Организационно-правовые вопросы деятельности военной полиции в вооруженных силах иностранных государств




Скачать 164.63 Kb.
Дата29.04.2016
Размер164.63 Kb.
Организационно-правовые вопросы деятельности военной полиции в вооруженных силах иностранных государств

(современное состояние и возможность использования положительного опыта для обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации)

Терещук С.С., курсант 4 курса военно-юридического факультета Военного университета; Харитонов С.С., кандидат юридических наук, доцент; vpravo@mail.ru

В статье проанализирован зарубежный опыт применения такого органа военного управления, как военная полиция, деятельность военной полиции рассмотрена на примере США, Великобритании, ФРГ и Франции. Сформулированы практические рекомендации по применению данной структуры в рамках отечественных Вооруженных Сил.

Ключевые слова: военнослужащие, военная полиция, вооруженные силы.

Organizational and legal issues of the military police and armed forces of foreign countries
(the current status and the use of good practices for ensuring the legality of the Armed Forces  Russian Federation)

Tereshchuk Sergey, cadet 4 courses of military-law faculty Military university, Kharitonov, SS, PhD, Associate Professor

Аnalyzed the international experience of such a body of military control, as military police, military police activities considered for example USA, UK, Germany and France. Make practical recommendations for the use of this structure in the domestic armed forces.

Key words: military personnel, military police, the armed forces.



В последнее время в руководстве Министерства обороны Российской Федерации активно обсуждается тема создания военной полиции, которая будет осуществлять контроль за соблюдением законности и правопорядка в вооруженных силах и являться эффективным средством борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди военнослужащих, и начнет функционировать в российской армии в 2012 году.1

Кроме того, военная полиция возьмет на себя поддержание дисциплины и порядка в гарнизонах, охрану грузов и объектов, дознание и т.д.2



В своем вступительном слове на заседании Коллегии Минобороны России 22 ноября 2011 года Министр обороны Российской Федерации отметил, что для реализации указанных задач предстоит завершить аттестацию офицеров военных комендатур, сформировать во всех гарнизонах подразделения военной полиции, аРазработать нормативную правовую базу, регламентирующую ее деятельность. также разработать нормативную правовую базу, регламентирующую ее деятельность.3

Военная полиция сегодня действует в ВС более чем 40 государств мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в ВС Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также прибалтийских государств. 4

Следует признать, что мировой опыт показал эффективность военной полиции для решения задачи противодействия преступности в войсках.

Так, в США корпус военной полиции как род войск был создан в 1942 году. Первоначально его задачи заключались в расследовании преступлений в вооруженных силах, контроле за соблюдением законности, профилактике дисциплинарных правонарушений, контроле и регулировании движения военного транспорта, обеспечении безопасности военнослужащих, расследовании случаев хищения собственности, содержании лагерей военнопленных, оказании помощи боевым подразделениям в уничтожении воздушных десантов противника.

Функции военной полиции постоянно уточнялись с учетом опыта, полученного в ходе военных конфликтов. Так, во время войны в Корее (1950-1953 гг.) одним из приоритетных направлений деятельности военной полиции стала борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими предметов военного снаряжения, ГСМ, продуктов питания и т.д.

В настоящее время в вооруженных силах США общая численность личного состава военной полиции, включая резервистов, составляет более 30 тысяч человек. При этом значительную долю личного состава составляют женщины. Особые требования предъявляются к офицерскому составу. Для его подготовки в США создана специальная школа военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама), где слушатели изучают тактику действий подразделений, принципы руководства и основы управления войсками, специальные предметы, юриспруденцию и прочее. Эта школа, как отмечают американские специалисты, готовит высококвалифицированных командиров, перед которыми открываются перспективы дальнейшего служебного роста.

Для сержантского и рядового состава военной полиции армии США также создана широко разветвленная система совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Непосредственное руководство деятельностью этого рода войск возложено на начальника военной полиции - заместителя генерального инспектора сухопутных войск. Военная полиция организационно представлена отдельными бригадами и батальонами в составе армейских корпусов, а также ротами в составе дивизий. В ВВС США сформированы эскадрильи военной полиции, которые дислоцируются на авиабазах и других объектах. В ВМС и морской пехоте США полицейские функции выполняют подразделения сил безопасности, сведенные в два батальона морской пехоты. На всех крупных кораблях и десантных транспортах имеются отряды (группы) морской пехоты, в обязанности которых входит поддержание порядка на борту. Их численность в зависимости от класса корабля может составлять от 5 до 20 человек. Командует таким отрядом, как правило, офицер, подчиняющийся непосредственно командиру корабля.

В условиях мирного времени военная полиция выполняет правоохранительные функции, к которым относятся: поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах, охрана объектов, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, проведение антитеррористических мероприятий. Кроме того, согласно уставу, в задачи военной полиции входит "ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения", в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения вооруженных сил США. В рекламном проспекте, призывающем вступать в ряды военной полиции, роль последней в целом сводится к "поддержанию порядка там, где он существует, установлению там, где его нет, и восстановлению там, где он попран силой". Девизом военной полиции США является слоган "Помогает, защищает, обороняет".5

Важное место в правоохранительной деятельности военной полиции занимает расследование преступлений, совершенных на бытовой почве военнослужащими. Сотрудники, выполняющие эти функции, проходят обучение по вопросам пресечения преступлений такого рода, изучают способы урегулирования семейных конфликтов. Агенты службы криминальных расследований, следователи военной полиции и гражданские лица, занимающиеся расследованиями дел, связанных с жестоким обращением с детьми, проходят курс специальной подготовки.

Военная полиция играет важную роль в осуществлении программы Министерства обороны США по борьбе с распространением наркотиков. В частности, при ее содействии ведется подготовка не только военных кадров, но также гражданских следователей и сотрудников охранных учреждений. В рамках этой программы разработано семь специальных курсов, шесть из которых предусматривают изучение методов противодействия наркобизнесу с минимальным риском для личного состава полиции, а седьмой представляет собой обучение инструкторов по подготовке личного состава для исправительно-реабилитационных учреждений.

В военное время военная полиция осуществляет охрану и оборону основных и передовых командных пунктов дивизий и корпусов, ведение разведки и охрану тылового района, регулирование движения на дорогах и водных путях, контроль за перемещением беженцев, выявление и задержание дезертиров, интернирование гражданских лиц и некоторые другие функции.

В военное время ВП также осуществляет охрану и оборону командных пунктов, ведет разведку и охрану тылового района, регулирует движение, выполняет контроль за перемещением беженцев, выявляет дезертиров, проводит интернирование гражданских лиц и т.д. Одна из задач военно-полицейского обеспечения войск в ходе боевых действий - оказание помощи командирам в рамках своей компетенции в принятии решений в боевой обстановке. Подразделения ВП обычно располагаются как в зоне боевых действий, так и в тыловых районах. Их численность и размещение на ТВД зависят от факторов, определяющих характер конфликта, например от того, ведутся боевые действия коалиционной группировкой или одной стороной. Кроме того, подразделения ВП могут выполнять отдельные боевые задачи тактического характера. В этой связи многие эксперты отмечают значительно возросшую роль ВП в качестве одного из действенных и эффективных компонентов воинских контингентов, предназначенных для выполнения миротворческих задач. 6

Кроме того, подразделения военной полиции могут выполнять отдельные боевые задачи тактического характера. В этой связи многие эксперты отмечают значительно возросшую роль военной полиции в качестве одного из действенных и эффективных компонентов воинских контингентов, предназначенных для выполнения миротворческих задач.

Одной из важнейших функций военной полиции в ходе военных конфликтов является содержание военнопленных, обеспечение их безопасности и гуманное обращение с ними. В рамках этой задачи военная полиция США осуществляет сбор военнопленных, их эвакуацию и охрану в лагерях в зоне военных действий и на континентальной части США. Роте военной полиции вменяется в обязанность обеспечение содержания и охраны концентрационного лагеря на 2000 военнопленных, а взводу - на 500.

В ФРГ военная полиция является самостоятельным родом войск в сухопутных силах. Вместе с тем она решает задачи в интересах ВВС, ВМС, а также войск союзников по НАТО, находящихся на территории страны. Численность личного состава военной полиции бундесвера составляет более 4500 человек.

В мирное время военная полиция Германии также выполняет задачи по охране военных объектов, органов управления, обеспечению транспортных перевозок, поддержанию или восстановлению порядка и дисциплины в частях и подразделениях, предотвращению преступных акций в отношении военнослужащих и военных объектов бундесвера и союзных войск. В военное время она осуществляет первичный контроль на пунктах сбора военнослужащих, отставших от воинских частей, организует охрану и транспортировку военнопленных, осуществляет регулирование движения и охрану маршрутов выдвижения войск, оказывает содействие федеральной полиции в регулировании потока беженцев.7

Особенностью организации военной полиции бундесвера является отсутствие в структуре Министерства обороны, главного штаба бундесвера и главных штабов видов вооруженных сил специальных органов управления военной полицией. Непосредственное руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб. Подразделения военной полиции всегда входят в состав миротворческих контингентов бундесвера.

В Великобритании имеется полиция Министерства обороны, численность которой превышает 5 тыс. человек, а также военная полиция видов вооруженных сил. Последняя подчинена управлению военной полиции, организационно входящему в состав аппарата постоянного заместителя министра обороны.

Основной целью деятельности полиции Министерства обороны является обеспечение безопасности личного состава, вооружения, техники и имущества вооруженных сил, как на военных объектах Великобритании, так и за ее пределами. Полиция Министерства обороны Великобритании осуществляет охрану общественного порядка в отношении военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил, патрулирование военных объектов, проведение следственных и розыскных мероприятий на территории военных объектов, задержание и допрос подозрительных лиц, инспектирование военного автотранспорта и некоторые другие функции.

Полиция Министерства обороны организована по территориальному принципу и имеет своих представителей в каждом военном гарнизоне. Военная полиция Великобритании организационно состоит из рот численностью по 100 человек. Такие роты имеются в каждом военном округе, соединении и отдельной части. В военное время численность этого контингента достигает 10 тыс. человек за счет призыва на военную службу подготовленных резервистов.8

Юрисдикция военной полиции видов вооруженных сил распространяется только на военнослужащих. В военное время она решает задачи ведения радиационной и химической разведки тыловых районов, охраны и сопровождения военнопленных, а также поиска и сбора отставших или потерявших связь с войсками подразделений и отдельных военнослужащих.

В составе военной полиции Великобритании имеются также специальные подразделения по обеспечению охраны высшего военного руководства страны и организации сопровождения важных военных делегаций.

Во Франции функции военной полиции выполняет Национальная жандармерия, которая является составной частью вооруженных сил и подчиняется министру обороны. Жандармерия решает задачи в интересах вооруженных сил, а также выполняет значительный объем полицейских и административных функций в интересах всего государства. Поэтому ее деятельность носит межминистерский характер и координируется также с Министерством внутренних дел и юстиции.

Общее руководство жандармерией осуществляет министр обороны. Непосредственное руководство этой службой возложено на Главное управление во главе с генеральным директором, которое определяет принципы ее использования, занимается административными, организационными и техническими вопросами, координирует действия территориальных и мобильных частей.

Жандармерия состоит из центрального аппарата и технических служб, территориальных командований и подчиненных им формирований (департаментская и мобильная жандармерия), республиканской гвардии, частей и подразделений вне метрополии (дислоцирующихся за пределами Франции, в департаментах и в составе группировки французских войск в Германии), специализированных формирований (морская жандармерия, воздушных перевозок и др.).

По целевому предназначению жандармерия делится на департаментскую, мобильную, республиканскую гвардию и специальные части. Департаментская жандармерия предназначена для охраны и обороны важных объектов, поддержания общественного порядка, сбора и передачи данных о внутренней обстановке, ведения учета резервных компонентов. Мобильная жандармерия выполняет задачи по обеспечению общественного порядка и фактически является оперативным резервом сил безопасности. Республиканская гвардия является специальным военизированным формированием по обеспечению безопасности и режима на важных государственных объектах (резиденции президента и премьер-министра, национальной ассамблеи и т.д.).Специализированные формирования обеспечивают охрану режимных объектов, осуществляют надзор за соблюдением правопорядка и законности, помогают административным службам в их повседневной деятельности. Кроме того, жандармский контингент входит в состав миротворческих сил ООН (более 800 чел.), оказывает техническую помощь франкоговорящим странам Африки, обеспечивает охрану дипломатических представительств Франции за рубежом.

Комплектование национальной военной жандармерии осуществляется добровольцами на контрактной основе. Всего в ней насчитывается около 94 тыс. человек. Подразделения жандармерии входят в состав любого французского военного контингента, участвующего в проведении операции по установлению и поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи.

Касаясь опыта функционирования военной полиции в вооруженных силах стран СНГ, следует отметить важную роль военной полиции в борьбе с преступлениями в Вооруженных силах Республики Армения. Еще в 1992 году приказом Министерства обороны Республики Армения было создано Управление военной полиции9. В состав данного управления вошли следующие подразделения: отдел дознания, отдел защиты военного имущества, отдел уголовного розыска, отдел экспертизы, отдел комендатуры, военная автоинспекция, следственный изолятор, приемник-распределитель, разведывательный отдел, дежурная часть, штаб, батальон специального назначения, дисциплинарный батальон, а также тыловые подразделения.10

Таким образом, военная полиция играет значительную роль в поддержании правопорядка в вооруженных силах ведущих стран НАТО, совместно с другими правоохранительными органами активно участвует в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Это способствует более эффективному выполнению задач вооруженных сил как в мирное, так и в военное время, формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах. С учетом современного опыта деятельности военной полиции армий зарубежных стран и объективных факторов, вызывающих к жизни необходимость дальнейшего укрепления воинской дисциплины и усиления борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, следует признать возможность и целесообразность создания органов военной полиции в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается последним по времени заявлением Министра обороны Российской Федерации на коллегии Минобороны России, который сказал, что «в 2012 году в Вооруженных силах наконец-то появится военная полиция. Но до ее официальной "прописки" в войсках нужно завершить аттестацию офицеров военных комендатур и разработать нормативно-правовую базу для военной полиции».11 Справедливости ради следует вспомнить, что впервые идея о необходимости создания военной полиции была реализована в Концепции военно-правовой реформы и Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью в 1994 году, что послужило основой для представления на рассмотрение Государственной Думы в 2000 г. проекта федерального закона «О военной полиции Российской Федерации», который, к сожалению, по разным причинам, не был одобрен законодательной властью.

Касаясь функционального предназначения военной полиции, следует, к сожалению, констатировать, что, несмотря на заявление Министра обороны Российской Федерации о необходимости возложения на военную полицию дознания12, понимания законодателями необходимости «снятия с командиров и начальников вооруженных сил функции военного дознания»13, до настоящего времени практических шагов по подготовке проектов соответствующих нормативных актов не сделано. Представляется, что при их подготовке необходимо исходить из приоритетной задачи, которая возлагается на военную полицию в зарубежных странах – проведение дознания. Таким образом, создание органов военной полиции должно преследовать основную цель – борьбу с правонарушениями, в том числе, - проведением дознания (от возбуждения уголовного дела до передачи обвинительного заключения в суд), то есть в рамках предписаний Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который предусматривает разграничение подследственности между органами дознания – проводящими дознание по преступлениям небольшой и средней тяжести и следственными органами – проводящими следствие по преступлениям тяжким и особо тяжким. Существующий сегодня орган дознания в виде командира воинской части (корабля) предлагается оставить с целью проведения первичных следственных действий и сохранения следов преступления.

Судя по публикациям в официальных источниках, подготовка соответствующих нормативных правовых актов по вопросам военной полиции, осуществляется межведомственной рабочей группой, куда входят, в том числе, представители Минобороны России и Главной военной прокуратуры. По мнению военных прокуроров, «первое время полиция станет выполнять функции комендантской службы, а в перспективе там создадут орган дознания»14. Следует вспомнить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1039 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом», впервые в Российской истории организована самостоятельная комендантская служба и принципиально изменен существовавший порядок взаимодействия между начальником гарнизона и военным комендантом. Если раньше комендантская служба на протяжении всей истории российской армии и в мирное15, и в военное время16, была встроена в общую систему гарнизонной службы, а военный комендант находился в подчинении начальника гарнизона, то теперь в Минобороны России для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне создан центральный орган военного управления комендантской службой, как закономерный промежуточный итог эволюции системы управления войсками в условиях военной реформы и перехода Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования.17 Принятое решение представляется логичным шагом на пути организации военной полиции, и свидетельствует о том, что имевшиеся до настоящего времени в распоряжении командиров и начальников механизмы поддержания правопорядка в войсках требуют модернизации.

Таким образом, с учетом положительного опыта функционирования военной полиции в вооруженных силах иностранных государств, следует предположить, что основные задачи создаваемой в России военной полиции должны быть отражены в федеральном законе «О военной полиции» и к их числу могут быть отнесены: поддержание воинской дисциплины и правопорядка в гарнизонах и на территории отдельно расположенных военных городков; проведение дознания по происшествиям и преступлениям с участием военнослужащих, осуществление совместно с правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий в отношении военнослужащих; обеспечение безопасности военнослужащих и военных объектов; обеспечение безопасности дорожного движения с участием военного транспорта и ряд других. Представляется, что конкретные полномочия органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации могут найти нормативное закрепление на основе федерального закона в иных правовых актах, в том числе уставах, положениях, наставлениях и инструкциях, вводимых в действие руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Библиографический список:

Ачалов П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.

Галушко С. «Военную полицию вызывали?» // Военно-промышленный курьер. № 6 (122). 15 февраля 2006 г.

«Военной полиции – быть» // Военно-промышленный курьер. № 41 (357). 20 октября 2010 г.



Мирзоян А.С. Дознание в Вооруженных силах Республика Армения // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2004.

Туганов Ю. Комендантская служба: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2011. №11.


1 См.: http://www.rg.ru/2011/11/22/policia-anons.html; http://ria.ru/defense_safety/20111122/494757040.html (дата доступа 13.12.2011).

2 См.: Интервью Министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова газете «Комсомольская правда» - с официального сайта газеты «Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25766.4/2751201/ (дата доступа 13.12.2011).

3 См.: http://function.mil.ru/news_page/person/more.htm?id=10809843@egNews - официальный сайт Минобороны России (дата доступа 13.12.2011).

4 «Военной полиции – быть» // Военно-промышленный курьер. № 41 (357). 20 октября 2010 года.

5 См.: Невдачинов А. // http://grani.ru/War/m.91196.html (дата доступа 13.12.2011).

6 См.: Галушко С. «Военную полицию вызывали?» // Военно-промышленный курьер. № 6 (122). 15 февраля 2006 года

7 См.: Ачалов П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.

8 См.: Невдачинов А. // http://grani.ru/War/m.91196.html (дата доступа 13.12.2011).

9 См.: Приказ министра обороны Республики Армения от 5 мая 1992 г. № 226 «О создании органов военной полиции в Вооруженных силах Республики Армения».

10 См.: Мирзоян А.С. Дознание в Вооруженных силах Республика Армения // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2004.

11 См.: Российская газета от 23.11. 2011 №263.

12 См.: Интервью Министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова газете «Комсомольская правда» - с официального сайта газеты «Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25766.4/2751201/ (дата доступа 13.12.2011).

13 См.: Комментарий члена Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации М.Ненашева, размещенный на официальном сайте партии «Единая Россия» 22 ноября 2011 - http://er.ru/news/2011/11/22/nenanshev-voennaya-policiya-snimet-s-komandirov-funkciyu-voennogo-doznaniya/ (дата доступа 13.12.2011).

14 Ю.Гаврилов. Военная полиция запаздывает // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5607 (231) 14.10.2011 (http://www.rg.ru/2011/10/13/armiya-site.html) (дата доступа 13.12.2011).

15 Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил СССР. – М.: Воениздат, 1975.

16 Об этом напр.: Временная инструкция войскам 1-го Прибалтийского фронта № 002146 по комендантской службе во фронтовом, армейском и войсковом тылу // Режим доступа: http://tashv.nm.ru/SbornikBoevyhDokumentov/Issue09/Issue09_11.html (дата доступа 13.12.2011).

17 См.: Туганов Ю. Комендантская служба: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2011. №11.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница