках и банковской деятельности. Однако, требование об учете принимаемых денежных средств на отдельном счете сделало эти планы не реализуемыми. При приеме денежных средств и последующем инкассировании выручки невозможно обеспечить ее раздельный учет.

Как указал Банк России в ответах на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» банковский платежный агент при осуществлении своей деятельности может использовать как один, так и несколько специальных банковских счетов, открытых как в кредитной организации, с которой у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему от физических лиц наличных денежных средств, так и в иных кредитных организациях. Поскольку Федеральным законом № 161-ФЗ не установлена необходимость открытия специального банковского счета (счетов) банковскому платежному агенту в той же кредитной организации, которая привлекла банковского платежного агента для принятия от физических лиц наличных денежных средств.

3. Использование специального счета не позволяет защитить клиентские денежные средства в полной мере. Как указывает Банк России в тех же «Ответах», в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Так как специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов.

Таким образом обнаруживается противоречие между положениями Закона об НПС, который запрещает любые списания со специального счета банковского платежного агента (№ 40821), кроме как «списание денежных средств на банковские счета», и требованиями Налогового кодекса.


Отложенный запуск УЭК

Определенные перспективы деятельности банковских платежных агентов связываются с реализацией программы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Во-первых, электронная, т.е. дистанционная, форма предоставления таких услуг достигает своей цели лишь при дистанционной же оплате таких услуг. Во-вторых, частью данной программы является выдача каждому российскому гражданину универсального идентификатора − электронной карты (УЭК). В-третьих, карта УЭК будет снабжена банковским приложением, что по сути означает открытие гражданину банковского счета в одном из российских банков с последующим использованием для безналичных расчетов.

Массовая выдача универсальных электронных карт всем гражданам России достигшим 14 лет (по их заявлениям) должна была начаться с 1 января 2012 года. Однако, повсеместное распространение УЭК затормозилось в связи с переносом срока запуска региональных сегментов системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта система, построением которой занимаются российские власти на протяжении последних лет, должна позволить гражданам получать госуслуги в режиме одного окна. Уже летом 2012 г. чиновники в регионах лишатся права требовать у обратившегося гражданина документы, которые они могут запросить у своих коллег из других ведомств. Предполагается, что ввод в эксплуатацию этой системы значительно сократит число контактов между гражданином и чиновником, и, соответственно, серьезно ускорит процесс получения необходимых услуг.

Следует также обратить внимание, что согласно действующему регулированию при выдаче УЭК открытие банковского счета будет осуществляться кредитной организацией, без непосредственного участия агента.


Внесудебное урегулирование споров с потребителями в платежной сфере

Действующее законодательство о защите прав потребителей не предусматривает эффективных механизмов снижения названных рисков либо порядка действий потребителей при их реализации. Законодательством не предусмотрены также оперативные и низкозатратные способы внесудебного разрешения споров между потребителя и финансовыми посредниками.

В связи с этим Ассоциацией юристов России при поддержке Ассоциации региональных банков подготовлена концепция закона, регулирующего деятельность уполномоченного по правам потребителей в финансовой сфере (финансового омбудсмена).

В ноябре 2011 г. проект концепции закона направлен в Правительство. При поддержке Минфина начало его обсуждение с участием профессиональных объединений финансового рынка и всех заинтересованных лиц.



Частое и непрогнозируемое изменение законодательства

С точки зрения кредитных организаций существенным недостатком является частое и слабо прогнозируемое изменение положений законодательства, касающихся банковских платежных агентов, осуществления платежных услуг и иных банковских операций. В течение последних нескольких лет «правила игры» в данной сфере трижды претерпевали кардинальные изменения: дважды правки вносились в ст.13.1 Закона о банках и банковской деятельности, затем она была исключена и заменена ст. 14 Закона о НПС.

Столь регулярные изменения порождают определенную настороженность в банковской сфере. Создание широкой сети банковских агентов предполагает существенные инвестиции в разработку бизнес-модели, привлечение значительного числа контрагентов, заключение с ними долгосрочных соглашений. Всякое серьезное изменение законодательства влечет не только необходимость пересмотра существующей бизнес-модели, риск утраты ей оптимальности и эффективности, но и необходимость массового перезаключения сотен или даже тысяч ранее заключенных договоров. Для банка это связано со значительными материальными и временными затратами, а также репутационными рисками.

Ожидаемые изменения в Гражданский кодекс

В течение 2012 года ожидается еще одна масштабная законодательная реформа, которая может оказать непосредственное влияние на деятельность банковских агентов и регулирование широкого круга банковских операций. После многолетних консультаций в конце января 2012 г. был согласован проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 7 февраля 2012 г. он впервые был опубликован на сайте «Российской Газеты» в согласованной редакции. Ожидается, что законопроект может быть внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации и вступит в силу с 1 сентября 2012 г.



Новая редакция Гражданского кодекса предусматривает существенное расширение регулирования отношений по банковскому счету и расчетам. В ней, в частнеости, вводятся восемь новых видов банковских счетов:

  • банковский счет в драгоценных металлах,

  • совместный счет,

  • корреспондентский счет,

  • счет-эскроу,

  • номинальный счет,

  • карточный счет,

  • публичный депозитный счет,

  • накопительный счет при создании юридического лица.



1 В документах Банка России понятие аутентификации используется, в частности, при регулировании отношений, возникающих при валовых расчетах в режиме реального времени («Положение о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России», утверждено ЦБ РФ 25.04.2007 г. № 303-П).

2 Согласно п.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

3 На основании статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» под обработкой персональных данных, в частности, понимаются их распространие и передача. В этом смысле банковский платежный агент осуществляет обработку таких данных, т.е. является оператором. В соответствии с Порядком проведения классификации информационных систем персональных данных, утвержденным Приказом ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ № 20 от 13.02.2008 г., речь идет о персональных данных второй категории, поскольку банковский платежный агент располагает не только данными, позволяющими идентифицировать банковского клиента, но и сведениями, составляющими банковскую тайну.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница