Основные направления развития банковского сектора




страница1/4
Дата22.04.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

НА ПЕРИОД 2014-2017 гг.

(разработано при участии ОЮЛ «Союза банков Кыргызстана»,

совместно с представителями коммерческих банков)



БИШКЕК -2013

ВВЕДЕНИЕ



  1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


1.1. Общая макроэкономическая среда и роль банков в экономике

1.2. Общая информация о текущей ситуации в банковском секторе КР


1.3. Риски в банковской системе
  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА


    1. Мобилизация внутренних ресурсов

    2. Развитие кредитного рынка

    3. Снижение процентных ставок

    4. Развитие рынка платежных услуг

    5. Новые банковские продукты

    6. Повышение качества банковских услуг

    7. Роль бизнес-ассоциаций

    8. Антикоррупционные мероприятия Национального банка КР



  1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

3.1. Формирование условий создания финансового центра

3.2. Улучшение инвестиционного климата

3.3. Развитие фондового рынка КР

3.4. Реформа пенсионной системы

3.5. Развитие страхового рынка

3.6. Реформа ГП «Кыргызпочтасы»

3.7. Дальнейшее развитие Специализированного финансового учреждения

3.8. Формирование условий для создания кооперативных банков



  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ


Основные направления развития банковского сектора на период до 2017 года (далее – Основные направления) отражают цели и задачи, стоящие перед банковской системой на последующий среднесрочный (трехлетний) период с 2014 по 2017 годы. 

 Основные направления нацелены на формирование условий для дальнейшего экономического роста и усиление устойчивости банковского сектора, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской системы, создание условий для увеличения доступа к банковским услугам и их доступности, дальнейший рост уровня финансового посредничества, а также на предотвращение вовлечения коммерческих банков в проведение нездоровой и небезопасной банковской практики. 



Целью развития банковской системы является формирование устойчивой и надежной системы финансово-кредитных учреждений, способных проводить эффективную мобилизацию внутренних финансовых ресурсов страны и предоставлять банковские услуги, соответствующие потребностям их потребителей (население, хозяйствующие субъекты, органы государственного управления Кыргызской Республики).

Основными задачами являются: 

  • повышение и укрепление устойчивости банковской системы; 

  • усиление роли государства в части стимулирования и содействия дальнейшему развитию банковского сектора;

  • создание условий для повышения качества и расширения доступа банковских услуг; 

  • совершенствование функционирования платежной системы и увеличение доли безналичных платежей и расчетов; 

  • развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков; 

  • усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

  • искоренение вероятности возникновения коррупциогенных факторов и причин, её порождающих;

  • укрепление доверия к банковскому сектору республики со стороны инвесторов.

Для достижения вышеотмеченных целей и выполнения поставленных задач необходимы совместные действия коммерческих банков и Национального банка Кыргызской Республики по следующим направлениям:

  1. Создание благоприятных условий для расширения видов банковских услуг, включая дальнейшее развитие лизинга и ипотечного кредитования;

  2. Повышение доверия населения к банковской системе и повышение уровня внутренних сбережений населения путем совершенствования системы защиты депозитов и повышения эффективности надзорной функции Национального банка;

  3. Повышение здоровой конкуренции участников банковском секторе и укрепление рыночной дисциплины. Успешная реализация данных мероприятий будет также способствовать стабилизации и снижению процентных ставок по кредитным продуктам банковского сектора, что в свою очередь обеспечит расширение доступа к финансовым услугам и дальнейший рост внутренних ресурсов банковской системы (депозиты) и повышение уровня финансового посредничества;

  4. Разработка и создание нормативно-правовой базы для обеспечения реализации антикоррупционной политики.

При разработке основных направлений учитывались документы и планы мероприятий стратегического характера: Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2012 года №11, Программа Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы от 30 апреля 2013 года N 218 и другие стратегические документы.
  1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


1.1. Общая макроэкономическая среда и роль банков в экономике

Реальный сектор

Ситуация в экономике Кыргызской Республики в 2008-2012 годы формировалась в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса, внешних ценовых шоков на продовольствие и нефть и затяжного посткризисного восстановления мировой экономики. Внутри этого периода экономический рост был неоднородным и разнонаправленным. Остается критичным показателем высокая зависимость всей экономики от деятельности крупнейшего предприятия-монополиста. Так, положительная, но неустойчивая тенденция роста 2008-2009 годы (8,4% и 2,9 %соответственно), сменилась падением ВВП в 2010 году (-0,5 процента) в результате влияния политической нестабильности, существенного ухудшения условий торговли. В 2011 году экономика Кыргызстана характеризовалась общим восстановлением и оживлением деловой активности, темп прироста ВВП составил 6,0 процента. В 2012 году, в результате падения производства на предприятии по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», темп прироста ВВП сложился отрицательным (-0,9 процента). Без учета предприятия по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», экономический рост был более устойчив, за исключением 2010 года, и в течение пятилетнего периода сохранялся в среднем на уровне 4 процента.



Сектор государственных финансов

В течение последнего пятилетнего периода ситуация в секторе государственных финансов оставалась сложной. Хронический дисбаланс государственного бюджета постепенно ухудшался с профицита на уровне 0,8 процента в 2008 году до дефицита в 6,6 процента к ВВП в 2012 году. Кроме того ресурсная часть бюджета продолжала существенно зависеть от внешних факторов. Большая доля доходов бюджета формировалась за счет налогообложения внешнеэкономической деятельности, которая, в свою очередь, зависит от условий торговли с другими странами.

Положительные темпы роста экономики в 2008 году способствовали опережающему росту доходной части бюджета по сравнению с ростом расходной части, что привело к профициту бюджета (0,8 процента к ВВП). Однако, в 2009 году принятие новой редакции Налогового кодекса приведшее к уменьшению количества налогов и снижению ставки НДС, а также дополнительные бюджетные расходы отразились на росте дефицита государственного бюджета, который составил 1,5 процента к ВВП. В 2010 году нестабильная политическая ситуация привела к сужению доходов государственного бюджета, в том числе к сокращению поступлений официальных трансфертов. Увеличение Правительством расходов на социальную защиту, экономические вопросы, оборону, защиту общественного порядка и безопасность, также привело к увеличению дефицита бюджета, составившего 4,9 процента к ВВП. В 2011 году проведение политики повышения уровня жизни населения посредством увеличения пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы способствовало сохранению дисбаланса государственного бюджета, дефицит бюджета составил 4,7 процента к ВВП.

В 2012 году снижение налоговых поступлений от предприятия по разработке месторождения «Кумтор», а также сокращение поступлений официальных трансфертов привело к выпадению поступлений в ресурсной части бюджета. Кроме того, были увеличены расходы на оплату труда, приобретение товаров и услуг, расходы, связанные с реализацией программы государственных инвестиций. Это привело к ухудшению показателя сбалансированности сектора государственных финансов: дефицит бюджета в 2012 году увеличился до 6,6 процента к ВВП.



Инфляция

Динамика инфляции в 2008-2012 года также оставалась подверженной внешним и внутренним шокам. Высокая зависимость экономики от импорта товаров и низкий производственный потенциал определяли большую степень воздействия внешних всплесков цен на инфляцию в республике.

Так, резкое удорожание продовольствия и энергоносителей в 2007-2008 годы на мировом рынке отразилось на ускорении инфляции до 20 процентов в 2008 году. Меры Национального банка и Правительства в 2009 году, направленные на сдерживание инфляционных процессов, а также снижение внешнего инфляционного давления, позволили не увеличить инфляцию предшествующего года (уровень инфляции в 2009г. - 0,0 процента). В 2010 году вследствие региональных шоков на продовольственные товары, ухудшения условий торговли, роста стоимости ГСМ в связи с введением экспортных таможенных пошлин, значительно выросли цены на внутренние продовольственные товары, в результате чего уровень инфляции по итогам года составил 19,2 процента. Инфляционная инерция 2010 года продолжилась и в первом квартале 2011 года. Однако меры денежно-кредитной политики и насыщение внутреннего рынка отечественными товарами (высокий урожай сельского хозяйства) позволили ограничить инфляцию в пределах 5,7 процента. В 2012 году инфляция формировалась под воздействием монетарных факторов, которое происходило, главным образом, за счет роста предложения денег со стороны сектора государственных финансов, а также под влиянием регионального роста цен на зерновые. По итогам 2012 года уровень инфляции составил 7,5 %.

Таблица 1 . Основные макроэкономические показатели

 

2008

2009

2010

2011

2012

Темпы прироста ВВП, в %

8,4

2,9

-0,5

6,0

-0,9

Дефицит бюджета, в % к ВВП

0,8

-1,5

-4,9

-4,7

-6,6

Инфляция, в %

20,0

0,0

19,2

5,7

7,5

Роль банковского сектора в экономике

Вклад банковского сектора в развитие экономики Кыргызской Республики заключается в предоставлении финансирования для развития крупных корпоративных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В течение последних лет наметилась устойчивая динамика роста уровня финансового посредничества в показателях по активам, кредитам и депозитам к ВВП. В то же время, потенциал банковской системы по дальнейшему росту кредитования реального сектора имеется, как за счет продолжающейся капитализации банков, так и за счет роста депозитной базы. Поэтому остается важным поддержание и дальнейшее развитие конкуренции на рынке банковских услуг, что позволит направить финансовые ресурсы в приоритетные отрасли экономики, а так же предоставлять кредиты для населения по приемлемым процентным ставкам.

Деятельность коммерческих банков, как экономических субъектов, обеспечивает рабочими местами население, и с расширением филиалов и сберкасс увеличивается количество занятых в банковской системе. Налоговые отчисления коммерческих банков также растут.

По состоянию на конец 2012 года в коммерческих банках Кыргызской Республики трудятся 10,3тыс. человек, а всего экономически активное население составило 2 496,8 тыс. человек, то есть 0,4% всего экономически активного населения трудится в коммерческих банках. Среднемесячная заработная плата сотрудника коммерческого банка в 2012 году составила 21,2 тыс. сом.

По состоянию на 2012 год количество кредитов составляло 152,9 тыс. кредитов, а по состоянию на конец2009 года этот показатель был на уровне 86,5 тыс. кредитов, т.е. увеличение количества кредитов составило 76,7%. В то же время растет и количество заемщиков, в 2009 году – 85,0 тыс.заемщиков, в 2012 году– 155,7 тыс.

Коммерческие банки активно участвуют в реализации государственных программ по финансированию сельского хозяйства. Так, за 2011 – 2012 годы в рамках проекта «Доступные кредиты фермерам» было профинансировано проектов на сумму более 1,2 млрд. сом для более чем 11.0 тыс. заемщиков, а в течение 2013 года - по проекту Правительства субсидированного кредитования сельского хозяйства- на сумму около2,3 млрд. сом для 10,7 тыс. заемщиков.

Наряду с участием коммерческих банков в реализации государственных программ по поддержке сельского хозяйства, также финансируются инвестиционные проекты на долгосрочный период (более 3-х лет).


1.2. Общая информация о текущей ситуации в банковском секторе
В период с 2008 по 2012 гг. продолжился рост активов банковского сектора. Так, по состоянию на 31 декабря 2012 года увеличение по сравнению с 2008 года составило 44,1млрд. сомов (или 103,5%). Рост активов был обусловлен в основном приростом кредитного портфеля (16,8 млрд. сом или 72,4%), денежных средств (5,6 млрд. сом или 216,8) и портфеля ценных бумаг (5,6 млрд. сомов или 172,6%), при этом доля кредитного портфеля в активах банковской системе не изменилась и сохранялась на уровне 46 процентов (структура совокупных активов приведена в графике 1).

График 1. Структура активов банковского сектора

В условиях постепенного роста кредитования отмечалась отраслевая (торговля и сельское хозяйство) и географическая (более половины выданных банками кредитов сконцентри-рованы в г. Бишкек) концентрация. При этом преобладало кратко- и среднесрочное кредитование, что обусловлено высоким спросом клиентов и недостатком «длинных» ресурсов банков. Так, средневзвешенная срочность кредитов банковского сектора практически не изменилась, составив на начало 2013 года 21,6 месяца (1,8года). В сегменте кредитования корпоративных клиентов доминировали банки, акционерами которых являются нерезиденты, остальные кредитовали в основном домашние хозяйства.



График 2. Структура кредитного портфеля по срочности

По состоянию на конец июня 2013 года, кредитный портфель представлен краткосрочными кредитами (до 1 года) - 15,0 млрд. сомов (36,6% от общего объема кредитного портфеля банковской системы), среднесрочными кредитами (от 1 до 3-х лет) - 16,0 млрд. сомов (39,0%) и долгосрочными кредитами (более 3-х лет) - 10,0 млрд. сомов (24,4%).

Краткосрочное кредитование обусловлено высоким спросом клиентов на короткие кредиты (торговля, сельское хозяйство, потребительские) и в целом отсутствием долгосрочных ресурсов у банков.

Основной объём долгосрочных кредитов приходился на крупные банки.






График 3. Кредиты по отраслям экономики


Структура кредитного портфеля коммерческих банков в разрезе отраслей изменилась незначительно. По-прежнему отмечается основная концентрация кредитов в торговле (41,0%).

За период 2010 - 2012 гг. доля кредитов в сельское хозяйство увеличилась до 15,4% в кредитном портфеле в результате реализации государственной программы доступных кредитов фермерам, а так же субсидированных кредитов для сельского хозяйства(объемы кредитования выросли с 4,0 до 6,2 млрд. сомов).

В течение последнего пятилетнего периода развития банковской системы продолжалось увеличение количества кредитов и по состоянию на начало июля 2013г. кредитный портфель включал 155тыс. кредитов, в том числе в сельском хозяйстве – 63тыс. кредитов, в потребительском секторе – 42 тыс. кредитов и в торговле –32 тыс. кредитов.

График 4. Количество и средний размер кредитов по отраслям экономики


Основной спрос на рынке кредитования отмечался со стороны физических лиц, что обусловлено преобладанием мелкого и среднего бизнеса. По итогам 2012 года объем выданных кредитов клиентам составил 36,1 млрд. сомов (в т.ч. физическим лицам - 49,5% от выданных кредитов). При этом крупные банки 77,8% кредитов выдали юридическим лицам (корпоративному сектору), средние банки кредитовали преимущественно физических лиц – 74,5%, мелкие банки равномерно распределяли кредитный портфель.

Необходимо отметить увеличение средней суммы кредита на промышленность, в то время как размер кредита на ипотеку несколько снизился, а по другим отраслям заметных изменений среднего размера практически не наблюдалось.

На фоне сохраняющегося роста объёма обязательств, главной их структурной составляющей остаются депозиты до востребования, в результате ресурсная база коммерческих банков остается краткосрочной. Одновременно отмечалась динамика восстановления уровня обеспеченности банков1 срочными депозитами. Основным источником для кратко - и средне -срочного кредитования являлись вклады домашних хозяйств, а долгосрочного кредитования – капитал банков. Банки с участием иностранного капитала относительно в большей степени обеспечили экономику «длинными» деньгами за счёт ресурсов нерезидентов и самого капитала этих банков.

Рост объема обязательств банковского сектора на начало июля 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 27,7% или 16,9 млрд. сомов.

В структуре срочных ресурсов банков основная доля от общего объема обязательств банков приходилась на вклады домашних хозяйств (17,2%) и кредиты и депозиты нерезидентов (13,9%).Наблюдалась динамика восстановления до 69,8% уровня обеспеченности срочными обязательствами банковского сектора после его снижения в 2010 году.




График 5. Структура обязательств по срочности, млрд. сом.












Вклады домашних хозяйств являются основным ресурсом кратко- и среднесрочного кредитования. Основу финансирования кредитного портфеля банковского сектора составляют срочные депозиты домашних хозяйств (30,3%), кредиты и депозиты нерезидентов (24,5%) и собственные средства банков (24%). При этом в период 2011 – 2013 гг. прирост депозитов физических лиц опережал темп прироста депозитов юридических лиц, что демонстрирует некоторое повышение доверия населения к банковской системе.
Платежные услуги коммерческих банков. За период с 2008 по 2013 год в целом наблюдалась положительная динамика в части развития розничных платежных систем с использованием банковских платежных карт и инфраструктуры по их приему и обслуживанию.

По состоянию на начало 2013 г. на территории Кыргызской Республики услуги по эмиссии и эквайрингу банковских платежных карт предоставляли 21 из 23 действующих банков, из которых эмитентами и эквайерами международных карт являлись 13 банков и по национальной системе «Элкарт» - 17 банков.


Общее число эмитированных платежных карт по состоянию на конец 2012 г. составило 408 906 и по сравнению с концом 2011 года количество карт возросло на 50,8 процента. При этом более 83 процентов приходится на международные системы карты («Visa», «Золотая корона»2 (Россия), «MasterCard») и около 17 процентов – на национальную систему «Элкарт». В целом за период с конца 2008 года до конца 2012 года количество эмитированных платежных карт увеличилось в 4 раза,c 101,4 тыс. шт. на конец 2008 года до 408,9 тыс. шт. на конец 2012 года. Заметные темпы роста количества эмитированных банковских карт во многом обусловлены увеличением количества банковских карт, выданных в рамках зарплатных проектов.

По состоянию на конец 2012 года банковские платежные карты принимались к обслуживанию в 610-ти банкоматах и 2 487-ми терминалах, установленных по всей территории республики3.В целом за период с конца 2008 года до конца 2012 года количество банкоматов увеличилось почти в 3 раза (с 207 шт. на конец 2008 года до 610 шт. на конец 2012 года), а количество pos-терминалов –более чем в 2 раза (с 1 130 шт. на конец 2008 года до 2 487 шт. на конец 2012 года).

Совокупный объем операций с использованием банковских платежных карт в течение 2012 года составил 35,3 млрд. сомов и увеличился на 44,6 процента по сравнению с данным показателем 2011 года, что свидетельствует об активизации деятельности коммерческих банков на рынке банковских карт в рамках реализации Государственной программы мероприятий по увеличению доли безналичных платежей и расчетов на 2012-2017 годы.

Несмотря на значительное расширение инфраструктуры обслуживания платежных карт, основная доля всех операций приходилась на обналичивание денежных средств: так в течение 2012 года объем операций по снятию наличных денег в сети банкоматов составил 33,8 млрд. сомов (95,7 процента от всех проведенных операций), в то время как объем сделок в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежных карт оставался достаточно низким и составил 1,5 млрд. сомов (4,3 процента от всех проведенных операций).

В то же время наблюдается значительный рост транзакций с использование банковских платежных карт: в 2012 году было проведено 7,2 млн. транзакций, что на 47,0 процента больше, чем в предыдущем году. За последний пятилетний период 2008-2012 годы наблюдалась устойчивая положительная динамика роста основных показателей развития розничных платежных систем с использованием банковских платежных карт и инфраструктуры по их приему и обслуживанию, в частности, по количеству банковских платежных карт, по количеству действующих банкоматов и терминалов, по количеству и объему операций, совершенных с использованием банковских платежных карт. Соответственно, также наблюдалось увеличение указанных основных показателей в расчете на душу населения.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница