Оценка возможных путей оптимизации издержек обращения ритейлеровых организаций




Скачать 95.99 Kb.
Дата03.05.2016
Размер95.99 Kb.

УДК 658.87(06)


ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ РИТЕЙЛЕРОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
М.В. Гурьева, студентка 5-го курса экономического факультета ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»
В статье рассмотрена методика экономического анализа издержек обращения, обоснована актуальность использования метода коммерческой калькуляции, а также определены основные направления экономии издержек обращения.
издержки обращения, розничная торговля, оптимизация, стратегия

В последние годы расходы для компаний стали иметь особенное значение. Это связано с тем, что усиливающаяся конкурентная борьба, меняющиеся технологии и покупательский спрос усложнили для фирм возможность получения высокой прибыли за счет повышения цен. Исследование компании Ernst&Young показало, что 66% компаний в 2009 г. проводили программы по сокращению издержек. При этом более 80% фирм до сих пор продолжают эти программы [5].

Резкое снижение доходности произошло и в торговле. Поэтому ритейлеровые компании были вынуждены прибегнуть к значительному сокращению издержек. Однако, как и десять лет назад, наиболее распространенным способом снижения затрат является сокращение персонала и ограничение общехозяйственных расходов. Очевидно, что используя такой способ сохранения прибыли, компании забывают о своей долгосрочной стратегии, что может отразиться на качестве торгового обслуживания и привести к снижению доходов в будущем. Именно поэтому необходимо не просто механически сокращать издержки, а управлять ими, осуществлять мероприятия по оптимизации затрат.

Управление расходами на продажу предполагает оптимизацию их суммы и уровня, обеспечивающих достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли. Управление издержками невозможно без их предварительного анализа, основная цель которого - сделать заключение о рациональном использовании всех ресурсов фирмы; выявить резервы снижения затрат в торговле; собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Методика анализа издержек обращения разработана достаточно глубоко. Среди трудов исследователей в области оптимизации величины, структуры и динамики издержек хотелось бы отметить работы М.С. Абрютиной, А.Н. Бланка, М.И. Баканова, Р.П. Валевича, М.А. Вахрушиной, В.И. Иваницкого, В.А. Чернова, А.Д. Шеремета, Г.Р. Хамидуллиной и др.

Сравнительная характеристика основных направлений анализа издержек обращения в экономической литературе показала, что авторами предлагаются методики, включающие в себя следующие основные направления: оценка выполнения плана по издержкам обращения; анализ общего объема и уровня издержек обращения; анализ издержек обращения по статьям; факторный анализ издержек обращения [1, 2, 4].

При решении аналитических задач применяется система статистических показателей, основными из которых являются сумма издержек обращения, уровень издержек и структура расходов по статьям. Наиболее значимым оценочным показателем большинство авторов считают уровень издержек обращения.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общей суммы и уровня издержек обращения, определяются темпы изменения этих показателей. Затем рассматривается структура издержек обращения по статьям и группам расходов. На данном этапе делаются предварительные выводы и выявляются наиболее общие тенденции.

Следующая стадия – факторный анализ расходов на продажу, выступающий инструментом вскрытия резервов минимизации затрат в торговых организациях. Факторный анализ расходов на продажу предполагает три основных направления: 1) расчет относительной экономии издержек; 2) анализ влияния изменений в структуре товарооборота; 3) постатейный анализ расходов на продажу.

В процессе управления издержками обращения – их анализе, поиске резервов и планировании – всю совокупность факторов принято подразделять на две основные группы: управляемые (внутренние) и неуправляемые факторы. Поиск резервов снижения издержек обращения осуществляется среди управляемых факторов.

Рассматривая влияние факторов на изменение объема издержек, экономисты отмечают неоднозначное изменение финансовых результатов в условиях абсолютного увеличения расходов на продажу. Не следует стремиться к обязательному снижению уровня расходов, так как это может привести к снижению качества обслуживания и в конечном итоге к снижению объема продаж и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, если это способствует ускорению оборачиваемости товаров, росту объема продаж и повышению престижа и расширению доли организации на рынке [2].

Расчет относительной экономии затрат позволяет оценить эффективность изменения издержек, определить, превышает ли объем продаж связанное с ним увеличение затрат. Для расчета относительной экономии / перерасхода расходов используется следующая модель:



И = YИпер * Np + Ипост,

где И – сумма издержек обращения; YИпер - уровень переменных издержек обращения;  - объем товарооборота; Ипост – сумма постоянных издержек обращения.

Существенное влияние на издержки обращения оказывает изменение структуры товарооборота. Важность данных расчетов подчеркивается во всех изученных методиках. В.А. Чернов справедливо указывает на то, что, если рассматривать изменение издержек без учета фактора структуры товаров, данные отчетного и базисного периодов могут быть несопоставимыми. В этом случае можно оценивать влияние того или иного фактора на издержки и не знать, что экономия или перерасход, возможно, произошли за счет изменения товарного состава. Зависимость общего уровня расходов от издержкоемкости товаров по всему ассортименту реализуемых товаров можно представить следующим образом:

Yи = ∑ n YИi * Di,

где  – удельный вес i-й товарной группы в объеме товарооборота; n – количество ассортиментных товарных групп.

В специальной литературе предлагается несколько методов определения потоварно-групповой издержкоемкости в торговле. Наиболее признанным и научно обоснованным является метод коммерческой калькуляции. Его использование дает возможность решения ряда задач, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций:


  • рост конкурентоспособности товаров за счет минимизации торговых наценок;

  • отбор товаров с высоким уровнем рентабельности продаж;

  • выявление нерентабельных товарных групп и исключение их из товарооборота;

  • расчет оптимальных продажных цен с позиции окупаемости и спроса;

  • предоставление скидок на определенную группу товаров с целью повышения их оборачиваемости без существенного ущерба для финансовых результатов.

Постатейный анализ издержек предполагает изучение отдельных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и факторный анализ каждого элемента расходов. Анализ издержек обращения по статьям, наряду с анализом потовано-групповой издержкоекости, является, по мнению автора, одним из важнейших для вскрытия внутренних резервов на предприятии. Он позволят изучить направления экономии по таким статьям расходов, как транспортные, на оплату труда и др.

Анализ расходов на продажу может быть дополнен анализом соотношения затрат, объема и прибыли в том случае, если данный метод не используется при анализе финансовых результатов.

Оценка результатов анализа издержек обращения дает возможность определить основные направления совершенствования управления затратами. Поиск резервов при этом осуществляется в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия [2].

Оптимизация торгово-технологических процессов включает, по мнению автора, ряд следующих действий:

- повышение качества функционирования подсистемы логистики или ее элементов. Это достигается за счет выбора кратчайших путей доставки товаров, установления оптимальной звенности товародвижения, рационализации использования транспортных средств. Следует производить закупки товаров от местных поставщиков, налаживать с ними прочные и долгосрочные деловые отношения, использовать плановые графики завоза товаров. Важным фактором, оказывающим влияние на оптимизацию торгово-технологических процессов, выступает их механизация и компьютеризация;

- отбор наиболее эффективных, оптимальных, с точки зрения специфики товарного ассортимента и ценовой политики, способов продажи товаров. В настоящее время все больше торговых организаций предпочитают полное самообслуживание покупателей, способствующее сокращению численности работников, рациональному использованию торговых площадей и появлению предпосылок роста объема товарооборота [1].

Модернизация и реконструкция материально-технической базы торговли связаны прежде всего с увеличением эффективности использования торговых площадей. Повышение коэффициентов установочной и демонстрационной площади оборудования также положительно скажется на росте объема товарооборота, производительности труда и минимизации торговых затрат.

Увеличение объема товарооборота и оптимизация товарных запасов должны предусматривать следующие мероприятия:

- рост в объеме товарооборота доли товаров с низким уровнем издержкоемкости. Предпосылками такого роста будут рациональное планирование ассортимента, выбор наиболее рентабельных товарных групп, проведение потоварно-группового учета;

- повышение эффективности рекламной политики за счет анализа масштабов и направленности рекламы по товарным группам и слоям потребителей, способов и форм рекламных воздействий;

- снижение удельного веса товарных запасов с высоким периодом обращения в днях в общей сумме товарных запасов;

- определение оптимального размера товарных запасов по модели «Экономически обоснованный размер запаса» и на базе ABC-анализа.

Отдельно должны рассматриваться мероприятия по совершенствованию управления персоналом предприятия, связанные с обоснованием численности работников и их материальном и нематериальном стимулировании.

По мнению автора, недостаточное внимание уделяется оценке эффективности системы управления затратами, которая включает систему учета, анализа, планирования, организации управления и контроля издержек. Среди причин, негативно влияющих на функционирование данной системы, можно выделить: низкий уровень нормирования затрат, посредственная мотивация и стимулирование персонала за их снижение, недостаточный по объёму и неудовлетворительный по качеству анализ, система учета затрат, не обеспечивающая потребности руководства.

Как отмечает Г.Р. Хаммидуллина, одним из основных недостатков действующей системы управления издержками является то, что она построена на весьма общих, недостаточно конкретных показателях. В учете и анализе фигурируют абсолютные и относительные величины расходов на продажу в целом и по отдельным статьям, отсутствуют показатели, характеризующие издержкоемкость отдельных товарных групп [4].

Отсутствие налаженной системы управления затратами приводит к тому, что для большинства предприятий характерна реактивная форма управления ресурсами, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Вместо достижения актуальных стратегических целей деятельности – «латание дыр».

Недостатки системы управления затратами составляют важнейшую группу резервов. В составе данной группы, по мнению автора, наибольший эффект в экономии издержек дают следующие мероприятия:

- корректировка стратегии управления затратами;

- выведение в составе структурных подразделений торгового предприятия центров ответственности;

- внедрение на предприятии системы управленческого учета издержек обращения в разрезе центров ответственности и отдельных товарных групп;

- использование современных информационных технологий (IT) для снижения издержек обращения.

Примером компании, сумевшей снизить издержки и при этом остаться конкурентоспособной, является известная торговая сеть Wal-Mart. Их главным конкурентным преимуществом являются «низкие цены каждый день». Это стало возможно, благодаря «тотальному» контролю за издержками – от логистики до содержания офисных зданий. Руководство компании также вкладывает средства в IT. Использование ERP (планирование ресурсов предприятий) помогло данной компании снизить издержки и увеличить выручку за счет доставки нужных товаров в руки покупателей наиболее современным и эффективным образом [3].

Чтобы «уроки кризиса» не прошли даром, компании должны осознать все стратегические преимущества оптимизации издержек. Выход на новый уровень возможен не только благодаря устойчивому росту, но и вследствие рационального подхода к затратам компании. Собственники должны осознать, что расходы на продажу являются не только побочным эффектом ведения бизнеса, но и индикатором конкурентного преимущества.
Литература


  1. Александров О.А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций // Экономический анализ: теория и практика [Электронный ресурс]. – 2007. – №19.

  2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. 416 с.

  3. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – 5-е изд.: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.

  4. Хамидуллина Г.Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль. – М.: «Экзамен», 2002. – 320 с.

  5. From cost reduction to cost optimization / Ernst&Young report // http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/From_cost_reduction_to_cost_optimisation:_views_from_the_market_one_year_on/$FILE/EY_Cost_optimisation.pdf

COST OPTIMISATION IN RETAIL


M. Guryeva
The article tells about the economic analysis technique of distribution costs. The urgency of using the commercial calculation is proved. In addition basic directions for cost saving are proposed.


 Суть коммерческой калькуляции заключается в ведении бухгалтерского учета издержек обращения не только по статьям, но и в членении их по товарным группам.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница