Оценка значимости водных ресурсов в формировании пространственной структуры хозяйства республики таджикистан




страница1/9
Дата09.05.2016
Размер2.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи


САДРИДДИНОВ Манучехр Исломиддинович




ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Специальность:

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством:

экономика природопользования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Научный руководитель:

д.э.н., профессор В.Ю. Малов

Новосибирск – 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность диссертационного исследования. После распада Советского Союза экономика суверенного Таджикистана приобрела рыночный характер. В условиях рыночной экономики проблема оценки водных ресурсов в пространственном разрезе хозяйства стала для Таджикистана одной из первоочередных задач, решение которых будет способствовать экономическому развитию. Республика Таджикистан (РТ), обладая половиной водных ресурсов Центрально-Азиатского региона (55%), не использует должным образом водные ресурсы, что стало одной из причин экономического спада [58, с. 14]. Рациональное использование водных ресурсов в пространственном разрезе экономики страны с учетом других межотраслевых сдвигов должно обеспечить устойчивые траектории ее развития. Запасы гидроэнергии, технически возможные к использованию, в 50 раз превышают современное производство электроэнергии в Таджикистане [62, с. 103].

Следует отметить, что, несмотря на избытки водных ресурсов и благоприятные условия для развития электроэнергетики большинство городов и сельская местность в республике ощущают дефицит электроэнергии в зимнее время. Важно подчеркнуть, что РТ является значимым для России торговым партнером в Центрально-Азиатском регионе, а гидростанции Республики создаются с участием российских компаний. Кроме того, опыт оценки значимости водных ресурсов будет крайне полезным и для последующего анализа проектов строительства ГЭС на территории Азиатской части России.

После приобретения государственного суверенитета (с начала 1990-х годов) изучению межотраслевых сдвигов на макроуровне, в частности, построению межотраслевых балансов, уделяется мало внимания. Поэтому задача оценки значимости водных ресурсов на основе анализа межотраслевых и межрегиональных связей и взаимозависимостей для Республики Таджикистан является крайне актуальной. Исследование нацелено на выявление приоритетных направлений формирования пространственной структуры хозяйства, выявление основных и специфических проблем на региональном уровне в использовании водных ресурсов, стратегический анализ развития и основные конкурентные возможности страны.

Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе на протяжении многих лет обозначились фундаментальные подходы к исследованию значимости водных ресурсов для хозяйства стран Центральной Азии и накоплен значительный практический опыт по использованию для этих целей межотраслевого баланса. Значителен и задел по разработке и прикладному использованию межрегиональных межотраслевых моделей, который отражен в трудах российских ученых экономистов-регионалистов. Среди них следует отметить работы Л.И. Абалкина, С.Н. Бобылева, Б.Е. Большакова, К.Г. Гофмана, Г.М. Кржижановского и др. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли И. К. Нарзикулов, Р. К. Рахимов, Х. М. Саидмурадов, Т. Н. Назаров и др. В совокупности, исследования вышесказанных ученых предопределили "золотой век" таджикской энергетики, пришедшие на начало 60-х – конец 70-х годов, когда был сформирован крупнейший в Центральной Азии центр гидроэнергетики и энергоемких производств. Дальнейшему развитию этого направления были посвящены исследования, выполненные под научным руководством А.С. Некрасова, А.А.Макарова, М.М. Албегова и Ю. В.Синяка, а также работы Б.С. Сирожева, Б.В. Юнусова, В.А. Разыкова, А.Д. Ахроровой, Г.Д. Джурабаева. Важнейшим аспектам проблемы оценки водных ресурсов в Таджикистане были посвящены отдельные работы Н.К. Каюмова, Р.К. Мирзоева, А.Г. Ходжибаева, И.А. Асророва, А.А. Назарова, А.Х. Катаева, Т.Б. Ганиева, Д.К. Джураева, Р.С.Исаева, Х.Р. Исайнова, P.P. Кудратова, Х.М. Мухаббатова, Х.А. Одинаева, Х.У. Умарова, Т Валамат-Заде и других исследователей. В трудах советских и российских экономистов вопросам, связанным с межотраслевыми балансами и построением оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели, посвящены работы А.Г. Аганбегяна, А.Г. Гранберга, В.В. Леонтьева, В.Е.Селиверстова, В.И. Суслова, Н.В. Анохина, Н.П. Анфимовой, А.Г. Рубинштейна, С.А. Суспицына и др.

Вместе с тем проблемы, связанные с оценкой водных ресурсов с использованием межотраслевого подхода в пространственной структуре хозяйства страны в условиях рыночной экономики остались неизученными до настоящего времени, что и определило выбор темы исследования. На сегодняшний день активно ведутся дискуссии относительно оценки современных тенденций развития водного хозяйства на региональном уровне внутри страны. Помимо этого, не проработаны методические аспекты составления межотраслевого баланса в республике и на региональном уровне, что в свою очередь, ведет к недостаточности учета влияния региональных факторов в системе формирования пространственной структуры хозяйства страны.



Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методического подхода к обоснованию значимости водных ресурсов для развития экономики регионов РТ с использованием оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели на долгосрочную перспективу.

В диссертационном исследовании реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:



  • Провести анализ постсоветского этапа развития и формирование возможных сценариев развития РТ на перспективу в разрезе ее регионов.

  • Выявить значимость водных ресурсов РТ как одного из основных конкурентных преимуществ для развития гидроэнергетики и экспорта электроэнергии.

  • Обосновать количественную оценку значимости ограничений по использованию водных ресурсов для развития хозяйства регионов Республики Таджикистан при разных сценариях, отличающихся объемами использования воды для собственных нужд.

  • Предложить подход к формированию блока водных ресурсов и встраивание его в межотраслевую межрегиональную модель.

  • Построить межотраслевой баланс для Республики Таджикистан на 2010 и перспективный 2020 год.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе экономика природопользования), п.7.2. «Экономика природных ресурсов (по конкретным видам ресурсов)». Исследование методов экономической оценки природных ресурсов и эффективности их использования п.7.6. «Разработка концепции, методологии и методики определения региональных нормативов экономической оценки природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, водных и т.д.)».

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают водные ресурсы Республики Таджикистан в контексте их влияния на формирование межотраслевых пропорций хозяйства страны в разрезе ее регионов.

Предметом диссертационного исследования являются взаимосвязанность выбора вариантов направлений и объемов использования водных ресурсов Республики Таджикистан с вариантами развития пространственной структуры ее хозяйства.

Теоретические и методологические основы исследования. В теоретической части работа базируется на научных трудах таджикских и зарубежных ученых, в первую очередь российских ученых, по проблемам теории и практики оценки водных ресурсов с использованием экономико-математического инструментария. Методологическую базу исследования составили концептуальные основы построения межотраслевого баланса и оптимизационной задачи, разработанные российскими учеными Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (ИЭОПП СО РАН).

Информационную основу диссертационного исследования составили официальные статистические материалы Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, касающиеся разных аспектов национального и регионального развития; официальные статистические данные министерств и ведомств, определяющих экономическую политику страны; опубликованные данные в отечественных и зарубежных научных журналах, представленные на официальных сайтах в интернет ресурсах. Важным составляющим нормативной базы явились законодательные акты Правительства Республики Таджикистан по проблемам использования водных ресурсов.



Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна и личный вклад диссертанта состоят в следующем:

  1. Предложен методический подход к исследованию проблем пространственного развития экономики страны с учетом ограниченности возможностей использования водных ресурсов. В основу подхода положены методы составления межотраслевых балансов, позволяющих оценить взаимосвязи разных отраслей и отдельных проектов их развития.

  2. Осуществлена количественная оценка значимости ограничений по использованию водных ресурсов в процессе формирование пространственной структуры хозяйства Республики Таджикистан с учетом разных условий водообеспечения объектов гидроэнергетики в разных регионах страны.

  3. Составлен первый для Республики Таджикистан после приобретения государственной независимости межотраслевой баланс на 2010 год, что потребовало разработок специальной классификации отраслей, характерных для нового объекта – экономики Республики Таджикистан, а также специальных приемов дополнения требуемой статистической информации, в том числе и в региональном разрезе.

  4. Составлен перспективный межотраслевой баланс для 2020 года, для оценки перспективных показателей развития экономики регионов Таджикистана.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту

  1. Дана количественная оценка значимости ограничений по использованию водных ресурсов для развития РТ и формирования ее пространственной структуры хозяйства на период до 2020г.

  2. Предлагается подход к встраиванию блока водных ресурсов в ОМММ как основы для развития гидроэнергетики ориентированной на экспорт электроэнергии.

  3. Построена оптимизационная межрегиональная межотраслевая модель развития хозяйств РТ на 2020 год с блоком водных ресурсов.

  4. Предложена классификация отраслей, позволяющая использовать существующие статистические данные и отразить специфику нового объекта для построения первого после приобретения независимости межотраслевой баланс РТ на 2010 год.

  5. Составлен первый перспективный межотраслевой баланс РТ на 2020 год.

Практическая значимость диссертационного исследования. Диссертационное исследование может стать составной частью рекомендаций властным структурам по формированию и развитию национальной и региональной программы в области водного хозяйства; оценки межотраслевых и межрегиональных сдвигов в Республике Таджикистан и в пространственной структуре хозяйства; выбора вариантов реализации региональной экономической политики; разработки республиканских, региональных и отраслевых целевых программ, концепций решения стратегических задач; разработки системы оптимизационных моделей для выбора оптимальной структуры водного сектора страны. Полученные выводы и рекомендации могут быть полезны для подготовки, переподготовки и повышения квалификации новых специалистов в данной области. Результаты исследования могут быть использованы при изучении курсов «Экономика природопользования», «Региональная экономика», «Пространственная экономика», «Национальная экономика» и «Экономика отраслевых сдвигов».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах. В их числе: материалы 50-й юбилейной международной научной студенческой конференции « Студент и научно-технический прогресс» на тему « Подходы к разработке стратегий пространственного развития Республики Таджикистан», также в другой секции этой конференции на тему «Теоретические аспекты и особенности оценки экономического потенциала региона на примере Республики Таджикистан» (г. Новосибирск, 2012); 4-я международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления» на тему «Гидроэнергетический потенциал Республики Таджикистан: современное состояние и перспективны развития» (г. Москва, 2012); материалы 51-й международной научной студенческой конференции на тему «Разработка оценочных таблиц распределения товаров и услуг в экономике Таджикистана и его регионов» (г. Новосибирск, 2013); Материалы 2-й международной научно-практической конференции «Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития» на тему «Стартовые условия развития экономики Республики Таджикистан» (г. Новосибирск, 2013); материалы 52-й международной научной студенческой конференции на тему «Оценка межотраслевого баланса Республики Таджикистан» (г. Новосибирск, 2014).

По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемам 4,43 п.л., в том числе четыре, включенные в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.



Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, содержащего 96 наименований. Диссертация содержит 46 таблиц, 10 рисунков, изложена на 134 страницах основного текста.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи работы, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Пространственная структура хозяйства РТ: анализ постсоветского этапа развития и значимость ресурсного потенциала» представлен анализ развития экономики РТ в годы, предшествующие обретению независимости; дана оценка конкурентных особенностей РТ, проведен анализ ресурсного потенциала, определены факторы, возможности и угрозы экономического роста, общие и специфические черты проблем развития регионов РТ, а также особая роль водных ресурсов в формировании пространственной структуры хозяйства РТ.

Во второй главе «Методический подход к построению межотраслевого баланса РТ для прогнозирования ее пространственной структуры» рассмотрены вопросы построения точечного межотраслевого баланса РТ на 2010, а также предложен методический подход к построению межотраслевого баланса РТ на 2020 год. Проанализированы исторические предпосылки разработанных отчетных межотраслевых балансов производства и распределения товаров и услуг для РТ в советское время, обоснован выбор классификатора для построения межотраслевого баланса РТ после государственной независимости, предложен подход к построению оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели (ОМММ) для экономики РТ в разрезе четырех регионов с блоком водных ресурсов.

В третьей главе «Оценка влияния водных ресурсов РТ на формирование пространственной структуры ее хозяйства» реализован авторский методический подход к оценке значимости водных ресурсов для экономики страны и перспективам их влияния на формирование пространственной структуры хозяйства РТ. Даются авторские рекомендации по обоснованию количественной оценки водных ресурсов в процессе международных переговоров по возможным объемам использования воды для развития гидроэнергетики в РТ и масштабам возможного экспорта электроэнергии.

В заключении сформулированы выводы и наиболее значимые результаты диссертационного исследования.

1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: АНАЛИЗ ПОСТСОВЕТСКОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1. Стратегический анализ развития и конкурентных возможностей Республики Таджикистан

Таджикистан в составе Советского Союза был одним из динамично развивающихся регионов, в частности обладал прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом, интенсивным сельским хозяйством и огромным гидроэнергетическим потенциалом. В период приобретения государственной независимости высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. В начале 90-х годов прошлого столетия страна оказалась перед серьезными экономическими трудностями, вызванными развалом СССР и переходным периодом: прекращение дотаций из союзного бюджета; обострение общественно-политической ситуации и гражданская война, нанесшая экономике страны более 200 млрд. руб. ущерба [85, с. 6]; резкий спад производства; макроэкономическая нестабильность; быстрое обеднение населения и др. Комплекс негативных факторов, имеющих место и приведших к общему кризису экономики, также привел к кризису в транспортной инфраструктуре республики [29, 83]. Снижение уровня жизни населения, его платеженоспособность, а также остановка работы многих предприятий и организаций привели к уменьшению пассажирских перевозок. Спад производства, резкое уменьшение объемов производства продукции в разных отраслях привели к снижению объемов грузовых перевозок. После приобретения независимости выделяют три этапа развития экономики Таджикистана.

На начальном этапе после советского развития (1992-1997 гг.) все возможные усилия республики были направлены на достижение политической стабильности и создание благоприятных рыночных механизмов. За 19921996 гг. ВВП Таджикистана уменьшился более чем в 3 раза, показатели отраслей реальной экономики (сельское хозяйство и промышленность) – в 210 раз, инфляция выросла до нескольких тысяч процентов [48]. Населению стали недоступны даже предметы первой необходимости. Бедность приобрела угрожающий характер. Для определения бедности в Республике Таджикистан используют такой показатель как паритет покупательной способности (ППС) в размере 2,15 долларов в день.

Несмотря на трудности, в стране проводилась целенаправленная экономическая политика, основной целью которой являлось формирование новых рыночных экономических отношений. Для этого были реализованы масштабные экономические реформы. В итоге, экономический кризис в стране начал снижать обороты, были сформированы основы для развития экономики, и в 1997 г. впервые был достигнут, хотя и незначительный, экономический рост.

Стабилизация общественно-политической ситуации создала благоприятные условия для устранения напряженных конфликтов в республике, расширения экономических реформ, всемерной реализации экономических программ, осуществления масштабных мероприятий в рамках второго этапа (19971999 гг.) развития. Экономика страны стала развиваться по восходящей линии. Последовательное углубление экономических реформ, охват ими новых сфер экономики, реализация стратегических и программных задач, осуществление мер по обеспечению макроэкономической стабильности позволили, начиная с 2000 г., обеспечить в стране высокие темпы экономического развития. В период 20002005 гг. ежегодный прирост ВВП составил 9,4%; инфляция снизилась до 7,1%; внешний долг, составивший в 2000 г. 108% к ВВП, уменьшился до 38,9% к ВВП [48].

Быстрые темпы восстановления экономики, достижение стабильности на макроуровне за указанные пять лет повлияли и на сокращение уровня бедности с 81% в 1999 г. до 64% в 2003 г. Однако, стоит подчеркнуть тот факт, что уровень бедности в четырех регионах республики весьма различался. То есть разница в уровнях бедности между регионами оставалась высокой, составляя 84% в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) и 45% в Районах Республиканского Подчинения (РРП) [71]. Все это заложило реальную основу для дальнейшего экономического роста, увеличения объемов и качества базовых социальных услуг и сокращения бедности населения на новом, современном этапе развития.

В связи с вышеупомянутыми стартовыми условиями экономического развития страны, видоизменилась исполнительная и законодательная власть Республики Таджикистан. Дабы преодолеть последствия кризиса переходного периода и восстановить производственный потенциал страны исполнительная и законодательная власти сталкиваются с проблемой реализации новой социально-экономической политики. Многие проблемы переходного периода были разрешены, однако объем нерешенных задач рыночной трансформации Таджикистана все еще значителен. В первую очередь это связано с необходимостью обновления институциональных условий для национального развития, укрепления материальных условий для экономического развития, расширения доступа к базовым социальным услугам и достижению целей развития тысячелетия. На новом этапе развития страны основной акцент поставлен на дальнейшее развитие правового государства и формирование гражданского общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость и возможность комплексного решения обозначенных проблем на современном этапе развития.

В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы РТ демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы страны; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2002 года наблюдается значительное увеличение ВВП страны (Таблица 1).



Таблица 1 – Основные макроэкономические показатели РТ 20022010 гг.

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП в действующих ценах соответствующих лет, млн. сомони

3375

4761

6167

7207

9335

12804

17707

20628

24705

Темпы роста в % к предыдущему году

110,8

111

110,3

106,7

107

107,8

107,9

103,9

106,5

На душу населения, сомони

524,1

724,4

920,0

1052,1

1335,1

1774,5

2427,4

2762,0

3253

В долларах США

190,0

236,7

309,6

337,5

404,8

515,5

707,9

666,6

742,8

Примечания: Здесь и в последующих таблицах (если не указано иное) использованы расчеты автора, сделанные с использованием источника: Республика Таджикистан за 20 лет государственной независимости. Стат. Сб. Агентство по статистике при Президенте РТ. – Душанбе, 2011. – 779 с.
Как показывают данные таблицы 1, начиная с 2009 года сокращаются темпы роста ВВП. Это связано, в первую очередь, с воздействием мирового финансового кризиса на экономику страны и сокращением денежных переводов трудовых мигрантов из Российской Федерации. Макроэкономическая ситуация в стране в начале 2009 г., т.е. ко времени воздействия мирового финансового кризиса, имела следующие тенденции. Так как мировые цены на основные экспортные продукции страны в 2009 г. снизились, объем внешней торговли снизился на 27,2% по сравнению с предыдущим годом, включая снижение экспорта на 28,3% и импорта – на 21,5%, соответственно. Внешнеторговый баланс снизился, так как цены на экспортную продукцию (хлопковое волокно и алюминий) снижались быстрее, чем цены на импортную продукцию, что привело к дефициту счета текущих операций. В связи со спадом в экономике Российской Федерации, возможности занятости трудовых мигрантов уменьшились, и в результате объем денежных переводов уменьшился на 31,4% [66].

Вследствие выше отмеченных факторов спрос на существующую иностранную валюту вырос, и обменный курс доллара США по отношению к национальной валюте заметно возрос. Самый высокий рост обменного курса доллара США наблюдался в июне по сравнению с декабрем прошлого года, и составил 28,6%. Все вышеуказанные факторы оказали отрицательное воздействие на бюджетные доходы и финансовую стабильность в стране. Одобренная программа бюджетных доходов не была реализована. В результате, Парламент принял закон о снижении бюджетных доходов на 9,8%, а государственных доходов на 9,6%. Наряду с этим, расходы в социальном секторе были полностью финансированы.

Несмотря на отрицательное воздействие мирового финансового и экономического кризиса, меры, предпринятые Правительством Республики Таджикистан, дали возможность обеспечить более устойчивое экономическое развитие страны. Номинальная сумма ВВП в 2009г. составила 20, 6228 млрд. сомони, а развитие реального сектора (таких отраслей как сельское хозяйство и промышленность) было реализовано на 103,4% по сравнению с 2008г. ВВП на душу населения составлял 2760 сомони и был на 15,5% больше по сравнению с 2008 г. План государственного бюджета по общим поступлениям за год составил 99,7% и был равен 5 541,2 млн. сомони, что составляет 26,9% от ВВП. В 2009г. инфляция в секторе потребления, зависящем от ограниченного общественного спроса и координированной монетарной политики, выросла в обычной норме. Уровень инфляции составил в этот период 5%, что в 2,4 раза меньше по сравнению с 2008г. (11,8%) [65].

Необходимо отметить, что вследствие повышенного воздействия глобального экономического кризиса на экономику страны, в 2009 г. выросла угроза приостановления большинства социальных программ и возникла вероятность ослабления и даже приостановки ведущихся в стране экономических реформ. Такая ситуация угрожала ограничить достижения последних лет на социальном и экономическом уровнях.

За годы государственной независимости структура ВВП страны значительно изменилась (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1 – Структура производства ВВП на 1991 г., %

Источник: Составлено автором по данным Республика Таджикистан за 20 лет государственной независимости. Стат. Сб. Агентство по статистике при Президенте РТ. – Душанбе, 2011. – 779 с.
Рисунок 2. Структура производства ВВП на 2010 г., %

Источник: Составлено автором по данным Республика Таджикистан за 20 лет государственной независимости. Стат. Сб. Агентство по статистике при Президенте РТ. – Душанбе, 2011. – 779 с.
Из выше приведенных рисунков можно определить, что доля производства товаров в структуре ВВП в 2010 году сокращается. Это связано с тем, что экономика страны в последние годы развивалась за счет сферы услуг и с увеличением доли налогов в разных отраслях экономики. Для устойчивого развития экономики страны на наш взгляд, целесообразным считается увеличить долю производства товаров в суммарном производстве ВВП страны и сократить отрыв в структуре ВВП по отношению к 1991 году. Это даст нам возможность заявить, что РТ является индустриально-аграрной страной.

В значительной мере развиваются отрасли экономики страны. Анализ статистических данных показывает, что доля отраслей в производстве ВВП страны выглядит следующим образом (Таблица 2).



Таблица 2 – Производства ВВП по отраслям экономики 20022010 гг. (в действующих ценах соответствующих лет, миллион сомони)

Отрасль

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Производства товаров

1950

2743

3116

3520

4578

5901

7901

8912

10289

Промышленность

1117

1440

1644

1645

1987

2349

2515

2957

3113

Сельское и лесное хозяйства

750

1152

1186

1527

2003

2488

3518

3827

4631

Строительство

69

137

262

327

567

1035

1833

2098

2524

Прочие отрасли

13

14

24

21

21

29

35

29

21

Источник: см. примечание к таблице 1

Таджикистан обладает достаточными ресурсами для повышения объемов производства промышленных товаров. За последние годы в связи с недостаточным использованием существующих мощностей и тем, что производимые промышленный товары не были реализованы, а также вследствие мирового финансового кризиса, объем производства промышленных товаров сократился. ГУП “Таджикская алюминиевая компания” (ТАЛКО) вносит видимый вклад в производство промышленной продукции. Несмотря на то, что страна производит достаточно первичного алюминия и хлопка, большой объем готовой продукции из этих видов ресурсов импортируется на внутренний рынок из-за границы. Вследствие этого, были разработаны программы по переработке и производству готовой продукции из первичного алюминия на период 2007–2015 гг., полной переработке хлопкового волокна и переработке сырой кожи и шерсти на период до 2015 г., для постепенного повышения объема переработки первичного алюминия и производства готовой продукции из первичного алюминия, хлопка, шерсти и кожи. Необходимо отметить, что полная реализация мер в рамках упомянутых программ усилит отдельные сферы промышленности, будет способствовать решению вопросов, связанных с занятостью, приведет к развитию отраслевой науки, повысит поступления в государственный бюджет и решит большинство ключевых экономических вопросов.

В современных условиях для РТ приобретает особое значение толлинг как вид внешнеэкономической операции (для алюминиевой продукции сырье ввозится по этой операции) [84, 48]. Надо отметить, что выпуск алюминия относится к весьма сложному, трудоемкому и затратному виду производства. Для его изготовления требуется 26 основных видов сырья и 12 тыс. сопутствующих компонентов, которые ТАЛКО (Таджикская алюминиевая компания) приходится ввозить. Купля-продажа товара на этих условиях предполагает обязанность продавца за счет своих сил и средств доставить и погрузить товар на борт судна. В этом случае в цену реализации включается непосредственно цена самого товара, а также транспортные и другие расходы, до момента его доставки на борт судна, что приводит к увеличению себестоимости таджикского алюминия на 400 – 500 долларов США. В свою очередь, для доставки грузов ТАЛКО в ближайший морской порт необходимо пересечь несколько стран, что в условиях перманентного, практически неконтролируемого и весьма существенного увеличения транспортных расходов также влияет на дальнейшее повышение цен, в частности, на поставляемое сырье и вывоз готовой продукции. Чтобы обеспечить нормальный режим работы предприятия, к примеру, в течение одного квартала необходимо наличие более 200 млн. долларов США в виде свободных оборотных средств. В случае остановки предприятия хотя бы на один день, его запуск потребовал бы нескольких лет и финансовых вложений в размере 500 млн. долларов США.

Особое внимание уделяется промышленности строительных материалов, в связи с ростом спроса на строительные поставки в рамках проектов строительства энергетических, дорожных и других объектов, а также роста спроса со стороны частных лиц. Серьёзные усилия прилагаются для привлечения инвестиций, предназначенных для переработки алюминия и драгоценных металлов и камней, а также инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых. Принимая во внимание устойчивый спрос со стороны сельского хозяйства, планируется стимулировать проекты для строительства заводов по производству запасных деталей и сбору нового сельскохозяйственного оборудования. Улучшение электроснабжения малых предприятий, а также домохозяйств, может способствовать реализации проектов по производству оборудования для выработки альтернативной энергии (ветряная и солнечная энергия), и производства биогаза, что непосредственно связано с сокращением бедности в отдалённых районах Таджикистана.

Несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 90-е годы, РТ стала медленными темпами снижать уровень бедности и показывать в целом положительную динамику качества жизни населения. В период мирового финансового и экономического кризиса, Таджикистан переживал сильное ухудшение ситуации в социальном секторе (здравоохранение, образование и наука, социальная защита, водоснабжение, санитария и жилищно-коммунальные службы, охрана окружающей среды и гендерное равенство). Кризис вдвое снизил доступ населения к высококачественному социальному обслуживанию и привел к снижению уровня жизни. За последние пять лет на нужды социального сектора было потрачено 4 900 млн. сомони [71]. Несмотря на качественное улучшение финансового статуса страны и рост абсолютного объема бюджетных расходов на социальный сектор, уровень бедности по-прежнему остается высоким. Ограниченные возможности страны финансировать социальный сектор сделали невозможным выполнение обоснованных и комплексных реформ, укрепление человеческого потенциала, а также материально-технической базы социального сектора.

Таким образом, в настоящее время РТ столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы и стать одной из развивающихся стран, отвечающей вызовам 21 века. Все это указывает на необходимость изменения ряда стратегических программ на долгосрочную перспективу в РТ.


1.2. Общие и специфические проблемы регионов Республики Таджикистан
После приобретения государственной независимости в РТ пространственная структура экономики страны значительно изменилось. В каждом отдельном регионе появились своего рода экономические проблемы, что вызвало ухудшение экономики страны на макроуровне. Следует отметить, что каждый отдельный регион страны имеет свои региональные проблемы в связи с экономико-географическими условиями. Как отмечает А.Г. Гранберг: «Каждый регион имеет свои проблемы, но далеко не каждый регион имеет смысл относить к числу проблемных. Конструктивный смысл понятия «проблемный регион» заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Таким образом, проблемный регион – это категория государственной региональной политики» [21, с. 317].

Все четыре региона страны, по их экономическому развитию целесообразно включит в группу проблемных, но в ряде случаев отдельные регионы относительно можно отнести в группу развивающихся. Каждый регион страны имеет свой ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой, природный), использование которого особенно важно для национальной экономики и для самого региона.

В советское время административно-территориальное деление Таджикистана выглядела следующим образом: Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), Кулябская и Курган-Тюбинская области (ныне составляют Хатлонскую область), Ленинабадская (ныне Согдийская) область и – Районы республиканского подчинения (РРП). На сегодняшний день административно-территориальное деление Таджикистана  определяется Конституционным Законом Республики Таджикистан от 19 марта 2013 года № 958 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан» (Таблица 3).

Таблица 3 – Административно территориальное деление РТ, км2



Регион

Число районов

Административный

Центр


Население

(перепись 21.09.2010) чел.



Территория, км2

Плотность, чел/км2

Душанбе

4



724 000

100

7240,00

ГБАО

7

Хорог

206 000

64 200

3,21

Согдийская область

14

Худжанд

2 237 000

24 800

88,07

Хатлонская область

24

Курган-Тюбе

2 676 000

24 800

107,90

РРП

13

Душанбе

1 722 000

28 600

60,21

Всего

62

4

7 565 000

143 100

52,87

Источник: см. примечание к таблице 1
В данной работе мы принимаем следующую пространственную структуру страны, в т.ч. соответствующую и современной статистической отчетности:

  • Согдийская область – север.

  • Районы республиканского подчинения (РРП), включая г. Душанбе – запад.

  • Хатлонская область – юг.

  • Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) – восток.

Рисунок 3. Регионы Республики Таджикистан

Источник: Составлено автором по административно-территориальному делению Республики Таджикистан. – Душанбе, 2011. Режим доступа: URL: htpp. Ondosug.com. (дата обращения 18.01.2013).
В советское время одной из основных задач было рациональное размещение производительных сил СССР в целом, а для РТ основными развивающимися отраслями (кроме сельского хозяйства) были цветная металлургия, гидроэнергетика и химическая промышленность. Развитие этих и других отраслей было связано с формированием ЮТ ТПК (Южно-Таджикский территориально-производственный комплекс). Численность населения комплекса достигала 2,6 млн. человек (65,3%). Это свидетельствовало о значительном месте комплекса в жизни Таджикистана. На территории ЮТ ТПК создавалось почти 2/3 валового общественного продукта республики и примерно такая же часть суммарного объема промышленной и сельскохозяйственной продукции [64, с. 19]. На территории этого комплекса были построены Нурекская ГЭС, Яванский электрохимический комбинат, и единственный действующий по сей день алюминиевый завод в Центральной Азии.

Академик И. К. Нарзикулов отмечал, что дальнейшее развитие ЮТ ТПК, обусловлено строительством Рогунского гидроузла ирригационно-энергетического назначения. Электроэнергия Рогунской ГЭС наряду с ее использованием для дальнейшего развития создаваемых отраслей специализации химической промышленности и цветной металлургии будет являться основой для резкого повышения уровня электрификации всех отраслей народного хозяйства Южного Таджикистана, особенно сельскохозяйственного производства и коммунально-бытовых услуг [46, с. 29]. Он также отмечал, что развитие ЮТ ТПК будет связано с освоением водных и энергетических ресурсов верхней части бассейна и притоков Амударьи. В этот период быстрый рост потребности в электроэнергии, необходимость решения водохозяйственных проблем республик Средней Азии, наличие мощной строительной базы могут создать условия для гидроэнергетического освоения реки Пяндж, где первоочередным объектом может стать Даштиджумская ГЭС.

По ЮТ ТПК, с точки зрения М. К. Бандмана представлялось необходимым в самые кратчайшие сроки разработать следующие целевые комплексные программы [10, с. 139]:



  • Рациональное землепользование и освоение горных территорий.

  • Освоение на основе применения дешевой электроэнергии крупных массивов земельных угодий в горах и предгорьях для создания крупной базы садоводства, виноградарства и овощеводства союзного значения.

  • Развитие комплекса трудоемких производств.

  • Совершенствование строительного комплекса с акцентом на разработку эффективных методов землесберегающего и сейсмостойкого промышленного и гражданского строительство.

Ряд авторов считали, что «История развития и размещения производительных сил Таджикистана» говорит о том, что сосредоточенность промышленного производства (главным образом, обрабатывающего) в Душанбе и Ленинабаде (ныне Согдийская область) не позволяло в полной мере использовать благоприятные возможности других районов особенно ГБАО» [43, с. 16].

В целях обоснования перспектив развития и размещения производительных сил в целом по республике выделялись промышленные узлы, представляющие собой «сгустки» производительных сил и характеризующие различия в индустриальном развитии регионов республики. Выделенные промышленные центры, как правило, сосредотачивались в относительно крупных городах, в то время как промышленные пункты либо в относительно небольших городах, либо в районах, близко расположенных к городам. К сожалению, необходимо признать, что после приобретения суверенитета республики комплекс как таковой перестал существовать, но его отдельные перспективные проекты рассматриваются и в настоящее время.

В настоящее время в республике основным показателям регионального развития считается валовой региональный продукт (Таблица 4).

Таблица 4 – Валовой региональный продукт регионов РТ в 20082010 гг. (в текущих ценах – млн. сомони)

Регион

2008

2009

2010

ВРП по регионам РТ, всего

15886

18113

22309

Согдийская область (север)

4038

4989

5716

г. Душанбе

3295

3452

5201

РРП (запад)

3315

4072

4482

Хатлонская область (юг)

4904

5207

6493

ГБАО (восток)

334

393

416

Источник: Составлено автором по данным Республика Таджикистан и регионы. Стат. Сб. Агентство по статистике при Президенте РТ. – Душанбе, 2011. – 116 с.
В пространственном разрезе, производство промышленной продукции распределено крайне неравномерно (Таблица 5).

Таблица 5 – Объем производства промышленной продукции по регионам Таджикистана, в сопоставимых ценах 2010 г., тыс. сомони



Регион

2006

2007

2008

2009

2010

Таджикистан в целом

В т.ч. по регионам



7617377

8371498

8078495

7553393

8247534

Согдийская область

1369649

1475112

1429383

1395078

1695855

Душанбе

523518

665915

661253

623562

706203

РРП

3039857

3134416

3025218

2785939

2803677

Хатлонская область

2344696

2710469

2602050

2435519

2709623

ГБАО

49234

57899

60215

55819

58460

Источник: Составлено автором по данным Республика Таджикистан и регионы. Стат. Сб. Агентство по статистике при Президенте РТ. – Душанбе, 2011. – 116 с.
Водные ресурсы как приоритетный ресурс в региональном разрезе РТ по административно территориальному делению также сосредоточены крайне неравномерно. В следующей таблице показана принадлежность главных речных артерий регионам РТ (Таблица 6).

Таблица 6 – Основные характеристики главных рек Таджикистана, км



Название реки

Протяженность км.

Среднемноголетний сток км3/год

Регион

Пяндж

Ствол

921

33,3

ГБАО Хатлонская область

с притоками

11503

Вахш

Ствол

524

23,7

РРП и Хатлонская область

с притоками




Кофарниган

Ствол

387

5,2

РРП и Хатлонская область

с притоками

1757

Зарафшан

Ствол

877

5,1

Согдийская область

с притоками

6080

Сырдарья

Ствол

2212

15,3



На территории Таджикистана


192

1,1

Согдийская область

Всего

На территории Таджики-

Стана


28500


64,0

4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница