Основы организации учета приносящей доход деятельности бюджетного учреждения




Скачать 473.76 Kb.
страница1/4
Дата07.05.2016
Размер473.76 Kb.
  1   2   3   4

Основы организации учета приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Рассмотрены особенности ведения приносящей доход деятельности (оказания платных услуг) бюджетными учреждениями, условия, необходимые для ведения такой деятельности, особенности формирования себестоимости платных услуг, а также получения доходов. Статья иллюстрирована методическими схемами и примерами.


Реформой государственных (муниципальных) учреждений установлено, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е. реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг, условиях. Данная норма предусмотрена п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Первое условие для организации деятельности, приносящей доход, - учредительные документы. Но формируя перечень услуг, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее ведение не должно противоречить иным федеральным законам, что, например, предусмотрено ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1).

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами.

Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано.

В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Второе условие - получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определены ст. 12 указанного Закона. К ним, например, относятся образовательная, медицинская, фармацевтическая деятельность, деятельность по тушению пожаров и другие.

Третье условие - установление цены платной услуги.

Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

С этой целью орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно принимает решение о формировании и утверждении единого исчерпывающего перечня платных услуг (услуг), а государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения определяют, какие услуги (работы) из данного перечня они оказывают. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе утверждать предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу (работу), оказываемую подведомственными ему учреждениями.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания, например, приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания", приказ Минкультуры России от 18.11.2010 N 715 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание бюджетными учреждениями, подведомственными Минкультуры России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения".

При отсутствии необходимых нормативных документов необходимо определить, что руководителем бюджетного учреждения утверждается расчет платы (цены) на оказываемые услуги (выполняемые работы) в соответствии с затратами бюджетного учреждения на оказание услуг (выполнение работ) по согласованию с вышестоящим учреждением (органом), осуществляющим руководство его деятельностью.

Плата (цена) за оказание услуги (выполнение работы) формируется на основе расчета затрат на оказание услуги (выполнение работы), включая налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, требований к качеству услуги (работы) в соответствии с показателями государственного задания, а также на основании:

- установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на оказание услуги (выполнение работы) по основным видам деятельности бюджетного учреждения (при наличии);

- размера расчетных и расчетно-правовых затрат на оказание бюджетным учреждением платных услуг (выполнение работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения;

- размера расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности бюджетного учреждения в части оказания платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей состава затрат;

- анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (выполнение работ) по основным видам деятельности в прошедшие периоды;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание платных услуг (выполнение работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные платные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные платные услуги (работы).

Четвертое условие - утверждение Плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н "Об общих требованиях к формированию Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения". В соответствии с этим документом плановые показатели по поступлениям формируются учреждением, в том числе в разрезе поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности (п. 10).

При формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться документами учредителя, например:

- приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 27.05.2011 N 1081 "Об утверждении Общих требований к порядку составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы";

- приказ Департамента образования г. Москвы от 27.05.2011 N 372 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений системы Департамента образования города Москвы";

- приказ Департамента культуры г. Москвы от 21.02.2011 N 105 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы".

При планировании объема платных услуг необходимо руководствоваться порядком определения цены (например, п. 11 приказа Минобрнауки России от 01.11.2010 N 1095 (ред. от 25.06.2012) "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации"), а также требованиями налогового законодательства, на основании которого бюджетные учреждения являются плательщиками налогов. Следовательно, при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо предусмотреть, что уплата налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций учреждениями учитывается со знаком "минус" по коду классификации операций сектора государственного управления 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 180 "Прочие доходы", установленному в рамках формирования учетной политики учреждения (письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040).

Пятое условие - утверждение Правил оказания платных услуг, которыми должно быть предусмотрено следующее:

- условия предоставления платных услуг на договорных отношениях с юридическими и физическими лицами;

- информация об исполнителе и качестве предоставляемых услуг;

- порядок заключения договора и оплаты услуг;

- ответственность исполнителя.

На основании указанного порядка бюджетное учреждение разрабатывает Положение о порядке и условиях предоставления платных услуг в государственном учреждении, которое утверждается руководителем учреждения, внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

С 1 января 2011 г. бюджетные учреждения отражают в бухгалтерском учете осуществляемые операции в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Можно выделить следующие принципы отражения операций по предпринимательской деятельности бюджетного учреждения:

1. При составлении бухгалтерских записей необходимо отражать код вида деятельности (18-й разряд Плана счетов бюджетного учета) - 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в рабочем плане счетов бухгалтерского учета.

2. Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат предусмотрено использование счета 20500 "Расчеты по доходам".

Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

- 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг";

- 70 "Расчеты по доходам от операций с активами";

- 80 "Расчеты по прочим доходам".

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Отражение операций по счету осуществляется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

3. Для формирования себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп счетов:

- 210960000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";

- 210970000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";

- 210980000 "Общехозяйственные расходы";

- 210990000 "Издержки обращения".

В рамках формирования учетной политики учреждение также вправе устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.

Для ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции по соответствующим кодам операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке в разрезе видов производимой учреждением готовой продукции, выполняемых работ, услуг по видам (кодам, при их наличии) расходов.

Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), операций принятия к учету готовой продукции, а также операций по отнесению сформированной себестоимости затрат, произведенных общехозяйственных расходов, издержек обращения на соответствующие счета финансового результата ведется в Журнале по прочим операциям.

Учет затрат учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг, общехозяйственных расходов, издержек обращения ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции в:

- Журнале операций по оплате труда;

- Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- Журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

- Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов, в Журнале по прочим операциям.

4. Для учета финансового результата приказом N 157н предназначен счет 40100 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта". Он применяется для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды.

Счет предназначен для учета учреждением по методу начисления финансового результата деятельности учреждения.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным выше счетам отражает положительный результат, дебетовый - отрицательный. Здесь же следует отметить, что понятия прибыли и убытка в бюджетном учете не определены.

При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 40130).

Следует учитывать, что доход и расход отражается в том отчетном периоде, к которому он относится, вне зависимости от поступления средств, т.е. по методу начисления.

Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики.

Кроме того, при формировании финансового результата необходимо определить понятия доходов будущих периодов, которые учитываются на специальном счете 40140 "Доходы будущих периодов". Счет предназначен для учета полученных доходов по приносящей доход деятельности, расходы по которым будут понесены в следующих отчетных периодах. Этот счет предназначен для учета сумм доходов, начисленных заказчикам за выполненные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода (например, НИОКР) с последующим списанием на финансовый результат. Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг отражается по дебету счета 040104130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" и кредиту счета 040110130 "Доходы от оказания платных услуг".

В составе затрат предусмотрено использование счета 40150 "Расходы будущих периодов", который предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Конкретные параметры использования счетов доходов и расходов будущих периодов устанавливаются бюджетными учреждениями самостоятельно в рамках формирования учетной политики.

5. При поступлении вырученных денежных средств операции группируются по счетам 2 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрезе:

- 10 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";

- 20 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации";

- 30 "Денежные средства в кассе учреждения".

Счет предназначен для отражения учреждениями операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами.

Учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов, приложенных к выпискам с соответствующих счетов; по движению наличных денежных средств (денежных документов) - на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами (денежными документами).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе каждого счета в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Учет операций по счету ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Одновременно с использованием счета 20100 "Денежные средства учреждения" в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по видам выплат средств бюджета или видам поступлений денежные суммы отражаются на забалансовых счетах:

- 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения";

- 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения".

Анализ бухгалтерских записей, предусмотренных приказом N 174н (раздел 2 "Финансовые активы", пп. 92-94, раздел 4 "Финансовый результат", пп. 149-152), а также правила использования забалансовых счетов (приказ N 157н) не позволили построить четкую систему бухгалтерских записей по формированию выручки бюджетными учреждениями (при использовании всех вариантов отражения выручки).



Это позволило предложить данную схему при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета бюджетных учреждений (главных распорядителей, учредителей), увязав ее с требованиями налогового законодательства (табл. 1).
Таблица 1

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница