Организацией тема теоретичекие основы cоциального управления организацией




Скачать 91.22 Kb.
Дата05.05.2016
Размер91.22 Kb.
Содержание дисциплины, структурированное по темам
Раздел 1. Сущность и содержание социального управления

Организацией
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ CОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Определение понятия «социального управления организацией». Управление социальным развитием организации в системе управления персоналом. Социальная деятельность организации. Направления социального развития отдельных организаций. Взаимосвязь экономических результатов и социального развития организации.

Методы социального управления: социального и социально-психологические, экономические, организационно-административные.

Определение понятия «гуманизация труда». Всеобщая декларация прав человека. Развитие концепции гуманизации труда. Основные направления гуманизации труда.

Определение понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Компоненты уровня жизни в различных концепциях (концепция ООН, шведская модель, концепции СССР).

Концепция качества трудовой жизни. Принципы концепции качества трудовой жизни. Элементы качества трудовой жизни. Показатели качества трудовой жизни с позиции работника, работодателя и общества.

Определение понятия «удовлетворенность трудом». Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение: Предприятие и организация. Модели социальной организации. Производительность труда и социальное развитие предприятия. Способы измерения уровня удовлетворенности трудом.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Предприятие и организация. Модели социальной организации. Производительность труда и социальное развитие предприятия. Способы измерения уровня удовлетворенности трудом.
ТЕМА 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Исторические предпосылки решения социально-трудовых проблем на западе. Первые опыты управления социальным развитием в западных странах. Эксперимент Р.Оуэна. Научная организация труда Ф. Тейлора. Социальная служба Г.Форда. Школа человеческих отношений – Хоторнский эксперимент. Поведенческая школа.

Исторические предпосылки регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями в РФ. Первые попытки регулирования трудовых отношений в дореволюционной России. Методы социального управления в 60-80-е годы. План коллективного развития трудовых коллективов в СССР.

Зарубежный опыт социально-трудовых проблем: опыт США, опыт корпораций Японии.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Научная организация труда А.К.Гастаева. Принципы социального управления Н.Витке. Опыт европейских стран в решении социально- трудовых проблем.
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Внутренняя и внешняя среда организации. Социальная среда организации. Определение внутренней и внешней социальной среды организации. Основные элементы и назначение социальной среды. Факторы социальной среды организации. Потенциал организации.

Концепция социально-ответственного бизнеса. Актуальность реализации концепции социальной ответственности бизнеса организациями. Составляющие социальной ответственности. Уровни участия организации в социальной сфере. Социальная ответственность: социальный эффект (social value added) и выгода для организаций (business value added). Признаки социально ответственного поведения. Преимущества социально ответственной компании. Управление социальной ответственностью. Всероссийский конкурс социальной ответственности организаций.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Потенциал организации как фактор социальной среды. Трудовой потенциал. Современные тенденции социального развития. Ведущие инициативы в области социальной ответственности.
Раздел 2. Социальная политика

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ

Определение социальной политики государства. Социальная политика в узком смысле и широком смыслах. Концепция социального государства. Цель, задачи и функции социальной политики. Субъекты социальной политики. Государственный патернализм и либеральный подход к социальной политике.

Международно-правовое регулирование в социальной сфере. Международный пакт ООН, конвенции МОТ, Европейская социальная хартия.

Особенности социальной политики государства в РФ. Основные задачи социальной политики в РФ. Показатели качества жизни в РФ: индекс развития человеческого потенциала, децильный коэффициент, коэффициент ДЖИНИ.

Определение понятий «социальная защиты» и «социальное обеспечение». Социальные гарантии. Формы социальной защиты. Подсистема социального страхования. Социальное страхование в РФ. Правовые основы функционирования обязательного социального страхования.

Влияние социальной политики государства на организацию.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Модели социальной политики. Финансирование социальной политики в РФ. История и теория организации социального страхования. Фонды социального страхования в РФ. Состояние социальной сферы страны.

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Определение социального партнерства как особого типа социально-трудовых отношений. Сущность социального партнерства. Формирование системы социального партнерства в РФ. Органы социального партнерства: Российская Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, объединения работодателей, профсоюзные организации. Механизм социального партнерства. Особенности системы социального партнерства в РФ.

Зарубежный опыт социального партнерства. Опыт Германии и Франции. Система социального партнерства на уровне организации. Параметры согласования интересов работодателя и наемных работников в системе социального партнерства. Цель, задачи, функции и принципы системы социального партнерства на уровне организации. Элементы системы социального партнерства.

Внешний и внутренний контроль в рамках системы социального партнерства в организации. Производственные советы, совет трудового коллектива.

Коллективные договоры. История коллективно-договорного регулирования в РФ. Понятие и структура коллективного договора. Порядок разработки и заключения коллективных договоров. Развитие коллективно-договорных отношений за рубежом.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Сущность и содержание социально-трудовых отношений. Роль и значение МОТ. Государство в системе социального партнерства. Роль профсоюзов в становлении социального партнерства. Российские работодатели как объект социального партнерства. Методика разрешения коллективных трудовых споров в организации.


ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Определение социальной политики организации. Цели реализации социальной политики на предприятии. Средства реализации социальной политики в организации. Функции социальной политики в организации.

Социальные выплаты в организации. Гарантии и компенсации в трудовых отношениях. Добровольно предоставляемые льготы. Структура выплат социального характера. Подходы к формированию социального пакета. Система «Кафетерия».

Социальная программа организации. Управление корпоративными социальными программами. Социальный кодекс организации.


Раздел 3. Факторы повышения качества трудовой жизни работника

ТЕМА 7. УСЛОВИЯ, ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

Компоненты условий труда. Производственная среда. Факторы, воздействующие на изменение условий труда. Благоприятные, неблагоприятные условия труда.

Законодательная и нормативная база в области условий и охраны труда. Федеральные и региональные законы об охране труда, техники безопасности и гигиене труда. Ратифицированные международные конвенции.

Современные методы и механизмы в системе управления условиями и охраной труда на отечественных предприятиях.

Условия и охрана труда как фактор социальной среды организации. Социальное партнерство в области охраны труда.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Гуманизация условий труда в организациях при переходе к рынку. Функции и структура государственных органов управления условиями и охраной труда. Роль охраны труда в социальной защите работников.
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Концепция организационной культуры. Организационная культура как фактор социального развития и социальной среды организации.

Определение понятия «социально-психологический климат». Благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе. Факторы макро и микросреды, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата. Социально-психологический климат как фактор повышения качества трудовой жизни работников. Методы определения социально-психологического климата в коллективе.

Сплоченность коллектива: понятие и сущность. Факторы сплочения коллектива. Сплоченность коллектива как фактор улучшения социально-психологического климата.

Теоретические основы обучения персонала. Достоинства и недостатки методов обучения персонала.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Обучение как фактор повышения качества трудовой жизни работников. Приемы оздоровления социально-психологического климата в коллективе.
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ

Система социальной защиты работников. Модели социальной защиты. Цель социальной защиты трудоспособного населения. Меры социальной защиты работников согласно ТК РФ. Медико-социальная реабилитация.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Сущность назначение добровольного медицинского и пенсионного страхования.
ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие социальной инфраструктуры организации. Социальная инфраструктура как фактор социальной структуры организации. Объекты социальной инфраструктуры. Функции социальной инфраструктуры организации. Управление социальной инфраструктурой.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Отечественный опыт управления социальной инфраструктуры организации.

ТЕМА 11. МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

И ОПЛАТА ТРУДА

Материальное вознаграждение и оплата труда как фактор повышения качества трудовой жизни работников. Стимулирующая функция заработной платы. Проблемы в области труда в РФ. Обеспечение соответствия индивидуальной заработной платы работника и конечных результатов деятельности предприятия. Индивидуальное и коллективное премирование: системы Скэнлона, Раккера, Импрошейр.

Понятие компенсационного пакета. Правила построения компенсационного пакета.

Стимулирование на основе системы сбалансированных показателей, концепции ключевых показателей эффективности. Построение системы стимулирования на основе управления по целям.



Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Стимулирование на основе применения грейдинга.
Раздел 3. Организация управления социальным развитием

(Организация социального управления)

ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ

Определение социальной службы организации. Задачи, функции и структура социальной службы организации. Квалификационные требования к специалистам социальной службы организации. Отечественный опыт функционирования службы социального развития. Направления деятельности службы социального развития в СССР. Инструкция начальника отдела службы социального развития.


ТЕМА 13. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Социальные стратегии и социальное стратегическое планирование. Элементы социальной стратегии организации. Задачи социального планирования.

Практика планирования социального развития организации в СССР. Советские методики распределения средств на социальные цели: остаточный способ, метод «от достигнутого», нормативный метод.

План социального развития коллектива и этапы его разработки. Структура плана социального развития. Социальная структура коллектива.

Социальные нормативы. Классификация социальных нормативов. Социальный паспорт трудового коллектива: содержание, структура. Целевые программы социального развития.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение. Методика оценки уровня социального развития организации А.Л. Кузнецова. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций.


ТЕМА 14. НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Понятие нефинансовой (социальной) отчетности, социального аудита и социального рейтинга. Формы составление социального отчета. Методики социального аудита. Социальные индексы: фондовые индексы социальной ответственности, нефондовые индексы социальной ответственности. Нефинансовая (социальная) отчетность в РФ. Принципы социальной ответственности.



Социальные стандарты: GRI, AA1000, SA 8000, BS 8800-96. Социальный стандарт Торгово-промышленной палаты «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ. Методические рекомендации».


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница